Педагогические технологии на уроках английского языка в ДОУ
статья

Максарова Юлия Соломоновна

В современном мире все больше родителей осознают важность изучения иностранного языка с самого детства. Заботливые мамы и папы начинают задумываться о будущем своих детей заблаговременно, стремясь обеспечить им лучшие перспективы. Ведь будущая профессия играет определяющую роль в жизни человека. Признанная профессия всегда требует многостороннего образования, а также отличного знания нескольких языков. В мире сегодняшней современности, эту роль надежно исполняет английский язык. Это обстоятельство мотивирует родителей начинать обучение своего ребенка в раннем возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии   методы на занятиях по английскому  языку в ДОУ

В современном мире все больше родителей осознают важность изучения иностранного языка с самого детства. Заботливые мамы и папы начинают задумываться о будущем своих детей заблаговременно, стремясь обеспечить им лучшие перспективы. Ведь будущая профессия играет определяющую роль в жизни человека. Признанная профессия всегда требует многостороннего образования, а также отличного знания нескольких языков. В мире сегодняшней современности, эту роль надежно исполняет английский язык. Это обстоятельство мотивирует родителей начинать обучение своего ребенка в раннем возрасте.

У детей есть удивительная способность запоминать огромное количество информации. Однако, их мозг не запоминает что-то просто потому, что так требуется. Дети запоминают все, что бросается в их глаза и интересно для них. И они наслаждаются игрой! Песни, рифмовки, конкурсы, необычные гости, кукольный театр, активные игры, проекты- все эти элементы помогут детям освоить основы английского языка и научиться общаться.

Для успешной реализации раннего обучения иностранному языку педагогу необходимо обладать широким арсеналом методических приемов, способных сделать занятия эмоционально красочными, интересными и познавательными. В нашем саду, как и в других дошкольных учреждениях, с целью повышения эффективности образовательного процесса, используются следующие образовательные технологии:

CLIL технология (Предметно-языковое интегрированное обучение дошкольников)

Технология CLIL по мнению многих методистов и исследователей существенно повышает мотивацию у учащихся к изучению языка в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста, поскольку язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета. Идея состоит в том, чтобы изучать предмет через иностранный язык, то есть преподавание любого предмета «с использованием языка»

Включение иностранного языка в образовательный процесс должно идти поэтапно. Педагогам желательно составить вокабуляр из фраз, которые необходимы для осуществления простых коммуникаций на занятиях. Он может включать лексику по следующим ситуациям: организационные моменты (Listen, Look (at), Sit around the table, please …), режимные моменты (Greetings), взаимодействие обучающийся-педагог (Show me…, Point…, What's this?, What can you hear?), взаимодействие между обучающимися (Give me the pencil, please, Can you help me?, It's my turn), поощрение учащихся (That's right, Well done, Good job).

При обучении иностранным языкам дошкольников используются  только компоненты CLIL технологии. Действия учащихся комментируются педагогом на иностранном языке, тем самым каждый учащийся, погружаясь в языковую среду, получает новые знания. Важно и то, что темы выбираются уже известные детям. Главная цель заключается в приобретении детьми положительного отношения к иностранному языку, в понимании всей полезности языка и в желании самостоятельного изучения. В детском саду я использую английский язык во время игры/рисования/лепки/уборки групповой, если я работаю на группе. Например, во время рисования мы смешиваем основные цвета, и дети узнают, какие еще цвета из них получаются.  Или мы наводим порядок в группе, напевая песню и узнавая новые слова (toys, doll, book).

Метод CLIL применяет знания грамматических структур, используемых в функциональном языке, но это не является самоцелью. Хотя CLIL дает учащимся возможность развивать языковые способности во время занятий, и дает возможность приобретения лексики и грамматики, но в центре внимания учебной деятельности с использованием этого метода - понимание предметного содержания, а не грамматической структуры языка. Исследования CLIL показывают, что большинство педагогов не учат грамматике в процессе преподавания знаний об окружающем мире, поскольку содержание и язык в данном случае интегрированы.

Игровая технология

  Поскольку основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, это умение должно быть поставлено во главу угла при построении занятий в детском саду. При выборе игр учитываются интересы, склонности и уровень речевой подготовки каждого дошкольника и позволяют осуществлять дифференцированный подход к дошкольникам, вовлекая их в работу. Игры обогащают новыми впечатлениями, активизируют словарный запас, выполняют развивающие функции и снижают уровень тревоги и утомляемости. Цель, содержание, структура и проведение игр могут быть различными. Они помогают совершенствовать речевые навыки, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Именно поэтому данная технология применяется на каждом занятии. В рамках игровой технологии на моих занятиях активно используется  метод физического реагирования  — The Total Physical Response (TPR). На мой взгляд, этот метод является одним из самых эффективных, которые можно применять при обучении детей дошкольного возраста английскому языку. Метод полного физического реагирования является одной из попыток донести нужную информацию и помочь ее усвоить ученикам через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

Суть этого метода заключается в изучении новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, команд, пантомимы и игры. Например, при изучении слова "велосипед" дети имитируют сам предмет и действия, производимые с ним. Таким образом, можно ассоциативно усвоить огромное количество слов. Детям дошкольного возраста трудно показать сходство между русским и английским языками, особенно при переводе, так как они в основном обладают визуальным и метафорическим мышлением. Для того чтобы выучить новое слово, необходимо связать его с каким-либо образом (предметом, картинкой, жестом). Этот метод обучения второму языку основан на сочетании языка и телодвижений: в TPR преподаватель дает обучаемому команды на целевом языке, а тот отвечает на них телодвижениями. ТPR является примером того, что на первом этапе наиболее важны слух и восприятие нового языка. Производство языка и собственная речь появляются позже. Как и при овладении родным языком, сначала ребенок слышит язык взрослого, затем начинает выполнять его команды  и только потом начинает говорить самостоятельно.

