Методы и педагогические технологии системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал

Буянтуева Вера Базаровна

Методологической основой педагогической деятельности  является системно-деятельностный подход. Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии:

технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология групповой работы, игровые технологии, технология оценивания образовательных достижений, триз, тркм, проектные технологии,  технологии дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_tehnologii_sist_deyat_podhoda_1.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому стремлюсь самыми разнообразными методами и приемами активизировать эту деятельность.

Методы

 Метод – это способ работы педагога и обучающегося, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями, навыками; формируется мировоззрение обучающихся, развиваются их способности.

Методы классифицируют по разным признакам.

По типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

-объяснительно–иллюстративный (информационно–рецептивный);

-репродуктивный;

-проблемное изложение;

-частично–поисковый (эвристический);

-исследовательский.

По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова):

- методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, к которым относятся: информационно–развивающие (устное изложение педагога, беседа, работа с книгой), эвристические (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы), исследовательский метод;

- методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний, к которым относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.), практические работы.

По источнику учебного материала:

- Словесные методы позволяют передать большую по объему информацию, поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);

- Наглядные методы – методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

- Практические методы основаны на практической деятельности обучающихся, формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

По степени активности педагога и учащихся приводится следующая классификация методов обучения:

- Пассивные: когда педагог доминирует, а обучающиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

- Активные (АМО), при которых педагог и обучающиеся выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

- Интерактивные (ИМО) - методы, при которых обучающиеся взаимодействуют не только с педагогом, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

АМО и ИМО – это наиболее эффективные методы. О них поговорим подробнее.

К методам производственного обучения относят: устное изложение, беседа, демонстрация, самостоятельная работа с производственно-технической документацией (инструкционная или инструкционно-технологическая карта), практический показ, упражнения, самостоятельное выполнение производственных заданий.

Методологической основой педагогической деятельности  является системно-деятельностный подход. Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии.

Технологии

Технология может базироваться даже на базе одного метода. В этом случае требуется его детализация, уточнение мелких нюансов, связь и последовательное взаимодействие при реализации основных этапов. После того, как такой метод был отработан на практике, он переходит в разряд «технологии». Однако более распространенным примером технологического процесса является набор минимум двух методов и продуманных связей между ними.

Главное отличие технологии - наличие результата. Даст тот или иной метод результат не всегда очевидно, так как очень часто он может не получить практического подтверждения. Технология же гарантированно ведет к результату, поскольку ранее было подтверждено, что совокупность методов в разработанной последовательности с применением нужных связей приводит к нужному продукту.

Существенные признаки, присущие образовательным технологиям:

диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

экономичность выражает качество технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда педагога, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

Согласно классификации Г.К.Селевко все образовательные (обучающие и воспитательные) технологии делятся на две неравные по величине группы – традиционные и инновационные технологии.

Традиционные технологии основываются на объяснительном и иллюстративном варианте обучения. Основные формы учебной деятельности – занятие-лекция, образовательная экскурсия, демонстрация иллюстративного материала. В случае применения такой технологии педагог в своей работе уделяет особое внимание передаче готового учебного материала.

Инновационная образовательная технология ‒ это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих.

1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной действительности. Содержание должно быть хорошо структурированным.

2. Активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс;

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества использования ИКТ, в том числе ‒ дистанционных форм обучения.

Описание современных образовательных технологий, используемых в работе:

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельнойдеятельности учащихся по их разрешению.

Данная технология основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Обучающиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей

Разноуровневое (дифференцированное) обучение

В основе технологии лежит учет психологических особенностей обучающихся, педагог основывается на разноуровневом подходе к обучающемуся. При составлении учебного материала педагог в первую очередь ориентируется на мотивацию познавательной активности обучающихся.

У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные технологии

Проектная деятельность – это специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий установку потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к формированию научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. В процессе игровой деятельности обучающиеся получают навыки общения, обобщают и систематизируют новые знания.

Здоровьесберегающие

технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Цель здоровьесберегающей педагогики ‒ обеспечить обучающемуся высокий уровень реального здоровья. С точки зрения здоровьесбережения, важно так организовать образовательный процесс, чтобы не нанести вреда здоровью субъектов образовательного процесса ‒ учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения

Система инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Интерактивные технологии

Интерактивные модели обучения, по сравнению с традиционными, меняют взаимодействие ученика с учителем. Педагог уступает свою активность обучающимся, создавая условия для проявления их инициативы.

Интегративные технологии

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать студентам представление о единстве окружающего нас мира. Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировозрения учащихся, дает большой выигрыш во времени.

1. Пути интеграции могут быть горизонтальные - объединение сходного материала в разных учебных предметах и вертикальные - объединение одним педагогом в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:

1.Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным.

2.Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных дисциплин).

3.Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

4.Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Системно-деятельностныйподход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятел...

доклад на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход на уроках ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР"

Современный урок - это системно-деятельностный подход к ученику. Сегодня важно вооружить ребенка багажом заний. ФГОС второго поколения сторится именно на системно-деятельностном подходе....

Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"

В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....

Методы и педагогические технологии системно-деятельностного подхода

Методологической основой педагогической деятельности  является системно-деятельностный подход. Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии:технология развивающего обу...

Методичка приемов в рамках системно - деятельностного подхода

В пособии представлены (собранные из разных технологий) приёмы введения учащихся в тему урока и выхода из урока, которые повышают мотивацию учащихся к получению знаний. Эти приемы используются мною пр...