Программа "Казачий сполох"
материал

Программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._programma_kazachiy_spoloh.docx201.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

эмблема школы8

Инновационная практико-ориентированная разработка в соответствии с темой региональной инновационной площадки

Программа внеурочной деятельности, направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей

 «Казачий сполох»

авторы:

Степанов Я.А., учитель физической культуры

Гончаров А.В., учитель физической культуры

Конкурсный отбор  образовательных организаций, имеющих статус региональных инновационных площадок, в 2018 году

Нефтеюганск 2018


Содержание

I. Пояснительная записка…………………………………………………………..3

  • Актуальность………………………………………………………………….3.
  • Нормативно-правовая база программы……………………………………..4
  • Место дополнительной образовательной программы в образовательной программе школы…………………………………………………………….6
  • Цель и задачи программы……………………………………………………7
  • Методологическая основа программы…………….………………………...8
  • Возрастная ориентация программы и психолого-педагогические особенности учащихся……………………………………………………….9
  • Основные принципы программы…………………………………………...10
  • Результативность программы……………………………………………….11

II. Информационный блок………………………………………………………..12

  • Содержание программы…………………………………………………….13
  • Учебно-тематический план…………………………………………………15

III. Методический блок……………………………………………………………18

  • Образовательные технологии……………………………………………….18
  • Учебно-методическое обеспечение………………………………………...20

IV. Исполнительский блок……………………………………………………..…21

  • Блок №1 «Военно-спортивная подготовка казачьей направленности»….21
  • Блок №2  «Казачий строй» - строевая подготовка»……………………….21
  • Блок №3  «Казачий дозор» - действия в чрезвычайных ситуациях»……..22
  • Блок №4  «Казачий поход» - туристическая подготовка и ориентирование на местности»………………………………………………………………...23
  • Блок №5 «Казачьи стрельбы» – огневая подготовка»……………………..23
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся…………………..24
  • Привлечение социальных партнеров……………………………………….24

V. Контролирующий блок…………………………………………………………26

  • Базовые средства контроля………………………………………………….26
  • Современные оценочные средства………………..………………………...29
  • Итоговая карта результативности…………………………………………..30

VI. Литература………………………………………………………………………31

VII. Приложение…………………………………………………………………….32

Приложение №1 «Учебно-методические материалы  по реализации казачьего компонента»………………………………………………………32

Приложение №2 «Результативность участия в военно-спортивной игре «Казачий сполох»……………………………………………………………82

Приложение №3 «Смета»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательной деятельности, направленная на удовлетворение учащихся в содержательном досуге и социализацию школьников (в соответствии с ключевыми понятиями ФГОС основного общего образования).  Внеурочная деятельность физкультурно-спортивной и военно-патриотической направленности  является важной составляющей работы школы по патриотическому воспитанию.

На современном этапе сложилась государственная система патриотического воспитания, основанная на понимании патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества, как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи и гражданского общества. Дальнейшее развитие системы патриотического воспитания должно быть направлено на предоставление возможности молодежи определять своё будущее, связывая его с национальными интересами и перспективами развития страны.

Именно педагогика казачества позволяет трансформировать традиции прошлого в реалиях современности. Воспитательный потенциал казачьего образования заключается в формировании ценностных ориентиров, нравственных представлений и норм, в социокультурном укладе казачьей жизни. Особое место в менталитете казаков занимают представления о таких казачьих традициях, как преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь. Программа внеурочной деятельности «Казачий сполох» направлена на формирование таких стержневых качеств  казачьей культуры, как служение Отечеству, демократические основы устройства мира, свободолюбие, патриотизм, уважение к символам и ритуалам, воля, физическое и нравственное здоровье.

Нормативно-правовая база программы

Программа учитывает концептуальные основы нормативных документов федерального уровня:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493)
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р)
  • Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах (одобрено на заседании постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества 28 апреля 2011 года)
  • Письмо Министерства образования и науки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах (одобрено на заседании постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества 28 апреля 2011 года)
  • Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» (утв. Президентом Российской Федерации 15.09.2012 № Пр-2789)
  • Письмо Министерства образования и науки России от 19.12.2017 № 08-2687 «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса (внеучебная, воспитательная и военно-патриотическая работа) в кадетских учреждениях (кадетские корпуса, школы, классы) с учетом их специфики»

Программа разработана с учетом основных задач образования в ХМАО-Югре, изложенных в следующих нормативных документах:

  • Государственная программа ХМАО – Югры «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014-2020 годах» (подпрограмма  «Развитие российского казачества»). Где сделан акцент на использование опыта российского казачества в организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождении его духовных и культурных традиций, а одной из основных задач является популяризация кадетских казачьих классов в системе общего образования округа.
  • Концепция развития воспитания в системе общего образования ХМАО – Югры, где отдельным направлением выделено «Совершенствование патриотического воспитания учащихся»;
  • Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020  года, где отмечено, что особое значение в системе образования должно уделяться внеаудиторной занятости (кружкам, спортивным секциям), внедрению инновационных образовательных технологий сохранения и развития здоровья детей и молодежи;
  • Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности», где указано, что одной из основных задач внеурочной деятельности является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям        человека.