При обучении по этому методу преподаватели редко используют родной язык. Поэтому они выбирают команды, по которым сразу понятно, о чем идет речь. Поскольку дети не могут долго сидеть на месте, команды часто требуют движения (отсюда и название). Обучение начинается с базовых команд, таких как "сидеть", "стоять" или "потрогай что-нибудь", и со временем количество команд увеличивается и усложняется.

Основное правило TPR  заключается в том, что ученики являются не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса, они повторяют слова и фразы с разными интонациями, выполняют движения, придумывают собственные игры, танцуют. Таким образом, заучиваются глаголы движения. Такое запоминание предполагает визуальное и метафорическое мышление и не требует дополнительных объяснений или сходства с родным языком, достаточно запомнить слова и характерные для них жесты и картинки.

TPR направлен на распознавание языка с помощью органов чувств и подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов, его  можно и нужно использовать для решения самых разных задач:

Отработка лексики, связанной с движениями (go, smile, jump) и частями тела (head, nose, eye, back);

Отрабатывать временные конструкции (вставать каждое утро, умываться, готовить завтрак);

Заучиваниевыраженийикомандвклассе(открытькнигу,встать,закрытьглаза);

Инсценировать истории;

Снимать/надевать одежду.

Психолого-педагогическим обоснованием целесообразности использования метода TPR являются особенности развития детей данного возраста, в частности, их психологические особенности.

Здоровьесберегающая технология.

Следующая и одна из самых важных, на мой взгляд, технология – здоровьесберегающая. Это связано с тем, что только здоровые дети могут правильно усвоить и применить в дальнейшем полученные знания. Для предотвращения перегрузки и снятия усталости детей в уроки добавляются веселые физкульт-разминки и активные игры, а также прроисходит частая смена деятельности.

Проектная технология

Очень интересная проектная технология, которая направлена на развитие у детей активного и самостоятельного мышления, на то, чтобы научить их не только запоминать и воспроизводить знания, но и применять их на практике. Важно, что дети учатся сотрудничать в проектной работе, а совместное обучение способствует развитию взаимопомощи, готовности и способности к сопереживанию, творческих способностей и активности учащихся. Особенно актуально применять ее перед различными творческими конкурсами. Например, к фестивалю дружбы народов ребята изучали традиции разных стран, представителей которых они потом воплощали в постановке. Дети узнали о национальных приветствиях, одежде, традиционных блюдах, а также о том, что же люди по всему миру делают с выпавшими молочными зубами. В ходе исследования нашли занимательную книгу «What do you do with your teeth?», которая способствовала появлению нашей постановки. Перед рождественским шоу талантов ребята также знакомились с традициями празднования Рождества и Нового года в англоговорящих странах, а затем перевоплощались в рождественских персонажей.

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)

Сегодня ИКТ занимают прочное место в учебном процессе, ведь с их помощью  реализуются следующие принципы: наглядность, доступность, дифференцированный подход в обучении, практическая направленность и систематичность изложения учебного материала. Эти принципы способствуют развитию индивидуальности каждого студента в учебном процессе и являются основой обучения. Мультимедийные материалы помогают сделать обучение плодотворным как для детей, так и для преподавателей. Таким образом, современный учитель не может эффективно работать без использования в своей деятельности современных образовательных технологий. Использование этой технологии - одно из главных условий повышения качества обучения, снижения нагрузки на воспитанников детского сада и более эффективного использования учебного времени.

Я также использую данную технологию на каждом занятии. Это может быть, например, постановка темы занятия, когда дети смотрят короткий видеоролик, а затем говорят, о чем же мы сегодня будем беседовать. Некоторые физкульт-разминки тоже проводятся с использованием ИКТ, а детям очень нравятся эти красочные и яркие видеоролики с забавными персонажами.

Наша жизнь не стоит на месте и современные занятия и уроки по иностранному языку это не просто повторение новых слов и фраз за педагогом и прояснение значения при помощи родного языка, это комплексный подход, направленный на развитие языковой компетенции у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

Новые педагогические технологии на уроке английского языка.

Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. С 1966 года в Англии раз в два года проходят конференции, по материалам которых выпускаются книги «Aspects of Educational Technolog...

«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»

 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,  а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Мастер-класс: «Урок-квест как инновационная педагогическая технология на уроках английского языка»

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного э...

«Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка»ийского языка»

Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.Актуальность проектной работы обусловлена необходимостью продолжения внедр...