Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
план-конспект

Доржиева Надежда Сергеевна

классное собрание Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

классный час Война, священная, навеки в памяти людской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

    «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

Доржиева Надежда Сергеевна,  

учитель истории и обществознания 

Краснояровская ООШ,

классный руководитель  

Примечание: Собрание  рассчитано на родителей выпускников, сдающих выпускные экзамены в форме ОГЭ 

Цели:  

1.Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.

2.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.

  1. Психологическая готовность к сдаче экзаменов.
  2. Краткая характеристика тревожных и неуверенных детей.

4. Знакомство с памяткой: «Как помочь ребенку подготовиться к ОГЭ».  Задачи:

  • создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу;

-познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников;

  • поддержка родителей, испытывающих тревогу.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.  Участники: родители учеников, классный руководитель, администрация школы.

Подготовительный этап:  

  1. Приглашение родителей за 2 недели до проведения собрания.
  2. Предварительно провести  анкетирование детей  ( анкеты №1,№2), подготовить обобщающие данные по классу.
  3. Подготовить чистые бланки  анкеты № 2  для анкетирования родителей.
  4. Сбор и анализ информации по теме собрания.
  5. Составление и выпуск информационных материалов для родителей выпускников в виде памяток.

 

Анкета № 1 для учащихся «Самооценка психологической готовности к ОГЭ»

Инструкция: Для успешной сдачи ОГЭ необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 5-балльной шкале- обведи  цифру, отражающую твое мнение.

Утверждения

Полностью не согласен 

Скорее не согласен, чем согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее согласен, чем не согласен

Абсолютно согласен 

1

Я достаточно  осведомлен

о самой процедуре сдачи ОГЭ

         

        1

 

       2

 

        3

 

          4

 

         5

2

Думаю, что способен  правильно распределить свои силы во время  ОГЭ

       

        1

 

       2

 

        3

 

           4

 

          5

3

ОГЭ         заранее         у         меня

вызывает тревогу

 

 

        1

 

       2

 

        3

 

           4

 

 

          5

4

Я         не         очень                  хорошо представляю, как проходит ОГЭ

 

        1

 

       2

 

        3

 

           4

 

          5

5

Полагаю, что смогу оптимально спланировать свое время в течение

экзамена

 

        1

 

       2

 

        3

 

           4

 

         5

6

Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящих ОГЭ

 

 

        1

 

       2

   

        3

 

           4

 

         5

7

Я не работаю с КИМ

 

 

 

         1

 

       2

 

        3

 

           4

 

          5

8

Я не знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения

заданий

 

         1

       2

 

        3

 

           4

 

          5

9

Думаю, что сумею справиться со своей

тревогой на экзамене

 

         1

       2

 

        3

 

           4

 

         5

10

Я достаточно много знаю про ОГЭ, чтобы понять его преимущества и

недостатки

 

         1

 

       2

 

        3

 

           4

 

         5

11

Я смогу определить конструктивную для себя

 

         1

 

       2

 

        3

 

           4

 

        5

стратегию деятельности

12

С моим беспокойством мне будет трудно сдавать ОГЭ

 

 

         1

 

       2

 

        3

 

           4

 

        5

13

Я знаю, какие задания нужно выполнять, чтобы получить желаемую

оценку

 

        1

 

       2

 

        3

 

           4

 

         5

14

Я сумею успокоиться в напряженной ситуации

экзамена

 

        1

 

       2

 

        3

 

           4

 

         5

15

Я чувствую, что сдать ОГЭ мне по силам

 

 

        1

 

       2

 

        3

 

           4

 

         5

 

СПАСИБО!  

 

Алгоритм         подсчета         в ОБРАТНОМ порядке 

   

        5

 

       4

 

        3

 

           2

 

         1

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты подсчитываются суммированием обведенных тобой баллов. Для этого подсчитай  сумму баллов отдельно по каждой из трех СОСТАВЛЯЮЩИХ  психологической готовности к ОГЭ, учитывая, что балл по некоторым утверждением считается в ОБРАТНОМ порядке.

Составляющие

Подсчет баллов            в прямом порядке

           Подсчет баллов        в обратном порядке

ВСЕГО

Осведомленность  

и умелость в процедурных вопросах сдачи

ОГЭ 

Номера утверждений

     1

   7

 

 10

 

  13

Номера утверждений

       

        4

баллов

Подсчет

баллов

 

 

 

 

 

Подсчет баллов

                   

 

Способность к самоорганизации и самоконтролю 

Номера утверждений

    2

 

 5

 

 11

 

 14

Номера утверждений

                   

     8

баллов

Подсчет

баллов

 

 

 

 

 

Подсчет баллов

 

 

Экзаменационна я тревожность

Номера утверждений

 

         3

 

         12

Номера утверждений

   6

 

 9

 

15

баллов

Подсчет

баллов

 

 

 

Подсчет баллов

 

 

 

 

 

     Значение полученных результатов (балл-уровень): 1-5б. – очень низкий, 6-10 б. – ниже среднего, 10-15 б. – средний, 16-20 б. – выше среднего, 21-25 б. – высокий.

 

 

 

 

 

Анкета №2 для учащихся и родителей

Инструкция: Внимательно прочитайте суждения и отметьте ваш выбор плюсом в графе «ДА» или «НЕТ»

СУЖДЕНИЯ

     ДА  

   НЕТ

1

Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета

 

 

2

Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл

 

 

3

Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат

 

 

4

Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими

 

 

5

По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими

 

 

6

В жизни у меня было больше успехов, чем неудач

 

 

7

Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные

 

 

8

Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые  ее элементы

 

 

9

Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности

 

 

10

Мои близкие считают меня ленивым человеком

 

 

11

Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам

 

 

12

Терпения во мне больше, чем способностей

 

 

13

Мои родители слишком строго меня контролируют

 

 

14

Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений

 

 

15

Думаю, что я уверенный в себе человек

 

 

16

Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики

 

 

17

Я усердный человек

 

 

18

Когда все идет гладко, моя энергия усиливается

 

 

19

Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то происшествиях

 

 

20

Мои близкие обычно не разделяют моих планов

 

 

21

Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей

 

 

22

Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей

 

 

 

Результат. Числов процентном отношении положительных ответов  говорит:  

  • 75 % и более – высокий уровень мотивации достижений;
  • 50% и более – средний ( в норме);
  • 25 % и более – допустимый уровень;
  • Менее 25% - отсутствие мотивации достижений, что требует обращения к специалисту – психологу.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь:

  1. Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей.
  2. На классной доске записана тема собрания.
  3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.

 

                               Ход собрания.  

  1. Вступительное слово классного руководителя

    Здравствуйте, уважаемые родители! Для  вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора  - пора сдачи первых государственных экзаменов.  Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут для этого сделать родители и школа? Как добиться наилучших результатов при сдаче экзаменов? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить. В работе нашего сегодняшнего собрания принимает участие администрация школы.

     Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода. Иногда мы пытаемся в течение длительного времени  найти правильное решение, рассматриваем разные варианты, ссоримся со своими детьми, миримся. Я предлагаю вам простой и доступный всем метод анализа ситуаций. Применяя его,  мы сможем   «докопаться» до истины. В дискуссии с оппонентами мы сможем  рассмотреть все «за» и «против».

  1. Ситуация «Это вам не пригодится»     Разделимся на 4 группы:  
  • родитель-«родитель»,
  • родитель-«выпускник»,
  • родитель-«учитель»,
  • родитель-«друг, одноклассник».

    В течение 5 минут вы будете обсуждать предложенную ситуацию, а затем выступите по этому вопросу.

   Ситуация такова: «До экзамена осталась неделя, один день, одна ночь, час, и вот я вхожу. Глаза красные, ноги не держат,  беру экзаменационные  бланки, руки трясутся. Мой разум отказывается мне повиноваться».  

   Что делать? Как помочь ребенку выдержать трудный период экзаменов? Ваши рекомендации.

3. Обсуждение. Выступление каждой группы.

     Также нам хотелось бы рассмотреть несколько экзаменационных периодов, типичные проблемы, возникающие  во время этих периодов, и возможные пути их решений.  

       На успешность сдачи экзаменов влияют три фактора:  

  1. познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека;
  2. мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
  3. эмоциональный         –         способность         выдержать         напряженный экзаменационный период.

 

  1. Анализ анкет родителей и детей.

     ( Предложить родителям заполнить анкету № 2 от лица своих детей).

Итак, давайте посмотрим, насколько наши 9-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.

( Сравнить результаты заполнения анкеты № 2 родителями  с результатами  заполнения анкеты № 2 детьми. Познакомить родителей с результатами заполнения учащимися анкеты №1).

  1. Классный руководитель. 

     Поскольку мотивация – необходимое условие успеха на экзаменах, родителям важно сформировать у ребенка  мотив к сдаче экзаменов. Родители должны помнить, что мотивация достижения успеха – стремление человека  к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей  - является одним из основных свойств  личности, оказывающих влияние на всю  человеческую жизнь.  

    Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 9классниками. Однако успешная сдача экзаменов -  это и уровень знаний человека. Как помочь школьнику повысить качество усвоения знаний? Как помочь школьнику успешно сдать ОГЭ? Это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть своя зона ответственности.  В школе будут работать с февраля подготовительные курсы для 9-классников. Программа курсов рассчитана на 32 часа, направленность: русский язык и математика. Также проводятся с сентября ежедневно групповые дополнительные занятия по русскому языку, математике, литературе, обществознанию, информатике, географии. Родителям нужно организовать дополнительные занятия  индивидуально вне школы, в составе группы на очных или заочных курсах при учебном заведении для тех детей, кто планирует поступать после окончания 9 класса нашей школы в другое учебное заведение. Родителям нужно поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, а также с классным руководителем. Именно педагог может дать квалифицированный  и полезный совет об уровне знаний выпускника.  

    Я думаю, что многие из вас уже продумали вариант дополнительных занятий для своих детей.

    Как  выдержать экзаменационные перегрузки, как справиться с эмоциями и достичь успеха? Помогут вам решить эти проблемы наши гости: психолог и врач. Вы познакомитесь с их рекомендациями по организации экзаменационного периода жизни выпускника. Вы также можете задавать любые интересующие вас вопросы сразу, а также пообщаться индивидуально после нашей встречи.

              Обсуждение возможностей родителей по реализации эффективной помощи  подготовки  экзаменам и охраны здоровья выпускников. 

8.

     Данный тренинг направлен на снижение тревожности родителей перед выпускными экзаменами и на стабилизацию их психологического здоровья, поскольку психологический комфорт родителей, их положительные эмоции – один из важнейших факторов успешности и психологического здоровья выпускника школы.  

                     Упражнение «Рисуем эмоции»

      Сейчас я попрошу вас разделиться на пары. Возьмите, пожалуйста, ручку и лист бумаги, положите свою руку на листок и обведите её. У вас получился трафарет вашей ладони. Теперь в каждом пальчике рисунка напишите эмоцию, которую вы испытываете при упоминании о ОГЭ.

(Родители рисуют и пишут около 5 минут).

      Все выполнили задание, молодцы. Теперь каждая пара сравнивает свои «ладошки»: что общего в рисунках, чем рисунки отличаются. (Обсуждение, каждая пара высказывается по очереди).

     Как видите, вас очень многое объединяет (назвать общие эмоции). Можно сделать вывод, что все родители перед экзаменом своих детей испытывают похожие переживания, а значит,  хорошо понимают друг друга.  

 

 

         Учимся снижать тревожность. Упражнение «Торт и свечи»       Давайте представим, что у каждого из вас сегодня праздник – день рождения, и вам подарили большой аппетитный торт со свечами. Закройте глаза, представьте этот торт, вспомните, какие эмоции вы испытывали в детстве, когда у вас был праздник. А теперь очень медленно дуем на воображаемые свечи, чтобы погасить их. (Родители медленно задувают воображаемые свечи).

     Не все свечи погасли, подуем ещё раз. (Упражнение можно повторять до пяти - десяти раз, чтобы дыхание стало ровным и спокойным).  

     Молодцы! Все эти упражнения вы можете делать в любое время. В конце собрания я раздам вам буклеты с рекомендациями, которые помогут правильно вести себя по отношению к ребёнку в экзаменационный период, а также снять нервно-психическое напряжение.  

9. Слово классного руководителя «Краткая характеристика тревожных и неуверенных детей»

    Сама процедура ОГЭ  может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников.  Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки.  

                         ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

           Краткая психологическая характеристика

    Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).     Как распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакцией  взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя.    Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя "посмотреть, правильно ли они сделали.  

                     Основные трудности  

  Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ОГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.                    

 Стратегии поддержки  

    На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только, в первую очередь,  к нарушению организации их деятельности в течение длительного времени.

    Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься", "Ты так хорошо справился с контрольной по физике".      Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: "Я здесь, я с тобой, ты не один". Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

                  НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

     Краткая психологическая характеристика 

    Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям    Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому  что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

                      Основные трудности 

    Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ОГЭ они испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

                     Стратегии поддержки 

     На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций  ("Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным").  Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда такой ребенок самостоятельно примет решение

  Во время экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: "Я уверен, у тебя все получится", "Ты обязательно справишься". Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?" – и предложить ему альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?" Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям: "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько". Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

  1. Памятка  для родителей  «Как поддержать тревожного ученика»

А) Создайте ситуацию  эмоционального комфорта для ребенка  на предэкзаменационном этапе.

Б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение  тревоги  у детей приведет к дезорганизации деятельности.

В) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.

Г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.

Д) Познакомьте ребенка с процедурой сдачи экзамена в форме ОГЭ.

Е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена.

  1. Знакомство с памяткой «Как помочь ребенку подготовиться к ОГЭ»

 

                 ПАМЯТКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

    «Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам» 

    Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

  Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

   Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.    Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Вовторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

  В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов заданий ОГЭ по математике (демоверсии можно найти в интернете). Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена».  Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники.

   Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий.

Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

    Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы  ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом итак на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

  Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Врачи дают такие советы правильного питания при стрессогенных ситуациях: 

  Прежде всего, питание должно быть разнообразным. Нервное истощение - это реакция на состояние стресса. И именно питание - одно из самых доступных способов противостояния стрессу. Сейчас появилась модная поговорка: "Завтра ты будешь тем, что скушал сегодня". Главное правило: в ежедневном рационе ребенка  должны быть и белки, и жиры, и углеводы. Очень важно употреблять не только овощи и фрукты, но еще и растения, которые вполне можно считать природными лекарствами, - это всякая зелень, пряности, фенхель. Без них организм страдает от нехватки важнейших элементов, необходимых для нормальной работы нервной системы. Они нужны в минимальных количествах, но без них никак нельзя.

     У людей, живущих в состоянии хронического стресса, всегда выявляется дефицит, нехватка одних и тех же элементов. Например, витамины группы В иногда называют нейротропными - они активно влияют на состояние нервной системы. Если их не хватает, человек быстро устает, ему  сосредоточиться трудно. Источники этих витаминов: крупы (гречка, рис), мука грубого помола, многие овощи, яйца.

  Витамины-антиоксиданты, замедляющие старение, также защищают нервную систему. Они содержатся в цитрусовых, шиповнике, ягодах, красном перце. Очень важен витамин Е, которого много в морской рыбе, кукурузном и оливковом масле.

  Есть еще одно важнейшее вещество, которое защищает нервную систему, - магний. Его источники: зелень (петрушка, укроп), ягоды. Частые головные боли нередко бывают вызваны нехваткой магния. А виноваты мы сами, если слишком увлекаемся кофе и другими напитками с кофеином. Хотим бодрости и забываем простую истину: кофеин способствует тому, что организм теряет магний.  

   Самая быстрая помощь нервной системе и мозгу, например, перед экзаменом: крепкий сладкий чай, шоколадка, кусочек сдобного печенья - в них содержится глюкоза. Очень полезны отвар шиповника, квас, морс, соки.     Быстро успокоиться после экзамена помогут кисломолочные продукты, молоко с медом, запаренные сухофрукты, любые овощные и фруктовые салаты. Замечательная пища, от которой мы часто "отпихиваемся", - супы. Но действуют они по-разному. Супы на крепком мясном бульоне, наваристые борщи тонизируют. Супчики полегче - вегетарианские, овощные - помогают расслабиться.

                       Поведение родителей 

  1. В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.  
  2. Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.  
  3. Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.  
  4. Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны.

   Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего.

                  УСПЕХА ВАШИМ ДЕТЯМ НА ЭКЗАМЕНАХ!

(Родителям раздаются буклеты с рекомендациями).

 

12.  Принятие решения собрания.  Подведение итогов. Рефлексия.

 

    Проект постановления родительского собрания:

  1. Принять к сведению полученную информацию.
  2. Осуществлять контроль  за детьми по  систематическому посещению дополнительных занятий по предметам по выбору согласно графика.
  3. Учесть рекомендации и советы классного руководителя и школьного психолога при подготовке к экзаменам.

   При подготовке составления сценария тематического родительского собрания использованы:

  1. Чибисова М.Ю. Психолого-педагогическая  подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС.-М., Педагогический университет «Первое сентября», 2014;
  2. Газета издательства «Первое сентября» «Школьный психолог»;
  3. Коротченко Н.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса. – М., Паганель, 2011.
  4. Богданова М.В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе. http://festival.1september.ru/articles /524401/ 
  5. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. http://festival.1september.ru /articles/569551/

 

 

 

Самоанализ родительского собрания

             « Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».

На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о психологической готовности к сдаче экзаменов учащихся  класса и их родителей. Собрание построено таким образом, что в результате  должно помочь родителям не только создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу, но  и  помочь разработать стратегию поведения по отношению к своему сыну или дочери. Цели данного собрания соответствуют его результату. Собрание поделено на несколько информационных блоков.

   В первом блоке собрания мной ставится основная цель –  информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду, дается наглядная информация по анкете «Самооценка психологической готовности к ОГЭ»

    Во втором блоке родители решают вопрос о принятии совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду, говорится о психологической готовности к сдаче экзаменов выпускников и их родителей.

     В третьем блоке дается информация по  теме « Тревожные и неуверенные дети».

      В четвертом блоке знакомлю родителей  с памяткой «Как помочь ребенку подготовиться к экзамену».

      Все блоки взаимосвязаны между собой и плавно переходят из одного в другой.        

      Использование на собрании различных форм работы (анкетирование, словесный портрет, обсуждение, совместное творчество, тренинг) позволило мне решить поставленные цели, поддержать родителей, испытывающих тревогу, а родителям- наметить дальнейшую линию поведения, направленную на  создание оптимальных комфортных условий для подготовки ребенка к экзаменам.  

Методы проведения собрания продиктованы необходимостью экономии времени. Данные методы позволили  реализовать два  канала восприятия – аудиальный  и визуальный.  В ходе  собрания сочеталось использование элементов нескольких педагогических технологий:   информационно-коммуникативной и личностноориентированной. 

    Были созданы все необходимые условия:

  • учебно-материальные – оборудование

-морально-психологические - психологический настой, психологическая поддержка, положительный эмоциональный климат на  собрании;

  • гигиенические – проветривание, влажная уборка,    релакс пауза;

   Поставленные цели в ходе  собрания  были реализованы полностью.

 

 

 

 

 

 

               

 



Предварительный просмотр:

 

 

 

 

Методическая разработка

классного часа,

посвященного 75-летию Великой Победы

 

«Война, священная, навеки

в памяти людской»

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Пояснительная записка.

Цели:

  • Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной  войны, готовность к жертвенным поступкам во имя  величия и процветания России.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной  войны, о мужестве, отваге .
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Учить детей ценить мир на Земле.

 

Задачи:

Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2) Расширить знания школьников среднего звена о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

4) Познакомить  с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению истории.
  2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

 

Актуальность выбранной темы для школьников:

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие встречи –беседы  помогают осуществить  поставленные цели и задачи.

 

 Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач,  занимает важное место в моей системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  Формы воспитательной работы:

  •     Этическая беседа.
  •     Хроника  важнейших событий  ВОВ
  •     Наглядная агитация (тематические стенды, специальная литература, видео- и аудиозаписи).

 Технология:

Технология  воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)

  • Главная цель школы - формирование личности.
  • Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
  • Идеи и принципы:

- Развитие социальной активности.

- Формирование ответственности, гражданского самосознания.

- Развитие творческих способностей детей.

- Превращение школы в большую воспитательную систему.

- Формирование целостной научно обоснованной картины.

 

 Оформление и оборудование:

- Выставка книг, посвященных событиям Великой Отечественной Войны.

- Экспозиция школьного музея, стенды с фотографиями военных лет.

- ММ презентация, фрагменты фильмов о ВОВ.

- Записи с песнями военных лет.

- Компьютер, ММ-проектор, музыкальный центр.

 Методы и формы контроля качества мероприятия:

Беседа с учащимися.

Примерные вопросы:

- Что нового вы сегодня узнали на классном часе?

- Какие песни прозвучали? («День Победы», «В землянке», «Вставай страна огромная…») и т.д.

 Содержательная часть                                                                            (Ход мероприятия)

 В преддверии праздника «75-летия Победы» мы должны воздать дань уважения и благодарности всему русскому воинству, стоявшему на защите рубежей нашего государства.

С  чего  начинается   память …                                                             

 С чего начинается память – с берёз?

С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если – со слёз!

                        Константина Михайловича  Симонова.

 Учитель:   Ребята, о чем эти строки?

Что для вас память?

 Всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания?

А если это страшные события, должны ли мы их хранить в памяти?

 Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы ВОВ. Уже выросло не одно поколение людей,  не испытавших на себе горячего дыхания Великой битвы с немецко-фашистскими захватчиками. Плывет тишина над старыми окопами, покрываются в мае полевыми цветами места, где велись бои, раны земли зажили.

  Одни поколения сменяют другие, помнят ли они события 1941-1945 гг?

 Вопросов о войне, о том далеком историческом событии возникает очень много, на эти вопросы надо отвечать, ведь, если не знать правды, то можно все придумать, но по-своему. Так сегодня и происходит. Многие государства взяли на себя право переписывать историю Великой войны на свой лад, при этом, естественно, искажаются факты. И не случайно – президент нашей страны Владимир Путин озабочен этой проблемой, он решительно заявляет, что современные школьники должны знать всю правду о войне.

А что такое война? С чем ассоциируется у вас это слово?

 Учитель:   Хорошо, вы правильно подобрали слова и по-своему объяснили слово война, а как объясняет это слово

 В XX веке было две войны I Мировая и II Мировая.

II Мировая война была  самой жестокой, кровопролитной, самым ужасным событием в истории XX века, она унесла  миллионы  жизней. Виновником этой трагедии стал фашизм.

 А когда началась Вторая Мировая война?  (Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года)

 Фашистская Германия очень быстро покорила страны Европы, но ей этого было мало – ей нужен был Советский Союз. Государство, которое смогло объединить людей разных национальностей в одну дружную семью. Люди были счастливы, свободны, сеяли хлеб, растили детей и вдруг   (слайд № 6. Играет музыка)

Что  говорят нам эти цифры:

22 июня 1941 года – (22 июня 1941 года,  на рассвете, в 4 утра  Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась великая Отечественная война)

1418 –  (дней и ночей длилась ВОВ)

50 000 000 (жизни людей)

75 -  (Победе над фашизмом)

 Ребята  вы обратили внимание,  что на вашей парте (столе) стоит табличка с датой  и список самых важных событий в Великой Отечественной Войне. 

Прошу вас согласно дате выстроить в хронологическом порядке  события и рассказать о них. 

Итак,  1941 год 

 Музыкальное оформление перед выступлением. Ребята разбирают и по очереди дают сообщения

Перед выступлением учащихся демонстрируется военная хроника событий

Читаю со слайда….., 

 Если память каждого погибшего в Мировой войне почтить минутой молчания, потребовалось бы 38 лет.

Ребята, у вас на столах лежат лепестки огня, давайте зажжем свой вечный огонь, который будет символизировать ваше отношение к Отечественной войне.

Красный – гордость

Желтый – скорбь

Оранжевый – слезы

Белый – равнодушие

А как вы думаете, фашизм был уничтожен советскими войсками окончательно? 

Да, к сожалению, он возвращается, правда в новом облике крайне правых политических движений с новыми целями.

 … Да это течение… Какую бы маску не одел фашист суть его остается прежней – смерть, жестокость, слезы.

Как же избежать того,  что бы такие движения не разрастались, не пополнялись новыми членами (молодежью)?

А еще необходимо усваивать уроки, которые нам преподнесла история. Фашизм был уничтожен в ВОВ, но оставил глубокий след в жизни многих поколений. И хочется верить, что подобное не повторится.

В заключении хочется еще раз акцентировать ваше внимание на необходимость бережного отношения к истории родины, умение достоверно передать ее следующему поколению.

Что нужно делать, чтобы не забыть войну? (рассуждения детей)

Изучать события войны.

Рассказывать младшим школьникам

Участвовать в викторинах, конкурсах

Не забывать ветеранов войны, помогать им

Участвовать в митингах, шествиях, посвященных победе.

Акция «Бессмертный полк»

Вносить  посильный  вклад  в  «вахту памяти»

 

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны…

Памяти  павших,  будьте достойны!

 

На этом наш классный час закончен, всем спасибо!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя»  Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жиз...

Родительское собрание "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам."

Познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, проанализировать подготовленность детей к предстоящей аттестации и дать рекомендации родителям по оказании помощи детям в период подго...

Памятка для детей и родителей "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?"

В данной памятке даны рекомендации ученикам и родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам....

Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»

Помочь родителям и учащимся преодалеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами...

Родительское собрание на тему: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».

Подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации — сдаче их детьми экзаменов....

Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя»   Вопросы для обсуждения: 1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год. 2. Подготовить родителей учащихся к н...