Место дополнительной образовательной программы в образовательной программе школы

Программа внеурочной деятельности «Казачий сполох» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 31.08.2015 года  № 308, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы. Содержание дополнительной образовательной программы «Казачий сполох» отвечает основной цели образовательной программы: создание социокультурной образовательной среды, способствующей социализации, самоопределению и патриотическому воспитанию учащихся кадетских казачьих классов на основе   самобытных духовно-нравственных, культурно-исторических и этнографических ценностей российского казачества.

Ценностно-смысловым ядром программы внеурочной деятельности (как составляющей образовательной программы школы) является спортивно-патриотическое воспитание - совершенствование физической культуры личности в мотивационном и ценностно-рациональном пространстве патриотизма, развитие силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, необходимости ведения здорового образа жизни, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

Специфика кадетской школы отражена в подборе заданий спортивно-патриотической направленности (использование шермиций как особых казачьих спортивных упражнений с оружием, умение владеть различными видами казачьего оружия, строевая подготовка «Казачий строй», прикладная военно-спортивная подготовка «Казачья полоса препятствий», туристическая подготовка «Казачий поход», огневая подготовка, поведение в экстремальных ситуациях и пр.).

Место дополнительной образовательной программы «Казачий сполох» в образовательной программе МБОУ «СОКШ №4» (раздел «План внеурочной деятельности»): программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, длительностью2 по  40 минут. Итого 70 часов. Из них 23 часа – теоретические занятия, 47 часов – практические занятия, 16 часов – контроля и диагностики.

Основной формой организации деятельности в рамках данной программы являются  спортивно-образовательные квесты, интерактивные имитационные игры казачьей направленности, соревнования и конкурсы, положенные в основу всероссийских военно-патриотических игр «Казачий сполох», «Казачий дозор», участие в которых создаёт возможность для раскрытия интеллектуальных и физических возможностей воспитанников.    

Цель и задачи программы

Цель: формирование основ патриотизма и гражданственности как стержневых качеств личности школьников на основе ведущих положений казачьей педагогики, общечеловеческих и общенациональных ценностей российского казачества с учетом этнокультурных особенностей региона.

Задачи:

  • Создать условия для самореализации учащихся кадетских казачьих классов в различных видах активной деятельности посредством вовлечения в туристско-краеведческие военно-патриотические игры, соревнования и практики.
  • Способствовать воспитанию у учащихся кадетских казачьих классов командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества через популяризацию идей казачества
  • Подготовка к профильным казачьим соревнованиям и конкурсам. Получение специальных знаний поведения в нестандартных ситуациях, навыков специфических казачьих видах спорта (шермиции, фланкировка, джигитовка  и пр.), навыков военного и походного дела через организацию коллективно-творческих дел и военно-прикладных игр патриотического содержания.
  • Закрепление практических и теоретических навыков по истории казачества, полученных в урочной деятельности, в условиях организации образовательных событий, спортивно-образовательных квестов социальных практик и соревнований «Казачий сполох».
  • Создать условия для активного занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом.

Методологическая основа программы

Программа содержит основные требования ФГОС ООО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897, с изменениями от 31 декабря 2015 года) в части организации внеурочной деятельности.  В частности, она направлена на  «духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья», на «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения».

В соответствии с ФГОС ООО в методологическую основу программы внеурочной деятельности «Казачий сполох» легли фундаментальные исследования концепции деятельностного подхода к пониманию развития личности, который обеспечивает формирование готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению, активную созидательную деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.), а также основные положения теории личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.).

В соответствии с ФГОС ООО в методологическую основу программы внеурочной деятельности «Казачий сполох» легли фундаментальные исследования концепции деятельностного подхода к пониманию развития личности, который обеспечивает формирование готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению, активную созидательную деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.),  основные положения теории личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.), а также одна из моделей  концентрированного обучения  - «погружение в культуру» (Е.Б. Евладова).

Возрастная ориентация программы и психолого-педагогические особенности учащихся

Программа «Казачий сполох» учитывает  психолого-возрастные особенности среднего школьного возраста (как одно из требований ФГОС ООО). Программа ориентирована на возрастные особенности детей  13-14 лет, построена с учетом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей подростков. Основной акцент в старшем подростковом возрасте делается на развитие социальной компетентности и формирование устойчивых предпрофессиональных интересов подростков. Данный возраст отличается высокой волевой активностью, целеустремленностью, стремлением к физическому и нравственному самосовершенствованию. Кроме того, для учащихся 13-14 лет  важна возможность самореализации, возможность встать на позицию взрослого, самостоятельность и возможность выбора, поэтому я предоставляю им возможность изменения социальных ролей – переход от роли обучаемых к роли обучающих (выполнение роли инструкторов, организаторов внеурочных мероприятий по казачеству, а также самостоятельное планирование собственной траектории развития).

Именно в старшем подростковом возрасте важно сформировать специальные прикладные качества (способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды). Получая знания и развивая навыки в освоении прикладных специальных качеств, юноши вырабатывают готовность к деятельности в экстремальных условиях и военной службе.

Основные принципы программы

  • принцип плановости, понимаемый как четкая, выверенная стратегия и тактика действий;
  • принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность и взаимосвязанность всех компонентов образовательной деятельности;
  • принцип последовательности, понимаемый как четкое разбиение процесса на логически завершенные этапы, с постоянной детализацией каждого этапа по мере приближения сроков его реализации, с планированием новых этапов на основе достигнутых результатов;
  • принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательной деятельности как индивидуальность;
  • принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
  • принцип ценностно-смыслового равенства, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
  • принцип событийности: вовлечение всех участников образовательной деятельности в яркие запоминающиеся события, дела, проекты, праздники, практики.

Результативность программы

  • Результаты освоения программного материала во внеурочной деятельности  оцениваются по трем базовым уровням, и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
  • Предметные результаты отражают степень овладения школьниками практическими специальными навыками в рамках освоения программы (критерий – результативность участия в профильных соревнованиях казачьей направленности).
  • Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся (готовность к защите Отечества, уровень мировоззренческих установок, навыков сотрудничества и пр.). отслеживаются через проведение онлайн-диагностики.
  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в деятельности. Универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся (уровень коммуникации, социализации, навыки командного взаимодействия, взаимообучения, проектировочные умения и пр.). отслеживаются преимущественно через наблюдение в ходе организации социальных практик по каждому разделу.

Программа внеурочной деятельности «Казачий сполох» способствует созданию образовательной развивающей среды школы, которая обеспечит участие учащихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих межличностные отношения. Развивающая среда способствует  удовлетворению культурно-образовательных, социальных и предпрофессиональных потребностей старшеклассников. Развивающая среда при реализации данной программы включает в себя информационно-методическое пространство (интерактивная группа в образовательной сети школы «Казачий сполох», интерактивный раздел по казачеству в школьном историко-краеведческом музее, цифровые образовательные материалы), пространство  для проектной деятельности по основам казачьей педагогики, пространство для моделирования проблемных ситуаций, для проведения квестов и экспедиций «Казачий поход», «Казачий дозор», «Казачья слава» и пр.   А также пространство для развития навыков коммуникации – интерактивная открытая площадка для общения учащихся казачьих классов из субъектов РФ «Я – казак».  


II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Содержание программы

  1. Прикладная военно-спортивная подготовка казачьей направленности.
  2. Строевая подготовка «Казачий» строй.
  3. Действия в чрезвычайных ситуациях «Казачий дозор».
  4. Туристическая подготовка и ориентирование на местности «Казачий поход».
  5. Огневая подготовка.
  6. Профильные игры, соревнования и социальные практики казачьей направленности.

Прикладная военно-спортивная подготовка казачьей направленности

Способы развития основных физических качеств (сила, ловкость, выносливость, меткость, координация  и д.р.). навыки защиты и самообороны.

Рубка шашкой лозы. Овладение основными приемами фланкировки шашкой и нагайкой. Овладение искусством боевых казачьих шермиций. Метание в цель ножей и саперных лопаток.

Социальная практика по  обучению основам владения казачьим боевым искусством в младших классах (выполнение роли консультанта, наставника) с привлечением социальных партнеров – членов казачьего общества.

Строевая подготовка «Казачий строй»

Положения «строевого» устава ВС РФ. Обязанности солдата и командира отделения перед построением и в строю. Правила выполнения строевых приемов и движение без оружия и с оружием. Выполнение строевых приемов и движения без оружия и с оружием. Выполнение одиночных строевых приёмов. Перестроение  в строю. Навыки командного взаимодействия в составе взвода.

Социальная практика по взаимообучению основам казачьего строя в младших классах (выполнение роли консультанта, тренера, наставника).

Действия в чрезвычайных ситуациях «Казачий дозор»

Знание последовательности одевания общевойскового защитного костюма, правил  обработки ОЗК после выхода из зараженной местности. Навык преодоления в средствах индивидуальной защиты  участка зараженной местности.

Практическое освоение навыков доврачебной помощи в экстремальных ситуациях: транспортировка пострадавшего с использованием подручных средств, сердечно-легочная реанимация, приемы остановки кровотечений, наложения стерильных повязок Алгоритм действия при попадании в ЧС.ПМП при переломах, травмах, остановке сердца.

 Социальная практика по основам доврачебной помощи младших школьников (роль консультанта) через организацию игры, квеста.

Туристическая подготовка и ориентирование на местности «Казачий поход»

Овладение техникой преодоления препятствий (казачья полоса препятствий, «Тропа выживания», интерактивная тропа препятствий с созданием проблемных ситуаций).

Знание топографических карт и приборов для ориентирования на   местности и проведения казачьего похода. Навыки изготовления страховочной системы, вязания узлов. Практические умения пользоваться топографическими приборами. Создание собственной топографической полосы с использованием знаковой системы.

 Социальная практика по проведению спортивно-патриотического квеста для малышей на территории школы «Казачок в поход собрался».

