Выступление на научно-практических конференциях, пед. семинарах
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 «БУСИНКА»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МАДОУ № 32
__________Н.А. Бельская
Тема доклада: «Преодоление нарушений темпо-ритмической и интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Подготовила: учитель-логопед
Ефремова Л.В.
От 18.12.2019 г.
г.о. Химки 2019г.
Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им!
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз (Бернард Шоу).
Интонация - это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
- Мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;
- Пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
- Сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;
- Логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;
- Фразовое ударение - выделение голосом группы слов;
- Тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
- Ритм — один из важных компонентов интонации, который необходим для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм – это последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Как отмечает И.Г. Торсуева (1990), ритм также «служит основой эстетической организации художественного текста — стихотворного и прозаического». Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтаксический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации - темпом.
- Темп — это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых в единицу времени. Он может быть быстрым или медленным, ускоряться или замедляться. В высказывании темп служит средством оформления интонационной цельности высказывания, а также является средством противопоставления важного – неважного.
Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий выражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.
В логопедии существуют следующие нарушения темпо – ритмической стороны речи.
Брадилалия— патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.
Речевая симптоматика.
- замедленность темпа внешней и внутренней речи
- замедленность процессов чтения и письма
- скандирование
- нарушение артикулирования звуков
- нарушение голоса
Неречевая симптоматика.
- нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица
- Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)
Указанные выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более фразы.
Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему, наблюдается моторная неловкость. Лицо аммимичное. Отмечаются особенности и психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой.
М.Е. Хватцев отмечал, что патологически замедленный темп речи нередко встречается у умственно отсталых детей. Излишне медлительная речь вызывает нетерпение и раздражение со стороны окружающих. Поэтому дети с такой речью вообще стараются не говорить. А это еще больше задерживает их речевое, а следовательно, и умственное развитие. Брадилалии у детей часто сопутствует монотонность голоса, недостаточно модулированная речь.
Тахилалия — нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.
Речевая симптоматика.
- неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.
- интервербальнаяакселерация (М. Зееман)
- расстройства внутренней речи, чтения и письма
Неречевая симптоматика
- нарушения общей моторики
- нарушения психических процессов
- нарушения вегетативной нервной системы
- нарушения поведения
- ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики
Отличие тахилалии и заикания
Критерии | Тахилалия | Заикание |
Осознание дефекта | отсутствует | имеется |
Речь при напряжениии | лучше | хуже |
Привлечение внимания к речи | улучшает речь | ухудшает речь |
Речь, требующая конкретных точных ответов | лучше | хуже |
Чтение хорошо знакомого текста | хуже | лучше |
Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.
М. Е. Хватцев (1959) основной причиной тахилалии считал врожденную речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую, неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки моторного и акустического восприятия, лежащие в основе тахилалии.
Г. Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие того, что мысли мчатся чрезвычайно быстро и одно понятие вытесняется следующим раньше, чем первое может быть произнесено.
М. Недолечны считал причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, поскольку больные испытывают трудности при произношении необычных и длинных слов.
Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения
Разновидности тахилалии.
Полтерн (спотыкание) - когда при наличии тахилалии наблюдается прерывистость темпа несудорожного характера. Сочетается с нарушением общей и речевой моторики. Может встречаться на фоне других нарушений речи.
Баттаризм - разновидность тахилалии, когда из-за нарушения речевого внимания и тяжёлого нарушения темпа речи неправильно формируется фраза. Он также часто сочетается с другими нарушениями речи
У детей с речевыми нарушениями, особенно такими как дизартрия, заикание, тахилалия (быстрый темп речи), брадилалия (медленный темп речи) страдает целый ряд просодических элементов речи.
По мнению Н.И. Жинкина, просодия является наивысшим уровнем развития языка. Здесь мы употребляем термин «просодия» как синоним интонационной выразительности речи (Т.Г. Визель)
Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.
У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь, а в связи со всем вышесказанным возникают трудности с интонационным оформлением речи.
Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР должно происходить в рамках логопедических занятий, но с обязательным участием в этой работе родителей ребенка, имеющего маловыразительную речь.
Симптоматика нарушения просодики
- Ребенок не может менять высоту голоса.
- Голос либо слишком тихий, либо чересчур громкий.
- У говорящего слишком ускоренный или замедленный темп речи, что затрудняет ее восприятие.
- Речь невыразительная.
- В речи нет пауз между словами, из-за чего трудно определить границы предложения.
- Речь монотонная, невыразительная.
- Несформированное речевое дыхание.
- У речи имеется назальный оттенок.
- Нарушения ритмической структуры высказывания.
Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.
Е. В. Чаянова, Е. В. Конрова считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости;
памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной.
Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).
2. Развитие восприятия различных компонентов интонации.
3. Развитие способности употреблять компоненты интонации в собственном произношении.
4. Развитие дифференциации различных видов интонации на слух и в произношении
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ , ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ
Ритм. Карточка № 1. Восприятие ритма
Упражнение 1. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
Упражнение 2. Прослушать серии простых ударов (// // // //, /// ///, //// //// и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
Упражнение 3. Прослушать серии акцентированных ударов (/UU/, / /, //UU// и т. д.). Определить, сколько и какие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
Упражнение 4. «Угадай, что делать?»
- У каждого из вас два флажка. Я буду играть на дудочке. Если я играю громко – поднимайте вверх флажок в правой руке, если тихо – флажок в левой руке. Внимание: начинаем игру! (можно просто поднимать руку или сигнальный фонарик).
Ритм. Карточка № 2.Воспроизведение ритма
Упражнение 1. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.
Упражнение 2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.
Упражнение 3. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.
Упражнение 4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
Упражнение 5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).
Упражнение 6.Ритмическая игра «Капли»
Ребёнку предлагается «ритмическая схема» с изображением больших и маленьких капель дождя.
Инструкция: Большие капли - громкие удары по коленам со словами «КАП-КАП», маленькие капли – тихо и быстро стучим пальцами по ладошке, говоря «кап-кап».
Упражнение 7.“Язычки-дразнилки”
Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).
Материал. Игрушки “язычки” — индивидуально на каждого ребенка.
Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Тата-та-та-та-Та-та-Та... дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в “язычок”. Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.
Карточка № 3Развитие слухового восприятия. Изменение темпа произнесения слова.
Упражнение 1.Детям предъявляется сюжетная картинка «Дождь».
- Какая погода изображена на картинке? (Дождливая).
- Вы замечали, как во время дождя капли стучат по крыше? (Кап….кап…..кап…)
- Давайте вспомним стихи о дожде.
БАРАБАНИТ ДОЖДЬ ПО КРЫШЕ:
ТО ПОГРОМЧЕ, ТО ПОТИШЕ …
КАПЛЯ – РАЗ, КАПЛЯ – ДВА,
МЕДЛЕННО СПЕРВА…
СТАЛИ КАПЛИ ПОСПЕШАТЬ,
КАПЛЯ КАПЛЮ ДОГОНЯТЬ:
КАП-КАП-КАП-КАП-КАП.
- Как сначала стучали капли? (Медленно, тихо)
- Правильно. Медленно, тихо, потому что дождь только начинался. И в стихотворении слова «кап-кап-кап» мы сначала говорили медленно, протяжно. А потом дождь пошел сильнее, капли зачастили, и слова «кап-кап-кап» мы начали произносить тоже быстро.
- Сейчас послушайте и скажите какой дождь идет: сильный или слабый. (Педагог произносит звукоподражание КАП в различном темпе).
Упражнение 2.Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных текстов.
Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?
Зайку бросила хозяйка, Идет бычок качается,
Под дождем остался зайка. Вздыхает на ходу:
Со скамейки слезть не смог – «Ах, доска кончается,
Весь до ниточки промок. Сейчас я упаду»
Упражнение 3.Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.
Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.
Ходит кот по лавке - Очень медленны движенья,
Мягонькие лапки, И «походка» как скольженье,
Ушки пушисты, В дом свой прячется от страха,
Глазки золотисты. Хвост поджавши, черепаха.
С горки мчится
Без трубы и без колес.
С паровозом – три вагона:
Михаил и два Антона.
Упражнение 4.“Барабанщик”
Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал. “Барабанчики” — осязательные “коврики” размером 18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих “барабанчиках” отстукивают ладонями заданный темп. После одного—двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения (логическое ударение)
Упражнение 1.Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй - выразительно, с интонационным оформлением.
Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
Упражнение 2. - Я буду выделять 1 слово в предложении, а вы попробуйте определить какое слово я выделила (далее можно, чтобы ребята показывали цифрой, какое по счёту слово выделили, затем Л. Показывает цифру, а ребёнок выделяет нужное слово)
В ВОСКРЕСЕНЬЕ ДЕТИ ХОДИЛИ В ПАРК – ДЕТИ ХОДИЛИ В ПАРК В ВОСКРЕСЕНЬЕ – В ПАРК ДЕТИ ХОДИЛИ В ВОСКРЕСЕНЬЕ – В ВОСКРЕСЕНЬЕ В ПАРК ХОДИЛИ ДЕТИ
Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.
Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак ?. Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:
Это — кривоносый
Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
Упражнение 1. После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
Примерный текст:Хомяк
Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
Упражнение 2. Дидактическое упражнение «Скажи, как я»
- Послушайте мои предложения и постарайтесь их точно повторить, чтобы не изменился смысл сказанного.
