Эссе к профессинальному конкурсу "Учитель года"
статья

Моя педагогическая философия - это размышления о духовных основах личности педагога, его моральные скрепах. В чем заключается сокровенная суть педагогического творчества!? Что должно преобладать в педагогическом процессе - творчество или ремесло?! Ответы на эти непростые вопросы даны в эссе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

Моя педагогическая философия: творчество или ремесло?!

Как жить? С ощущением последнего

дня и всегда с ощущением вечности.

Ф. Абрамов

У каждого из нас свой путь к профессии. С детства мечтала стать историком-исследователем, учиться на музееведческом отделении известного московского вуза. А вместо этого стала студенткой, затем выпускницей обычного педагогического института. Хорошо помню свой страх перед началом педпрактики: как же я, такая замкнутая, приживусь в школе? Интересна ли буду себе и детям? И помню свой кризис первого года педагогической работы, когда хотелось все бросить и уйти в поисках более спокойного «тепленького местечка», где нет ни нервов, ни постоянного унижения. И оно нашлось, вот только более дальновидный директор не отпустил.

Помните середину 90-х гг. прошлого века? «Кому нужно ваше образование?» - часто приходилось слышать со всех сторон. – «Вы сколько зарабатываете в своей школе? А сколько нервов тратите? Да я со своим начальным и тремя коридорами могу позволить себе столько, сколько вы за свою жизнь не заработаете!» Как мне было обидно и горько слушать подобные разговоры, тем более, что как историк знала и понимала, что школьные преподаватели никогда не получали, не получают и не будут получать достойного их труда вознаграждения. Запомнились мне эти годы еще и массовым оттоком хороших учителей из школ, особенно в Москве и Подмосковье, в модные тогда офисы, фирмы и т.п. Оставались преданные своему делу педагоги, как правило, глубоко пенсионного возраста, которые одним своим видом подавали пример, что «в человеке должно быть все прекрасно – и одежда, и слова, и мысли». Унижало отношение государства. И в первую очередь – к своей профессии. Ради чего бессонные ночи, подготовки к урокам, выдумывание методических ходов, заполнение никому не нужных нормативов?

Каждый раз, думая об этом, я вспоминаю рассказ нашего мудрого старого директора о маленькой, тихой и неприметной могиле на Немецком кладбище в Москве. На камне начертано: «Спешите делать добро». Там похоронен немец, католик, врач Федор Петрович Гааз. Смешной доктор маленького роста, приехавший в начале XIX в. в Россию богатым человеком, работал в тюремной больнице для каторжников. Кто не знает знаменитый Владимирский тракт, который позже был переименован в Шоссе Энтузиастов? Когда каторжников вели по этому тракту, их приковывали к металлическому пруту по 8 человек. Можно представить муки этих людей! 17 лет Гааз боролся с этой дикой системой конвоя и добился отмены бессердечного прута. Этот маленький смешной человек, что, в сущности, он сделал? Открыл Трою, сжег храм Артемиды или изобрел атомную бомбу?! ВСЕГО ЛИШЬ добился отмены прута, но зато мир стал чуть-чуть добрее и лучше. На мой взгляд, есть только три «профессии», которые считаются миссионерскими – учитель, врач и священник. И в каждой из них заложена миссия бескорыстного носителя знаний, истины и бесконечной Любви.

Формирование моих исторических интересов осуществлялось под влиянием работ историков Василия Осиповича Ключевского, Костомарова, Игоря Николаевича Данилевского, Бориса Рыбакова, Янина, Руслана Григорьевича Скрынникова, Алексея Львовича Юрганова и других. Это представители различных исторических школ. Они связаны между собой общим объектом исследования – человеческой личностью, формированием и развитием ее внутреннего мира, «следами» ее деятельности в разномасштабных промежутках пространства и времени. Это дало им возможность рассмотреть «сквозь» биографии некоторых исторических деятелей те ключевые моменты, из которых складывалась история и которые, возможно, не видны с других точек зрения. И наложило отпечаток на мое мировоззрение.

В условиях современного образования возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Это связано с тем, что для наших учеников становится все более актуальным не просто процесс научения, не только знания, а учение и самообразование, когда знания и умения становятся средствами развития и саморазвития личности. Психологи и педагоги разных стран отмечают следующее обстоятельство: прочнее всего сохраняется в памяти и работает та информация, которая стала достоянием собственного опыта – жизненного, познавательного, интеллектуального.

