Опросник для школьников (10-11 класс) «Сформированность универсальных учебных действий» (Тимонина Л.И.)
материал (10 класс)

 Данная методика позволит определить сформированность универсальных учебных действий у старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_otsenivaniya_sformirovannosti_uud.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник для школьников (10-11 класс)

«Сформированность универсальных учебных действий» (Тимонина Л.И.)

Инструкция: выскажи свое согласие или несогласие с утверждениями. Если ты с утверждением согласен, отвечаешь «да», то рядом с номером утверждения поставь +, если на не согласен, отвечаешь «нет», то поставить -.

Бланк  ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Утверждения

  1. В школе у меня есть предметы, которые я изучаю с особым интересом
  2. У меня есть учебные предметы, которые мне даются легче, чем другим
  3. У меня есть увлечение вне школы
  4. Я считаю, что имею учебные достижения
  5. Я думал о  том кем хочу стать в будущем
  6. Ради собственного маленького открытия я могу часами, неделями решать одну и ту же проблему
  7. Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, а не решить сам
  8. Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию
  9. Не зная ответа на вопрос, часто надеюсь на подсказку
  10. Я люблю учиться
  11. Я прочитываю к занятиям не только основную, но и часть дополнительной литературы
  12. Мои интересы требуют терпения, усидчивости
  13. Я активно пользуюсь Интернетом для поиска учебной информации
  14. Занимаясь умственной работой, я могу жертвовать развлечениями, отдыхом
  15. Из источников информации я предпочитаю социальные сети
  16. Я знаю свои сильные и слабые стороны
  17. Мне часто не везет и я  чувствую себя неудачником
  18. Я уверен в себе
  19. Я считаю себя неплохим человеком, хотя и не без недостатков
  20. Я сомневаюсь, что могу нравиться кому-нибудь из представителей противоположного пола
  21. Мне важно помочь однокласснику, если он попал в беду
  22. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
  23. Я считаю, что вежливость помогает хорошо себя чувствовать среди людей
  24. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
  25. Если кого-то в школе обижают, я могу пройти мимо
  26. Я считаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
  27. Я считаю, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
  28. Я часто своими словами обижаю близких людей, не замечая этого
  29. Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека
  30. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему
  31. Я умею четко поставить перед собой задачу в любой работе
  32. При решении задачи мне достаточно самого очевидного способа, я не ищу несколько способов решения задачи
  33. Я испытываю интерес к задаче после ее решения, то есть могу вернуться к ней для понимания способов, стратегии ее решения
  34. Я умею составлять план своей деятельности на день, неделю, месяц
  35. Мне часто не хватает времени для выполнения важных, в том числе учебных дел
  36. Я уже выбрал  будущую профессию
  37. Я знаю в каком профессиональном учебном заведении можно получить интересную для меня профессию
  38. Я пока не занимаюсь развитием у себя необходимых для выбранной профессии личных качеств
  39. Я знаю о возможностях трудоустройства по выбранной профессии
  40. У меня есть запасные варианты, если не удастся с первого раза поступить в желаемое профессиональное учебное заведение
  41. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и неинтересную мне работу
  42. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную
  43. После того, как завершена какая-то работа, я привык обязательно проверять, правильно ли она выполнена
  44. Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели
  45. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе
  46. Я умею оценивать верность своего изложения материала, решения задачи
  47. Я умею  найти разные способы проверки выполненной работы
  48. Я умею контролировать себя во время и после выполнения самостоятельной работы
  49. Я умею определить причины учебных затруднений и пути их устранения
  50. Иногда я затрудняюсь в оценке точности своих ответов
  51. Меня останавливают неудачные попытки решения задачи, выполнения упражнения
  52. Я способен без внешнего принуждения организовать свое время
  53. Я умею отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если я прав
  54. Я стремлюсь постоянно доводить начатое дело до конца
  55. Я проявлю терпение в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, шум, неудачи и т. п.)
  56. Я умею на уроке, во внеурочной деятельности, при выполнении проекта работать в паре, в группе
  57. Я умею  договариваться с партнерами по группе, распределять работу
  58. Я умею оценивать свой вклад и общий результат деятельности
  59. Я умею создавать связные по стилю, типу речи композиции, высказывания на основе сравнения фактов, явлений
  60. Я умею доказать свою точку зрения в ходе спора
  61. Я умею найти нужную информацию в различных источниках
  62. Я умею находить, передавать, преобразовывать, хранить информацию с использованием компьютера
  63. Я умею составлять план ответа, выступления
  64. Я умею  готовить реферат, презентацию, доклад
  65. Я умею излагать текст 2-3 предложениями
  66. Я участвовал  в реализации учебных проектов
  67. Проектная деятельность вызывает  у меня интерес
  68. Есть интересная учебная проблема, которую я хотел бы разрешить с помощью проектной деятельности
  69. Я умею самостоятельно проводить научное исследование по определенной проблеме
  70. Я самостоятельно проводил  учебный эксперимент
  71. У меня бывают конфликты с учителями
  72. Я умею держать себя в руках в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.)
  73. Я умею тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.)
  74. Я стремлюсь проявить инициативу в учении, предлагая свой вариант решения задачи
  75. Я проявляю творчество, выдумку при решении различных (учебных, социальных) задач
  76. Я участвую в органах ученического самоуправления
  77. Я готов взять на себя организацию работы в группе по решению учебной или социальной проблемы
  78. Я часто предлагаю своим одноклассникам провести в классе что-то интересное
  79. Я успешен в общении с одноклассниками
  80. Все одноклассники ко мне хорошо относятся

Ключ

За каждое совпадение со шкалой ученик получает 1 балл

I. Личностные универсальные учебные действия (вопросы 1-30) — 30 вопросов

  1. Готовность и способность к выбору направления профильного образования  1+; 2+; 3+; 4+; 5+;
  2. Учебно-познавательная  мотивация и интерес к учению 6+; 7-; 8+; 9-; 10+;
  3. Готовность  к самообразованию и самовоспитанию 11+; 12+; 13+; 14+; 15-;
  4. Адекватная  позитивная самооценка и Я-концепция, способность к самопознанию   16+; 17-; 18+; 19+; 20-;
  5. Моральное  сознание на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм  21+; 22-; 23+; 24-; 25-;
  6. Эмпатия   26+; 27+; 28-; 29+; 30-;

II. Регулятивные универсальные учебные действия (вопросы 31-55) – 25 вопросов

  1. Самостоятельность в постановке новых учебных целей и задач 31+; 32-; 33+; 34+; 35-;
  2. Готовность к построению жизненных планов во временной перспективе 36+; 37+; 38-; 39+; 40+;
  3. Саморегуляция  41+; 42-; 43+; 44-; 45-;
  4. Познавательная  рефлексия 46+; 47+; 48+; 49+; 50-;
  5. Способность совершать волевые усилия 51+; 52+; 53+; 54+; 55+;
  6. Способность выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ 31 +, 32 -, 34 + , 44 -, 47 +

III. Коммуникативные универсальные учебные действия (53, 56-60, 71-80) – 16 вопросов

  1. Умения осуществлять сотрудничество, диалог  56+; 57+; 58+; 59+; 60+;
  2. Умение продуктивно  разрешать конфликты 53+, 57+, 71-; 72+; 73+;
  3. Коммуникативная  рефлексия 53+, 57+, 61+, 79+, 80+
  4. Инициативность 74+; 75+; 76+; 77+; 78+;

IV. Познавательные универсальные учебные действия (46-50; 53, 57, 61-70, 79, 80) – 19 вопросов

  1. Познавательная  рефлексия 46+; 47+; 48+; 49+; 50-;
  2. Навыки работы с информацией 61+; 62+; 63+; 64+; 65+;
  3. Участие в проектной, исследовательской деятельности, умения самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;  66+; 67+; 68+; 69+; 70+;

Отдельные универсальные действия могут считаться сформированными, если ученик из 5 предлагаемых в рамках данного действия утверждений получил 4 или 5 баллов. В противном случае действие не сформировано.

Для оценки сформированности группы универсальных действий необходимо, чтобы все включенные в группу действия считались сформированными.

Максимальные значения по каждой группе умений:

  1. Личностные универсальные учебные действия — 30 баллов
  2. Регулятивные универсальные учебные действия -  25 баллов
  3. Коммуникативные универсальные учебные действия  – 16 баллов
  4. Познавательные универсальные учебные действия  – 19 баллов

Затем сосчитать средний балл по каждой группе УУД, ученику и по классу в целом.

Для того, чтобы получить средний балл по группе УУД необходимо суммарное значение разделить на количество умений в каждой группе:

  1. Личностные универсальные учебные действия — разделить на 6
  2. Регулятивные универсальные учебные действия -  разделить на 6
  3. Коммуникативные универсальные учебные действия  – разделить на 4
  4. Познавательные универсальные учебные действия  – разделить на 3

Для определения динамики можно сосчитать средние баллы по каждой группе умений и по каждому школьнику.

По итогам опроса можно сделать вывод о сформированности отдельных умений и группы умений в целом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метапредметного подхода как эффективного условия формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий

При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев  отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, спос...

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Процесс обучения в современной школе должен отличаться  релевантностью, полнотой, доступностью; быть адекватным, объективным, своевременным  и непрерывным. В данной связи формиров...

Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.

В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...