Программа "Графика"
рабочая программа

Гонтарь(Шадт)Алла Викторовна

программа "Графика" для детей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Графика"175 КБ
PDF icon Портфолио1.81 МБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Районная школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ГРАФИКА

        

2021год

Разработчик: А.В.Шадт, Преподаватель  художественного отделения МБУДО «Районная школа искусств».

 

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной   организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа данного предмета «Графика» разработана специально на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области ИЗО и искусств»

Главной целью программы «Графика» является формирование основных теоретических знаний, а также практических умений, навыков овладения данного предмета, композиционное решение в изображении предметов.    

 «Графика» - это программа, которая объединяет основные направления   в содержании предмета:

-Содержание основной информации о главных принципах композиции.

-Рассказывает о стилизации.

-Знакомство с многообразием графических средств и применение их возможностей в декоративном изображении  окружающего мира.

Обучения  в основном состоит из практической - самостоятельной работы ученика под руководством преподавателя на уроках.

В программе представлены дополнительные практические упражнения, для лучшего усвоения тем. Теоретическую часть материала необходимо подкреплять иллюстрациями, это могут быть  ранее выполненные работы детей, работы художников.

Данная программа- «Графика» рекомендована для  детей - 9-11 лет.  

Сроки реализации учебного предмета

Реализация  программы для учебного предмета «Графика» - 3 года.   Продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год (с первого по третий годы обучения).

Сведения о затратах учебного времени

  Учебная нагрузка,

вид работы

  Время учебного процесса

    Полный объем часов

Год  обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1-е

2-е

3-е

4-е

5-е

6-е

Аудиторные занятия

52

53

51

54

54

51

315

Самостоятельные занятия детей

18

17

18

17

18

17

105

Максимальная учебная нагрузка

65

75

68

72

71

69

420

Занятия делятся на аудиторные и самостоятельные.

Рекомендуемая нагрузка (недельная) в часах:

  1. Аудиторные занятия (с 1 по 3 год обучения –  3 часа в неделю).
  2. Самостоятельные занятия (с 1 по 3 год обучения - 1 час в неделю).

Полный объем учебного времени, предлагаемый  учебным планом  на реализацию учебного предмета:

Общий объем учебного предмета «Графика» для  3-летнего срока обучения  - 420 часов. Эти часы делятся на: аудиторные занятия - 315 часов и  самостоятельные занятия - 105 часов.

Предлагаемая  форма проведения учебных занятий:

Занятия проводятся в маленьких группах рассчитанных на 6-10 человек. Такая форма занятий позволяет преподавателю более индивидуально и дифференцированно строить процесс обучения.

Цель  учебного предмета «Графика»:

Главной целью учебного предмета «Графика» является дать ученикам возможность развивать свои творческие способности, а так же сохранить индивидуальность каждого ребенка. Помочь ученикам сформировать и овладеть основными знаниями,  навыками и умений в графике. Вдохновить, заинтересовать к самостоятельной творческой деятельности  в области изобразительного искусства в целом.

Задачи учебного предмета «Графика»:

Задачами учебного предмета являются:

  • Важно создать все необходимые условия для творческого развития способностей и самореализации ученика.
  • Необходимо развивать интереса к  искусству графики.
  • Воспитывать эстетический «вкус» у учеников, а так же видение критериев в восприятии предметов окружающего нас мира.
  • Очень важно у детей интеллектуальное развитие.
  • Помогать расширять их видение мира, кругозора, знаниями о истории графики, его видами, техниками, приемами, материалами.
  • Важно воспитать к каждом ребенке любопытство, внимание, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
  • Сформировать творческую личность.

Структура программы «Графика»:

Программа имеет следующие разделы, которые отражают главные характеристики учебного процесса:

  1. Информация об учебном времени, рекомендованное для освоения знаний учебного предмета;
  2. Распределение по годам обучения учебного материала;
  3. Конкретизация  дидактических понятий учебного предмета;
  4. Основные требования к уровню подготовки учащихся;
  5. Контроль, его формы и методы, система выставления оценок, аттестация;
  6. Методы и способы обеспечение учебного процесса.

В программе «Графика» основной раздел это «Содержание учебного предмета».

Методы обучения в  программе «Графика».

В программе «Графика» для  достижения поставленной цели и реализации задач данного предмета рекомендуем использовать эти методы обучения:

  • -эмоциональный (ассоциативный ряд, аллегорический образ, художественные впечатления, воображение).
  • -словесный (сказка, стихотворение, объяснение, беседа, рассказ);
  • -наглядный (показ слайдов, иллюстраций, наблюдение за природой, демонстрация приемов, этапов работы);
  • - практический(зарисовки, сбор материалов);

Материально-техническая реализация учебного процесса в программе «Графика»

Учащийся может пользоваться интернет ресурсом для более быстрого и удобного получения дополнительного материала. А так же, учащиеся  могут использовать  доступ  к библиотечным фондам.  

Подобный библиотечный фонд должен состоять из печатных и электронных изданий, необходимая учебно-методической литература по изобразительному искусству и графике, и научная, художественная  литература с альбомами и журналами по графике.

Учебный класс (мастерская) должна быть большой, просторной, светлой, проветриваемой.  

Класс важно оснастить необходимым оборудованием. (раковина, доска, магнитная доска, ноутбук или проектор, осветительные приборы, малые осветительные приборы (софиты) подольский станок для печати.

Немаловажно удобная мебель.(столы, стулья, стулья малые, мольберты, стеллажи, подиумы для натюрмортов).

А так же, наглядные пособия.(книги, плакаты, журналы).

II. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ

Данная,  учебная программа  «Графика» рассчитана на 3 года обучения.

Задания адаптированы по возрасту и доступны для учащихся с 1 по 3 классы. Занятия по программе  учитывают данные возрастные и психологические особенности  возраста. Изучение материала последовательно. Формирование  навыков и умений у детей происходит постепенно:

Начиная от изучения необходимых основ композиции с дополнительными упражнениями и до самостоятельного составления сложной композиции и решения ее в графике.  Три основных раздела учебного материала:

  • Изучение основ композиции и ее приемов в графической, декоративной композиции.
  • Работа с теорией. Изучение технологий, технических приемов и особенностей графики.
  • Практика. Это работа основанная на 2 разделе (теории), навык и умение применять теоретические знания в учебном и творческом процессе. Такая возможность дает закрепить изучаемый теоретический и практический  материал, а тук же расширить кругозор и заинтересовать предметом «Графика».

Учебно-тематический план предмета «Графика»

Учебно-тематический план содержит последовательные этапы изучения разделов и тем программы «Графика»  (с указанием рекомендаций   учебных часов).

Первый год обучения

Общее знакомство ученика с новым предметом «графика». А так же приобретение первых, основных навыков и умений – графическое изображение, компоновка и организация в листе, изучение  формы, пропорций предметов в композиции листа, характер и материальность предметов, видение силуэта, упрощение формы и их стилизация, изучение фактур основываясь на природных и  растительных материалах, композиция и ее основы , основы декоративная композиция.

Основные виды графических материалов,  необходимых  на занятиях: бумага, тонированная бумага, перья разных размеров, черная тушь, тонкие и средние кисти (белка, синтетика),  маркеры с разным стержнем, гелиевая черная ручка, гуашь черная и белая, акварель, палочка для процарапывания, воск. песочные доски, песок, уголь, мел, пастель, восковые мелки. цветные карандаши, фломастеры.

номер раздела

Название раздела и его тема

Количество часов

1-й

 Введение

 1.1.  История развития графики.  Виды графики. Технологии,  материалы. Беседа.

4

2-й

 Графические возможности в декоративном изображении объектов

 2.1. Стилизация. Силуэт. 

Рисунок осенних листьев. Упражнения.

Формат А4, тушь, кисть, перо акварель.

6

 2.2. Фактуры.  Графические приемы – точка, пятно, линия, штрих. Упражнения. Формат А3, кисть, восковые мелки, черная гуашь.

Граттаж. Бабочки ,цветы.

6

 2.3..Изображение растений и цветов растений с изучением фактур. Упражнения. Формат А3, акварель, черная тушь, тонкая кисть, перо, фломастеры, гелиевая ручка.