Огневая подготовка.

Правила безопасности при проведении стрельб. Правила техники безопасности при обращении с оружием. Правила прицеливания и ведения огня из различных исходных положений. Основные части механизма автомата Калашникова – 74. Проведение  неполной разборки-сборки АК-74.Ведение огня из различных исходных положений. Правила и способы прицеливания. Тренировочные занятия в лазерном тире, занятия на стрелковом  тренажере.

Профильные игры, соревнования и социальные практики казачьей направленности

Организация и профильных игр «Тайфун», «Казачий сполох», «Зарница», «Лучший казачий кадетский класс» в школе как практический этап подготовки к профильным казачьим соревнованиям.

Учебно-тематический план. 70 часов.

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

Всего

1

Краткое изложение программы. Техника безопасности на занятиях.

1

1

Прикладная военно-спортивная подготовка казачьей направленности

2

Развитие беговых навыков и выносливости. Кроссовая подготовка (1-3 км). Спринтерская подготовка (100м.).

0,5

1,5

2

3

Силовая подготовка (подтягивание на перекладине в висе с постепенным утяжелением).

0

4

4

4

Фланкировка шашкой, нагайкой.

0,5

3,5

4

5

Рубка шашкой лозы.

0,5

1,5

2

6

Метание ножа и саперной лопатки. Техника метания гранаты в цель, и на дальность.

0,5

2,5

3

7

Овладение искусством боевых казачьих шермиций

1

4

5

8

Социальная практика по  обучению основам владения казачьим боевым искусством в младших классах

0

2

2

Всего:

3,5

18,5

22

Строевая подготовка «Казачий строй»

9

Строевой устав ВС РФ. Строй и управление им. Обязанности кадет перед построением и в строю.

1

1

2

10

Строевая стойка. Повороты на месте.

0

1

1

11

Строевые приёмы и движения без оружия.  Одиночное строевое движение. Повороты в движении. Строевой расчет. Построение и перестроение.  Размыкание и смыкание отделения. Отдание воинского приветствия.  Выход из строя и подход к начальнику. Строевой шаг в колонну по одному, двое, трое. Строевые приемы и движение с оружием.

1

7

8

12

Социальная практика по взаимообучению основам казачьего строя в младших классах

1

1

Всего:

2

10

12

Действия в чрезвычайных ситуациях «Казачий дозор»

13

Знание последовательности одевания ОЗК, правил  обработки ОЗК после выхода из зараженной местности. Надевание противогаза. Навык преодоления в средствах индивидуальной защиты  участка зараженной местности

1

1

2

14

Практическое освоение навыков доврачебной помощи в экстремальных ситуациях. Алгоритм действий при травмах. Оказание ПМП при травмах. Транспортировка пострадавшего с использованием подручных средств

1

1

2

15

Приемы  остановки кровотечений, наложения стерильных повязок

1

1

2

16

ПМП при сердечно-лёгочной реанимации сердца.  Алгоритм действий при сердечно-лёгочной реанимации.

1

1

2

17

Социальная практика по основам доврачебной помощи младших школьников (роль консультанта) через организацию игры, квеста.

0

1

1

Всего:

4

5

9

  Туристическая подготовка и ориентирование на местности «Казачий поход»

18

Устройство карабина и назначение страховой системы.  Изготовление страховочной системы. Вязание узлов.

1

1

2

19

Правила передвижения в различных условиях (лес, дорога, болото).  

1

1

2

20

Условные топографические знаки.  Знаки МКС.  Создание собственной топографической полосы с использованием знаковой системы

1

1

2

21

Ориентирование по солнцу, местным признакам. Ориентирование по карте и топографическим приборам.  

0,5

1,5

2

22

Техника преодоления рва, лабиринта, стенки, разрушенного моста, разрушенной лестницы,  преодоления проёма в стене. Прохождение   полосы препятствий ЕАПП,  комбинированная полоса препятствий, интерактивная полоса препятствий

1

2

3

23

Социальная практика по проведению спортивно-патриотического квеста для малышей на территории школы «Казачок в поход собрался».

0

2

2

Всего:

4

2

13

Огневая подготовка.

24

Материальная часть автомата Калашникова-74. Работа частей и механизмов автомата.

 0,5

0,5

1

25

Чистка, смазка и хранение автомата. Правила неполной разборки-сборки АК-74.

 0,5

0,5

1

26

Неполная разборка-сборка АК-74.

0

2

2

27

Основы и правила стрельбы. ТБ на занятии. Устройство пневматического оружия. Ведение стрельбы. Исходное положение (лёжа, сидя за столом с упором на локти, стоя). Выполнение стрельб.

0

4

4

Всего:

1

7

8

Профильные игры, соревнования и социальные практики казачьей направленности

28

Организация и профильных игр «Тайфун», «Казачий сполох», «Зарница», «Лучший казачий кадетский класс» в школе как практический этап подготовки к профильным казачьим соревнованиям

0

5

5

Всего:

0

5

5

Всего:

23

47

70


  1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Современные образовательные технологии

Программа внеурочной деятельности «Казачий сполох» основана на ведущих технологиях – технология организационно-деятельностных и имитационных игр (тренингов), технология личностно-ориентированного обучения и методические основы казачьей педагогики выстроены в рамках модели концентрированного обучения - «погружение в культуру».

В основе технологии организационно-деятельностных и имитационных игр для старшего подросткового возраста лежит деятельностный подход, широкое использование социальных практик как способ приобретения образовательных результатов и широкое использование возможностей детско-взрослой общности (А.Н. Прутченков, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова).

 Личностно-ориентированное обучение в рамках внеурочной деятельности предполагает включение каждого в самостоятельную познавательную и учебно-тренировочную деятельность, с учетом адекватной нагрузки и индивидуальной траектории; создание условий для самореализации каждого во внеурочной деятельности.

Деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение в рамках данной программы позволяют оптимизировать физическую подготовку учащихся. Однако, необходимо учитывать, что физическая подготовка учащихся осуществляется в тематическом направлении.  Педагогика казачества, как  этнопедагогика, обобщает социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития. Казачья идея-традиция, выражается в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни. Основными элементами  воспитания в казачьей педагогике, являются    наставничество  и преемственность, которые основаны на продуктивном сотрудничестве.Специфика традиционной культуры казачества отражена в рамках данной программы с помощью  технологии «погружения в культуру». Культурологический подход как методическая основа представлен в работах Е.А. Бондаревской, Н.Б. Крыловой, В.И. Слободчикова  и др. Данный подход позволяет  сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание - процессом культуротворчества. Разработкой технологии «погружения в культуру» занималась Е.Б. Евладова, а  А.В. Хуторской под «погружением» в культуру понимал  эвристическое или метапредметное «погружение», предметом которого является культура.

Для организации  «погружения в культуру» необходимо:

- выбрать составной элемент традиционной культуры казачества: воспитание подрастающего поколения, казачьи игры и забавы, праздники и традиции, воинская доблесть.

- определить форму проведения  «погружения» – имитационная  игра, квест, праздник, фестиваль, турнир и т.п., которые станут итоговыми в конце учебного модуля, полугодия или года в зависимости от выработанной стратегии.

 - привлечь к работе над «погружением в культуру» преподавателей, которые работают над реализацией казачьего компонента в рамках школьной программы развития, в частности учителей физической культуры, педагога-хореографа, учителя музыки, учителя изобразительного искусства, учителя истории и МХК, учителя биологии.  

- создать координационный совет, сформировать творческие группы учащихся.

Такая форма концентрированного обучения значительно оживляет преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся, однако, требует тщательной подготовки и слаженного ансамбля педагогов.  

Технология погружения  предусматривает использование следующих современных форм проведения занятий: спортивно-образовательные квесты, интерактивные имитационные игры казачьей направленности «Казачьи забавы», «Шермиции», «Вольница», соревнования и конкурсы, положенные в основу всероссийских военно-спортивных прикладных игр «Казачий сполох», «Казачий дозор», социальные практики «Традиционные казачьи игры для малышей», «Казачьи походы». Подобные современные деятельностные формы проведения занятий способствуют раскрытию интеллектуальных и физических возможностей подростков, воспитанию у них командного духа, приобретению навыков военного и походного дела, готовит юношей к предстоящей службе в армии.  

Современные учебные материалы

Программа предусматривает использование современных учебных материалов:

  • интерактивные обучающие программы по направлению программы внеурочной деятельности: «Казачьи шермиции – боевые движения казаков с оружием и без»; «Фланкировка казачьей шашкой»; «Казачий поход – ориентирование на местности»;
  • интерактивный стрелковый тренажер «Scatt»;
  • интерактивный лазерный тир;
  • интерактивная полоса препятствий «Казачий сполох»;  интерактивные обучающие тренажеры по ориентированию на местности;
  • современные тренажеры физкультурно-спортивной направленности;
  • оборудованная современная полоса препятствий с полным комплектом туристического снаряжения «Школа безопасности»;
  • медиаколлекция учебных ситуаций по направлению «Педагогика казачества»: «Казачьи игры и забавы», «Казачьи кулачные бои», «Казачья вольница» и пр.

IV. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ БЛОК

Блок №1 «Военно-спортивная подготовка казачьей направленности»

Уровни освоения деятельности

Содержание и направленность деятельности

Теоретические основы учебного блока

«Я учусь»

Способы основных физических качеств (сила, ловкость, выносливость, меткость, координация  и д.р.).

Рубка шашкой лозы. Овладение основными приемами фланкировки шашкой и нагайкой. Овладение искусством боевых казачьих шермиций. Метание в цель ножей и саперных лопаток.

Методические основы учебного блока, особенности техники

«Я учусь учить»

Техники и приемы развития силы, ловкости, выносливости, меткости, координации. Навыки защиты и самообороны.

Инерционная техника при фланкировке, техника боевого удара. Использование силы инерции. Основы импровизации.

Способы метания. Основной и скрытый способ метания саперной лопатки.  Основной способ метания ножа – хват за клинок. Постановка корпуса и положение рук.

Техника кулачного казачьего боя, основные приемы, особенности стойки, характеристика удара.

Взаимообучение

«Я учу»

Социальная практика по  обучению основам владения казачьим боевым искусством в младших классах (выполнение роли консультанта, наставника) с привлечением социальных партнеров – членов казачьего общества.  Погружение «Казачьи игры»

Блок №2Строевая подготовка «Казачий строй»

Уровни освоения деятельности

Содержание и направленность деятельности

Теоретические основы учебного блока

«Я учусь»

Положения «строевого» устава ВС РФ. Обязанности солдата и командира отделения перед построением и в строю. Правила выполнения строевых приемов и движение без оружия и с оружием. Выполнение строевых приемов и движения без оружия и с оружием. Выполнение одиночных строевых приёмов.Перестроение  в строю.

Методические основы учебного блока, особенности техники

«Я учусь учить»

Строевые приемы, этапы освоения строевых приемов. Расчленение приема на элементы, объединение элементов в единый прием. Приемы одиночной строевой подготовки. Приемы строевого взаимодействия. Выработка навыка командного взаимодействия в составе взвода. Строевое совершенствование в обычном учебном процессе в рамках программы.

Взаимообучение

«Я учу»

Социальная практика по взаимообучению основам казачьего строя в младших классах (выполнение роли консультанта, тренера, наставника).

Блок №3Действия в чрезвычайных ситуациях «Казачий дозор»

Уровни освоения деятельности

Содержание и направленность деятельности

Теоретические основы учебного блока

«Я учусь»

Знание последовательности одевания общевойскового защитного костюма, правил  обработки ОЗК после выхода из зараженной местности.

Теоретические основы доврачебной помощи в экстремальных ситуациях: транспортировка пострадавшего с использованием подручных средств, сердечно-легочная реанимация, приемы остановки кровотечений, наложения стерильных повязок.

Методические основы учебного блока, особенности техники

«Я учусь учить»

Навык преодоления в средствах индивидуальной защиты  участка зараженной местности. Практическое освоение навыков доврачебной помощи в экстремальных ситуациях: транспортировка пострадавшего с использованием подручных средств, сердечно-легочная реанимация, приемы остановки кровотечений, наложения стерильных повязок Алгоритм действия при попадании в ЧС.ПМП при переломах, травмах, остановке сердца.

Взаимообучение

«Я учу»

Социальная практика по основам доврачебной помощи младших школьников (роль консультанта) через организацию игры, квеста.  Погружение «Казачий дозор»

Блок №4Туристическая подготовка и ориентирование на местности

«Казачий поход»

Уровни освоения деятельности

Содержание и направленность деятельности

Теоретические основы учебного блока

«Я учусь»

Знание топографических карт и приборов для ориентирования на   местности и проведения казачьего похода. Теоретические основы способов ориентирования на местности.

Методические основы учебного блока, особенности техники

«Я учусь учить»

Практические умения пользоваться топографическими приборами, применение способов ориентирования на практике. Создание собственной топографической полосы с использованием знаковой системы.

Навыки изготовления страховочной системы, вязания узлов.

Овладение техникой преодоления препятствий (казачья полоса препятствий, «Тропа выживания», интерактивная тропа препятствий с созданием проблемных ситуаций).

Взаимообучение

«Я учу»

Социальная практика по проведению спортивно-патриотического квеста для малышей на территории школы. Погружение «Казачок в поход собрался».

Блок №5Огневая подготовка

Уровни освоения деятельности

Содержание и направленность деятельности

Теоретические основы учебного блока

«Я учусь»

Правила безопасности при проведении стрельб. Правила техники безопасности при обращении с оружием.Правила прицеливания и ведения огня из различных исходных положений.Основные части механизма автомата Калашникова – 74. Проведение  неполной разборки-сборки АК-74.Ведение огня из различных исходных положений.

Методические основы учебного блока, особенности техники

«Я учусь учить»

Правила и способы прицеливания. Тренировочные занятия в лазерном тире, занятия на стрелковом  тренажере. Кучность и меткость стрельбы, способы и приемы их повышения.

Взаимообучение

«Я учу»

Социальная практика – «огневая подготовка» Форма проведения -  соревнования. Отбираются лучшие казачьи стрелки. Цель – не только определить лучшего, но и проанализировать стрелковые возможности каждой команды..Погружение «Казачьи стрельбы».  

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Программа внеурочной деятельности «Казачий сполох» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся,  так как только в процессе самостоятельной работы учащиеся способны осознать трудности, которые возникают у них при достижении цели, определиться с программой саморазвития по преодолению и коррекции проблем. Роль педагога в самостоятельной деятельности школьников – консультант, тьютор, помогающий определиться с программой саморазвития. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальной  результатов приращения. Также при организации самостоятельной деятельности активно используется взаимообучение – обучение с позиции «равный – равному» (опыт консультантов, наставников). Актуальными формами, способствующими развитию самостоятельности,  являются квесты, походы, экспедиции и проекты.

Привлечение социальных партнеров:

С целью расширения рамок взаимодействия школы, семьи и социума для консолидации усилий в области духовно-нравственного воспитания, для формирования социальных компетентностей и патриотических установок учащихся к реализации программы внеурочной деятельности «Казачий сполох» привлекаются  социальные партнеры:

  • Нефтеюганское городское казачье общество Обь-Иртышского отдела Сибирского Казачьего войска - проведение совместных занятий,   соревнований; совместная подготовка к профильным соревнованиям; носители первооснов традиций казачьей педагогики (демонстрация на практике).
  • ФГКУ «6 ОФПС по ХМАО-Югре» - проведение совместных занятий и соревнований, социальных практик; совместные квесты по выживанию в экстремальных ситуациях; совместные тренировки на полосе препятствий;
  • НОУ НУПТЦ РО ДОСААФ России ХМАО-Югры – использование дополнительных возможностей в области огневой подготовки;
  • ОМВД России по городу Нефтеюганску – проведение социальных практик, мероприятий и соревнований; совместные рейды, помощь в подготовке к профильным соревнованиям;
  • НГОО «Ветераны Чернобыля», «Союз ветеранов Афганистана» - использование опыта ветеранских организаций в поведении в экстремальных ситуациях, воспитание гражданско-патриотических качеств на примере живых свидетелей истории;
  • ГБОУ «Екатеринбургский кадетский корпус» - совместная деятельность, участие в соревнованиях, практиках и проведении дистанционных мастер-классов по рубке лозы, метанию лопатки, шермициям.

V. КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

Базовые средства контроля

Основным средством физического культуры  принято считать физическое упражнение, которое является основополагающим и направляющим элементом физического совершенствования. А в связи с тем, что программа имеет военно-патриотическую направленность и ее основой является физическая подготовка учащихся к военно-спортивной игре «Казачий сполох», то и выполнение физических упражнений и их комплексов  является необходимым элементом в усвоении программного содержания. Таким образом, контроль эффективности выполнения физических упражнений  лежит основе методов контроля данной программы.

 При выполнении отдельно взятого упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и развивающего эффекта. Поэтому, необходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовершенствовать движение и развить физические качества. При этом при выполнении физических упражнений в организме занимающегося происходят физиологические, психические, биохимические и другие процессы, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поэтому основополагающим в контроле, является учет и контроль факторов, которые определяют воздействие физических упражнений.

Учет и контроль факторов,  определяющих воздействие физических упражнений

Индивидуальные особенности учащегося

Специфические черты самих упражнений

(классификация с учетом направленности программы)

Особенности внешних условий

(современные учебные материалы)

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Содержание упражнения

Техника физических упражнений

Форма упражнения

        Основа техники  

Детали техники

В связи с тем, что методической основой данной программы являются технология  деятельностного  подхода, которая  обеспечивает формирование готовности учащихся к саморазвитию и активной созидательной деятельности, то учащиеся при усвоении программного материала должны осознавать для чего выполняется то или иное упражнение, понимать основы  техники  выполнения. Это определяет необходимость индивидуального контроля не только за количеством выполненных физических упражнений, но и за ихкачеством выполнения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Текущий контроль является ключевым в работе над физической подготовкой учащихся.

Контроль эффективности, выполняемых упражнений

Классификация упражнений с учетом направленности программы

Способности учащегося и уровень готовности

Физическое упражнение

Правильность формы выполнения упражнения

Понимание содержания физического

упражнения

Знание

техники выполнения

Военно-спортивная подготовка казачьей направленности

Строевая подготовка «Казачий строй»

Огневая подготовка

Поэтапный  контроль,  направленный  на  оценивание спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе, позволяет оценить готовность учащихся работать в команде  их перспективы на соревнованиях (рейтинговая таблица).  Также к поэтапному контролю следует отнести выполнение базовых нормативов, а также нормативов конкурсных состязаний казачьей направленности (таблицы нормативов).

Уровень подготовленности участников команды

(рейтинговая таблица)

ФИО

Общая физическая подготовленность

Специальная физическая подготовленность

Техническая подготовленность

Тактическая подготовленность

Морально-волевая и психологическая подготовка

Контрольно – измерительные результаты

(базовые нормативы)

Нормативы

7 класс

8 класс

9 класс

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

1

Бег 30 м (сек.)

м

4,8

5,4

6,0

4,6

5,2

5,7

4,5

5,0

5,5

2

Бег 60 м (сек.)

м

9,4

10,2

10,9

8,8

9,7

10,5

8,3

9,2

10,0

3

Бег 100 м (сек.)

м

17,5

18,5

19,5

4

Бег 1000 м (мин,сек.)                                  ("+" - без учета времени)

м

5

Бег 2000 м (мин-сек.)

м

12,00

13,00

14,00

6

Бег 3000 м (мин-сек.)

м

15,30

16,30

17,30

15,00

15,30

16,30

7

Челночный бег 3х10 м (сек.)

м

8,2

8,8

9,3

8,0

8,5

9,0

7,7

8,4

8,6

8

Челночный бег 3х20 м (сек.)

