Сельская малокомплектная школа6проблемы и решения
статья
Предварительный просмотр:
Сельская малокомпдектная школа: проблемы и решения
Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшим младших. Такие школы напоминают большую семью.
Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее,чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка.
В сложных своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной школы существенно возрастает роль организации учебно -воспитательного процесса. Основной структурной компонент начальной малокомплектной школы - класс - комплект.
Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной школе является урок. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу. Основные требования к организации самостоятельной работы таковы.
Содержание и характер её определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы , при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти ( слуховая, зрительная, двигательная ). Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей. Содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка , лаконична, понятна ребёнку, характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. В зависимости от конкретных задач урока, подготовка учителя и учащихся , наличия средств обучения самостоятельная работа может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала : при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым ; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков; при контроле и при повторении усвоенного.
Проблемным вопросом моей работы я хотела бы определить:
Организация деятельности учащихся и учителя на уроках литературы при совпадении тем и при разных и использование элементов современных педагогических технологий при организации самостоятельной работы..
Предмет исследования. Технологическая карта уроков литературы в 7-8 классе.
Использование элементов современных педагогических технологий при организации самостоятельной работы на разных этапах уроков.
В малокомплектной школе на самостоятельную работу отводится 2/3 времени урока, а на работу под руководством учителя только 1/3. Поэтому для улучшения качества образования и мотивации учащихся считаю , что необходимо вводить инновационные педагогические технологии приемлемые в МКШ.
В своей профессиональной деятельности каждый педагог ориентируется на важнейшие документы – это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепции модернизации образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:
Ст 13. «2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии …»
Должностные квалификационные характеристики учителя:
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения».
Профессиональный стандарт педагога:
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются образовательные технологии. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
-воспитывать умения чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
-продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют подрастающему человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи, быстро включаться во временные коллективы, и задача учителя помочь ему в этом.
Наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся – это осуществляемая ребенком на уроке значимая деятельность.
В книге «Современные образовательные технологии» под ред. Н.В. Бордовской отмечается, что современная школа должна перейти на технологический подход в обучении и воспитании.
Что такое технологический подход?
- Одно из направлений реформирования современного образования
- Внедрение педагогических технологий, соответствующих уровню развития общества, науки, техники, культуры
- Система, которая гарантирует достижение результатов образования на высоком уровне
- Стремление сделать образовательный процесс управляемым, продуманным, организованным
- Потребность овладения современными
- образовательными технологиями
Что такое технологическая компетентность учителя?
Технологическая компетентность учителя – это признание педагогической ценности технологического подхода в профессиональной деятельности;
Что такое технология?
Технология (греч. techne - «умение», «мастерство», «искусство» и logos – «учение», «наука») дословно - наука о мастерстве. (Толковый словарь русского языка)
Смысл любой технологии, где бы она не применялась, один – получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее применявшейся технологией
Составные части (инструменты) технологии – это алгоритмы, методы и приемы, средства направленные на получение запланированного результата (качество образования и развитие личности)
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Образование – целостный процесс воспитания и обучения личности, обеспечивающий её развитие.
Образовательные технологии – комплекс мер, обеспечивающих развитие личности через воспитание средствами обучения
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Сущность образовательной технологии определяется научной теорией, сложившимися и утвердившимися системами обучения.
Система проблемного обучения Д.Дьюи, Махмутова, система развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Э. Б. Эльконина , Выготского Л.С., Шаталов, Гузик, Виноградов, – их идеи, методики и подходы индивидуальный и дифференцированный, педагогика сотрудничества, система личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской, система модульного обучения П.И.Третьякова, развитие критического мышления Д. Клустера легли в основу той или иной технологии.
Современные образовательные технологии
- Технология развития критического мышления
- Технология интерактивного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология развивающего обучения.
ТРКМ | ТИО | ТПО | ТРО | |
Цель | Развитие критического мышления | Развитие коммуникативных способностей | Развитие интеллектуальных способностей, способностей решать проблемы | Развитие теоретического мышления |
Вид деятельности Средства | Аналитический | Коллективно- распределительный | Поисково- исследовательский | Учебно- познавательный |
Концептуальные идеи | Мышление стремящееся к познанию истины | Обучение через общение, идея сотрудничества | Поиск истины через исследование | Обучение от общего к частному, последовательное обучение мыслительным операциям |
Алгоритм деятельности | 1.Стадия вызов 2.Стадия осмысления 3.Стадия рефлексии | 1. Вводный этап 2. Обучающий этап 3. Заключительный этап | 1.Создание проблемной ситуации 2.Стадия осмысления, открытие новых знаний 3.Применение новых знаний 4.Стадия рефлексии | 1. постановка учебной задачи 2. Изучение нового материала 3. Применение новых знаний 4. Создание учебных ситуаций |
Методы и приемы | Практическая работа Аналитическая беседа, Чтение текста с маркированием | Дискуссия, практическая работа | Проблемное изложение, частично- поисковый метод, исследовательский метод, дискуссия | УПД= учебная задача - мотив- способы деятельности- самоконтроль-самооценка |
Средства | Кластер, синквейн, логические цепочки, таблицы | Общий продукт (кластер, коллаж, таблица, презентация) | Проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное познавательное задание. Приложение(исследовательский материал_ | Объекты окружающей действительности |
Для МКШ наиболее приемлемыми являются такие технологии как:
КСО - коллективный способ обучения. Полное название: "коллективно-группо-парно-индивидуальный метод обучения" и системообразующей становится коллективная форма. КСО - это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми -диалогических пар.
ИКТ- информационно-коммуникативных технологий. Внедрение образовательных средств ИКТ и их возможности в организации предпрофильного и профильного обучения в МКШ будут иметь огромное значение для поднятия качества образования учащихся.
Вместе с тем развитие и применение информационных и коммуникационных технологий в сфере образования значительно отстают от потребности.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.
3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
5.Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.
6. Восстановление знаний, умений и навыков.
7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Эвристическая технология
Основной целью модернизации малокомплектной школы является создание условий для формирования разносторонне развитой конкурентоспособной на рынках образования и труда, современной личности сельского школьника. Личности, воспитанной в традициях евразийской культуры, обладающей менталитетом, соединяющим левополушарное рациональное европейское мышление с правополушарным восточным образно-философским толерантным восприятием окружающего мира, пронизанным любовью к своим близким, к своей земле, малой родине, с глубокой потребностью созидания и переустройства современной жизни, способной к саморазвитию, самореализации.
Известно, что современная дидактическая система основана на интеграции двух исторически сложившихся дидактических систем И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи с учетом их положительных прогрессивных принципов и положений. Причем, из системы И. Ф. Гербарта для современной дидактической системы была взята системность и последовательность когнитивного процесса: узнавание – восприятие; осмысление, ассоциации – объяснение; понимание – обобщение, анализ, синтез, систематизация; запоминание – воспроизведение, закрепление – применение на нескольких уровнях: воспроизведение действий, действие по образцу, в измененной ситуации, творчество. Из системы Дж. Дьюи был взят прагматичный, деятельностный подход к образованию, демократизация, гуманизация, личностная ориентированность учебного процесса. В дидактической системе системообразующими элементами являются принципы и технологии обучения Главным принципом дидактической системы сельской школы, на наш взгляд, должен стать принцип природосообразности. Природосообразность - психолого-педагогический принцип, согласно которому педагог в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребёнка (Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистерверг). В природосообразной школе образовательные технологии соответствуют природным закономерностям, культурообразующим истокам личности. Миссия учителя - помочь саморазвитию, самообразованию, самооценке ученика. Одной из основных задач современной сельской школы является создание развивающей педагогической среды. И на этой основе реализация идеи взаимодействия учащихся разного возраста, особенно это необходимо для сельской малочисленной школы.
Для того чтобы урок был современным , продуктивным, деятельностным и соответствовать всем требованиям ФГОС я предлагаю использовать технологическую карту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Разработка урока русского языка в 7-8 классах сельской малокомплектной школы
Представленная здесь разработка может быть интересна учителям сельских малокомплектных школ, где из-за малого количества обучающихся приходится объединять классы. Естественно, это требует отличн...
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...
Проблемы сельской малокомплектной школы и пути их решения на примере Зарубежных стран.
В исследовательской статье рассматриваются плюсы и минусы малокомплектных сельских школ и рассматриваются пути решения проблем на примере других стран...
«Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения».
В настоящее время в России малая сельская школа становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой....