Аттестация
статья

Бутырская Валентина Николаевна

Материалы аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliya_v_shkole.docx21.73 КБ
Файл preemstv.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Библейские мотивы в литературных произведениях школьной программы

Преподавание гуманитарных дисциплин в школе открывает возможности для знакомства с ключевыми текстами, составившими культуру человечества. Среди таких текстов на одном из первых мест стоит Библия. Как религиозный и литературный памятник Библия известна всему человечеству. Многие поколения людей размышляли об этой книге, соизмеряли с ней свои мысли и поступки. Книга книг всегда являлась ключом, помогающим человеку раскрывать смысл жизни и тайны мироздания. Велико её влияние на развитие мировой художественной культуры: музыки, живописи, литературы, театра. Без знаний библейских заповедей, сюжетов, библейских выражений невозможно приобщиться к великой культуре, глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений, понять мировое искусство. Горько, когда школьники в музее скользят взглядом по полотнам художников, остаются равнодушными к духовной музыке, не постигают глубинного смысла творений мастеров слова. В наше время даже убежденные атеисты понимают, что знание Библии не религиозный «дурман», а составная, необходимая часть наших общих духовных и культурных ценностей.

Библия вобрала в себя веками накопленный опыт человечества во всех областях жизни. С древних времен люди искусства обращаются к ней в поисках новых сюжетов; многие страницы её вечно будут пленять силой вдохновения, яркостью образов, глубиной мысли. Библия вводит детей в круг общечеловеческих ценностей, раскрывая перед ними понятия Красоты, Любви и Света в том их значении, которое противостоит обывательским представлениям.

Очевидно, что при изучении столь сложной темы нельзя оперировать только лекциями или «показами» репродукций и слайдов с библейскими сюжетами, игнорируя при этом деятельностный подход, вовлекающий учеников в активный процесс познания одного из вдохновляющих всю русскую и мировую литературу источников. Иными словами, перед учителем настойчиво встает вопрос: как построить урок по изучению произведений с христианскими мотивами, который бы решал основные задачи современного обучения и воспитания, решал без насилия над личностью, подчиняясь единственно детскому принципу восприятия мира – «хочу все знать»?

С чего же начать учителю подготовку к таким урокам? Прежде всего выяснить влияние Библии на мировоззрение русских писателей XIX - XX веков; определить значение знания библейских сюжетов и образов для понимания философии жизни и творчества русских классиков; выявить наличие библейских вопросов в школьных программах по литературе.

Мы говорим о Библии, изучая все разделы, представленные в школьной программе по литературе. Уже в 5 классе, знакомясь с древнерусской литературой, мы говорим о Крещении Руси, возникновении письменности, появлении на Руси первых рукописных книг и выделяем Библию как великую книгу всех времен и народов.

С учениками 6-го класса следует ознакомиться с историей Рождения Иисуса Христа, с традицией празднования Рождества в России и других странах.

Перед рождественскими праздниками на уроке внеклассного чтения можно поговорить о рассказах русских писателей, включающих библейские сюжеты («Ангелочек» Л. Андреева, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского). Ученики без труда вспоминают “историю” с аналогичным сюжетом — о девочке, попавшей на ёлку к Богу (Г.-Х. Андерсен. «Девочка со спичками»).

Урок по повести «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина» А.С.Пушкина начинается с притчи о возвращении блудного сына (Ев. от Луки 15:11-32). Обсуждаются темы покаяния, прощения греха, примирения с Богом, с самим собой. Ставятся вопросы: с какой целью автор украсил «смиренную и опрятную обитель» Самсона Вырина картинками по библейской притче о блудном сыне; чем отличается судьба Дуни и ее отца от истории блудного сына.

Можно интерпретировать повесть «Станционный смотритель» как историю об исполнении Закона Божьего, то есть о праведной жизни и отступлениях от нее. Сюжет повести теснейшим образом связан с притчей о блудном сыне. В произведении воссоздан образ «маленького человека» с большим сердцем, живущего в ненормальных социальных условиях. Это боль человека, которую Пушкин «прокричал» в условиях бесчеловечной общественной системы, где ни отцу, ни дочери, ни ее мужу даже не приходит в голову простая мысль о том, что им можно жить по Закону Господнему, примирившись и простив друг друга. Но социальные предрассудки так изуродовали человеческую природу действующих лиц, что простые отношения им недоступны, хотя им не чужды чувства и эмоции.

Об использовании христианских мотивов ведём речь с учениками при изучении в 7-м классе «Повести о Петре и Февронии Муромских», стихотворений «Ангел» и «Молитва» М. Ю. Лермонтова. О Чести и Милосердии рассуждаем, изучая повесть «Капитанская дочка» А. С.Пушкина в 8 классе.

Знакомство с Библией и христианскими мотивами в русской литературе на данном этапе носит пропедевтический характер. Более глубокое осмысление Священного писания и христианских сюжетов и образов происходит с учащимися более старшего возраста.

Изучение литературы в старших классах не подразумевает обращения к текстам Священного писания. Важно, чтобы ученики почувствовали художественное совершенство и нравственное содержание величайшего памятника мировой культуры, ощутили своеобразие поэтического языка Библии, смогли определить значение Библии в контексте мировой литературы.

В 9 классе после знакомства со стихотворением А. С. Пушкина «Пророк» сравниваем библейского пророка и пушкинского. Останавливаемся на псалмах (51, 52, 81) из Псалтири и не оставляем без внимания Притчи Соломоновы (гл. 2–3, 13), проводя параллель между притчами царя Соломона и «Поучением» Владимира Мономаха. В заключение урока делаем вывод, что в Ветхом завете слышатся голоса и пророков, и царей, неравнодушных к судьбе своего народа. Отмечаем, что Псалтирь и Притчи Соломоновы отличаются особой поэтичностью, музыкальностью.

В 10 – 11 классах ведется более серьезный разговор на эту тему, мы знакомим учащихся с произведениями русских писателей, для которых использование библейских мифов и образов служило иллюстрацией для их размышлений о трагических судьбах мира и России как части мировой цивилизации.

Так, залогом возрождения России великий русский классик Ф. М. Достоевский считал обращение к идее Христа. Тема духовного воскрешения личности, которую писатель считал главной в литературе XIX века, пронизывает все его романы. Одним из ключевых эпизодов «Преступления и наказания»[3] является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову библейскую легенду о возвращении к жизни Лазаря: «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Евангелие от Иоанна. Гл.11; стихи 25–26)[4]. Весь роман построен на мотиве воскресения человека к жизни новой. Сделав основой сюжета убийство Раскольниковым старухи-процентщицы, автор раскрывает душу преступника, нарушившего нравственный закон и ищущего путь очищения, духовного воскрешения. Ведь «не убий» - одна из главных библейских заповедей.

С образом Сони Мармеладовой связан один из важнейших евангельских мотивов в романе – мотив жертвы: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна. Гл.15; стих 13)[5]. Подобно Спасителю, претерпевшему голгофские муки ради нас, Соня предала себя на ежедневную мучительную казнь ради чахоточной мачехи и её голодных детишек.

Евангельские мотивы Страшного Суда, жертвы, крестных мук играют важную роль в произведении, где религиозная вера и христианский смысл являются всё определяющими силами.

Романы Ф. М. Достоевского, наполненные различными символами, ассоциациями и реминисценциями, легендами и образами, заимствованными им из Библии, демонстрируют философию писателя, заключающуюся в проповедничестве духовного возрождения человека через сострадательную любовь и деятельность.

Обращение к библейским сюжетам, возвращение к Христу как нравственному идеалу обусловлено, прежде всего, идеей спасения, обновления нашего мира, лишенного «имени святого», трагедию которого предощущал ещё в начале революции А.А. Блок в поэме «Двенадцать». На фоне тревожных предчувствий и ожидания появляется словно плывущий  в снежном воздухе образ Иисуса Христа «с кровавым флагом» и « в белом венчике из роз», как «… идеал человека, созданный народом и укрепившийся в его сознании. Этот совершенный человек приветствует нравственное пробуждение, начатый красногвардейцами путь к человеческому совершенству…»[13]  Так отвечает Блок на поставленный ещё в первой главе вопрос: «Что´ впереди?»

Использование в художественных произведениях библейских сюжетов мотивируется не только поисками нравственного идеала, но и поисками новых средств художественного обобщения.

В булгаковском «Мастере и Маргарите» евангельский сюжет об Иешуа и Пилате введён не только по причине его ассоциативной связи со многими проблемами произведения, он представляет собою как бы роман в романе, является его своеобразным идейным центром, обращенным к событиям нашей отечественной истории. Писателя тревожат вопросы: что есть истина – следование государственным интересам или ориентация на общечеловеческие ценности? Как появляются отступники, предатели, конформисты?

Диалоги Иешуа и Понтия Пилата проецируются на атмосферу некоторых стран Европы, в том числе и нашей, 30-х годов XX века, когда личность беспощадно ущемлялась государством. Это порождало всеобщее недоверие, подозрительность, страх, двуличие. Вот почему так ничтожны и мелки в романе людишки, составляющие мир московского мещанства. Автор показывает различные стороны человеческой пошлости, нравственного разложения, высмеивает тех, кто отступил от добра, утратил веру в высокий идеал, стал служить не Богу, а дьяволу.

Нравственное отступничество Понтия Пилата свидетельствует о том, что в условиях любого тоталитарного режима, будь то императорский Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами. Но, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, булгаковский герой не просто трус или отступник. Он обвинитель и жертва. Приказав тайно ликвидировать предателя Иуду, он мстит не только за Иешуа, но в какой-то степени и за себя, так как и сам может пострадать из-за доноса императору Тиверию.

Выбор Понтия Пилата соотносится со всем ходом мировой истории, является отражением вечного конфликта между конкретно-историческим и вневременным, общечеловеческим.

Опираясь на приведенные примеры, можно сделать вывод о том, что в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX – XX веков пронизана христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни.

Мы познакомились с разными подходами к использованию Библии на уроках литературы.



Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении русскому языку между начальной и средней школой.

Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего и любого специального образования. Именно оно во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, так как именно в этом возрасте формируются базовые основания личности. Главная задача учителя начальных классов – научить ребёнка  учиться.

Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становиться неуспевающим и несобранным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения

Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Увеличивается число детей, испытывающих затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднюю, соблюдение преемственности.

Что понимается под преемственностью?

Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения и этапов учебно-воспитательной работы.

Часто последствия этого перехода бывают отрицательными.

В чём же причина возникновения проблемы:

  •  Неполное или вообще отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
  • Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
  •  Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
  •  Непонимание учащимися учебного материала, в связи с тем, что он вступает в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
  •  Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы;
  • Неподготовленность учащихся к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
  •  Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
  •  Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят:

- изучение «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;

- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;

- согласование программ и учебников смежных классов;

- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;

- пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.

Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета.. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово.

То есть в целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе

В 5 классе знакомить учащихся с нормами русского языка мы продолжаем по учебно-методическому комплексу, который построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний. Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»).

Конкретные проблемы, с которыми сталкивается филолог, начиная работу с пятиклассниками, связаны с тем, что учащиеся 5 класса обладают слабой нетренированной памятью, не могут запомнить определение, правило, не говоря уже об изложении, близком к тексту. Этот вид работы на сегодняшний день является самым сложным в данном классе. Можно отметить пассивное восприятие текста, неумение строить высказывание, нежелание работать, вникать, применить усилие.

Изучение русского языка в 5 классе также предполагает овладение различными видами разборов слова, что вызывает большие затруднения. Знания учащихся о разборе хаотичны либо отсутствуют, что говорит о недостаточном внимании к такому виду работы в начальной школе.

Также трудности в 5 классе вызывает необходимость учить правила и термины. Вообще «необходимость учить», а не читать, вызывает сложности не только на уроках русского языка и литературы, но и по другим предметам, где помимо устного задания есть и письменное задание в тетради.

Большие трудности связаны с отсутствием у детей  орфографической зоркости, дети не видят орфограмму, не умеют подобрать проверочное слово, хотя эта работа в начальной школе должна быть доведена до автоматизма.

 При работе с текстом большинство пятиклассников затрудняется найти главное в абзаце, параграфе, статье. Заметила, что основную тему текста многие определяют, если пользуются чёткой установкой «вопрос о ком или о чем текст? В ответе должно быть одно-два слова». Задание же сформулировать основную мысль текста оказывается очень сложным и провальным.

 У многих пятиклассников не сформирована потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида, хотя учебник русского языка и литературного чтения предполагает данный вид работы практически на каждом уроке.

 Огромную трудность в 5 классе вызывает необходимость учить правила и термины. Единицы способны выучить определение. Слабая нетренированная память дает свои результаты на изложении, а потом и на устной части ОГЭ.

Основные положения адаптационного периода в основной школе применительно к предмету русский язык могут быть определены следующим образом:

а) на каждом уроке осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к ученику, опираясь на положения личностно-ориентированного обучения, т.е. на уроке русского языка учитывать темп письма каждого ученика, его возможности построить устное высказывание;

б) в период адаптации в 5 классе (1 полугодие) процесс оценивания достижений учащихся должен быть максимально приближен к системе оценивания в начальной школе.

 в) продолжить и усовершенствовать методику работы с картой знаний, тетрадями учета ошибок; учета достижений, выполнения творческих заданий и т.п., по усмотрению учителей.

Проблемы преемственности современной школы можно решить путем создания непрерывного курса русского языка, разработанного в едином концептуальном ключе и способного обеспечить органичную связь всех звеньев от начала и до конца изучения предмета.

Практика показывает, что благополучно преодоленный адаптационный период способствует дальнейшему развитию функциональной грамотности учащегося, речевой культуры, читательских умений и навыков.

Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам – залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая аттестация учителей: "Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

"Маршрут" педагога при прохождении аттестации. Презентация подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования....

Аттестация (предыдущая аттестация в данной должности)

Аттестация (предыдущая аттестация в данной должности)...

Семинар «Новый порядок аттестации и поэтапная подготовка учителя физической культуры и ОБЖ к процедуре аттестации»

  Рассмотренные вопросы: Аттестация на соответствие занимаемой должности (выступающий: Кабилов Б.Г.).Аттестация учителя на I квалификационную категорию: заполнение карты результативности (...

Положение О порядке экспертизы, утверждения и хранения экзаменационного материала при организации промежуточной (5-8 классы) аттестации и государственной ( итоговой) аттестации в 9 классах в традиционной форме

Положение О порядке  экспертизы,   утверждения и хранения  экзаменационного материала при организации промежуточной (5-8 классы) аттестации  и государственной ( итоговой)...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....