м

14,5

15,0

16,0

9

Прыжок в длину с места (см)

м

190

185

180

195

185

175

210

200

190

10

Прыжок в длину с разбега (м)

м

3,80

3,60

3,40

3,90

3,70

3,50

4,00

3,80

3,60

11

Прыжок в высоту, способом

"Перешагивания" (см)

м

110

105

100

115

110

105

120

115

110

12

Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)

м

120

110

100

130

120

110

140

130

120

13

Отжимания (кол-во раз)

м

22

19

16

26

22

18

28

24

20

14

Подтягивания (кол-во раз)

м

10

8

6

11

9

7

12

10

8

15

Метание т/м (м)

м

30

28

26

34

31

28

40

35

32

16

Бросок набивного мяча массой 1кг из положения сидя (м)

м

10

8

6

13

11

9

14

12

10

17

Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)

м

35

33

30

38

35

33

40

37

35

18

Подъем ног из положения виса на ш/стенке (кол-во раз)

м

12

10

8

14

11

9

16

13

10

19

Удержание ног под углом 90º на ш/стенке (сек.)

м

11

9

7

12

10

8

13

11

9

20

Приседания (кол-во раз/мин)

м

50

48

46

52

50

48

54

52

50

21

Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз)

м

10

8

6

11

9

7

12

10

8

Контрольно – измерительные результаты

(специальные  нормативы)

Нормативы

7 класс

8 класс

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

Разборка –сборка АК-74

1,20

1,00

0,50

1,10

0,55

0,45

Надевание противогаза

18

15

12

16

13

10

Надевание ОЗК

3,00

2,30

2,00

2,15

2,00

1,45

Снаряжение магазина патронами (30 шт.)

1,30

1,15

1,00

1,15

1,00

0,45

Преодоление полосы препятствия

2,10

1,40

1,20

2,00

1,30

1,15

Современные оценочные средства

  • интерактивные таблицы учета выполнения контрольных нормативов с учетом состояния здоровья и функциональных особенностей организма;
  • онлайн-диагностика сформированности личностных результатов: «ценностные ориентации», «уровень сформированности патриотических установок», «уровень толерантности», «уровень развития коммуникативных УУД» (на диагностической учебной платформе школы развития «Фоксфорд» http://psytests.org/personal/dinl-run.html).
  • листы фиксации результатов наблюдения за учащимися в ходе решения нестандартных ситуаций, прохождения квестов, походов, соревнований, выполнения групповых  проектов;
  • дневники самоконтроля для фиксации индивидуальных результатов и планирования корректирующей деятельности (в том числе с учетом физиологического состояния после нагрузок).

Итоговая карта результативности

Учебное занятие

Отслеживание освоения текущего программного материала.

Тренировочная  и репетиционная деятельность

Отслеживание освоения  программного материала в комплексной подготовке к спортивным соревнованиям

Уроки-погружения, прохождение квестов, выполнение групповых проектов

Отслеживание освоение программного материала в нестандартной ситуации.

Определение уровня освоения программного материала

Высокий

уровень освоения

(в соответствии с рейтинговой  таблицей)

Средний

уровень усвоения

(в соответствии с рейтинговой  таблицей)

Низкий

уровень освоения

(в соответствии с рейтинговой  таблицей)

Основной состав команды

«Кадетское братство»

Запасной состав команды

«Кадетское братство»

Частичное

включение в состав команды «Кадетское братство»

Участие в спортивных и военно-спортивных соревнованиях разного уровня

Показательные выступления

разного уровня

(окружной, городской, межшкольный)

Демонстрация физической подготовки  и основных военно-спортивных достижений  на уровне школы (школьные соревнования и турниры)

Список учебно-методической литературы  

  1. Ратушняк В.Н. «Казачьи исторические хроники» Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам и основам военной службы. «Кубань», 2014г.
  2. Родионов Е.Г. «Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества», М.: 2012 г.
  3. Ерохин И.Ю. Казачья педагогика на службе российского государства: основы казачьей педагогики в ее значении для государственного и общественного развития / Интернет-журнал «Науковедение» http://naukovedenie.ru
  4. Лукаш С.Н. Методические основы педагогика казачества / https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-pedagogiki-kazachestva
  5. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий,   рекомендации / сост. В.А. Шкенев – Волгоград, 2012 г.
  6. Черкасов А. Формировать готовность к бою // Ориентир. -2013. - № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной этап Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох»

Областной этап Всероссийской  военно-спортивной игры «Казачий сполох» в селе Ташла (Тюльганский район) ....

Сценарий визитной карточки на Всероссийский этап военно-спортивной игры "Казачий Сполох-2015"

Сценарий визитной карточки казачьего клуба "Станичники" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области" на Всероссийский этап военно-спортивной игры "Казачий Сполох-2015"....

Положение о Казачьем сполохе

Подготовка команд к конкурсам, соревнованиям...

Сценарий выступления на казачьем Сполохе 2016 года "Казаки на спортивных берегах"

Поминутный сценарий спортивно-театрализованного выступления команды...

Визитка "Казачий сполох"

Развитие военно-патриотического воспитания граждан....

2.3 Программа "Казачий Сполох"

Программа "Казачий Сполох"...