Презентация "Дионисий"
презентация к уроку

Шулакова Елена Дмитровна

Презентацией "Дионисий" удобно воспользоваться при проведении занятий по истории искусств при изучении древнерусского искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dionisiy.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИОНИСИЙ Русский иконописец XV века

Слайд 2

«Изящный и зело хитрый в русской земли» (из летописи) Вехи жизни Родился около 1440 г. Происходил из рода «боярских детей» Квашниных, предки служили Ивану Калите. Не был монахом, имел семью: жену Марию, сыновей Владимира и Феодосия, которые также были иконописцами и работали с ним. Умер после 1510 г. География творчества Свято-Пафнутьев Боровский монастырь Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере Московский Кремль Чигасов монастырь в Москве Иосифо-Волоколамский монастырь Павло-Обнорский монастырь Ферапонтов монастырь

Слайд 3

Две житийные иконы для Успенского собора в Москве Иконы парные, перекличка клейм подчеркивает симметричность сюжетов. Размеры икон 197 x 152 см

Слайд 4

Митрополит Алексий с житием. 1480-е гг. Успенский собор. Москва Беседа митрополита Алексия с Сергием Радонежским и отказ Сергия принять митрополичий сан (клейма слева); закладка храма Чуда Михаила Архангела в Хонех (справа)

Слайд 5

Митрополит Петр с житием. Начало XVI в. Успенский собор. Москва Закладка первого Успенского собора (клеймо слева); толкование митрополитом Петром сна Ивана Калиты (клеймо справа)

Слайд 6

Богоматерь Одигитрия 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва Икона византийского происхождения из Вознесенского монастыря в Московском Кремле была восстановлена Дионисием после пожара.

Слайд 7

Богоматерь Одигитрия 1502–1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Эта икона создана для иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Жест Одигитрии не указывает по канону на Младенца, а напоминает благословение по западному образцу.

Слайд 8

Четыре иконы храма Святой Троицы Павло-Обнорского монастыря Спас в силах. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 9

Уверение Фомы. Около 1500. Государственный Русский музей Успение Богоматери. 1500. Вологодский государственный музей-заповедник

Слайд 10

Распятие. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 11

Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1500-е Западный портал

Слайд 12

«Светоприимная свеща…» Сцена из акафиста Пресвятой Богородицы. В основу программы росписей положен акафист Пресвятой Богородицы.

Слайд 13

Богоматерь с младенцем и ангелы. Фреска в конхе центральной апсиды

Слайд 14

Святой Николай Чудотворец. Фреска в конхе Никольского предела (реставрация)

Слайд 15

Иконы деисусного чина Рождественского собора Ферапонтова монастыря Святой Георгий Архангел Гавриил Святой Иоанн Богослов

Слайд 16

Сошествие во ад. Около 1502 ̶ 1503. Из Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 17

Преподобный Дмитрий Прилуцкий Дионисия ̶ идеальный образ монаха-исихаста. Последняя икона мастера. Преподобный Дмитрий Прилуцкий в житии. Начало XVI в. Вологодский государственный музей-заповедник

Слайд 18

Дионисий и мастерская Дионисий за долгие годы своей работы сформировал большую мастерскую, поэтому многие иконы имеют атрибуцию «Дионисий и мастерская» или «круг Дионисия». Успение святого Николая Чудотворца. Фрагмент. Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Южная грань юго-восточного столба

Слайд 19

Презентация подготовлена на основании материалов И. Языковой и Е. Медковой. Газета «Искусство» № 7 / 2010 Средневековые мастера считали, что главный Художник и Зодчий – Бог, творящий мир по законам красоты гармонии, а иконописец – лишь кисть в руке Божественного Мастера.