Научиться формировать собственный познавательный процесс – вот в чем заключается задача преподавания истории в современной школе. Оказывается, лучше всего этому может научить только учитель-исследователь. Результаты не заставили себя долго ждать. И дело не только в победителях олимпиад и лауреатах НПК. Многие учащиеся занялись исследовательской и проектной работой, выпускники пошли на исторические и юридические факультеты вузов, связали со своей профессией. Я была бы очень рада тому, что, кроме необходимых УУД, мои дети получили бы еще кое-что для жизни. Я хочу, прежде всего, научить детей жить так, чтобы они получали от этого удовольствие, чтобы они были успешными людьми, даже если успехом и не пахнет. Смею надеяться, что то, чему я их научу или мы все вместе научимся, пригодилось им в жизни, хочу научить любви к своим близким, своей семье, своим учителям. Честно сказать, я не могу научить их любить страну, но любить свою Малую Родину, своих детей, маму, папу, найти истоки своего рода – это в моих силах. Ведь не ясно, что позорнее: не знать дату Смутного времени или имя своей прабабушки.

Так в чем заключается сокровенная суть педагогического творчества? Ответить на этот вопрос тем более важно, что сегодня в педагогике под творчеством понимается широкий спектр учительских достижений. Это и успешное внедрение уже готовой педагогической технологии, что, также требует воли, способностей, умения соотнести чужой опыт с реалиями своей школы. Это и грамотное использование учителем современных информационных технологий в рамках своего предмета. Но, на мой взгляд, не технологией единой жива школа. Найти общий язык с проблемным классом, от которого стонет вся школа, чем не творчество педагога?!

Во все времена педагогическая сверхзадача остается неизменной: бесконечное поддержание хрупкого баланса человеческих отношений. Ее исполнение еще не означает, что педагог должен уподобляться известному персонажу мультфильма коту Леопольду, с его вечным призывом: «Ребята, давайте дружно!» Порой случается так, что приходится играть на обострение, доводя до логического разрешения назревший конфликт. Но и тогда, когда эмоции накаляются до предела, профессионал не дает захватить себя страстям, оставаясь верным своей педагогической позиции. Своим педагогическим чутьем он обязан управлять любой обстановкой, включая конфликтную, постоянно помня, что имеет дело с незавершенной личностью ребенка или подростка. И не менее важно целенаправленно созидать воспитывающие ситуации, исходя из темы урока и материалов к нему. В этом заключается ремесло и мастерство педагога, приходящее только с опытом работы в школе.

Что же тогда должно преобладать в педагогике - творчество или ремесло?

Художник, используя свои изобразительные средства, может стремиться к гармонии (так было, начиная с древних греков вплоть до XX века) или к дисгармонии (что характерно для представителей модернизма и постмодернизма), предъявляя миру духовное смятение, внутренний разлад, до предела обнажая трагические проблемы бытия. У педагога такой дилеммы нет. Целью его творчества и одновременно средством ее достижения всегда, при любых условиях является гармония человеческих отношений, к которой ему необходимо всегда стремиться, полностью отдавая себе отчет, что в реальной жизни этого нет и возможно, не будет. Даже трагические обстоятельства не освобождают подлинного педагога от добровольно взятых на себя обязательств. Я. Корчак и в немецком гетто продолжал ставить с детьми спектакль, а чешская учительница Л. Фарберова также в условиях концлагеря проводила конкурс детских рисунков.

«… Нам целый мир чужбина; /Отечество нам Царское Село» - более высокой оценки деятельности образовательного учреждения, чем у А.С. Пушкина, мы вряд ли где-то встретим. Рано или поздно каждый проходит свой крестный путь, оказывается вынужденным испить до дна свою чашу. Какой она будет? Как поведет себя человек перед лицом суровых испытаний, зависит от того, какими соками он напитался в юности, в каком духовном отечестве он вырос. Немалую роль в этом, на мой взгляд, играет индивидуальный почерк педагога, его профессиональное чутье. А это и мастерство, как высшая степень ремесла, и творчество одновременно.

