Наставничество (программа, приказы, благодарственные письма)
материал
ПРИКАЗ от «31» августа 2020 года №264 О назначении наставников
Программа наствничества
Благодарственные письма
Приказ по школе Творческая группа Учитель года 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva.docx | 75.45 КБ |
prikaz_po_shkole_tvorch_gruppa_uch.goda_2020.pdf | 538.55 КБ |
prikaz_po_shkole_o_nastavnichestve_2020.pdf | 701.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа наставничества
«Школа молодого специалиста»
2017-2020 гг
Паспорт программы
Полное наименование программы | Программа наставничества «Школа молодого специалиста» | |
Название учреждения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» | |
Руководитель | Говердовская Ирина Николаевна – директор | |
Адрес учреждения | (628624), Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г.Нижневартовск, ул. Чапаева 15/А | |
Телефон, факс, электронный адрес | Телефон: (8-3466) 46-25-54, 48-11-89 Тел./факс: (8-3466) 48-11-89 Электронный адрес: school5_nv@mail.ru | |
Сроки реализации программы | 2014 - 2017 гг. | |
Этапы реализации программы | 1 этап – диагностический 2 этап – самостоятельный творческий поиск 3 этап – оценочно-рефлексивный | |
Цель программы | Созданиеусловий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе. | |
Задачи программы |
| |
Ожидаемые результаты |
|
Легко правильно следовать за тем,
кто правильно идет впереди.
Я. А. Коменский
Пояснительная записка.
Модернизация общего образования требует принципиально нового подхода к профессиональной компетентности педагогических работников. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования.В современных условиях профессионального образованияуделяетсянедостаточное вниманиепрактико - ориентированной подготовке будущих специалистов, поэтому выпускник ВУЗа, колледжа вынужден в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Поэтому сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Приоритетным направлением деятельности методической службы образовательной организации является создание условий для развития личности педагога, самореализации его возможностей, повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, творческого потенциала педагогического коллектива в целом,а в конечном счете, совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития обучающихся.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания инновационных изменений в системе современного образования, понимание сущности педагогической технологии, знания интерактивных форм и методов обучения, владение технологии диагностирования, умение анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также эффективность применяемых технологий, вопросы формирования информационной культуры личности, т.е. компьютерной грамотности и т.д. Вместе с тем выпускники ВУЗов являются специалистами в какой-либо области предметных знаний, но не имеют практического педагогического опыта. Поэтому молодому учителю следует оказывать особую систематическую и разностороннюю помощь. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагоганаставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Оно призвано глубоко и всесторонне развивать, имеющиеся у молодого специалиста знания, в области предметной специализации и методики преподавания. Правовой основой института наставничества в школе являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки педагогических работников, а также локальные акты МБОУ «СОШ №5».
Наставничество — это разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами. В целях создания условий для успешной адаптации начинающих учителей реализуется данная программа. Работа с «молодыми специалистами» строится в соответствии со следующими документами:
– Положением о наставничестве;
– Планом работы с молодыми специалистами.
Цель программы работы с молодыми специалистами:созданиеусловий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.
Задачи программы:
- Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании
- Оказать помощь учителю осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта.
- Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Этапы реализации Программы:
– 1 этап – диагностический
– 2 этап – самостоятельный творческий поиск
– 3 этап – оценочно-рефлексивный
I этап (1 год работы)
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
№ | Тема | Краткий обзор вопросов | Срок |
Знакомство с учителем. |
| август | |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. |
| сентябрь | |
Посвящение в учителя | Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя | октябрь | |
Современный урок. Требования к организации. |
Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока». | ноябрь | |
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. |
Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся» | Декабрь | |
Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке. |
Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций» | февраль | |
Самообразование учителя – лучшее обучение. |
| апрель | |
Бенефис молодого учителя. |
Круглый стол «Педагогическая культура учителя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса». | май | |
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
II этап (2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск».
№ | Тема | Краткий обзор вопросов | Срок |
Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август | |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь | |
Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. |
| Октябрь | |
Современные образовательные технологии | Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии» Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата» | Ноябрь –Декабрь | |
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. |
| Январь – Февраль | |
Анализ урока. |
| Март | |
Методическая выставка достижений молодого учителя. | Динамика роста профессионализма молодого учителя:
Круглый стол «Компетенции и компетентность». | Апрель–Май | |
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
III этап (3 год работы)
Тема «Выбор индивидуальной линии».
№ | Тема | Краткий обзор вопросов | Срок |
Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август | |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь | |
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. |
| Октябрь – ноябрь | |
Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий. |
| Декабрь | |
Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. |
| Февраль – март | |
Предпрофильное обучение. Профориентация. |
| Апрель | |
Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития. | Подведение итогов работы «Школы наставничества»:
Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности» Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других». | Май | |
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
За молодыми педагогами закрепляются опытные педагоги - наставники, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки и коммуникативных навыков, гибкостью в общении, имеющие богатый жизненный опыт, опыт воспитательной и методической работы, стабильные высокие показатели в педагогической деятельности, обладающие способностью и готовностью делиться профессиональным опытом, системным представлением о педагогической деятельности и работе школе.
Работа с молодыми специалистами строится с учётом трёх аспектов их деятельности, позволяющих реализовывать необходимость эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений - учителями, обучающимися, родителями. Перечень наиболее востребованных знаний и умений для успешности решения данного вопроса представляем в таблице:
| |
Знания: | Умения: |
- этапы адаптации молодого специалиста; – ступени профессионального мастерства; – имидж педагога; – общение и виды общения; – речевая культура педагога; – понятие стресса; – пути преодоления стрессовых ситуаций. | – организация работы по самопознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов; – планирование работы по самообразованию; – тактичное ведение диалога и навыков работы в команде; – умение анализировать события с различных точек зрения, видеть одно и то же явление с разных сторон; – преодолевать утомление и избегать стрессовых ситуаций. |
| |
Знания: | Умения: |
- технология предъявления требования; – педагогическая оценка в её современной модификации; – создание ситуации успеха. | грамотно предъявлять требования ребёнку и давать педагогическую оценку в контексте личностно-ориентированного подхода. |
«Установление взаимоотношений «молодой специалист - родитель» | |
Знания: | Умения: |
- нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями; – пути решения конфликтных ситуаций с родителями; – стили воспитания в семье. | находить пути решения проблем во взаимоотношениях с родителями; – строить беседу с родителями; – разрабатывать конспекты проведения мероприятий с семьёй. |
В МОУ «СОШ №5» процесс наставничества затрагивает интересы всех субъектов взаимодействия: обучаемого молодого специалиста, самого наставника и организации - работодателя:
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога. В построении деятельности наставников выделяем четыре этапа:
Первый этап.Организация наставничества, разработка, рассмотрение и утверждение Положения о наставничестве. (Приложение 1).
Второй этап.Анкетированиемолодыхучителей в целях выявления первичных затруднений в педагогической деятельности. (Приложение 2,3).
Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с вводного анкетирования, тестирования или собеседования. Определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.
Целесообразно регулярно проводить анкетирование молодых педагогов (приложение 2). Цели анкетирования: выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году; проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы; выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы.
Наиболее удачными, по мнению молодых учителей, являются следующие направления методической работы: знакомство с теорией формирования положительной мотивации к обучению (семинары и круглые столы); обмен имеющимся опытом по данной теме; методические недели уровней образования.
Третий этап.Составление и реализация перспективного плана работы
(программа), планов работы учителей - наставников.
ПЛАН РАБОТЫ
осуществления наставничества в МБОУ «СОШ №5»
Месяц | Содержание работы | Ответственные |
Сентябрь
|
| Администрация школы Директор школы Руководители методических объединений Зам. директора по УВР, председатель профкома Зам. директора по МР |
Октябрь
|
| Зам. директора по УВР Педагоги-наставники Зам. директора по МР |
Ноябрь
|
| Зам. директора по УВР Педагоги-наставники Зам. директора по МР |
Декабрь
|
| Зам. директора по УВР Педагоги-наставники |
Январь
|
| Зам. директора по УВР Педагоги-наставники Зам. директора по МР |
Февраль
|
| Педагоги-наставники Зам. директора по УВР Зав. школьной библиотекой |
Март
|
| Зам. директора по УВР, Зам. директора по МР |
Апрель
|
| Зам. директора по УВР Педагоги-психологи |
Май
|
| Директор школы Зам. директора по УВР, педагоги-наставники. Зам. директора по МР |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Тема | Рассматриваемые вопросы | Сроки |
Знакомство с молодым учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого учителя. Заполнение информационной карточки листа молодого педагога | Сентябрь |
Разработка индивидуального плана профессионального становления | Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях «Неделя успеха», работе методического объединения, занятия в «Школе наставничества». | Сентябрь |
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого учителя. Функция общения на занятии | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). | Октябрь |
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства | Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения уроков, наставник совместно с молодым педагогом готовят конспекты уроков, проговаривают каждый этап и элемент урока, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после каждого урока идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее | ноябрь |
Имидж педагога. | Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д. | Сентябрь |
Педагогическая ситуация. | Совет «бывалого». | Октябрь |
Копилка интересных уроков. | Разработки или описания интересных занятий силами самих молодых специалистов и наставников. | |
Самообразование воспитателя – лучший учитель | Выбор методической темы. Молодым учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год | В течение года |
Как написать обобщение педагогического опыта | Выбор методической темы, технология описания опыта | Апрель |
Аттестация. Требования к квалификации | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио аттестуемого учителя | Ноябрь- декабрь Март- апрель |
Методическая выставка достижений молодого воспитателя. | Уровень профессионализма молодого учителя – систематизация наработок профессиональной деятельности. | Конец учебного года |
Диагностика учеников | Методика проведения обследования | Май |
Четвёртый этап:отслеживание уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
В целях обеспечения эффективного качественного решения задач по успешной адаптации молодых специалистов, росту профессионального самоопределения исамореализации, овладения современными образовательными технологиями целесообразно использовать следующие формы работы с молодыми специалистами:
1. Коллективная:Педагогический совет, Методические семинары, Заседание микрогруппы «Школа наставничества», «Круглый стол», Педагогические мастерские, заседание предметных МО, «День молодого учителя» (творческие отчёты).
2. Групповая: Групповое консультирование; Групповые дискуссии; Обзор педагогической литературы; Проблемно - деловые игры; Психологические тренинги; Просмотр видеофильмов отснятых уроков.
3. Индивидуальная:Индивидуальные консультации; Практические занятия (мастер - классы, открытые уроки, посещение занятий, проведение фрагментов уроков и внеклассных мероприятий, проектирование этапов урока, составление планов - конспектов урока, классного часа, родительского собрания, разработка рабочих программ и календарно - тематического планирования и др.).
Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.
Особенно важным в становлении молодого учителя как профессионала следует считать проведение открытых уроков, участие в методических семинарах в рамках методических предметных недель, городских мероприятий.
Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Планируемые результаты реализации Программы:
- Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.
- Развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-учителями, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике школы.
- Совершенствование системы научно-методической работы образовательной организации.
- Повышение качества образования.
- Повышение уровня аналитической культуры всех участников образовательного процесса.
Индикативные показатели Программы:
- Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
- Овладение методикой проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
- Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
- Умение проектировать рабочую программу, воспитательную систему, урок.
- Умение индивидуально работать с детьми.
- Овладение системой контроля и оценки знаний предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ОП ОО, уровня формирования УУД учащихся.
- Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
- Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
Организация работы по программе:
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.
Используемая литература:
1. Директор школы - тема "Он улетел и не обещал вернуться..."
(№ 8,2010г. стр.4);
2. Инновации в образовании - тема "Особенности развития интегративных тенденций в Российском спец. образовании (Интегративное, инклюзивное обучение)" (№ 8,2010г. стр.4);
3. Методист - тема "Адаптация молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования (№ 5,2010г. стр.41);
4. Методист - тема "Кейс-технология в работе с молодыми специалистами" (№ 5,2010г. стр.51);
5. Народное образование - тема "Есть ли правовой статус у молодого специалиста?" (№ 2,2010г. стр.132);
6. Национальный проект "Образование" - тема "О реализации программы "Школа начинающего учителя как способ оптимизации процесса вхождения в профессию" (№ 3,2010г. стр.17);
7. Начальная школа + до и после - "О подготовке будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию личности" (№ 9,2010г. стр.10);
8. Педагогика - тема "Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации" (№ 6,2010г. стр.15);
9. Справочник руководителя образовательного учреждения - тема статьи "Адаптация начинающего педагога" (№ 5,2010г.стр. 54);
Приложение 1.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5»
1. Общие положения.
1.1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет методист и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников согласовываются с директором.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
- впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
- учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9. Для мотивации деятельности наставнику по итогам работы директор школы выплачивает премию. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по действующей системе поощрения.
3.10. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления - Совет наставников.
4.Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг общения;
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
- с согласия методиста (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника утверждается приказом директора школы.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
7. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на методиста.
8.2. Методист обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
- рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их методисту.
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора школы об организации наставничества;
- планы работы педагогического, методического советов, методических объединений;
Приложение2.
АНКЕТА
для молодых педагогов
(итоги первого года работы)
1. Удовлетворяет ли вас уровень методического сопровождения, взаимодействия с наставником?
- Да
- Нет
- Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________
3. В каких направлениях организации образовательного процесса вы продолжаете испытывать трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- проведении уроков
- проведении внеклассных мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с учащимися, их родителями
- другое (допишите) _________________________________________________________
4. Представляет ли для вас трудность:
- формулировать цели урока
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
- мотивировать деятельность учащихся
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
- подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
- активизировать учащихся в обучении
- организовывать сотрудничество между учащимися
- организовывать само и взаимоконтроль учащихся
- организовывать своевременный контроль и коррекцию образовательных результатов учащихся
- развивать творческие способности учащихся
- другое (допишите)__________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- методическим неделям уровней образования
- предметным МО
- школе наставничества
- другое (допишите)_________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы уроков, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- методы формирования положительной мотивации к обучению
- учет и оценка знаний учащихся
- психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
- другое (допишите) ________________________________________________________
АНКЕТА
для изучения трудностей в работе молодого специалиста
№ п\п | Аспект педагогической деятельности | Степень затруднения | |||
Очень сильная | Сильна | Средняя | Нет затруднений | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тематическое планирование | |||||
Поурочное планирование | |||||
Овладение содержанием новых программ и учебников | |||||
Умение поставить цели урока | |||||
Умение отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью. | |||||
Использование разнообразных эффективных форм обучения | |||||
Использование элементов современных педагогических технологий | |||||
Проведение практических работ, предусмотренных программой | |||||
Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении | |||||
Организация разноуровневой и индивидуальной работы с учащимися | |||||
Использование межпредметных связей | |||||
Владение диагностическими методами и инструментарием | |||||
Учет и оценка учебных достижений | |||||
Работа с одаренными детьми | |||||
Работа с неуспевающими | |||||
Обеспечение дисциплины и активного внимания на уроке | |||||
Умение провести самоанализ урока | |||||
Умение провести анализ урока другого учителя | |||||
Организация внеклассной работы по предмету | |||||
Развитие интереса к предмету, потребностей к знаниям | |||||
Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства | |||||
Описание собственного опыта работы |
Приложение 3.
ПАМЯТКА МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ И НАСТАВНИКУ |
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ:
НАСТАВНИКУ:
|
Семь золотых правил для учителя.
- Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
- Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
- Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
- «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
- Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
- Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
- Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
Заповеди молодому учителю.
- Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
- Будь приветливым – и будешь смелым.
- Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
- Умей требовать и прощать.
- Верь в уникальные способности каждого ученика.
- Будь компетентен и будь уверенным.
- Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
- Претворяй процесс обучения в радость.
- Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Памятка начинающему учителю.
- Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
- Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
- Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.
- Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
- Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
- Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
- Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
- В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
- В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.
Советы опытных коллег молодому учителю.
- Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.
- Рационально используйте каждую минуту урока.
- Объясните ученикам цель, задачи, урока.
- Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.
- Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.
- Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.
- На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
- Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
- Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
- Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
- Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие .
- Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.
- Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ученика.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Благодарственные письма
Поощрения за активную работу...
благодарственное письмо, грамоты
Мои достижения....
Грамота и Благодарственное письмо.
Муниципальный уровень...
Результаты педагога, дипломы, благодарственные письма
Участие в вебинарах, семинарах, проектахБлагодарственные письма, дипломы, сертификаты, грамоты...
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО
К 70-летию гимназии № 1 г. Жуковского...
Наставничество, открытые уроки, мастер-классы (приказы, благодарственные письма)
Многолетнее сотрудничество с организациями профессионального образования: Нижневартовским государственным университетом, Нижневартовским социально-гуманитарным колледжем...