НУ ЧТО, СПОЕМ? – НУ, ЧТО СПОЕМ?
КАК ВЫ ЗАКОНЧИЛИ? – КАК, ВЫ ЗАКОНЧИЛИ?
Работа с восклицательной интонацией, средствами ее выражения .
Для обозначения восклицательной интонации предлагается знак !. Заучивается стихотворение про восклицательный знак:
Чудак — восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Упражнение 1. Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
— Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)
— Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)
— Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.(Картинки)
Упражнение 2. После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
Примерный текст:Самый важный
«Я самый важный! Я всех бужу», — говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу!» — говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», — говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
Упражнение 3. Работа над интонацией восклицательного предложения (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить самостоятельно).
Стихотворение Г. Сапгира «Футбол»
- Послушайте стихотворение. Подумайте, как относятся к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.
СКАЗАЛА ТЕТЯ:
- ФИ, ФУТБОЛ!
СКАЗАЛА МАМА:
- ФУ, ФУТБОЛ!
СЕСТРА СКАЗАЛА:
- НУ, ФУТБОЛ!
А Я ОТВЕТИЛ:
- ВО, ФУТБОЛ!
- Произнесите предложение, сказанное каждым персонажем стихотворения, выражая голосом разное отношение к футболу.
Тетя: Фи, футбол! - с пренебрежением
Мама: Фу, футбол! - с раздражением
Сестра: Ну, футбол! – с безразличием
Мальчик: Во, футбол! – с восторгом, восхищением
- Прочитаем стихотворение еще раз по ролям.
Упражнения на закрепление различных
интонационных конструкций.
Упражнение 1. Сказать с повелительной интонацией: Стой! Стоп! Встань!
Сказать с интонацией нежной, просительной: Встань!
Упражнение 2. Участники стоят по кругу и проговаривают отраженно за логопедом.
Злая. сердито
Злая собака. сердито
Злая собака? вопросительно
Злая собака! Испуганно
Упражнение 3. Работа над слитностью произношения. Проговаривание сопряжено с логопедом.
Пришла зима.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Каждое предложение проговаривается на одном выдохе.
Упражнение 4. Разделить участников на две группы, одни задают вопрос, другие отвечают.
Какая? – движение, обозначающее вопрос.
Такая. – Указательное движение правой рукой вперед.
Какой? - Такой.
Какое? – Такое.
Какие? – такие.
Упражнение 5. Проговорить стихотворение с движениями, соблюдая интонацию и логическое ударение.
Скворец туда! Восклицательно.
Скворец сюда! Указательно.
Вода! С отчаянием.
Вода! С отчаянием.
Беда! С отчаянием.
Кругом- вода! С отчаянием.
Куда лететь? Куда лететь? вопросительно
Где жить? Вопросительно.
Где петь? Растерянно.
Упражнение 6. Воспроизведение различной интонации в коротких предложениях.
Шапка чья? - Вопросительно.
Шуба чья? - Вопросительно.
Да, моя, моя, моя! - Утвердительно.
Шапка эта моя! - Утвердительно.
Шуба эта моя! - Утвердительно.
Дайте мне, пожалуйста! - Просительно.
Шапка твоя? - Вопросительно.
Да! - Утвердительно.
Шуба твоя? - Вопросительно.
Да! - Утвердительно.
Получай! - Повелительно.
Никогда не теряй! - Повелительно.
Упражнение 7. Проговорить стихотворение, соблюдая нужную интонацию.
Бабка охает и стонет: - страдание.
Ой! Белье моё утонет. – отчаяние
Ой! Попала я в беду! - отчаяние.
Ой! Спасите! Пропаду! Отчаяние.
Упражнение 8. Проговаривание текста.
Подожди! Повелительно.
Подожди! Просительно.
Подожди! Радостно.
Подожди меня! Повелительно.
Подожди меня! Просительно.
Подожди меня! Радостно.
Где тебя подождать? Вопросительно.
Тут или там? Вопросительно.
Тут тебя подождать? Вопросительно.
Может быть тут, а может быть там,
Не знаю. Неопределенно.
Упражнение 9. Проговаривание сначала сопряжено, а затем отраженно от речи логопеда вопросительной и повествовательной интонации.
- Какая погода?
- Солнечная (пасмурная, ветреная) погода.
- Какая сегодня погода?
- Сегодня… …. .
-Где пуговица?
- Вот пуговица.
- Где у тебя пуговица?
- Вот у меня пуговица. (- У меня нет пуговицы).
- У меня пуговицы на рубашке (платье, брюках, кофте…)
- Какого цвета у тебя пуговицы?
- У меня пуговицы черного цвета.
- Какие у тебя пуговицы?
- У меня железные (пластмассовые, деревянные,…)пуговицы.
- У меня большие (маленькие, средние) пуговицы.
Упражнение 10. Участники синхронно с логопедом задают вопросы и отвечают на них.
Чем моют руки? - Мылом.
Чем чистят зубы? - Щеткой.
Чем умываются? - Водой.
Чем вытираются? - Полотенцем.
Чем едят суп? - Ложкой.
Чем режут хлеб? - Ножом.
Чем гладят? - Утюгом.
Чем вытирают нос? - Платком.
Чем подметают пол? - Веником.
Чем забивают гвозди? - Молотком.
Чем пишут? - Ручкой и карандашом.
Упражнение 11. Проговаривание текста с соблюдением интонации.
Рано – рано выпал снег.
Удивился человек.
- Это снег? Не может быть!
- На дворе? Не может быть!
- На траве? Не может быть!
- В октябре? Не может быть!
- Неужели это снег?
Не поверил человек.
Упражнение 12. Проговаривание текста с соблюдением интонации.
- Эхо, я тебя зову! - звательная
- А -у, а- у! - звательная
- Ты уже поело? - вопросительная
- Е - ло, е -ло! - утвердительная
- Хочешь булочку мою? - вопросительная
- Чью? Чью? - вопросительная
- Я тебе конфетку дам! - ласковая
- Ам! Ам! - ласковая
- Эхо! Ближе подойди! - просительная
- Ты иди! Иди! - просительная
- А вдруг там болото? - испуганная
- То – то, то- то! - испуганная
- Ладно, я потом приду! - успокаивающая
- Жду! Жду! - успокаивающая.
Упражнение 13. Проговаривание сопряжено с логопедом с соблюдением темпа, ритма, интонации.
Тёп – тёп! Кап – кап!
С крыши падают слезинки.
Тёп – тёп! Кап – кап!
Тают белые снежинки.
Тёп – тёп! Кап – кап!
Солнышко по крыше скачет! (радостно)
Тёп – тёп! Кап – кап!
А зима сидит и плачет. (плаксиво)
Упражнение 14. Различение восклицательной и вопросительной интонации в экспрессивной речи отраженно от речи логопеда.
- Я упал! Больно! (Сказать плаксиво)
- Я упала! Больно!
- Мы упали!
- Больно?
- Да, больно!
- Нет, не больно! (Сказать радостно)
Упражнение 15. Закрыть лицо руками. При открывании лица – говорить слоги с разной интонацией и соответствующим выражением:
Ай! (Радостно)
Ой! (Испуганно)
Ой! (Плаксиво)
Эй! (Радостный оклик)
Игры и упражнения, представленные в комплексах, могут быть использованы в работе с детьми разных категорий, не только логопедом, но и психологом, дефектологом, воспитателем. Они могут использоваться самостоятельно в специальном занятии в соответствии с темой и поставленными задачами, а могут отрабатываться в изложенной очередности.
Мной был проведен эксперимент по выявлению нарушений со стороны интонационной сформированности речи у детей. Было задействовано шестеро детей 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня. Эксперимент показал, что дети с заданиями справились все, несмотря на то, что были продемонстрированы результаты разной эффективности.
Наиболее легкими для данной группы детей оказались задания на восприятие и воспроизведение ритма. Хорошо испытуемые справились с изменением громкости голоса. Практически все определили характер звучания тона голоса на слух.
А вот с восприятием и воспроизведением интонационных структур у большинства детей возникли реальные трудности.
Таким образом, можно утверждать, что у большинства старших дошкольников с ОНР III уровня интонационная сторона речи сформирована не в полной мере.
У человека слышат не только уши, но и каждая клетка организма. И чем младше ребёнок, тем восприимчивее он относится к звуковому воздействию. И, совершенно неважно, учитель-логопед вы или учитель-дефектолог важно развивать чувство темпа и ритма у детей и начинать это как можно раньше. Ведь темп и ритм - это удивительный мир звуков, и он достоин того, чтобы познакомить с ним ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка о выступлениях на научно – практических, научно – теоретических семинарах, конференциях
В рамках повышения квалификации одним из способов является подготовка и выступление на научно – практических и теоретических мероприятиях. Профессиональное общение по определённой проблеме способствуе...
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях...
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, предметно-цикловых комиссиях
Разработка "Создание сайта"...
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях
Здесь представлены приказы, касаемые моих выступлений на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах и методических объединениях...
3.3.2.Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях...
12. Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях; проведение открытых занятий, мастер-классов, мероприятий.
Профессиональный опыт....
3.3.2. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях.
3.3.2. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях....