Сельская малокомплектная школа6проблемы и решения
статья

Дамбаева Галина Ивановна

Материал к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selskaya_malokomplektnaya_shkola.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сельская малокомпдектная школа: проблемы и решения

Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшим младших. Такие школы напоминают большую семью.
Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее,чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет свои 
специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. 

 В сложных своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной школы существенно возрастает роль организации учебно -воспитательного процесса. Основной структурной компонент начальной малокомплектной школы - класс - комплект.

Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной школе является урок. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу. Основные требования к организации самостоятельной работы таковы.

 Содержание и характер её определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы , при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти ( слуховая, зрительная, двигательная ). Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей. Содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка , лаконична, понятна ребёнку, характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. В зависимости от конкретных задач урока, подготовка учителя и учащихся , наличия средств обучения самостоятельная работа может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала : при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым ; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков; при контроле и при повторении усвоенного.

 Проблемным вопросом моей работы я хотела бы определить:

Организация деятельности учащихся и учителя на уроках литературы  при совпадении тем и при разных  и использование элементов современных педагогических технологий при организации самостоятельной работы..

Предмет исследования. Технологическая карта уроков литературы в 7-8 классе.

Использование элементов современных педагогических технологий  при организации самостоятельной работы на разных этапах уроков.

 

        В малокомплектной школе на самостоятельную работу отводится 2/3 времени урока, а на работу под руководством учителя только 1/3. Поэтому для улучшения качества образования и мотивации учащихся считаю , что необходимо вводить инновационные педагогические технологии приемлемые в МКШ.
          В своей профессиональной деятельности каждый педагог ориентируется на важнейшие документы – это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепции модернизации образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:

Ст 13.  «2. При реализации  образовательных программ используются различные образовательные технологии …»

Должностные квалификационные характеристики учителя:

Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения».

Профессиональный стандарт педагога:

разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»    

         Развитие школы может осуществляться посредством инноваций.   

   Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются образовательные технологии.  Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю: 
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; 
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; 
-воспитывать умения чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. 

  -продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

     Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют подрастающему человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи,  быстро включаться во временные коллективы, и задача учителя  помочь ему в этом.

 Наиболее  эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся – это  осуществляемая ребенком на уроке значимая деятельность.

В книге «Современные образовательные технологии»  под ред. Н.В. Бордовской  отмечается, что современная школа должна перейти на технологический подход в обучении и воспитании.

 Что такое технологический подход?

  • Одно из направлений реформирования современного образования
  • Внедрение педагогических технологий, соответствующих уровню развития общества, науки, техники, культуры
  • Система,   которая  гарантирует  достижение результатов образования на высоком уровне
  • Стремление сделать образовательный процесс управляемым, продуманным, организованным
  • Потребность овладения современными
  • образовательными технологиями

Что такое технологическая компетентность учителя?

Технологическая компетентность учителя  – это  признание педагогической ценности технологического подхода в профессиональной деятельности;

Что такое технология?

Технология  (греч. techne - «умение», «мастерство», «искусство» и logos – «учение», «наука») дословно - наука о мастерстве. (Толковый словарь русского языка)

Смысл любой  технологии, где бы она не применялась, один – получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению  с ранее применявшейся технологией 

Составные части (инструменты)  технологии – это алгоритмы, методы и приемы,  средства направленные на получение запланированного результата (качество образования и развитие личности)

        В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.  Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных  технологий. 
       
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.

Образование – целостный процесс воспитания  и обучения личности, обеспечивающий её развитие.

Образовательные технологии – комплекс мер, обеспечивающих развитие личности через воспитание средствами обучения

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. 

Сущность образовательной технологии определяется научной теорией, сложившимися и утвердившимися  системами обучения.

Система проблемного обучения Д.Дьюи,  Махмутова, система развивающего обучения  Л.В. Занкова,  В.В. Давыдова и Э. Б. Эльконина , Выготского Л.С., Шаталов, Гузик, Виноградов, – их идеи, методики и подходы  индивидуальный и дифференцированный, педагогика сотрудничества, система личностно-ориентированного образования  И.С. Якиманской,  система модульного обучения  П.И.Третьякова,  развитие критического мышления  Д. Клустера легли в основу той или иной технологии.

Современные образовательные технологии

  1. Технология развития критического мышления
  2. Технология интерактивного обучения
  3. Технология проблемного обучения
  4. Технология  развивающего обучения.

ТРКМ

ТИО

ТПО

ТРО

Цель

Развитие критического мышления

Развитие коммуникативных способностей

Развитие интеллектуальных способностей, способностей решать проблемы

Развитие теоретического мышления

Вид деятельности Средства

Аналитический

Коллективно- распределительный

Поисково- исследовательский

Учебно- познавательный

Концептуальные идеи

Мышление стремящееся к познанию истины

Обучение через общение, идея сотрудничества

Поиск истины через исследование

Обучение от общего к частному, последовательное обучение мыслительным операциям

Алгоритм деятельности

1.Стадия вызов

2.Стадия осмысления

3.Стадия  рефлексии

1. Вводный этап

2. Обучающий этап

3. Заключительный этап

1.Создание проблемной ситуации

2.Стадия осмысления, открытие новых знаний

3.Применение новых знаний

4.Стадия  рефлексии

1. постановка учебной задачи

2. Изучение нового материала

3. Применение новых знаний

4. Создание учебных ситуаций

Методы и приемы

Практическая работа

Аналитическая беседа,

Чтение текста с маркированием

Дискуссия, практическая работа

Проблемное изложение, частично- поисковый метод, исследовательский метод, дискуссия

УПД= учебная задача - мотив- способы деятельности- самоконтроль-самооценка

Средства

Кластер, синквейн, логические цепочки, таблицы

Общий продукт (кластер, коллаж, таблица,  презентация)

Проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное познавательное задание.

Приложение(исследовательский материал_

Объекты окружающей действительности

Для МКШ наиболее  приемлемыми являются такие технологии как:

         КСО - коллективный способ обучения. Полное название: "коллективно-группо-парно-индивидуальный метод обучения" и системообразующей становится коллективная форма. КСО - это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми -диалогических пар.


        ИКТ- информационно-коммуникативных технологий. Внедрение образовательных средств ИКТ и их возможности в организации предпрофильного и профильного обучения в МКШ будут иметь огромное значение для поднятия качества образования учащихся.
Вместе с тем развитие и применение информационных и коммуникационных технологий в сфере образования значительно отстают от потребности.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.
3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
5.Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.
6. Восстановление знаний, умений и навыков.
7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений.

        Эвристическая технология
Основной целью модернизации малокомплектной школы является создание условий для формирования разносторонне развитой конкурентоспособной на рынках образования и труда, современной личности сельского школьника. Личности, воспитанной в традициях евразийской культуры, обладающей менталитетом, соединяющим левополушарное рациональное европейское мышление с правополушарным восточным образно-философским толерантным восприятием окружающего мира, пронизанным любовью к своим близким, к своей земле, малой родине, с глубокой потребностью созидания и переустройства современной жизни, способной к саморазвитию, самореализации.
Известно, что современная дидактическая система основана на интеграции двух исторически сложившихся дидактических систем И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи с учетом их положительных прогрессивных принципов и положений. Причем, из системы И. Ф. Гербарта для современной дидактической системы была взята системность и последовательность когнитивного процесса: узнавание – восприятие; осмысление, ассоциации – объяснение; понимание – обобщение, анализ, синтез, систематизация; запоминание – воспроизведение, закрепление – применение на нескольких уровнях: воспроизведение действий, действие по образцу, в измененной ситуации, творчество. Из системы Дж. Дьюи был взят прагматичный, деятельностный подход к образованию, демократизация, гуманизация, личностная ориентированность учебного процесса. В дидактической системе системообразующими элементами являются принципы и технологии обучения Главным принципом дидактической системы сельской школы, на наш взгляд, должен стать принцип природосообразности. Природосообразность - психолого-педагогический принцип, согласно которому педагог в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребёнка (Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистерверг). В природосообразной школе образовательные технологии соответствуют природным закономерностям, культурообразующим истокам личности. Миссия учителя - помочь саморазвитию, самообразованию, самооценке ученика. Одной из основных задач современной сельской школы является создание развивающей педагогической среды. И на этой основе реализация идеи взаимодействия учащихся разного возраста, особенно это необходимо для сельской малочисленной школы.

Для того чтобы урок был современным , продуктивным, деятельностным и соответствовать всем требованиям ФГОС я предлагаю использовать технологическую карту.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Разработка урока русского языка в 7-8 классах сельской малокомплектной школы

Представленная здесь разработка может быть интересна учителям сельских малокомплектных школ, где из-за малого количества обучающихся приходится объединять классы. Естественно, это требует отличн...

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...

Проблемы сельской малокомплектной школы и пути их решения на примере Зарубежных стран.

В исследовательской статье рассматриваются плюсы и минусы малокомплектных сельских школ и рассматриваются пути решения проблем на примере других стран...

«Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения».

В настоящее время в России малая сельская школа становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой....