программа "Фантазия"
рабочая программа
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация.
Аппликация— эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-fantaziya.docx | 58.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Иволгинский районный центр дополнительного образования»
РАССМОТРЕНО на методическом совете протокол №____ от «___»______2021 года Председатель заместитель по УМР ________________Базарова С.Д. | УТВЕРЖДАЮ____________ Директор МУ ДО «ИРЦДО» Астраханцев С.В. «_____»____________2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Фантазия»
Направленность: художественная
Возраст: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – разработчик: Астраханцева Н.Я.,
педагог дополнительного образования,
с. Иволгинск
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Фантазия» относится к социально гуманитарной направленности.
Содержательная часть Программы соответствует основным положениям:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”
− Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МУ ДО «ИРЦДО»
- Положение о дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе педагога муниципального учреждения дополнительного образования «Иволгинский районный центр дополнительного образования».
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация.
Аппликация— эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Весь материал доступен для обучающихся и соответствует их уровню развития, т.к. включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для познавательной деятельности.
Актуальность программы состоит в том, что занятия по аппликации являются первым шагом для адаптации к новым условиям и приобщения детей к художественной деятельности и творчеству. Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью раскрытия у детей творческих навыков.
Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.
Отличительные особенности.
Системно - деятельный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого дошкольника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ребёнок всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Фантазия» должна помочь стимулировать развитие дошкольника путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого ребёнка, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Принцип компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность ребенка действовать в различных проблемных ситуациях:
- Учебно-познавательные компетенции учат умению ставить цель и задачи, выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность, анализировать и делать вывод.
- Информационные компетенции способствуют овладению навыкам самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, умению преобразовывать, сохранять и передавать её.
- Проблемная компетенция включает моделирование деятельности в аспектной или иной реальной ситуации, готовность к решению проблемы
- Компетенция личностного совершенствования направлена на освоение способов интеллектуального, духовного, физического саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самоуправления, самоисследования
- Коммуникативная компетенция развивает:
- умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями,
- приобретение навыков работы в группе,
- владение социальной ролью в коллективе.
В формах и методах обучения:
- групповое обучение;
- индивидуальная деятельность.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет (старшая группа 5-6 лет, подготовительная группа 6-7 лет). Выбор форм и методов обучения зависит от степени сложности изучаемого материала, уровня подготовки воспитанников, эмоционального настроя группы и желания воспитанников работать. Используются:
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.
Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.
Диалогический метод: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке творческих проектов.
Эвристический метод: воспитанники самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений разрабатывают и изготавливают новые модели, изделия, творческие работы, проводят поиск новых решений.
Проблемно-исследовательские методы: воспитанники совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии.
Игровые методы: занятие-путешествие, игра, соревнование.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 2 года, 72 часа, 36 часов в год. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся начинается с первого года обучения.
Формы обучения и режим занятий
Форма обучения по программе очная на протяжении двух лет. Формы и режим занятий, предусмотренные программой, согласуются с нормами СанПиН и включает в себя теоретическую и практическую часть, а также экскурсии.
Количество занятий в неделю – 1 час.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи:
Сформировать ответственное отношение к выполняемой работе.
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
формировать умения и навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место;
Воспитательные:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание;
развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о
совместной работе;
радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера;
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность;
обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать умения следовать
устным инструкциям.
формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное
отношение к действительности;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Планируемые результаты
После первого года обучения, обучающиеся будут
Знать:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, пластилинография, оригами и. т.п.);
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага), сочетание аппликации с вышивкой;
- о проектной деятельности.
Уметь:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента);
- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
- создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными инструментами;
- умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
После второго года обучения, обучающиеся будут
Знать:
о современном декоративно-прикладном искусстве;
расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
об объемном конструировании из бумаги (оригами), о работе с гофрокартоном;
о хохломской росписи и ее отличительных особенностях;
о работе с соленым тестом;
Уметь:
умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении работы;
создавать образы предметов, декоративные композиции используя готовые формы
и нетрадиционные материалы;
проявлять познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
владеть навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания
образов посредством различных технологий;
овладение новым способом техники оригами, складыванием бумаги в разных
направлениях.
Механизм оценки результатов
В структуре программы выделяются два основных компонента - теоретический и практический. Последний включает в себя отработку практических навыков. В связи с этим механизм оценки получаемых результатов может быть различным.
Текущий контроль за усвоением теоретического материала носит характер опроса. Текущий контроль освоения практической части программы осуществляется в процессе выполнения этапов самостоятельных работ.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Формой итогового контроля, в данном случае, является участие обучающегося в различных выставках районного, республиканского уровня.
Средствами реализации программы курса является:
- Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы путем вовлечения его в учебную деятельность;
- Использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего обучающимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- Личностное общение педагога с ребенком.
- Наличие специально оборудованного зала.
- Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника).
- Атрибуты, наглядные пособия.
С целью всестороннего развития воспитанника в программу включены воспитательные мероприятия (Приложение №1).
Учебно-тематический план первого года обучения
п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
Что такое аппликация? Виды аппликаций? Правила безопасного обращения при использовании различных инструментов. | 1 | 1 | ||
2. | Аппликация | 16 | 16 | |
Сюжетная аппликация с элементами дизайна | 1 | 1 | ||
Аппликация «Поздравительная открытка ко дню пожилого человека» | 1 | 1 | ||
Аппликация из природного материала «Осенний букет» | 1 | 1 | ||
Аппликация декоративная. Коллективная композиция «Наша клумба» | 1 | 1 | ||
Аппликация из природного материала «Осенний букет» | 1 | 1 | ||
Аппликация «Красивая елочка» | 1 | 1 | ||
Аппликация «Елочные игрушки», | 1 | 1 | ||
Аппликация «Открытка папе» | 1 | 1 | ||
Аппликация «Открытка для мамы» | 1 | 1 | ||
Аппликация Жар-птица | 1 | 1 | ||
Аппликация и рисование. Фантазирование.Домик с трубой и сказочный домик | 1 | 1 | ||
Аппликация Рыбка | 1 | 1 | ||
Аппликация. Фантазирование. Наш космодром | 1 | 1 | ||
Аппликация «Открытка к празднику» | 1 | 1 | ||
Аппликация «Божья коровка» | 1 | 1 | ||
Педагогическая диагностика. Аппликация «Бабочки» | 1 | 1 | ||
3. | Рисование | 10 | 10 | |
Рисование акварельными красками «Грибы» , «Фрукты», «Овощи» | 1 | 1 | ||
Рисование по замыслу. Незаконченные картинки | 1 | 1 | ||
Рисование акварельными красками «Снежинки» | 1 | 1 | ||
Рисование акварельными красками «Зимняя сказка» | 1 | 1 | ||
Декоративное рисование. Щит для богатыря | 1 | 1 | ||
Рисование по представлению «Мы с мамой улыбаемся» | 1 | 1 | ||
Рисование по клеткам Медведь | 1 | 1 | ||
Рисование «Заюшкина избушка» | 1 | 1 | ||
Рисование акварельными красками «Весна на дворе» | 1 | 1 | ||
Сюжетное рисование «На прогулке» | 1 | 1 | ||
4. | Лепка | 7 | 7 | |
Лепка «Осеннее дерево» | 1 | 1 | ||
Лепка из пластилина. Птичка | 1 | 1 | ||
Пластилиновый рельеф. Барашек | 1 | 1 | ||
Пластилинография «Цветок для мамы» | 1 | 1 | ||
Лепка «Лепим доброго снеговика» | 1 | 1 | ||
Лепим любимую игрушку | 1 | 1 | ||
Пластилинография «Танк» | 1 | 1 | ||
5. | Оригами | 2 | 2 | |
Оригами «Самолетики» | 1 | 1 | ||
Оригами «Снежинки на ёлочку» | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 36 | 36 |
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Введение
Вводное занятие – знакомство с детьми, инструктаж по технике безопасности при пользовании инструментами, материалами и т.д.
Тема 2. Аппликация
Теория
Правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами.
Практическая работа
Использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги, сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого.
Умения и навыки
Умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации.
Тема 3. Рисование
Теория
Рассматривание работ, выполненных в разных техниках.
Практическая работа
Приобщать детей к миру изобразительного искусства. Эксперименты с материалом. Знакомить с разными техниками рисования красами, карандашами, (нетрадиционные техники). Упражнять в умении аккуратно закрашивать, подбирать цвет, форму, экспериментировать с цветом, формой, материалами.
Умения и навыки
Умение пользоваться карандашами, красками, самостоятельно применять нетрадиционные техники изображения.
Тема 4. Лепка
Теория
Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество.
Практическая работа
Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
Умения и навыки
Умение использовать вылепленные формы для выполнения работ; правильно находить место на листе для выполнения работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении композиции.
Тема 5. Оригами
Теория
Познакомить детей с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя)
Практическая работа
Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук.
Умения и навыки
Умение создавать оригинальные поделки, передавать характерные особенности, выразительность.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
Организационное занятие. Виды аппликаций? Правила безопасного обращения при использовании различных инструментов. | 1 | |||
2. | Работа с бумагой и картоном | 15 | 1 | 14 |
Почему самолеты не падают. Аэродинамика. | 3 | 2 | 1 | |
Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей. | 3 | 1 | 2 | |
Испытание собственных моделей. Конкурс «Летающий змей» | 3 | 1 | 2 | |
Атмосферные осадки. Дождь. | 3 | 1 | 2 | |
Влажность. Измерение влажности воздуха в помещении и на улице. Оформление метеоуголка. | 3 | 1 | 2 | |
Самостоятельные исследования | 3 | 3 | ||
3. | Работа с бросовым и природным материалом | 15 | 5 | 10 |
Плотность. Практическая работа «Определение плотности природных материалов». (картофеля) | 3 | 1 | 2 | |
Вес. Невесомость. Мы космонавты. | 3 | 1 | 2 | |
Почему звезды не падают? Явление тяготения. | 3 | 1 | 2 | |
Сила трения. Польза и вред. | 3 | 1 | 2 | |
Сила упругости. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. | 3 | 1 | 2 | |
4. | Работа с пластилином и соленым тестом. | 21 | 6 | 15 |
Давление твердых тел. Определение давления, производимого при ходьбе и стоя на месте. | 3 | 1 | 2 | |
Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине жидкости | 3 | 1 | 2 | |
Давление на дно морей и океанов. Исследование морских глубин. | 3 | 1 | 2 | |
Сообщающиеся сосуды. | 3 | 1 | 2 | |
Фонтан. Изготовление модели фонтана. | 3 | 1 | 2 | |
Испытание собственных моделей фонтана. | 3 | 3 | ||
Определение тематики проектных работ | 3 | 1 | 2 | |
5. | Работа с тканью и нитками | 9 | 3 | 6 |
Можно ли изучать природу зимой? Прогулка на зимнюю природу. Создание презентации «Физика зимой» | 3 | 1 | 2 | |
Снег, лед и метель. | 3 | 1 | 2 | |
Измерение количества выпавшего снега. | 3 | 1 | 2 | |
ИТОГО: | 108 | 34 | 74 |
Содержание программы второго года обучения
Тема 1. Введение
Знакомство с группой. Техника безопасности. Цели и задачи программы.
Тема 2. Работа с бумагой и картоном
Теория
Правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами.
Практическая работа
Использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги, сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого.
Умения и навыки
Умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации.
Тема 3. Работа с бросовым и природным материалом
Теория
Знакомство с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
Практические занятия
Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук.
Тема 4. Работа с пластилином и соленым тестом.
Теория
Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество.
Практические занятия
Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
Тема 5. Работа с тканью и нитками
Теория
Учить пользоваться иголкой. Научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки.
Практические занятия
Вырабатывается умение владеть иголкой
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации Программы необходимы следующие условия:
- наличие учебного помещения со столами и стульями, доской, техническим оборудованием для демонстрации наглядного материала, видео- и аудиоматериалов;
- наличие наглядного и дидактического материала);
- наличие компьютера, интерактивных компьютерных программ, скоростного доступа в Интернет, для осуществления подборки информации и литературы по темам.
Практическая часть Программы реализуется с использованием различных приборов и инструментов:
- Канцелярские принадлежности
- Бумага, картон, гофрокартон
- Пластилин, соленое тесто
- Художественный инвентарь
- Природные материалы
- Бросовый материал
Список литературы
Для педагога
1. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 2015. - 144 c. Творчество детей в работе с различными материалами. – М, Педагогическое общество России 1998 г. 150 с.
2. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. - М.: АСТ, 2016. - 409 c. Дмитриев, А. Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности / А.Е. Дмитриев. - М.: "Издательство Прометей", 2016. - 336 c.
3. Резцова, С. В. Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений. Художественно-эстетическое развитие детей 4-7 лет / С.В. Резцова. - М.: Учитель, 2016. - 276 c.
4. Бабенкова Е.А. Знакомим дошкольников с произведениями изобразительного искусства / Е.А. Бабенкова, Г.В. Курдюмова // Воспитатель ДОУ : практ. журн. для воспитателей ДОУ. - 2010. - № 1. - C. 70-72.
5. Волынкин В.И. Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2007. - 448 с.М. Н. Величко Н. К.
6. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми в ДОУ». М: Мозаика-Синтез, 2012г.
7. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
8. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». Изд.: Мир книги, 2008.
Интернет ресурсы
Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
http://stranamasterov.ru
Для обучающихся
Аппликации и поделки из бумаги для детей - М: Стрекоза,2010.
Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009.
Приложение №1
План воспитательной работы на 2021 – 2022 уч.г.
Цель воспитательной работы:
№ | Направление воспитательной деятельности | Название мероприятия | Сроки проведения | Участники |
Нравственно-эстетическое воспитание | День воспитателя 27 сентября | Сентябрь | Воспитанники кружка ДПИ | |
Экологическое воспитание | Районный конкурс ДПИ «Школьные годы чудесные» | октябрь | Воспитанники кружка ДПИ | |
Экологическое воспитание | Золотая осень | октябрь | Воспитанники кружка ДПИ | |
Семейное воспитание | День матери «Открытки ко дню матери» | ноябрь | Воспитанники кружка ДПИ | |
Самоуправление в группах | Новогодние мероприятия для детей | декабрь | Воспитанники кружкаДПИ | |
Самоуправление в группах | Проведение районного конкурса «Сувениры Бурятии» | декабрь | Воспитанники кружкаДПИ | |
Самоуправление в группах | Проведение районного конкурса художественного слова Чудесный клад Бурятии» | январь | Воспитанники кружкаДПИ | |
Самоуправление в группах | Сагаалган | февраль | Воспитанники кружка ДПИ | |
Нравственно-эстетическое воспитание | Районный конкурс «Дети,техника,творчество» | февраль | Воспитанники кружка ДПИ | |
Нравственно-эстетическое воспитание | Поздравление к женскому дню | март | Воспитанники кружка ДПИ | |
Нравственно-эстетическое воспитание | Конкурс рисунков ко дню космонавтики | апрель | Воспитанники кружка ДПИ | |
Нравственно-эстетическое воспитание | Районный конкурс рисунков посвященный празднованию годовщины в Великой Отечественной войне 1941-1945годов | май | Воспитанники кружка ДПИ |
Календарно- тематический план
№ | Месяц | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
сентябрь | Введение | 3 | Презентация объединения. Игра- путешествие | Анкетирование, опрос по инструктажу, рефлексия | |
сентябрь | Измерения и измерительные приборы. Масса. | 3 | Объяснение, просмотр видеоматериала, беседа | Рефлексия | |
октябрь | Измерение линейных размеров. Практическая работа «Измерение длин малых тел». | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа. Работа в группах | Рефлексия | |
октябрь | Измерение площади и объёма тел. Измерительный цилиндр (мензурка). | 3 | Рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, Индивидуальная работа | Тест по теме «Измерения. Измерительные приборы» | |
октябрь | Форма, объем, цвет, запах. | 3 | Объяснение, иллюстрация, дискуссия, опросно- ответный метод, частично-поисковый метод | Рефлексия | |
октябрь | Что внутри вещества? От чего тела разбухают? Модель молекулы. | 3 | Рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, дискуссия, практическая работа. | Практическое задание | |
октябрь | Состояния вещества. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа | Практическое задание | |
ноябрь | Почему трудно разорвать трос? Взаимодействие частиц вещества. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа | Тест по теме «Строение вещества» | |
ноябрь | Инерция. | 3 | Рассказ, объяснение, решение ситуационных задач, практическая работа | Коллективная рефлексия, практическое задание. | |
ноябрь | Взаимодействие тел. | 3 | Рассказ, объяснение, решение ситуационных задач, практическая работа | Коллективная рефлексия, практическое задание | |
ноябрь | Силы. Измерение сил. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа | Рефлексия | |
декабрь | Почему заостренные предметы колючи? Давление твёрдых тел. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в мини-группах | Коллективная рефлексия, практическое задание | |
декабрь | Архимедова сила. Море, в котором нельзя утонуть? | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в мини-группах | Игра «Взаимодействие тел» | |
декабрь | Определение тематики проектных работ | 3 | Индивидуальная работа | Рефлексия | |
декабрь | В мире движущихся тел. Наблюдение относительности движения. А движется ли тело? | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа | Коллективная рефлексия, практическое задание | |
январь | Траектория. Пройденный путь. Скорость. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Рефлексия, тестирование | |
январь | В мире звука. Что такое звук и как его создать? | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в мини-группах | Рефлексия | |
январь | В мире теплоты. Температура. Измерение температуры воды, воздуха. | 3 | Рассказ, беседа, презентация, работа в рабочей тетради | Практическое задание | |
январь | В мире света. Как образуются тени? От чего бывает радуга? | 3 | Рассказ, беседа, презентация, работа в рабочей тетради | Практическое задание | |
февраль | В мире магнетизма: магнитные танцы. | 3 | Рассказ, беседа, презентация, работа в рабочей тетради | Практическое задание | |
февраль | В мире электричества: электризация. | 3 | Рассказ, беседа, презентация, работа в рабочей тетради | Тест «Физические явления» | |
февраль | Экскурсия: Физика вокруг нас | 3 | Практическая работа | Викторина | |
февраль | Самостоятельное исследование | 3 | Индивидуальная работа | Практическое задание | |
март | Простые механизмы. | 3 | Рассказ, беседа, презентация, решение ситуативных задач | Практическое задание | |
март | Энергия. Виды энергии. Альтернативны е источники энергии. | 3 | Рассказ, беседа, презентация, работа в мини-группах | Тест «Энергия» | |
март | Как устроена Земля? Строение Земли. | 3 | Рассказ, беседа, презентация | Рефлексия | |
март | Атмосфера – что это? Может ли воздух давить? | 3 | Дискуссия, опросно- ответный метод, частично- поисковый метод | Практическое задание | |
апрель | Самостоятельное исследование: Загрязнение атмосферы и гидросферы. | 3 | Индивидуальная работа | Исследование | |
апрель | Введение в астрономию. Что изучает астрономия? | 3 | Дискуссия, опросно- ответный метод, просмотр видеофильма | Рефлексия | |
апрель | Звездное небо и созвездия. | 3 | Рассказ, беседа, презентация, просмотр видеофильма | Мифы и легенды о созвездиях | |
апрель | Экскурсия «Наблюдение звездного неба». | 3 | Индивидуальная работа | Викторина | |
апрель | Планеты земной группы. Все о планетах. | 3 | Рассказ, беседа, презентация, просмотр видеофильма | Тестирование | |
май | Планеты гиганты. Все о планетах. | 3 | Рассказ, беседа, презентация, просмотр видеофильма | Викторина | |
май | Определение названия проекта | 3 | Индивидуальная работа | ||
май | Оформление результатов проектной деятельности. | 3 | Индивидуальная работа | ||
май | Защита проекта | 3 | Индивидуальная работа | Зачет | |
сентябрь | Введение | 3 | Презентация объединения Игра- путешествие | Анкетирование, опрос по инструктажу, рефлексия | |
сентябрь | Почему самолеты не падают. Аэродинамика. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Рефлексия | |
сентябрь | Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей. | 3 | Индивидуальная работа | Практическое задание | |
сентябрь | Испытание собственных моделей. | 3 | Индивидуальная работа | Конкурс «Летающий змей» | |
октябрь | Атмосферные осадки. Дождь. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в мини-группах | Практическое задание | |
октябрь | Влажность. Измерение влажности воздуха в помещении и на улице. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в группах | Оформление метеоуголка | |
октябрь | Самостоятельные исследования | 3 | Индивидуальная работа | Практическое задание | |
октябрь | Плотность. Практическая работа «Определение плотности природных материалов». (картофеля) | 3 | Презентация, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Практическое задание | |
октябрь | Вес. Невесомость. Мы космонавты. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Тестирование | |
ноябрь | Почему звезды не падают? Явление тяготения. | 3 | Дискуссия, опросно- ответный метод, просмотр видеофильма индивидуальная работа | Тестирование | |
ноябрь | Сила трения. Польза и вред. | 3 | Дискуссия, опросно-ответный метод, частично- поисковый метод, просмотр видеофильма | Практическое задание | |
ноябрь | Сила упругости. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Практическое задание | |
ноябрь | Давление твердых тел. Определение давления, производимого при ходьбе и стоя на месте. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Практическое задание | |
декабрь | Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине жидкости | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в рабочей тетради | Практическое задание | |
декабрь | Давление на дно морей и океанов. Исследование морских глубин. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Тестирование | |
декабрь | Сообщающиеся сосуды. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Рефлексия | |
декабрь | Фонтан. Изготовление модели фонтана. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Практическое задание | |
январь | Испытание собственных моделей фонтана. | 3 | Индивидуальная работа | Практическое задание | |
январь | Определение тематики проектных работ | 3 | Индивидуальная работа | ||
январь | Можно ли изучать природу зимой? Прогулка на зимнюю природу. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Создание презентации «Физика зимой» | |
февраль | Снег, лед и метель. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в группах | Тестирование | |
февраль | Измерение количества выпавшего снега. | 3 | Презентация, индивидуальная работа | Практическое задание | |
февраль | Звездное небо. Созвездия. Карта звездного неба. Повторение знаний первого года обучения. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Тестирование | |
февраль | Практическая работа: Созвездия звездного неба (работа по карте) | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | ||
март | Программа Stellarium. Созвездия в с.Хойтобэе. | 3 | Индивидуальная работа | Викторина, ребусы, создание своей карты звездного неба | |
март | Программа Stellarium. Наблюдение за звездным небом. (Вечерняя экскурсия). | 3 | Рассказ, объяснение, индивидуальная работа | Викторина | |
март | Планеты Солнечной системы. Программа Celestia. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в группах | Тестирование | |
март | Луна– естественный спутник Земли. Наблюдение Луны. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Тестирование | |
март | Космические путешествия на Марс. Тайны Марса. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Рефлексия | |
апрель | Сатурн. Спутники и кольца Сатурна. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Рефлексия | |
апрель | Астероиды. Кометы. «Звездопады». | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, работа в группах | Викторина | |
апрель | Таяние льда. Процесс плавления. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, индивидуальная работа | Практическое задание | |
апрель | Туман. | 3 | Рассказ, объяснение, просмотр видеоматериала, беседа, | Тестирование | |
май | Определение названия проекта | 3 | Индивидуальная работа | ||
май | Оформление результатов проектной деятельности. | 3 | Индивидуальная работа | ||
май | Защита проекта | 3 | Индивидуальная работа | Зачет |