6

 2.4. Графическое изображение  с использованием фактур. Дерево, шесть, волосы, камень. Упражнения (песочная графика). Формат А4, цветные карандаши, тушь, перо, маркер, гелиевая ручка.

6

 2.5. Стилизация морских обитателей (рыбы, морские звезды, камни, медузы, раковины). Упражнения(песочная графика). Формат А3, восковые мелки,  маркер, гелиевая ручка.

6

3-й

Изучение основ композиции

 3.1. Композиционный центр.

Примеры композиции: цветочная клумба, осенние букет,  грибной сезон. Формат А3, акварель, черная тушь, средняя и маленькая кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, цветные карандаши.

12

 3.2. Статика и динамика в композиции. Примеры композиции: волшебный пейзаж. Формат А3, тушь, акварель, кисть, перо, маркер, фломастеры, цветные карандаши.

12

 3.3. Ритм и динамика. Примеры композиции: сказочный коралловый риф,. Формат А3, тушь, акварель, кисть, перо, маркер, восковые мелки.

15

 3.4. Симметрия и асимметрия. Примеры композиции:   Портрет учителя с букетом цветов (орнамент из стилизованных цветов и листьев). Упражнение (песочная графика) Формат А3, акварель, кисть, цветные карандаши, тушь, перо, маркер, гелиевая ручка.

15

 3.5.Организация творческого пространства в листе. Примерные композиции: подснежники, весенний пейзаж.  Формат А3. Техники исполнения - графический рисунок с использованием акварели, граттаж.

12

4-й

Подготовка работ к итоговому просмотру

3

ИТОГО:

105

Второй год обучения

Изучение  основ графики и графических приемов более углубленно. Закрепление основных умений и навыков первого года обучения.

Номер раздела

Название раздела и его тема

Количество часов

1-й

Графические возможности в декоративном изображении объектов

 1.1.   Изображение животных, рыб  и птиц.    Анималистический  жанр. История. Беседа.

1

1.2. Гризайль чучела птицы.   Черная тушь, средняя и мелкая кисть, мел, маркер. Формат А3.

8

 1.3.Стилизация рисунков рыб и морских существ. Упражнения в технике пуантилизм. Формат А3, восковые мелки, кисть, акварель, маркер.

15

1.4. Интерьер моего дома. Упражнения на воображение. Примеры композиции: уютное место. Моя комната. Формат А3,цветная тушь, тонкая кисть, перо, маркер, гелиевая ручка,.

6

2-й

Организация декоративной композиции

 2.1. Графические композиции на тему с животными. Примерные темы: берлога  медведя, норка лисы, пчелиный улей. Формат А3, цветная тушь, кисти разного размера, перо, маркер, акварель, гелиевая ручка.

24

 2.2. Графическая композиция на тему: «Зимняя сказка».    Примеры композиции: Волшебный герой, сказочный. Формат А3, акварель, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка.

24

3-й

Иллюстрация

 3.1. Введение. История  иллюстрации. Значимость.  Графика в иллюстрации. Виды графики.

3

 3.2. Копирование  иллюстрации с орнаментом к  сказкам.  Формат А4, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, акварель, цветные карандаши, фломастеры.

21

4-й

Подготовка работ к  просмотру

3

ИТОГО:

105

Третий год обучения

Год подведения итогов обучения. Систематизация и совершенствование знаний, умений и навыков в работе графическими средствами. Умение упрощать, стилизировать, компоновать в листе, изображать с помощью графических средств, копировать,  работать с иллюстрациями. Правильно передавать форму, материальность, фактуру в графике. Работать с силуэтом, видеть стиль, передавать движение.

Номер раздела

Название раздела и его темы

Количество часов

1-й

Изображение предметов натюрморта в графике

1.1. Композиция в графическом натюрморте.

Беседа. Орнамент.

1

 1.2. Натюрморт из 3-4 предметов, различных по тону и материалу. Упражнения монотипия. Формат А3,черная  тушь, средняя кисть, перо, маркер, гелиевая ручка.

11

1.3. Зарисовки небольших элементов (сухоцветы, травы, цветы,  растения в горшке , связки чеснока, обувь).

Упражнения акварелью и гелиевой ручкой. Формат А4, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, пастель,.

