Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
статья

Суздальницкая Валентина Григорьевна

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

 Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. 

  Коммуникативная компетентность (осведомлённость учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) -основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Поэтому формирование коммуникативной компетенции служит не только практической цели – формированию навыков общения и речи учащихся, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».    

  Коммуникативная компетенция реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

-овладение функциональной грамотностью (способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста);

-овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

 -овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; овладение орфографией и пунктуацией.        

Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.

Характеристика 4 уровней коммуникативной компетенции  учащихся
Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Можно выделить 4 уровня коммуникативной компетенции учащихся: низкий, средний, выше среднего, высокий и 4 составляющих коммуникативной компетенции: речевую, языковую, стилистическую и риторическую.
1 уровень ( низкий)
Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается более 2 речевых ошибок в тексте объемом 150-200 слов. У учащихся бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности или их отсутствие, частые паузы. Выступление заканчивается раньше, чем через 2 минуты. Учащиеся не соотносят речь и ситуацию общения, не могут организовать пространство, стремятся уйти подальше от аудитории, спрятаться за стол учителя, опереться на него, могут отвлекаться или слишком зажаты, чувствуют себя крайне напряженно и неуютно.
Языковой аспект: раскрывают содержание вопроса (проблемы) с соблюдением норм оформления текста по образцу, не придерживаются лексических, грамматических норм, отсутствует орфографическая зоркость, частотны орфографические и синтаксические ошибки.
Стилистический аспект: учащиеся имеют самое общее представление о стилях речи. При общении преобладает разговорный стиль.
Риторический аспект: учащиеся не имеют представления о композиции речи, неточно формулируют тему текста, не могут удержать тему на протяжении всего выступления, затрудняются в формулировке тезиса и подборе аргументов, не видят логических несоответствий, причинно-следственных связей и др., не отмечают нарушений речевой этики.
2 уровень (средний)
Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется не более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 2 речевых ошибок, бедный словарный запас, средства выразительности используются неуместно, частые паузы. Учащиеся с трудом могут выступать в течение двух минут, соотносят речь с ситуацией общения, могут организовать пространство, но при этом чувствуют себя неуверенно или чрезмерно активно, неуместно используют невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся имеют представление о лексических, грамматических нормах, но не считают нужным соблюдать их, имеют представление о правилах орфографии и пунктуации, но пишут «по привычке», не соотнося правило и конкретное слово или предложение, замечают ошибки, но не могут определить их происхождение, орфографическая зоркость развита слабо.
Стилистический аспект: имеют представление о стилях речи, но не знают их особенностей и сферы их применения.
Риторический аспект: учащиеся имеют представление о композиции речи, но не всегда ее соблюдают при построении текста, формулируют тему текста, раскрывают тему (проблему), включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил составления текста, могут удержать тему. Делают попытки сформулировать основную мысль, называют аргументы, считают их исчерпывающими и достаточными, однако, могут быть нарушения логики, причинно-следственных связей и др., недочеты.
3 уровень (выше среднего)
Речевой аспект: работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, допущено не более 1 логической ошибки. Учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 1 речевой ошибки. Словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Средства выразительности используются не всегда уместно. Паузы отсутствуют, выступление длится в течение двух минут. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, умело организует пространство, чувствует себя достаточно уверенно, адекватно использует невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся в основном соблюдают лексические, грамматические, стилистические нормы письменной и устной речи, фиксируют ошибки, но неправильно их классифицируют. Допускают не более 4 орфографических или синтаксических ошибок. У учащихся развита орфографическая зоркость.
Стилистический аспект: учащиеся разбираются в функциональных стилях речи, владеют теорией построения текста разных стилей и жанров.
Риторический аспект: учащиеся знают о композиции речи и соблюдают ее при построении текста, однако, наблюдаются незначительные недочеты в построении текста. Правильно ставят цель, формулируют, удерживают и раскрывают тему, основную мысль, называют аргументы и определяют жанр текста. Обращают внимание на логику в изложении аргументов, но неправильно их классифицируют.


4 уровень (высокий)
Речевой аспект: работа учащихся характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки отсутствуют, четко формулируется тезис, подобрано достаточное количество аргументов, приведены примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Выступление длится более двух минут. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся хорошо разбираются в языковых и речевых нормах, осознанно их соблюдают, допускают не более 2 орфографических или синтаксических ошибок. У них хорошо развита орфографическая зоркость.
Стилистический аспект: учащиеся хорошо разбираются в стилях речи и сферах их применения, умеют создавать тексты разных функциональных стилей и жанров.
Риторический аспект: композиция текста не нарушена, учащиеся четко формулируют тему и основную мысль, удерживают тему на протяжении всего выступления, правильно называют аргументы, следят за логикой изложения материала, приводят примеры, раскрывают содержание вопроса (проблемы), самостоятельно предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра, умеют формулировать и обосновывать свою позицию, а также убеждать окружающих в своей правоте.
Для определения уровня (низкий, средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся использованы специально разработаны методики А.П. Чудинова, З.И. Курцевой, Л.Г. Антоновой, А.В. Филиппова, идеи С.А. Минеевой, Т.А. Долининой и др.

          Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? 
Наиболее эффективной формой в данном направлении является работа с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

  При подходе к тексту как к средству формирования коммуникативной компетенции особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.

  С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове. Особую роль в воспитании развитии современного учащегося приобретают тексты, направленные на духовно - нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения.

  Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному ученику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус?

    В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по-новому.

  Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру.  Наблюдения в процессе анализа текста над обусловленностью значения  слова, его  связями с другими  словами, над  взаимодействием  слова и  контекста  содействуют  воспитанию  чувства  языка, языкового  чутья, которое проявляется  «в  умении  создавать  новые  контексты, тонко понимая их  смысл».

  Важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос, какова роль изучаемой категории в речи, то есть в тексте, так как каждый текст является конкретным проявлением речевой деятельности.

  В процессе работы с текстами ученики узнают особенности всех стилей (разговорного и книжных: научного, научно - популярного, официально - делового, публицистического, художественного).

  Таким образом, целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы - это те условия, которые обеспечивают речевое развитие учащихся, в основе которого - совершенствование, развитие чувства языка.

   Теоретическую основу обучения работе с текстом составляют три группы понятий:

 - признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания   (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

-стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

- функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности (описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий).

     Текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Первый шаг при работе с текстом - это его прочтение.

 Оно может быть в любом виде: про себя, хором, чтение за кем-то, чтение вполголоса - существует огромное количество различных видов чтения

Следующий этап - это первичное понимание текста. 

Когда ученикам задаешь вопрос, о чем прочитали, то приходится удивляться, насколько по-разному они понимают текст, поэтому ответы можно услышать абсолютно непохожие. Но необходимо дать возможность высказаться всем. Каждый слышит текст по –своему. И здесь снова работа со словом: ищем ключевые слова, словосочетания и приходим к общему выводу. Если текст объемный, то определяем микротемы, обращаем внимание на абзацы, думаем, какой темой они объединены.

Подбираем название к тексту, если он не был озаглавлен, как правило, это задание не вызывает затруднение, но обращаю внимание, что в заголовке может выражаться основная мысль, а может не выражаться. Оставляем наиболее удачный заголовок.

Далее идет работа по анализу текста. 

В зависимости от содержания могут задаваться разные вопросы: какая основная мысль? что хотел сказать автор читателю? над чем заставил задуматься? К сожалению, эти

вопросы вызывают затруднения, так как здесь уже нужно сформулировать фразу, причем,  она должна быть небольшая по объему, но очень емкая по содержанию. Практика

показывает, что очень мало учащихся умеет формулировать такие предложения, вот в этом и заключается проблема понимания текста.

Работа ведется в нескольких направлениях: либо мы ищем ключевую фразу, либо очень кратко пересказываем текст, а потом пытаемся сформулировать ответ. Здесь очень важно учителю не торопиться, а дать возможность ученикам высказаться, может быть, даже дать возможность поспорить друг с другом.

Следующий этап работы – это выработка умения находить, при помощи чего автор доносит основную мысль до читателя.

Здесь вариантов много: мы ищем опорные слова, художественные средства, разнообразные приемы. После такой работы пересказ любого текста уже не страшен.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

    Для того чтобы на основе текста формировать коммуникативные умения учащихся, недостаточно текст использовать в качестве дидактического материала. Необходимы определённые приёмы работы с текстом для их формирования. Методисты подчёркивают необходимость формирования и развития навыков речевого общения на двух уровнях: на репродуктивном (адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст, владеть видами чтения) и на продуктивном (создавать тексты различных жанров самим)

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.

Для того, чтобы работа с текстом была продуктивной, необходимо реализовать следующие условия:

  • Творческий подход в работе с текстом
  •  Целенаправленный отбор текстов
  • Включение каждого урока в систему работы
  • Продуманная система заданий
  • Исследовательский характер работы

Существуют различные типы заданий к текстам:

Типы заданий

Перечень заданий

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события последуют, какие мысли будут высказаны…).

3. Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте своё продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским.

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.

2. Найдите главное событие.

3. Расположите события по степени важности.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место. Содержание остальных частей передайте сжато (или выборочно).

Задания, направленные на интерпретацию текста.

1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что …

2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что …

3. выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события).

4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на творческую переработку текста.

1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о ….

2. Дополните текст похожими примерами.

3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, являющий собой общее рассуждение.

5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

Некоторые приемы работы с текстом.

Комплексный анализ текста - удобная форма проверки знаний и  умений учащихся, которая  даёт  возможность  на  уроке  обеспечить  взаимосвязь  изучения  нового  материала  и повторения, создавая  условия  для реализации межпредметных связей.

  Комплексный анализ текста предполагает:

  • определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т.д.;
  • обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов;
  • выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов;
  • лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
  • анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Переводчик. 

Эта игра не только прививает интерес к урокам русского языка, но и обогащает словарный запас детей.

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:

Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).

Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь).

Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).

Перст - (палец). Десница - (правая рука).

Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).

Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).

Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).

Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).

Контрольная работа по теме «Текст»

5 класс

Задание № 1:

Разбейте текст на четыре абзаца. Спишите.

Наступила осень. Светит гру(с, ст)ное солнце. На стройных берёзках  ещё др…жат жёлтые листочки. Лучи осеннего со(н, лн)ца освещают их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным к…вром. Я иду по лесной тр…пинке. Тонкие паутинки блестят на со(л, лн)це. В вышине звучат птич..и голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя. Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу ни(с, з)кие облака. В воздухе закружились сухие лист..я. Вот и мелкий дождь пошёл. Уже скоро земля покроется первым сне…ком. Наступит чудесная зима.

Задание № 2:

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился законченный текст? Отметьте правильный ответ.

А. Дети смастерили для черепахи домик, в который положили солому.

Б. Весной около дороги ребята нашли черепаху.

В. Солнце разбудило её от спячки.

Г. Черепаха жила в домике до тех пор, пока не наступило лето.

1) Б, В, А, Г      3) В, Г, А, Б

2) Г, В, А, Б       4) Б, А, В, Г

3адание № 3:

Какое предложение могло быть пятым (Д) в этом тексте? Выберите его и обоснуйте ответ.

1.Мы рады встрече с черепахой.

2.Зимой она опять вернулась к нам.

3.А летом домик ей не понадобился.

Дети отнесли черепаху в живой уголок.

Задание № 4:

Определите тему получившегося текста. Озаглавьте его.

Контрольная работа по теме «Текст»

5 класс. Ответы.

Задание № 1:

Наступила осень. Светит грустное солнце. На стройных берёзках ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.

Задание № 2:

1.Б, В, А, Г

Задание № 3:

3.А летом домик ей не понадобился.

Задание № 4:

Дети нашли черепаху.

РАЗДЕЛЕНИЕ НА АБЗАЦЫ

Бутерброд с маслом всегда падает маслом вниз, — гласит закон падающего бутерброда. В общем виде этот закон означает, что всё происходящее всегда совершается самым неудобным образом и, если какая-то неприятность может произойти, она случится непременно. Кто открыл его — неизвестно, но знали о нем очень давно. В 1830 году в немецком городке Ильменау вышла книга Иоганна Шмитда «Общедоступное изложение физики». Шмидт утверждал: «То, что бутерброды обычно падают маслом вниз, конечно, не более чем предрассудок; но тот, кто захотел бы заняться исследованием положения центра тяжести бутербродов, нашел бы прекрасный случай применить свою ученость без всякой пользы». Иоганн Шмидт оказался провидцем. В 1991 году на Би-би-си показали серию опытов с подбрасыванием 300 бутербродов. 148 упали маслом вверх, 152 — маслом вниз. Выходит, прав Шмидт, и Закон бутерброда опровергнут? Вовсе нет. В жизни ведь бутерброды никто не подбрасывает: они обычно падают со стола. И, как установил английский физик Роберт Маттеус, при обычной высоте стола бутерброд успевает совершить лишь пол-оборота, то есть падает маслом вниз. Итак, в нашем мире и с нашими столами закон справедлив. Для того чтобы бутерброд всегда падал маслом вверх, стол должен быть трехметровой высоты, а существо, сидящее за таким столом, иметь рост метров 6. Между тем, по вычислениям физиков, в нашей Вселенной максимальный рост двуногого существа не может превышать трех метров, иначе оно покалечится при любом случайном падении. Другими словами, закон бутерброда есть космическая постоянная. А мы и не сомневались.

СПРАВЕДЛИВ ЛИ ЗАКОН БУТЕРБРОДА?

      Бутерброд с маслом всегда падает маслом вниз, — гласит закон падающего бутерброда. В общем виде этот закон означает, что всё происходящее всегда совершается самым неудобным образом и, если какая-то неприятность может произойти, она случится непременно.

      Кто открыл его - неизвестно, но знали о нем очень давно. В 1830 году в немецком городке Ильменау вышла книга Иоганна Шмитда «Общедоступное изложение физики». Шмидт утверждал: «То, что бутерброды обычно падают маслом вниз, конечно, не более чем предрассудок; но тот, кто захотел бы заняться исследованием положения центра тяжести бутербродов, нашел бы прекрасный случай применить свою ученость без всякой пользы».

       Иоганн Шмидт оказался провидцем. В 1991 году на Би-би-си показали серию опытов с подбрасыванием 300 бутербродов. 148 упали маслом вверх, 152 -маслом   вниз. Выходит, прав Шмидт, и Закон бутерброда опровергнут?

        Вовсе нет. В жизни ведь бутерброды никто не подбрасывает: они обычно падают со стола. И, как установил английский физик Роберт Маттеус, при обычной высоте стола бутерброд успевает совершить лишь пол-оборота, то есть падает маслом вниз. Итак, в нашем мире и с нашими столами закон справедлив.

        Для того чтобы бутерброд всегда падал маслом вверх, стол должен быть трехметровой высоты, а существо, сидящее за таким столом, иметь рост метров 6. Между тем, по вычислениям физиков, в нашей Вселенной максимальный рост двуногого существа не может превышать трех метров, иначе оно покалечится при любом случайном падении.

     Другими словами, закон бутерброда есть космическая постоянная. А мы и не сомневались.

ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО/ИСКЛЮЧЕНИЕ НЕЗНАЧИМОГО

Бутерброд с маслом всегда падает маслом вниз, - гласит закон падающего бутерброда. В общем виде этот закон означает, что всё происходящее всегда совершается самым неудобным образом и, если какая-то неприятность может произойти, она случится непременно.

Кто открыл его - неизвестно, но знали о нем очень давно. В 1830 году в немецком городке Ильменау вышла книга Иоганна Шмитда «Общедоступное изложение физики». Шмидт утверждал:

«То, что бутерброды обычно падают маслом вниз, конечно, не более чем предрассудок; но тот, кто захотел бы заняться исследованием положения центра тяжести бутербродов, нашел бы прекрасный случай применить свою ученость без всякой пользы».

Иоганн Шмидт оказался провидцем. В 1991 году на Би-би-си показали серию опытов с подбрасыванием 300 бутербродов. 148 упали маслом вверх, 152 - маслом   вниз. Выходит, прав Шмидт, и закон бутерброда опровергнут?

Вовсе нет. В жизни ведь бутерброды никто не подбрасывает: они обычно падают со стола. И, как установил английский физик Роберт Маттеус, при обычной высоте стола бутерброд успевает совершить лишь пол-оборота, то есть падает маслом вниз. Итак, в нашем мире и с нашими столами закон справедлив.

Для того чтобы бутерброд всегда падал маслом вверх, стол должен быть трехметровой высоты, а существо, сидящее за таким столом, иметь рост метров 6. Между тем, по вычислениям физиков, в нашей Вселенной максимальный рост двуногого существа не может превышать трех метров, иначе оно покалечится при любом случайном падении.

Другими словами, закон бутерброда есть космическая постоянная.

 А мы и не сомневались.

Подчеркните ключевые фрагменты в тексте

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны.

Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую

ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и

загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки

происходят приливы (в течение шести часов море наступает на

берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега).

Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны.

Например, Луна способна превратить ясный день в настоящую

ночь. Это происходит во время полных солнечных затмений, когда Луна на своем пути оказывается между Землей и Солнцем и

загораживает его. Притяжение Луны вызывает движение воды в земных океанах и морях. С этим явлением хорошо знакомы моряки и жители прибрежных районов: дважды в сутки

происходят приливы (в течение шести часов море наступает на

берег) и отливы (в течение следующих шести часов море отступает от берега).

 (По М. Гаспарову)        

Подчеркните ключевые фрагменты в тексте

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик...Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец- киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело.

(По М. Гаспарову)

        

В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны красивые и непонятные слова: амфора, кратер, лекиф, килик...Нам кажется, что это вещи, которые делались только для красоты.

Немногие из греческих сосудов были украшением – например, в храмах. Большинство служило человеку в хозяйстве: в шарообразных глиняных бочках – пифосах – хранили припасы, в амфорах перевозили или переносили вино, зерно; из блюдец- киликов пили, а в лекифы наливали душистое масло, которым натирали тело. (По М. Гаспарову)

Про зависть (Д.С. Лихачев)

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы

заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее

близость зависти. (5) Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти:

развивайте в себе собственные, индивидуальные

склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13) Завидуете – значит не нашли себя.

Разделите текст на части

Сколько частей у Вас получится? Предположите, сколько у Д. С. Лихачева?

В оригинале 8 абзацев.

У вас?

          (1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

              (4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы

заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее

близость зависти. (5) Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

              (6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

              (9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

              (10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти:

развивайте в себе собственные, индивидуальные

склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

              (11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

              (12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

              (13) Завидуете – значит не нашли себя.

Восстановите порядок предложений.

1.Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми.

2.Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года.

3.Небо редко бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи.

4.Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется.

5.Кирпичные дома всегда красно-коричневые или желто-коричневые.

6.Осенью многое в природе меняет окраску.

7.Пo серым мостовым едут бело-зеленые автобусы.

8.Кленовые листья краснеют.

Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми. Небо реже бывает голубым, его все чаще заволакивают серые тучи. А если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно-коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело-зеленые автобусы.

Пофантазируем. Что дальше?

По ночам на улице появляются загадочные животные.

Попытайтесь по первому предложению определить:

1.стиль речи

2.основной тип текста;

3.тему текста;

4.возможности развертывания темы

Лингвистический анализ текста

Работа с текстом К. Паустовского «Первый заморозок»

Выразительное чтение текста.                                                                                

1.Определить тему, основную мысль текста. (К. Паустовский рисует яркую картину природы, первого заморозка, показывая, как воспринимает это автор. Картина эта живописна: автор использует слова, обозначающие цвет, краски: синева, едва заметно голубела заря, багровая мгла, нежные страны золотых и розовых облаков, березы пожелтели, бледный свет зари, маленькая береза пожелтела, несколько лимонных листьев и т.д.)

2.Определить и подчеркнуть ключевые слова, которые отражают тему текста. (пришел первый заморозок, надышал холодом, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами, первому морозу, резкий воздух обмыл лицо холодной водой, падали листья, березы пожелтели, листья сыпались печальным дождем, в комнатах… тепло, сонно, маленькая береза пожелтела, несколько лимонных листьев лежало на полу, через день она облетела).

3.Озаглавить текст. Объяснить смысл заглавия. (Первый заморозок. Об этом повествование.)

4.Доказать, что это художественный текст. (Слово в данном тексте не только несет определенную информацию (сообщает о чем-то), но и служит цели эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.)                             

5. Каким типом речи является текст? (повествование с элементами описания).                      6.Какой способ связи между предложениями в данном тексте? (сочетание цепной и параллельной связи)                                                                                                       

7.Находим слова, употребленные в переносном смысле. Какие художественные средства изобразительности выражены словами в переносном значении? (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет).

8.Выписываем из текста на обратной стороне листа.

Сравнение: листья сыпались дождем. Метафоры: звезды как будто обрадовались первому морозу, далекие и нежные страны золотых и розовых облаков, заморозок …надышал на стекла в доме…посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами, разгорался рассвет. Эпитеты: частым и печальным дождем, далекие нежные страны золотых и розовых облаков, зернистым инеем.

9. части речи играют особую роль в создании картины? (прилагательные, глаголы – картина дана в движении: автор использует краски и звуки (захрустел под ногами, проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка). 

10.С помощью какого предложения автор передает настроение? (безличное предложение, грамматическая основа которого выражена словами состояния (Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно.) Синтаксический строй текста разнообразен.

11.Какие предложения по строению использовал автор, чтобы придать прозаическому тексту определенный ритм, создавая художественный образ. (сложносочиненные предложения, предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения)

Редактирование текста с целью усиления выразительности речи.

В данном тексте не хватает имен прилагательных. Язык текста бедный. Нужно усилить выразительность речи.

В осеннем лесу.

Особенно красив лес в начале осени. На фоне (…)  листвы выделяются (…) пятна (…) кленов, (…) осин. Падают с берез (…)  листья. От дерева к дереву тянутся (…) нити (…) паутины. Тихо в (…) лесу.

Дополни предложения, опираясь на слова для справок.

Какая бывает роса на траве?

Солнечным утром в ___ на ___ видны алмазы. Эти алмазы ___ и ___ на солнце ___, ___, и ___ цветом. Это капли росы в треугольных листьях травы и ___ на солнце. Листок этой травы внутри ___ и ___ . Капли ___ по листу и не ___ его.

(Слова для справок: жёлтым, красным, синим, полях, траве, блестят, переливаются, собрались, сверкают, катаются, мочат, мохнат, пушист).

К выделенным словам подберите синонимичные определения.

Ночь полновластно царит над миром. Свет льется с высоты, где в черных облаках плывет невидимый месяц. Стены мазанок блестят и отливают белизной. Всё остальное скрыто в темноте: тополя, мельница, природа как будто спит и мирно дышит, одухотворенная талантом художника.

 Слова для вставки: бархатная, роскошная, черно-синяя (ночь); сказочный, фантастичный (свет); крошечные почти игрушечные (мазанки); яркая, ослепительная (белизна); стройные, похожие на свечи (тополя); уснувшая, тихая (мельница).

Языковой анализ текста (план)

Лексические средства.

1.Найдите в тексте слова в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высокий, книжный, разговорный, простой, официальный); наличие вульгаризмов («грубой» лексики). Какова их роль в тексте?

2.Есть ли многозначные слова, их роль?

3.Найдите синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? 4.Есть ли контекстуальные синонимы (антонимы)? Их роль в тексте?

5.Есть ли в тексте авторские неологизмы? Их роль.

Словообразовательные средства.

1.Использование суффиксов и приставок разных значений, уменьшительно-ласкательных суффиксов, их роль.

Морфологические средства.

1.Какая часть речи преобладает в тексте? Почему? Аргументируйте свой ответ.

2.О чем свидетельствуют отсутствие-обилие глаголов или прилагательных?

3. Какая часть речи «заряжает» текст особой энергией, радостью, движением, стремительностью, передает динамику событий?

4.Какая часть речи придает тексту грусть, печаль и т.д.?

Синтаксические средства.

1.Какие предложения преобладают в тексте (простые или сложные)? Как вы думаете, почему?

2.Какова роль в тексте односоставных предложений? Неполных предложений?

3.Что вы можете сказать о наличии однородных членов и их роли?

4.Есть ли уточняющие, обособленные (причастные и деепричастные обороты) члены предложения? Их роль?

5.Какова роль обращений, вводных слов, междометных восклицаний?

Есть ли восклицательные и вопросительные предложения? Их роль.

Конспект урока развития речи. 7 класс

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И. Бунина.

Цели урока: 

-повторить знания о тексте и его признаках, о типах речи;

-формировать навыки извлечения из текста авторской мысли, развитие речи, умения анализировать художественный текст, находить в нем выразительные средства языка;

-воспитывать у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к русскому языку, к родной природе.

1.Чтение отрывков из стихов И. Бунина.

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

**********************

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт,

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт,

Только замрёт, припадёт и послушает,

Снова взмахнёт, а за ним

Лес загудит, затрещит, - и сыплются

Листья дождём золотым.

Бледнеет ночь…

Бледнеет ночь… Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.

Еще усадьба спит… В саду еще темно,
Недвижим тополь матово-зеленый,
И воздух слышен мне в открытое окно,
Весенним ароматом напоенный…

-Какова тема отрывков из стихотворений? (тема природы)

-Какова основная мысль? (Поэт учит видеть красоту природы)

-Мы рассматривали отрывки из стихотворений о природе. А можно ли красоту природы передать прозаическим текстом?

-Попробуем это доказать или опровергнуть, поработав с прозаическим текстом И. Бунина.

(Текст с пропусками орфограмм распечатан для каждого ученика)

   С самого ра(н/нн)его утра п…репадал тёплый, з…лотой дожд…к, и майская зелень, облитая им, и самый воздух, к…залось, м…лодели от него. Гром р…котал то в той, то в другой стороне, но пом…нутно, между клубами дымчатых и белых облаков, вздымавшихся по небу, сияла яркая л…зурь и выглядывало яркое со…нце. Я засм…трелся в окно на голубые лужи под деревьями… С минуту я сидел неподвижно изумлё(н/нн)ый… Потом схватил шляпу и кинулся на улицу. Ах, какой это был славный день!

-Объяснить все орфограммы и знаки препинания (можно по цепочке)

С самого раннего утра перепадал тёплый, золотой дождик, и майская зелень, облитая им, и самый воздух, казалось, молодели от него. Гром рокотал то в той, то в другой стороне, но поминутно, между клубами дымчатых и белых облаков, вздымавшихся по небу, сияла яркая лазурь и выглядывало яркое солнце.

 Я засмотрелся в окно на голубые лужи под деревьями… С минуту я сидел неподвижно изумлённый… Потом схватил шляпу и кинулся на улицу. Ах, какой это был славный день!

-Выразительно прочитать текст. Доказать, что этот отрывок можно назвать текстом, для этого вспомнить признаки текста.

Признаки текста

  1. Связность.
  2. Последовательность.
  3. Цельность.
  4. Наличие абзацев.
  5. Наличие темы, основной мысли текста.
  6. Наличие заглавия.

-доказали, что данный отрывок является текстом

-определим тему текста (весенний дождик и обновление природы)

-определим основную мысль текста (воздействие природы на состояние человека)

-вспомним типы речи (повествование, описание, рассуждение)

-какой тип речи в данном отрывке? (описание с элементами повествования)

-вспомним стили речи (1. Книжный. 2. Разговорный.) (здесь-книжный)

- уточним какой? (публицистический, научный, художественный, официально-деловой)

-в данном отрывке художественный стиль речи

- озаглавим текст (ученики предлагают свои заголовки)

-вспомним языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) и с этих позиций проанализируем текст

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

Какие лексические средства усиливают выразительность текста?

1. Что такое лазурь?

(Лазурь - в этимологическом словаре Ожегова определяется следующим образом- 1. светло-синий цвет; 2. Цвет неба и моря. Отсюда и голубые лужи.

2.Дымчатые (облака) и (облаков) вздымавшихся

Являются ли они однокоренными? Что обозначают данные корни?

(это однокоренные слова, обозначают цвет дыма, но и служащие определению чего-то лёгкого, воздушного как дым)

3 Повтор слова яркая (лазурь) и яркое (солнце).

Роль в тексте – усилить яркость образа.

Морфологические средства

 Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам.

Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение.

 Большое количество причастий и прилагательных позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике.

Насыщенность текста существительными, придают живописность, непринуждённость описания.

С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста.

Какие морфологические средства помогают Бунину создать яркую картину майского дня?

Сколько в тексте существительных (18), прилагательных(9) и глаголов (10)?

Мы знаем, что при описании автор обычно использует прилагательные, но их только 5. Каким образом автор справляется с этой задачей?

 Роль прилагательных выполняют существительные, такие как зелень, клубами, лазурь.

Глаголы –молодели и сияла.

Какие синтаксические средства помогают Бунину создать яркую картину майского дня?

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

(однородные члены предложения, восклицательное предложение)

Найдите эпитеты в тексте (золотой дождик, яркая лазурь, яркое солнце, голубые лужи)

Как вы поняли эпитеты – золотой дождик (благодатный, возрождающий природу, преумножающий), голубые лужи (чистые, в них отражается небо)

Роль эпитетов – создать неповторимый, яркий и выразительный образ славного дня.

Найдите олицетворения в тексте (дождик и зелень молодели; солнце выглядывало)

Роль олицетворений – природа у И. Бунина живой организм.

Если бы вы были художником, какие краски стали бы использовать?

(яркие, сверкающие, голубые, белые… так этого требует автор)

Цветопись – искусство передачи цветов и красок окружающего мира языком художественного произведения.

Следовательно, мы можем сказать, как воспринимает мир И. Бунин?

Не только краски помогают создать образ мира, но и звуки. Есть понятие звукописи.

Звукопись- это повтор одинаковых или сходных согласных (аллитерация) или гласных(ассонанс).

Роль звукописи –создать звуковой образ. Найдите слово в тексте, которое передаёт звук.

(рокотали в сочетании со словом гром, создают картину звуков природы) 

Подведение итогов урока

-вспомним цели, которые мы ставили перед уроком

-мы их выполнили? (ответы учащихся)

-что было интересным на уроке?

Домашнее задание

       

                                                           

        

        

        План анализа текста.

1. Прочитайте текст.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете постарайтесь узнать из справочной литературы.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественному, публицистическому, научному, научно-популярному?).

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение?).

5. Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.?) Какое настроение преобладает в тексте?

6. Определите тему текста.

7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические  средства связи (повторяющиеся  слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации).

10. Как соотносятся начало и конец текста?

11. На каком приеме (приемах) построен текст? (Сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение
  • по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;
  • найдите опорные слова, в каждой части текста;
  • найдите в тексте контекстуальные синонимы и (или антонимы);
  • найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте
  • в переносном значении;
  • обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально - оценочные
  • слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они       употреблены автором?);
  • выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);
  • обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором ( эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.)

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор \ повторение определенных согласных звуков - аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс. (Чего достигает автор их употреблением?)

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего- то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц- ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т.д.)

16. Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно- личных,- употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений прямой

речи, диалога и пр.).

17. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого-то чувства, настроения, состояния.

18. Каково ваше впечатление от текста?

19. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным учителем для сравнения.

Рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями. Безусловно, такая предварительная работа с текстом требует времени и определенных навыков, поэтому в начале работы она поэтапно контролируется учителем на уроках.

Критерии оценивания коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского   языка.

  1. Понимание исходного текста.

  Важнейшее условие успешного выполнения задания - понимание исходного текста. Ученик должен показать умение адекватно воспринять тему, проблематику текста (о чем говорится, какие вопросы ставятся) и изложить позицию автора (объяснить его замысел, раскрыть его отношение к рассказанному, сформулировать основную мысль текста).

2.Языковый анализ исходного текста.

  Языковый анализ текста предполагает выявление языковых средств, позволивших автору исходного текста выполнить стоявшую перед ним коммуникативную задачу:

- в рамках выбранного стиля речи адекватно передать содержание высказывания, выразить авторскую позицию.

- назвать наиболее выразительные средства языка из числа тех, которые используются в этом тексте.

- объяснить их роль.

- привести примеры из анализируемого текста.

3. Отражение позиции ученика.

Учащийся может согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае он должен привести обоснование своей позиции. Высказанное учащимся мнение должно соотноситься с проблематикой исходного текста.

4. Смысловая цельность и композиционная стройность.

Ключевым понятием при оценке по этому критерию является смысловая цельность, и положительный балл выставляется при условии, если вся работа подчинена коммуникативному замыслу учащегося или этот замысел просматривается. На степень проявления смысловой цельности влияют такие характеристики, как связность, логика развития замысла, законченность.

5. Точность, богатство и выразительность речи.

  Учитывается не только правильность речи, но и такие ее качества, как богатство, точность, выразительность. Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря и развитой грамматический строй - уместное использование в речи слов, их форм и разнообразных синтаксических конструкций. Точность речи зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбрать из ряда синонимов, самый нужный для данной ситуации, учитывая оттенки значения, которыми различаются слова. Точность словоупотребления - самый верный показатель речевой культуры. Вторым таким признаком является чистота речи, ее незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку. Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной ситуации и при выборе слов и выражений учитывает условия и задачи общения.

6. Грамотность.

  Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов. Следует различать грамматические (языковые) ошибки и речевые недочеты. Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы. Речевые недочеты - это ошибки не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в использовании слова. Разновидностью речевых недочетов являются стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений.

Определение уровня коммуникативной компетенции учащихся осуществляется по результатам стартового, промежуточного, итогового контроля:

Стартовый (входной) контроль, проводимый в ходе первого занятия в форме  анализа текста, помогает выявить степень  знаний учащихся в умении работать с текстом, обладания необходимым уровнем развития речевой деятельности, определить уровень словарного запаса и грамматического строя русского языка;

Целью промежуточного контроля является отслеживание динамики обученности учащихся, корректировка деятельности учителя и учеников;

Целью итогового контроля является определение уровня сформулированности коммуникативной компетенции учащихся, отслеживание динамики их обученности, прогнозирования результативности дальнейшего обучения учащихся, выявление недостатков в работе, планирование контроля на следующий год.

Использованная литература:

1.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2020г.
2.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2021г.
3.Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2011г.
4.Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2014г.
5.Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы.2015г.
6.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности- М. Дрофа 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Статья для учителей русского языка "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМСекция 2 «Инновационные методы и приемы преподавания русского языка и литературы вначальной и средней школе». 15 фев...