В последнее время на учителя возлагают сверхмиссию – быть носителем духовности обедненного нравственностью общества. И здесь мы, наконец, лучше доходим до понимания сокровенного смысла педагогического творчества. Ярче и сокровеннее, чем сформулировал идею отец Александр Мень, сказать трудно: «Так вот, когда мы начинаем учиться отличать добро от зла, когда мы учимся в себе находить вот это поле битвы, как говорил Ф.М. Достоевский, тогда и начинается работа по выращиванию нашей духовности. Вот это величайшее творчество. Для того чтобы творить, необязательно создавать картины, симфонии или скульптуры. Каждый человек творит свою душу, каждый созидает свою личность в соответствии с другими «Я» и с вечным «Я» - божественным». Творить души учителем – задание пожизненное. Здесь не обойдешься часом ученичества. Занимая по тем или иным причинам ложную позицию, мы калечим не только душу ученика, но и собственную душу.

Действительно, учитель может сделать своего воспитанника счастливым, если любит его, а может превратить его жизнь в страдания и несчастия. Путь любви – долгий путь самосовершенствования, обуздание совей низшей природы и служения. Но это единственный путь, ведущий к счастью взаимопонимания учителя и ученика. В какой-то мере в своем высшем аспекте учительство для меня – это монашество в «миру», а оно предполагает служение людям с любовью. Устремленный учитель целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для его профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. Всегда есть те, кто находится на более низкой, нежели ты, ступени духовного развития и смотрит на тебя снизу вверх. Но также существуют люди, находящиеся на неизмеримо большей, чем ты, высоте, на которых мы смотрим с восхищением, стремясь дотянуться до них. Для меня таковыми теперь стали не только мои прежние учителя-наставники, но и победители Всероссийского конкурса «Учитель года», оказавшиеся в числе 15 лучших педагогов России.

Если бы меня спросили теперь: как бы Вы хотели прожить свою жизнь, если все начать сначала? Я бы не стала сожалеть о том, кем я не стала (ученым-исследователем!). На память немедленно приходят хрестоматийные строки Александра Блока, приобретавшие в этом контексте иронический оттенок:

«Умрешь, начнешь опять сначала. И повториться все, как встарь...», - не слишком ли скучный вариант???

На мой взгляд, российским педагогам кошмар утраты смысла жизни не грозит. При любых общественных и политических раскладах мы будем продолжать учить детей. Что же касается упущенных возможностей реализовать себя в других, не менее интересных сферах деятельности, то наша школа при желании их всем предоставляет. Здесь приходится быть всем: и изворотливым менеджером, сценаристом, режиссером-постановщиком, актером и предпринимателем!

А мне кажется, надо оставаться самим собой. Поэтому я и занимаюсь школьным музеем.

В нынешнем обществе учителю все еще трудно быть творцом свободной гармоничной личности. Для меня воспитать ребенка - значит сформировать Личность. Разумеется, у каждого человека этот путь уникален и неповторим. Для кого-то толчком для движения в нужном направлении служить вовремя прочитанная книга, другому - помогает волшебная встреча, а третий прозревает при свалившемся на него несчастье. Но при любых обстоятельствах, по мысли древних, услышать может лишь имеющий уши. Это означает, что для постижения вечных ценностей на определенном временном отрезке от каждого из нас требуются неимоверные усилия, профессиональное мастерство, которое лишь преумножается с годами, и личное духовное творчество.

А для этого «следует поднять учителя на недосягаемую высоту». Мне кажется, что в этом В. И. Ленин был прав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эссе для конкурса "Учитель года 2011"

Хочу поделиться своими мыслями на тему "Моё педагогическое кредо". Одним из условий участия в конкурсе было написание эссе-рассуждения по данной теме. Не судите сторого!...

эссе к конкурсу учитель года

Учитель в современной школе....

Эссе на конкурс Учитель года Кубани - 2014

Эссе на конкурс Учитель года Кубани - 2014...

Эссе "Отечественная война 1812 года"

Целью данного эссе является изучение и анализ мнений ряда советских и российских историков о событиях Отечественной войны 1812 года....

Исследовательское эссе " Моя семья в годы ВОВ"

В исследовательском эссе решаются задачи идейно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания ,используется направление краеведческой работы  своей целью ставлю научить детей не презирать,...

эссе к конкурсу "Учитель года"

В эссе отображены мотивы по которым я выбрала профессию учителя...