6

 1.4.  Тематический натюрморт.  Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, акварель, восковые мелки.

15

2-й

Графическое изображение пейзажа

 2.1.Графический, городской пейзажа. Беседа. О пейзаже.

1

2.2. Городской пейзаж с применением фактур. Примеры композиции: «Маленькая улица», «Двор в котором я живу», «Дома вечером»;. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, акварель,.

23

2.3. Граничная композиция «Окно». Примерные темы: «Окно во двор», «Вид из окна» «Вечер»(с элементами натюрморта из растений, домашнего быта, животных). Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, пастель, мел.

21

3-й

Орнамент в иллюстрации

 3.1. Копии иллюстрации к произведениям русских и зарубежных сказок, легенд. 2-3 работы.  Итоговое задание иллюстрации к сказке. 3-4 работы в едином стиле + ОБЛОЖКА

 Формат А4, тушь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка.

24

4-й

Подготовка работ к итоговому просмотру.

3

ИТОГО:

105

                                   

Годовые требования

                              ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (1класс)

Раздел 1. Введение

1.1.История развития графики. Виды графики. Технологии,  материалы. Беседа.

Графика (от греческого «пишу, рисую») – вид ИЗО, это изображение на плоскости определенными материалами. Особенность черно-белой графики считается «упрощенность» форм изображения. . Графические изображения имеют многовековую историю. Примерно в XIX веке, рисунок видят как художественный, самостоятельный вид изобразительного искусства.

Основные  виды графики: станковая, книжная, прикладная, и компьютерная.  

Графические техники:

  • рисование-графический рисунок,
  • гравирование-офорт,
  • ксилография,
  • линогравюра,
  • процарапывание-граттаж,
  • печать -монотипия.

Изучение работ мастеров графики в разных  материалах, техниках. Изучение материалов, технологии. Правила техники безопасности.  

Раздел 2.  Графические возможности в декоративном изображении объектов

 2.1. Стилизация. Силуэт. 

Рисунок осенних листьев. Упражнения. Формат А4, тушь, кисть, перо акварель.

Главная задача  декоративного изображения, достичь  выразительности.

Чтобы достичь декоративную выразительность с использованием   графических приемов нужно использовать - штрих, линия, точку и пятно.

Нужно упростить формы, а так же увидеть характерные особенности предмета. Таким способом достигается выразительность.  Это называется – стилизация. В декоративном искусстве стилизация – это обобщение обьема и формы, организации целого,   изображение становиться  декоративности.

 Выразительные средства графики.

Есть основные элементы графики – это линия, штрих, пятно, точка. Изображения делятся на:  Линейные (выполненные – линией), штриховые (выполненные с помощью  штриха), «от пятна» (выполненные пятном), точечные (выполненные точкой)..  Основные требования  к работам:

- выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта.  - зарисовать увиденное, нужно найти   интересные форы и детали растений, такие как стебельки, цветки, листья. - распределить элементы композиции на листе бумаги гармонично. С учетом особенностей природных материалов.

2.2. Фактуры.  Графические приемы – точка, пятно, линия, штрих. Упражнения. Формат А3, кисть, восковые мелки, черная гуашь. Граттаж. Бабочки ,цветы.  

Фактура это от лат. - «характер поверхности».  Нужно постараться  передать фактуру камня,  дерева, шерсти и т.д.  Разнообразна фактура в природе.

 

Упражнение: выполнить  фактура дерева, льда, воды, травы, земли, камня, песка, шерсти, пера, кожи и т.д.

 2.3..Изображение растений и цветов растений с изучением фактур. Упражнения. Формат А3, акварель, черная тушь, тонкая кисть, перо, фломастеры, гелиевая ручка. Изобразить  растение узнаваемо

2.4. Графическое изображение  с использованием фактур. Дерево, шесть, волосы, камень. Упражнения (песочная графика). Формат А4, цветные карандаши, тушь, перо, маркер, гелиевая ручка. 

Упражнение: продолжить знакомство с  графическим  изображением.

2.5. Стилизация морских обитателей (рыбы, морские звезды, камни, медузы, раковины). Упражнения(песочная графика). Формат А3, восковые мелки,  маркер, гелиевая ручка. 

Основные требования  стилизации  разных объектов:

- внимательно рассмотреть предмет стилизации (фотографии и картинки рыб, камней, коралл  и т.д.); обратить внимание на характерные части (голова, жабры, глаза, плавники, щупальцы,  хвост, чешуя);

 - пластичность и разнообразность  линий.

- сложные объекты по содержанию и крупные по размеру, нужно украсить сильнее  узором,  мелкие  же объекты  лучше сделать менее детальными.

- применять свойства природных фактура – чешуя, «гофрированные» плавники и жабры все детали  необходимо стилизовать, упрощать.

Раздел 3. Изучение основ композиции

 3.1. Композиционный центр.

Примеры композиции: цветочная клумба, осенние букет,  грибной сезон. Формат А3, акварель, черная тушь, средняя и маленькая кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, цветные карандаши. 

 Что такое «Композиция» с лат. языка «составление, объединение».  Самое важное в композиции –  соединение  формы в единство и цельность. Композиция соединяет все художественные элементы разными способами(цвет, свет, тон, ритм, симметрия, силуэт, форма и др.).   Композиция должна быть выразительной.  В композиции есть композиционный центр.  

3.2. Статика и динамика в композиции.

Примеры композиции: волшебный пейзаж. Формат А3, тушь, акварель, кисть, перо, маркер, фломастеры, цветные карандаши.

Композиция бывает - статическая и динамическая. Статическое равновесие – это симметричное расположение элементов на плоскости, то есть в листе,  а динамичное  более асимметричное распределение элементов в листе.  Композиция должна быть уравновешенной. Нужно правильно  распределить фигуры композиции.    

3.3. Ритм и динамика. 

Примеры композиции: сказочный коралловый риф,. Формат А3, тушь, акварель, кисть, перо, маркер, восковые мелки.

Ритм играет важную роль для достижения выразительности в  композиции. Это чередование разных элементов, которые могут менять(размер, формы и тд).

3.4. Симметрия и асимметрия. 

Примеры композиции:   Портрет учителя с букетом цветов (орнамент из стилизованных цветов и листьев). Выполнить в черное на белом и в цвете. Упражнение (песочная графика) Формат А3, акварель, кисть, цветные карандаши, тушь, перо, маркер, гелиевая ручка.

Стилизация  

 Выполнить орнамент в разных формах(треугольник, круг, квадрат)

В орнаменте можно использовать шаблон. Главное, чтоб этот шаблон был характерен, узнаваем. Упростить до геометрических фигур.

3.5.Организация творческого пространства в листе.

 Примерные композиции: подснежники, весенний пейзаж.  Формат А3. Техники исполнения - графический рисунок с использованием акварели, граттаж.

Итоговое задание.  

Раздел 4. Подготовка работ к итоговому просмотру.

Для художников просмотр – это форма экзамена(промежуточного, итогового контроля) выставка работ учащихся и их оценивание. Это демонстрация освоения умений и знаний учащихся программы.  

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 класс)

Раздел 1.  Графические возможности в декоративном изображении объектов

  1. Изображение животных, рыб  и птиц.  

  Анималистический  жанр. История. Беседа.

Изображая чешую рыб, перьев птиц, и т.д. художники используют разные приемы  и разнообразные материалы.  

  1. Гризайль чучела птицы. 

         Черная тушь, средняя и мелкая кисть, мел, маркер. Формат А3. Знакомство с работой мягким материалом. Определить характерные детали, выразительно выполнить работу. Сделать несколько зарисовок.

1.3.Стилизация рисунков рыб и морских существ.  

            Упражнения в технике пуантилизм. Формат А3, восковые мелки, кисть, акварель, маркер. Выполнить короткий рисунок , затем выполнить его в технике пуантилизм.  Важно чтобы рыба или существо было узнаваемо. Выделить характерные детали.

1.4. Интерьер моего дома. 

             Упражнения на воображение. Примеры композиции: уютное место. Моя комната. Формат А3,цветная тушь, тонкая кисть, перо, маркер, гелиевая ручка. Знакомство с интерьером. Интерьер может быть тематический. (комната принцессы, футболиста, повара, дедушки и тд.)

Раздел 2. Организация декоративной композиции

 2.1. Графические композиции на тему с животными.                 

            Примерные темы: берлога  медведя, норка лисы, пчелиный улей. Формат А3, цветная тушь, кисти разного размера, перо, маркер, акварель, гелиевая ручка.

Композиция – как единый ансамбль, уравновешенная, гармоничная. Использовать приемы  выразительности  композиции(добавление орнамента, деление на плоскости, перекрывание предмета на предмет, выделение тоном).  

2.2. Графическая композиция на тему: «Зимняя сказка».   

              Примеры композиции: Волшебный герой, сказочный. Формат А3, акварель, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка. Изобразить героя зимней сказки(снежная королева, морозко, старуха- метель).

Раздел 3.  Иллюстрация

 3.1. Введение. История  иллюстрации. Значимость.  Графика в иллюстрации. Виды графики.

           История книги.  Рукописные и  печатные  иллюстрации. Что такое иллюстрация – это  авторское, привязанное к литературному произведению,  раскрывающее смысл произведение  графического искусства. Иллюстрации делятся  на жанры(реалистическая, сатирическая и тд.).

3.2. Копирование  иллюстрации с орнаментом к  сказкам. 

             Формат А4, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, акварель, цветные карандаши, фломастеры. Познакомить с иллюстрацией.  Сделать копию простой иллюстрации к сказке с орнаментом.

Раздел 4. Подготовка работ к  просмотру  

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (3 класс)

Раздел 1. Изображение предметов натюрморта в графике

1.1. Композиция в графическом натюрморте.

         Беседа. Орнамент.  Упражнение на А4. закомпоновать в листе, стилизовать предметы, выполнить, применяя графический материал.  материал: мягкий, пастель, мел. Важно показать, интересны силуэт, тон, форму, фактуру предметов.

1.2. Натюрморт из 3-4 предметов, различных по тону и материалу.           Упражнения монотипия. Формат А3,черная  тушь, средняя кисть, перо, маркер, гелиевая ручка. Познакомить с графическими особенностями натюрморта. Закомпоновать в формате, выполнить линейный рисунок, стилизовать предметы, выделить характерные детали, добавить объем и фактуру предметов.

1.3. Зарисовки небольших элементов (сухоцветы, травы, цветы,  растения в горшке , связки чеснока, обувь).

Упражнения акварелью и гелиевой ручкой. Формат А4, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, пастель. Можно задать домашнее задание на  данную тему.

1.4.  Тематический натюрморт.  Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, акварель, восковые мелки.  Тематический натюрморт на основе зарисовок и прошлого задания. Выполнить натюрморт применяя фактуры и стилизацию.

Раздел 2. Графическое изображение пейзажа

 2.1.Графический, городской пейзажа. 

         Беседа. О пейзаже. Законы композиции в городском пейзаже. Стилизация.  Графические приемы.

2.2. Городской пейзаж с применением фактур.

            Примеры композиции: «Маленькая улица», «Двор в котором я живу», «Дома вечером»;. Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, акварель.

 Особенности  изображения городского пейзажа.

2.3. Граничная композиция «Окно». 

             Примерные темы: «Окно во двор», «Вид из окна» «Вечер»(с элементами натюрморта из растений, домашнего быта, животных). Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, пастель, мел.

Раздел 3.Орнамент в иллюстрации

 3.1. Копии иллюстрации к произведениям русских и зарубежных сказок, легенд.                                                                                                                                                             

             2-3 работы.  Итоговое задание иллюстрации к сказке. 3-4 работы в едином стиле + ОБЛОЖКА. Формат А4, тушь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка.

Раздел 4. Подготовка работ к итоговому просмотру.  

    III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

В данном разделе программы «Графика» имеется перечень знаний, умений и навыков, которые в процессе освоения необходимо приобрести учащимся.

Это - знания  понятий и терминов  в программе  «Графика».

- знания технологии и их выполнение (гравюра, монотипия, граттаж, гризайль и тд.).

- необходимые знания основных видов графики.

- знание главных законов композиции.

- применение навыков, умений в работе над самостоятельными заданиями, видение языка графики, его нюансов и особенностей.

-  необходимо умение самостоятельно выполнять задания.

По завершения  освоения учебного предмета «Графика»  учащимся желательно знать:

  1. Виды графики и их особенности.
  2. Техники графики.
  3. Основные законы декоративной  композиции(построение и особенности).
  4. что такое орнамент(построение, особенности).
  5. Что такое стилизация.

По завершения  освоения учебного предмета «Графика»  учащимся желательно уметь:                    

  1. Выполнять самостоятельно эскизы (карандашом, углем, мягким материалом, тушью, маркером).
  2. Максимально грамотно построить композицию.
  3. Иметь и владеть навыками работы с графическими материалами.
  4. Применять средства выразительности в графике.
  5. Выполнять  стилизацию различных предметов.
  6. Выполнять различные фактуры.
  7. Самостоятельно вести последовательную работу (от эскиза до законченной работы).

IV.   МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся необходим, он обеспечивает успешное управление процессом выполнения. А так же  выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции в образовательном процессе. Данная программа «Графика» предусматривает промежуточную аттестацию, и итоговую аттестацию. Промежуточный контроль  проводится в форме просмотра за счет аудиторного времени каждое полугодие учебного года. Итоговая оценка  состоит из оценки за просмотр и оценок выполнения учебных работ.  Итоговая аттестация проводится так же, как и промежуточный контроль.  

Критерии оценок

В результате промежуточных или итоговой аттестации выставляются оценки, такие как: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «не аттестован».

- 5 (отлично) -  работа выполнена в полном объеме с соблюдением  последовательности, а так же грамотно применяя различные техники графики.

- 4 (хорошо) – работа выполнена  неряшливо, имеются ошибки в композиции  неточность  технологии исполнения задания.

- 3 (удовлетворительно) - работа выполнена под полным руководством преподавателя, самостоятельная работа учащегося отсутствует. Работа выполнена плохо, не соответствует технологии. Плохо построенная композиция.                                            

-  2  (плохо) -  работа   выполнена очень плохо. Отсутствие композиции.

- (не аттестация) -  работа не закончена.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации.

Основные дидактические приемы

 Дети выполняют задания на статику, динамику, уравновешенность композиции, учащиеся знакомятся с принципами стилизации, учатся выполнять самостоятельно эскизы карандашом, тушью, маркером, гелиевой ручкой. карандашом, мягким материалом. Упражнения, с более простых, постепенно усложняются.

Общие методические рекомендации

Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное время отводится на выполнение практических упражнений. Все сведения преподаватель преподносит учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя их. Процесс обучения наиболее плодотворен при чередовании теоретических и практических заданий, а также индивидуальной работе с каждым учеником.

Итогом освоения каждой темы становится выполненное в материале учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения в изучаемой технике.

VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1. Аронов В.Р. «Художники предметное творчество». М., Советский художник, 1983

2.  Барщ А.О. «Наброски и зарисовки». М., 1970

3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития, 1997

4. Журавлева В.В. «Юному художнику. Практическое руководство по ИЗО».  М., Издательство Академии художеств  СССР, 1963

5. Лободина С.В. «Как развить способности ребенка». М., Азбука, 2011

6. Сидоров А.А. «Русская графика начала XX века». М., Искусство, 1969

7. Фаворский В.А. «О графике как об основе книжного искусства». Литературно-теоретическое наследие. М., Советский художник, 1988

8. «Художественная школа. Основы техники рисунка». М., ЭКСМО, 2013

9. Чегодаева М.А., Каминский А.В. «Книжное искусство». М., Книга, 1983

Учебная литература

1. Бесчастнов Н.П. «Графика пейзажа». М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005

2. Бесчастнов Н.П. «Черно-белая графика». М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002

3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004

4. Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979

5. Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1986

Средства обучения

В качестве учебных пособий используются:

  • специальные журналы  и книги, открытки, фотографии;
  • лучшие работы и упражнения учащихся прошлых лет;
  • методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;
  • интернет – ресурсы (материалы на сайтах интернета по графике);
  • видеоматериалы;
  • презентации по тематике разделов.

Для выполнения практических заданий предусмотрено применение доступных для учащихся материалов (тушь, перо, бумага белая и тонированная, картон, гелиевые ручки, маркер, фломастеры и т.д.).


Предварительный просмотр: