Приказ УО АМО Шурышкарский район об августовско конференции 2018 года
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikaz_o_provedenii_avgustovskaya_konferentsiya_2018.doc | 179 КБ |
doklad_na_konferentsiyu.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
ПРИКАЗ
«____» мая 2018 г. № ___
с. Мужи
О проведении августовской конференции педагогических работников муниципального образования Шурышкарский район в 2018 году
В соответствии с планом работы Управления образования администрации муниципального образования Шурышкарский район, аналитико – методического центра качества образования на 2018 год, в целях подведения итогов деятельности муниципальной системы образования за 2017-2018 учебный год и планированию работы на 2018 – 2019 учебный год, приказываю:
1. Провести 7-8 сентября 2018 года августовскую конференцию педагогических работников района по теме: «Эффективное управление как ключевой инструмент развития образовательных систем» на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Архангельского».
2. Утвердить состав оргкомитета августовской конференции (приложение № 1).
3. Утвердить ответственных сотрудников по подготовке, организации и проведению августовской конференции (Приложение №2).
4. Утвердить рабочую группу по разработке проекта резолюции августовской конференции 2018 года (приложение №3).
5. Утвердить Порядок организации и проведения августовской конференции (приложение №4).
5. Администрации муниципального общеобразовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Архангельского» создать условия для проведения Конференции.
6. Руководителям образовательных организаций:
6.1. ознакомить с данным приказом педагогические коллективы;
Срок исполнения: до 25 мая 2018 года
6.2. предоставить предложения по темам тематических выставок;
Срок исполнения: до 01 июня 2018 года
6.3. предоставить предложения по темам выступления на августовской конференции;
Срок исполнения: до 01 июня 2018 года
6.4. предоставить заявку на участие в Конференции в соответствии с приложением №6;
Срок исполнения: до 25 августа 2018 года
6.5. обеспечить явку на конференцию заместителей директоров школ по научно-методической, учебной, воспитательной работе, заместителей заведующих МДОУ, психологов, социальных педагогов, педагогов образовательных организаций, молодых специалистов, педагогов, представленных к награждению;
6.6. обеспечить качественную подготовку выступлений педагогических и руководящих работников образовательной организации, заявивших свое участие в работе конференции;
6.7. предусмотреть оплату командировочных расходов педагогов для участия в конференции за счет сметы расходов образовательной организации.
6.8. направить предложения по награждению сотрудников образовательных организаций.
Срок исполнения: до 10 июня 2018 года
7. Начальнику АМОКО «Комплексный центр по обслуживанию учреждений сферы образования Шурышкарского района (Дропка А.В.):
7.1. подготовить отчёт о выполнении резолюции августовской конференции педагогических работников 2017 года.
Срок исполнения: до 1 августа 2018 года
7.2. подготовить материалы по итогам конференции (сборник материалов августовской конференции, материалы на электронных носителях).
Срок исполнения: до 25 сентября 2018 года
7.3. работу по информированию средств массовой информации по подготовке и проведению августовской конференции педагогических работников муниципального образования Шурышкарский район в 2018 году.
8.Руководителям и кураторам проблемных групп согласовать с педагогами, заявившимися для участия в работе конференции, тему и форму выступления (приложение №5).
Срок исполнения: до 01 июня 2018 года.
9. Утвердить смету расходов на проведение августовского совещания (приложением № 7).
10. Директору МКУ «Комплексный центр по обслуживанию учреждений сферы образования Шурышкарского района» (Глухих Е.Н.):
10.1. обеспечить финансирование августовской конференции, согласно смете расходов за счет бюджета муниципального образования предусмотренных по функциональному разделу «Образование», подразделу «Другие вопросы в области образования» на мероприятия муниципальной программы «Развитие системы образования муниципального образования Шурышкарский район на 2016-2020 годы» (КЦСР 0150111040 КМ 610501).
11. Назначить ответственным за приобретение расходных материалов, предусмотренных сметой заведующего хозяйством МКУ "Комплексный центр по обслуживанию учреждений сферы образования Шурышкарского района" Полякова Ю.А., начальника отдела хозяйственного обеспечения.
12. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник управления Е.А. Усольцева
Отправлено: ОУ – 15
Ознакомлены:
___________ «__» май 2018 г Г.В. Утробина
___________ «__» май 2018 г М.Л. Толстых
___________«__» май 2018 г А.С.Важенина
___________ май 2018 г.С.В.Панащенко
___________ май 2018 г Т.С.Садыкова
___________«__» май 2018 г Т.Г. Шпет
___________ «__» май О.В.Петрунина
___________ «__» май Л.В. Кондыгина
___________ «__» май 2018 г. Е.В. Костылева
___________ «__» май 2018 г Конева М.С.
___________ «__» май 2018 г А.А. Лонгортов
___________ «__» май 2018 г И.В. Курочкина
___________ «__» май 2018 г А.А. Утробин
___________ «__» май 2018 г Н.Ю. Собрина
___________ «__» май 2018 г А.В. Дропка
___________ «__» май 2018 г Н.Н. Полякова
___________ «__» май 2018 г Ф.А. Джагапирова
___________ «__» май 2018 г О.В. Павленко
___________ «__» май 2018 г А.А. Шумская
___________ «__» май 2018 г Н.Н. Гарбузова
___________ «__» май 2018 г Л.В. Гавричкова
Приложение №1
Утверждено
приказом управления образования
№ __ от __ мая 2018 г.
Состав Оргкомитета
августовской конференции педагогов Шурышкарского района
- начальник управления – председатель;
- заместитель начальника – заместитель председателя;
- начальник МКУ «Комплексный центр по обслуживанию учреждений сферы образования Шурышкарского района;
- директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского».
Приложение №2
Утверждено
приказом управления образования
№ __ от ___ мая 2018г.
Ответственные по подготовке, организации
и проведению августовской конференции в 2018 году
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Подготовка предложений по программе проведения | До 20 августа 2018 г. | Утробина Г.В., Дропка А.В., Курочкина Э.В., Толстых М.Л. |
2. | Подготовка базового доклада управления образования для пленарной части августовской конференции (тезисы, текст) | До 20 августа 2018 г. | Толстых М.Л., Утробина Г.В., Важенина А.С. Дропка А.В., Собрина Н.Ю., Панащенко С.В., Зяблова Е.А., Кондыгина Л.В., Асямолова Т.В., Балина Л.Н., Петрунина О.В., Курочкина Э.В. |
3. | Формирование состава модераторов секций | До 29 мая 2018 г. | Утробина Г.В., Дропка А.В., Курочкина Э.В., Балина Л.Н. |
4. | Разработка проекта программы августовской конференции | До 15 августа 2018 г. | Шарыпова О.А. |
5. | Взаимодействие специалистов управления образования и руководителей образовательных организаций по подготовке и проведению августовской конференции | До 01 июня 2018 г. До 29 августа 2018 г. | Утробина Г.В., Дропка А.В., Балина Л.Н. |
6. | Информационное сопровождение августовской конференции в средствах массовой информации | До 08 сентября 2018 г. | Шарыпова О.А. . |
7. | подготовка сценария открытия и закрытия конференции | До 10 августа 2018 г. | Полякова Н.Н., Павленко О.В. |
8. | Оформление актового зала, фойе школы (подготовка выставок, реализуемых проектов в ОО). | До 05 сентября 2017 | Администрация Мужевской СОШ им. Н.В. Архангельского, Садыкова Т.С., Конева М.С. |
10. | Подготовка раздаточных материалов для участников августовской конференции | До 01 сентября 2018 г. | Конева М.С. Шмидт А.В., |
11. | Разработка проекта Резолюции августовской конференции | До 25 августа 2018 г. | Дропка А.В., Утробина Г.В., Курочкина Э.В., Балина Л.Н. |
12. | Подготовка и предоставление аудиторий и кабинетов, отвечающих техническим требованиям для проведения мероприятий августовской конференции | До 27 августа 2017 г. | Администрация Мужевской СОШ им. Н.В. Архангельского, Павленко О.В. |
13. | Создание материально-технических и иных условий для проведения августовской конференции, видеоролик «Достижения 2017-2018 учебного года в системе образования Шурышкарского района» | До 25 августа 2018 г. | Шмидт А.В., Панащенко С.В. |
14. | Регистрация, встреча и размещение педагогов, приглашение гостей (подготовка и вручение пригласительных) | До 05 сентября 2018 г. | ЦВиДО Шарыпова О.А. |
15. | Подведение итогов, подготовка проекта приказа по результатам проведения августовской конференции | До 15сентября 2018 г. | Утробина Г.В., Дропка А.В. |
16. | Чайная пауза | 7-8 сентября 2018 года | Собрина Н.Ю. специалисты отдела опеки |
Приложение №3
Утверждено
приказом управления образования
№ __ от ___ мая 2018 г.
Рабочая группа по разработке проекта резолюции августовской конференции 2018 года
- Усольцева Е.А. начальник управления образования;
- Утробина Г.В., заместитель начальника управления образования;
- Дропка А.В., начальник АМОКО;
- Курочкина Э.В. начальник отдела дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитания управления образования;
- Шарыпова О.А. методист АМОКО;
- Балина Л.Н., главный специалист отдела дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитания управления образования;
- Кондыгина Л.В., директор ЦВиДО.
Приложение №4
Утверждено
приказом управления образования
№ __ от __ мая 2018 г.
Порядок проведения конференции
Тема конференции
«Эффективное управление как ключевой инструмент развития образовательных систем»
Ход конференции:
7-8 сентября 2018 года с.Мужи
07 сентября 2018 года
Регистрация 09.00-09.30
09.30-13.00
- Презентационные выставки проектов, реализуемых в образовательных организациях Шурышкарского района
10.00 – 13.00
- Пленарное совещание.
13.00 – 13.40 – обед (столовая МБОУ Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского)
13.4– 16.00
- Работа коммуникативных площадок (выступления, обсуждения, круглый стол, подведение итогов, выработка проекта резолюции, приложение 4.1.).
- Заседание проектной сессии «Особый ребёнок»
16.00 – 16.20 – чайная пауза (столовая МБОУ Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского)
16.25 – 17.00
- Завершение работы августовского совещания. Итоги первого дня.
17.00 – 18.00
- Совместное совещание руководителей образовательных организаций, председателей профсоюзных организаций, совета общественности.
08 сентября 2018 года
09.00-13.00 - Проведение профессиональных проб специалистами Ямальского многопрофильного колледжа.
10.30 – 10.50 – чайная пауза (столовая МБОУ Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского).
09.00-13.00 - Панорама мастер – классов (Методическое сопровождение участников конкурсов профессионального мастерства, показ открытых уроков, мастер – классов, методических семинаров из опыта работы лауреатов и победителей прошлых лет).
14.00-16.00 - Посещение образовательных организаций с. Мужи.
Приложение №4.1.
Утверждено
приказом управления образования
№ __ от __ мая 2018 г.
Перечень коммуникативных площадок
№ | Наименование мероприятия | Темы выступлений | Дата проведения | Время проведения | Руководитель секции | Куратор секции |
1. | Пленарное совещание (проект) | 07 сентября | 09.30-12.00 | |||
2. | Секционные заседания | Секция учителей математики и информатики: - Анализ результатов ЕГЭ по математике и рекомендации по совершенствованию преподавания математики с учетом результатов ЕГЭ 2018 года (базового и профильного уровня); - Анализ результатов ОГЭ, ГВЭ по математике в 9-х классах и рекомендации по совершенствованию преподавания математики с учетом результатов итоговой аттестации в 2018 году; - Проблемы подготовки к государственной (итоговой) аттестации по информатики; - Внеурочная деятельность в системе ФГОС по информатике: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся. Секция учителей истории и обществознания: - Профессиональный стандарт педагога – новый шаг к качеству образования; - Оптимизация выборов методов и средств обучения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию; - Работа с историческими и обществоведческими текстами, как форма организации творческой работы учащихся при подготовке к выполнению заданий повышенного уровня. Секция учителей начальных классов: - Методические рекомендации по организации учебно – воспитательного процесса с детьми ОВЗ; - Организация коррекционно – развивающей работы в школе в условиях реализации ФГОС начального общего образования; -Использование интерактивных пособий для индивидуальной работы с обучающимися ОВЗ; - Реализация национального регионального компонента в условиях ФГОС начального общего образования (апробация учебников по родным языкам).
Секция учителей русского и иностранного языков: - Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку и рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка с учетом результатов ЕГЭ 2018 года; - Анализ результатов ОГЭ, ГВЭ по русскому языку в 9-х классах и рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка с учетом результатов итоговой аттестации в 2018 году; - О подготовке учащихся школ района к сдаче итоговой аттестации по иностранным языкам в 9 классе; -Создание единого образовательного пространства учителей – лингвистов для повышения качества школьного филологического образования»; Секция для руководителей образовательных организаций и их и заместителей: - Система методической работы школы как условие постоянного совершенствования профессиональной деятельности педагогических работников; - Модель управления качеством образования ОО в соответствии с ФЗ – 273 от 29.12.2013 Об образовании в РФ» и ФГОС: задачи, структура, механизмы управления; - Развитие предоставления платных образовательных услуг как источника дополнительного финансового обеспечения ОО; -Создание условий для профессионального роста начинающих педагогов, как основа сохранения и развития кадрового потенциала образовательного учреждения; - Панорама – презентация «Организация работы библиотекарей в современном пространстве»; - Воспитательная работа в кадетских классах: теория – практика – опыт; -Будущее начинается уже сегодня. Организация профориентационной деятельности; - Развитие системы методического сопровождения деятельности учителя в соответствии с новыми требованиями (профессиональные стандарты, диагностика педагогических затруднений, НСУР, сетевое взаимодействие и др.). Секция дополнительного образования - Современные подходы и технологии в организации трудового обучения и воспитания при реализации ФГОС; - Техническое творчество как основа развития инженерного мышления учащихся в условиях образовательных организаций - Образовательный технопарк как стартовый этап в формировании творческо-конструктивных, дизайнерских способностей детей, начальных технических компетенций, формировании основ целостного мировосприятия и развития познавательной активности, средствами экспериментирования, исследовательской деятельности детей; -Организация работы клубов спортивной напрвленности | 07 сентября | 14.00-16.00 | Галицкая И.В., Клевцова Е.В. Филиппова С.В. Яковлева С.В. Дейхина О.А. Чупрова О.А. Кондыгина Л.В. Лонгортов А.А. | Важенина А.С. Толстых М.Л. Курочкина Э.В. Шпет Т.Г. Утробина Г.В. Петрунина О.В. |
Секция воспитателей ДОО: «Развитие основных компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования» - Условия реализации ФГОС дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования: проблемы, перспективы. - Реализация системного подхода к созданию условий в дошкольном образовательном учреждении; - Организационно – методические аспекты построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; - Практика применения современных подходов к оценке качества дошкольного образования; - Моделирование образовательной среды для психоэмоционального развития ребенка; - Комплексный подход к созданию условий формирования позитивной социализации и индивидуализации дошкольников; - Основные условия обеспечения качества дошкольного образования для детей с ОВЗ. - Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ по формированию развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ. | Гавричкова Л.В. | Балина Л.Н., Конева М.С. | ||||
Проектная сессия «Особый ребенок» - Ранняя диагностико-консультативная помощь при выявлении детей с особенностями в развитии. - Тактика ведения (медицинскими работниками) при выявлении детей с особенностями в развитии. - Активный здоровый ребёнок и ребёнок с синдромом дефицита внимания: сходства и различия. - Работа с родителями особых детей. - Меры социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - - Информационная работа с льготными категориями граждан. - Организация эффективного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики МО Шурышкарский район со службой психолого-педагогического сопровождения ОО в части проведения индивидуальной профилактической работы с детьми, состоящими на профилактическом учете комиссии. - Социальное сопровождение семей. - Ответственность по уголовным преступлениям и административным правонарушениям. | Шпет Т.Г. |
Приложение №6
Утверждено
приказом управления образования
от ___ мая 2018года №__
Форма заявки на участие в августовской конференции 2018 года
Образовательное учреждение | Участники конференции | |||||
всего | В том числе выступающие с (во время работы проблемных групп) | |||||
Ф.И.О. | Проблемная группа (название) Тема выступления | Проживание/ Питание | Форма выступления (презентация опыта, проект, мастер – класс, практикум и др.) | Необходимое оборудование | ||
Приложение №7
Утверждено
приказом управления образования
от ___ мая 2018 года №__
Смета
расходов по проведению августовской конференции педагогических работников муниципального образования
Шурышкарский район в 2018 году
№ | наименование | Кол-во | цена | стоимость | В подотчет | КОСГУ |
1. | Оформление зала. Шары | 80 | 80 | 6400 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
2. | цветы | 4 20 в/х | 500 100 | 2000 2000 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
3. | Катриджи | 8 | 2000 | 16000 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
4. | Фотобумага(матовая) | 2 | 600 | 1200 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
5. | Цветная бумага | 2 | 500 | 1000 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
6. | Банеры | 2 | 8000 | 16000 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
7. | Пластиковые подставки | 30 | 200 | 6000 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
8. | Бейджи с лентой | 100 | 50 | 5000 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
9. | Папки | 50 | 300 | 15000 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
10. | Степллер брошюровочный | 1 | 6500 | 6500 | Поляков Ю.А. | 296.02 |
ИТОГО | 77100 |
Согласовано:_________ Е.Н. Глухих
Предварительный просмотр:
Оптимизация выборов методов и средств обучения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
Корсаков Александр Евгеньевич, учитель истории и обществознания
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского».
Слайд 1. Тема моего доклада «Оптимизация выборов методов и средств обучения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию» заставил меня еще раз осмыслить этот сложный процесс подготовки к единому экзамену. Наши предметы имеют свою специфику, где очень многое направлено именно на запоминание, поэтому готовиться к экзамену нужно не за год и не за два, а начиная с 5 класса. Работая над темой доклада, я перечитал огромное количество рекомендаций опытных педагогов и, учитывая свой опыт работы, постарался найти самые оптимальные методы и средства подготовки к единому экзамену. Работа в сельской школе определѐнным образом влияет и на формирование необходимых универсальных учебных действий в рамках подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах, и на учебную деятельность в целом. В тоже время ФГОС нового поколения требуют от образования личностно-ориентированного подхода, направленного на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Важно, чтобы на уроках истории и обществознания учащиеся познакомились с особенностями выполнения различных типов заданий ОГЭ и ЕГЭ. Большое место занимает также практическое выполнение заданий. Такова общая схема подготовки к ЕГЭ. Содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, конечно, каждый учитель определит сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, но существуют принципы, которые я представил на слайде (их я не рассказываю, слушатели сами читают).
Слайд 2. 1) Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения имеются в методической литературе. 2) Для успешного выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. 3) Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение. 4) Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжѐлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всѐ внимание уделено только подготовке).
5) За 2-3 месяца перед экзаменом напряжѐнность подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ОГЭ и ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжѐнная работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену. 6) При решении тестов не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечѐтких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.
На уроке. Следует отметить, что исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации. Основная подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы. Как показал анализ использования активных форм, более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся: • могли связать новый материал с предыдущим; • заинтересованы в том, что делают; • четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно; • имеют самостоятельность в работе; • имеют возможность для развития нужных умений; • имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу); • обеспечены разными видами деятельности; • имеют необходимую поддержку со стороны учителя; • работают в подходящем для них темпе; • понимают когда и как будут оценены; • могут оценить собственные успехи. В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах –деловые игры и семинары. Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках закрепления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объѐм домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям. Исходя из типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах, учителя предлагают несколько педагогических приемов: 1) В части А и С на ЕГЭ и ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, использование «понятий-кентавров», объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий. Поэтому очень важно вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с 5 класса, учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу 17 понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность. 2) Опыт последних лет проведения ЕГЭ и ГИА показал, что по-прежнему высок (около20%) уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме. Первые задания С – требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности без посторонней помощи работать с научной литературой. 3) Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт. Но формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее. Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте. Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих: - самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту; - нанесение объектов на контурную карту; - ответы на вопросы по исторической карте и др. Эти виды работы должны проводиться в связи с изучаемым в данный момент учебным материалом, почти на каждом уроке учителя, начиная с младших классов, должна присутствовать работа с картой. 4) Учитель не должен забывать и о необходимости работы с иллюстративным материалом. Не менее важна работа с иллюстративным материалом, связанного с культурой. Здесь эффективное изучение может быть достигнуто только в рамках ярких уроков с большим количеством иллюстративного материала, включением проектного метода. Можно при изучении социально-экономических, политических аспектов истории обратить внимание учащихся на то, как отразились конкретные события и явления в литературе, архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и т. д. Так, например, интеграция культурного компонента истории весьма уместна при изучении древнерусской истории, борьбы с захватчиками, объединения русских земель, истории XVI–XVII вв., петровских преобразований, просвещенного абсолютизма, Отечественной войны 1812 г. и многих других тем. Если учитель будет, таким образом, регулярно обращаться к культурным аспектам истории, а не просто проходить все вопросы истории культуры на немногочисленных и, главное, не самых важных уроках, то он сумеет добиться формирования у учащихся устойчивых связей между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой. Еще одним важным следствием станет то, что факты политики, экономики, социальных отношений благодаря «связке» с культурными явлениями также лучше запомнятся учащимся. Здесь на помощь учителю придут наглядные пособия, фотографии, видеоматериалы, экскурсии, информация из сети Интернет и т. д. Но в условиях реального недостатка учебных часов на отработку материала по изучению культуры, можно восполнить этот пробел на внеклассных мероприятиях. При анализе исторической ситуации необходимо внимательно изучить все ее элементы и сделать выводы, а не пытаться вспомнить готовые выводы из учебника. Анализ должен быть полноценным, что предполагает выделение всех характеристик исторической ситуации: времени, места действия, событий или совокупности событий, определивших содержание конкретной ситуации; людей, социальных групп, причастных к данной ситуации; материальных предметов, имевших отношение к деятельности людей в этой ситуации; источников, в которых засвидетельствована данная ситуация и ее последствия, и т. п. На основе анализа всех 18 перечисленных характеристик делается вывод о причинах, последствиях, историческом значении ситуации. 5) Еще одним трудным для учеников заданием стало задание на сравнение исторических объектов. Необходимо отметить, что учитель должен заниматься не подготовкой учащихся к выполнению тех или иных заданий КИМ, а формированием самих умений. Для полноценного сравнения двух объектов необходимо указывать линии, критерии сравнения. 6) Серьезные трудности у выпускников вызывает также задание на анализ исторических версий и оценок. От выпускника при выполнении данного задания требуется умение аргументировать выбранную точку зрения. Важно, чтобы при аргументации использовались именно конкретные факты, а не обобщенные положения. Учитель должен обращать внимание на логичность построения аргументов, наличие и качество логических связок. Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов, обсуждений мнений историков и т. п. Во время таких уроков ученик окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в реальной, живой дискуссии, что, несомненно, активизирует процесс мышления, заставит предвидеть контраргументы оппонента. И если работа по формированию навыка аргументации проводится учителем систематически, то он добьется желаемого результата.
8) Следует обратить внимание на еще одно новое «трудное» задание по истории – историческое сочинение. Как отмечалось, невысокие результаты его выполнения связаны с недостаточной сформированностью у выпускников умения обобщать историческую информацию.
Очень часто выпускники просто перечисляли факты из биографии исторического деятеля, но не указывали направлений и результатов деятельности. Умение обобщать информацию в различных контекстах и формулировать результаты этого обобщения является важным во многих видах деятельности. Безусловно, существует огромное количество приемов и методов, которые можно использовать. Прежде всего, необходимо обратить внимание на эффективность использования повторительно-обобщающих уроков. Это учебное время отводится для того, чтобы на основе фактов, которые выпускники уже знают, сделать обобщения и выводы, а также повторить те выводы, которые были сделаны в процессе изучения темы. На этих же уроках можно вспомнить и основных деятелей изученного периода. Готовясь к выполнению задания, необходимо уяснить значения понятий «направления деятельности» и особенно «результаты деятельности». Приступая к выполнению данного задания, необходимо выработать для себя алгоритм действий, который может совпадать с формулировкой задания. 1. Указать годы жизни. 2. Сформулировать направления деятельности. 3. Дать характеристику каждому из направлений. 4. Указать результаты деятельности. Этот алгоритм структурирует работу, не позволит пропустить какой-либо ее этап. Но в условиях насыщенности учебного материала нет возможности часто проводить повторительнообобщающие уроки. Поэтому такой алгоритм изложения темы можно давать на уроках изучения нового материала, включая в задания для учащихся работу по определению оценок действий исторических личностей. Очень хороший эффект дает при подготовке к ЕГЭ и ГИА проектная деятельность, которая соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ОГЭ и ЕГЭ. На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т. д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов. Серьезной ошибкой педагогов, работающих над формированием умений учащихся, является использование ими на уроках исключительно заданий, составленных на основе КИМ по истории и обществознанию. Дело в том, что задания КИМ созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими. Организация консультаций начинается с сентября. Первое полугодие набираем и систематизируем фактический материал. Для этого нужна большая тетрадь формата А-4, разноцветные ручки, карандаши. Систематизированный материал заносим в таблицу (для этого и нужна большая тетрадь). Разворачиваем ее так, чтобы горизонтальная часть была более широкой, чем вертикальная. (Показываю на слайде, не читаю).
∙ Таблица № 1.
период (правитель) | внутренняя политика | экономика, | внешняя политика | разное (культура ) |
∙ Тема "Культура" достаточно обширна и сложна для запоминания. таблицу№2. (Карина, тут ты должга сделать 7 таблиц )
Период | Архитектура или Иконопись Живопись Произведение Театр Кино | Архитектор или Иконописец Художник Автор Режиссер |
∙ Таблица № 3. Наука.
Период | Направление науки | Открытия | Автор (авторы) |
- Таблица 4 Внешняя политика.
Век | Направления внешней политики | Войны | Сражения | Полководцы и герои | Итоги |
Вопросы в части "С" могут звучать следующим образом - "назовите 3 направления внешней политики 18 века и ее итоги". Поэтому анализируем таблицу, сравниваем века, войны, итоги. К концу 1 полугодия все должно быть готово. Для чего нужно такое трудоемкое занятие? Вспомним мудрое выражение "Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я вспомню, дай мне сделать - и я пойму". Конфуций (по иным источникам - китайская пословица). Если человек сам прочитывает, записывает, отбирает материал, то и в памяти он остается надежнее. Для чего цветные ручки? Чтобы текст не сливался, выделяем красной даты, зеленой подчеркиваем исторические личности. Допустимы при работе и значки (это элементы стратегии инсерт) - плюс и минус (положительные результаты и негативные), восклицательный знак - важно! и т.д. Программа 10 и 11 класса, подразумевает изучение всего курса истории, в том числе истории России. Поэтому обратите внимание, чтобы подготовка к урокам по данному курсу была постоянной и качественной. Второе полугодие мы посвящаем решению тестовых заданий по истории. Как должны проходить эти занятия? Сначала, естественно, простое прорешивание тестов, при этом возможно два способа: Первый - прорешивание с учебником, то есть нахождение ответов в книгах. Это приемлемо на 1 этапе подготовки. Второй способ - попытка самостоятельно выполнять задания, затем сверяя с ответами, которые обычно приводятся в материалах. Тесты должны быть именно прорешены, а не проставлены ответы наугад. Для этого после сверки делаем работу над ошибками, то есть еще раз решаем тест (не обязательно в этот же день). Уменьшение количества ошибок и будет означать наличие положительного результата. И еще один положительный результат решения пробных тестов, особенно демоверсий ЕГЭ. Он заключается в том, что у ученика вырабатывается навык распределения времени на экзамене. Он видит, сколько остается в запасе, как распределить время на все части работы. Кроме того, исчезает негативный эффект новизны, работа с тестами становится привычной. Можно скачать даже бланк ответов, и тренироваться заполнять и его. Чтобы занятия по подготовке не превратились в рутинное прорешивание тестов, разнообразим формы работы. Карточки. Обычно их делают разноцветными, заполняют с обеих сторон. Например: карточки военных сражений - красные, морских - синие, реформ - желтые и т.д. Выбор цветов должен идти на эмоциональном уровне. На карточке с одной стороны пишем крупно дату, к примеру, 1812, с другой - событие - Отечественная война. На втором этапе подготовки на карточках можно будет писать наиболее тяжелые для запоминания даты. Также можно сделать и такие карточки: исторические деятели и их свершения, ученые и открытия и т.д. Составим наборы карточек. На одном яркой пастой - исторический период (застой, перестройка, советская Россия, Великая Отечественная и т.д.), на 2 наборе - ключевые слова. К примеру, для "Застоя" такие - ввод войск в Афганистан, неосталинизм, Конституция 1977, геронтократия, Брежнев, Косыгин и т.д. Все карточки с эпохой составляем в одну сторону, с 21 ключевыми словами (а их достаточно много) - в другую. Ребенок вытаскивает карточку с названием и выбирает все опоры к данному периоду. Проверить возможно по тем же таблицам. Повторение на уроках необходимо проводить систематически. Можно провести по датам и терминам разминку на 5-7 минут. Называется классу дата, а ребята называют событие, или наоборот. Так активизируется и слуховая, и зрительная память. На уроках обществознания такие разминки можно проводить по терминам. Позднее подготовка такого задания дается одному из учеников, он же и проводит разминку. На уроках по обществознанию в 10-11 классе можно давать индивидуальное задание - политминутка - подготовить сообщение о событиях недели во внутренный политике и внешней. Задаем вопросы - например, какие сферы жизни общества задействованы, какие полномочия органов власти осуществлены, дайте правовую оценку данной ситуации. Таким образов вырабатывается умение применять знания в практической ситуации. Эти занятия, в общем, направлены на освоение знаниевой части экзаменов. Но крайне необходимо подготовиться к самой сложной части - части "С". Эта часть предусматривает работу с документом, умение сравнивать события, процессы истории (находить общее и особенное), анализировать ситуацию. Здесь возможности "угадать" нет абсолютно. Как можно подготовиться к таким заданиям? Я бы посоветовала обратить внимание на документы, приведенные в учебниках, и вопросы к ним. На уроках обществознания в 9 классе домашнее задание определяю по 3 группам ( рядам) 1 - проанализировать ситуацию (вопросы и задания к параграфу), 2 - написать небольшое рассуждение на тему ("Мудрые мысли"), 3 - опережающее задание - составить сложный план следующего параграфа. Этот план записывается на уроке на доске. После работы над темой анализируем составленный план. Умение находит общее и особенное можно следующим путем: выберите несколько событий (как можно больше), и в тех же тетрадях запишите общие черты и отличия. К примеру, по 20 веку: Сравните 1 и 2 мировую войну. Революцию 1905 - 1907 гг. и 1917г. (Февральскую или Октябрьскую). По обществознанию - сравните тоталитаризм и авторитаризм, президентскую и парламентскую республику. Таких заданий много в тренировочных тестах по истории и обществознанию, выполняя их, ребенок анализирует событии. Задания выполняем письменно. Перед самим экзаменом можно будет освежить память по этим схемам. Что еще может стать фактором дополнительной подготовки? Участие в Олимпиадах и конкурсах по предмету, сегодня в школах есть немалая база таких Олимпиад, они под силу и отличникам, и ребятам со средним уровнем подготовки. Просмотр фильмов. К празднику Победы обычно показывают достаточно таких фильмов и киноэпопей. Здесь акцент скорее будет идти не на фактический материал, а на эмоциональное восприятие событий. Но это не менее важно. Можете дать задание: расспросить родителей о жизни в период 80-Х, перестройки, реформ 90-х, а если в семье есть бабушка или дедушка, и они расскажут о других страничках 20 века. Такие факты обычно легко запоминаются. Ведь они нам с вами знакомы. А большинству сегодняшних выпускников события ранее конца 20 века так же отстраненно далеки, как и нашествие татар. Внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности проектно-исследовательская работа по истории и обществознанию является серьѐзной помощью в подготовке к экзамену. Результативное участие учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах невозможно без исследовательской деятельности. В данном случае проектно-исследовательская деятельность выступает не только как технология, но и как содержание. Дополнительное образование – базовое направление в подготовке учащихся к экзамену, представлено факультативами, элективными курсами. Ценность дополнительного образования 22 заключается в том, что на факультативы приходят дети, заинтересованные в успешной сдаче экзамена. Интернет-ресурсы. Доступный интернет в последние годы играет не последнюю роль в подготовке учащихся. Проблема в привлечении интернет-ресурсов заключается в том, что учащиеся чаще всего работают с ними бессистемно, перескакивая с одного на другое, выполняя более простые задания, не останавливаясь на более сложных. А между тем возможности интернет-ресурсов достаточно велики, необходимо только направить энергию учащихся в нужное русло. С этой целью с начала учебного года учеников выпускных классов, да и более младших классов, нужно научить правильно использовать возможности интернета. Интернет предоставляет огромное количество разнообразных ресурсов, содержащих сведения об экзаменах. Но для полноценной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ особенно важны официальные ресурсы как источники новой важной информации о проведении экзамена в организационном, теоретическом, практическом плане. Зачастую учащиеся не могут самостоятельно выбрать нужные им сайты, затрудняются в поиске необходимой им информации, а иногда и не подозревают о еѐ существовании, для этого нужны консультации и рекомендации учителя. Заканчивая доклад, следует отметить, что учитель обязан на каждом этапе проводить диагностику знаний и умений учащихся, для правильного выбора форм и методов обучения, корректировки ошибок и пробелов, для организации индивидуальной работы с учащимися.
Необходимо помнить, что живое слово, проговаривание материала учителем и учениками является основой исторических знаний. Успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ всем выпускникам и нам педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ УО АМО Шурышкарский район Об итогах проведения районного этапа V открытой конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее»
Об итогах проведения районного этапа V открытой конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее»...
Приказ УО АМО Шурышкарский район Разработчик заданий с ответами, критериями оценивания для проведения школьного этапа ВОШ в 2018 году
Копия приказа...
Приказ Об утверждении состава жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в Шурышкарском районе в 2015/16 учебном году
Во исполнение плана мероприятий по подготовке и проведению Всероссийской олимпиады школьников в Ямало-Ненецком автономном округе в 2015 году, утвержденного приказом департамента образования автономног...
Приказ Об утверждении состава жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в Шурышкарском районе в 2015/16 учебном году
Во исполнение плана мероприятий по подготовке и проведению Всероссийской олимпиады школьников в Ямало-Ненецком автономном округе в 2015 году, утвержденного приказом департамента образования автономног...
4.4. Приказ УО АМО Шурышкарский район от 11.11.2019г. №689/2 «Об утверждении состава жюри, участников и требований к проведению муниципального этапа всеройссийской олимпиады школьников МО Шурышкарский район в 2019-2020 учебном году»
Эксперт муниципального уровня ВОШ...