Развитию гибких компетенций у учащихся на уроке информатики
методическая разработка

Сафронова Лариса Николаевна

 Уровень развития универсальных компетентностей у учащихся определяет эффективность принятия решения в различных ситуациях, способность к саморазвитию (умение учиться в академическом понимании и способность овладевать новыми навыками в случае профессиональной или жизненной необходимости).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитию гибких компетенций у учащихся на уроке информатики

Из опыта работы учителя информатики Сафроновой Л.Н.

Под компетентностью понимают способность эффективно мобилизовать (выбирать и использовать наиболее подходящие) знания и опыт для решения как повседневных, так и нестандартных задач. Полного списка компетентностей не существует, но три универсальные компетентности, которые являются блоками знаний, навыков и установок, у подростка должны быть обязательно. Это следующие универсальные «софт»-компетентности: компетентность мышления, компетентность взаимодействия с другими (компетентность социальная, сотрудничество), компетентность взаимодействия с собой («К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков» Н. Н. Логинова, Ю. В. Панева.) Уровень развития универсальных компетентностей определяет эффективность принятия решения в различных ситуациях, способность к саморазвитию (умение учиться в академическом понимании и способность овладевать новыми навыками в случае профессиональной или жизненной необходимости).

Уровень развития универсальных компетентностей определяет эффективность принятия решения в различных ситуациях, способность к саморазвитию (умение учиться в академическом понимании и способность овладевать новыми навыками в случае профессиональной или жизненной необходимости).

Рассмотрим такой пример, как  деловая игра.  Деловая игра  – это одна из форм практического занятия, предполагающая моделирование, т.е. искусственное создание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться обучающиеся в профессиональной деятельности. Она обеспечивает комплексное использование информации, полученной в рамках курса изучения информатики.
         Развитие компетенции сотрудничества на уроках информатики  является сочетание индивидуального и коллективного обучения. Обучение в сотрудничестве «ученик-ученик», особенно  для детей с ОВЗ, не только легче и интересней, но и значительно эффективнее, когда можно совместно обсудить решение очередной поставленной задачи. А если от личного успеха зависит успех всей группы (команды, партнера), то учащийся не сможет не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Эффективность такого обучения касается не только академических успехов учащихся, но и формирования коммуникативной компетенции:

- взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

- работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

- вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

- полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.

Урок построен по такой цепи: Сотрудничество - Наличие единой цели - Координация индивидуальной деятельности - Взаимопомощь - Единое пространство деятельности - Наличие конечного продукта.

Урок - деловая игра: «Туристическая фирма «Мир Бурятии»

Класс:7

Тема: Создание мультимедийной презентации

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.

Технология: Деловая игра.

Планируемые  результаты:

предметные:  систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями;

метапредметные – закреплять основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций;

личностные – развивать: способности применять свои знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к практическому применению компьютеров; работать в группе.

Обеспечение урока:

•        Пакет        Microsoft        Office.
• Подготовленный вспомогательный материал Бурятия
• Демонстрационный мультимедиа проектор и экран.
•         Творческие проекты учащихся.

Правила игры, идея урока: Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: «Туристическая группа обращается в турфирму г.Улан –Удэ «Мир Бурятии».  Цель обращения: путешествие по Бурятии. Время пребывания в Бурятии ограничено. Т.к. на рынке подобных услуг огромная конкуренция, заказчик нуждается в грамотной рекламной акции. Персонал агентства в виде презентации знакомит клиентов с возможностями агентства и основными идеями по экскурсионному маршруту, учитывая все пожелания клиента.

Имитационной моделью в данном случае выступает работа агентства по созданию экскурсионного маршрута. Игровой моделью является презентация, проводимая агентством для потенциальных клиентов.

Игра проходит в форме презентации проектов и возможностей фирмы.

Игроки могут обращаться за консультацией к эксперту (учителю или товарищам).

Учитель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру.

Система оценивания.

Максимальное количество баллов за выполнение каждого задания – 5 баллов.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

взаимопомощь в группе;

умение общаться с коллегами;

умение организовать работу в группе;

умение уложиться во времени при решении задач;

умение слушать выступления своего докладчика и докладчика другой группы.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

каждое замечание ведущего или эксперта – 1 балл;

несоблюдение правил игры – 2 балла;

грубое нарушение – до 5 баллов.

 Подготовительный этап выполнен на предыдущих уроках.  На уроках были изучены основные приёмы работы в PowerPoint. Учащиеся в течении трех уроков пополняют кейс(папку) информацией об достопримечательностях  Окинского, Тункинского и Прибайкальского районов. а также особенностях путешествия по данным районам. Способ представления информации - различный. В виде текста, графических изображений, видео информации.

1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации, распределение ролей.

Учитель:  На предыдущих уроках вы познакомились с  возможностями создания презентации с помощью PowerPoint. Какова цель нашего урока? (мы обобщим полученные знания). Для этого мы проведем необычный урок: урок - деловую игру, где смоделируем одно из направлений работы рекламного агентства.

Вопрос: В чем состоит основное направление работы туристической фирмы?

Ответ: удовлетворение потребностей клиента в области туристских услуг.

Вопрос: В каком виде может быть представлена информация о туристическом маршруте?

Ответ: В виде текста на обложке журнала, газеты, брошюры; видеоролика, показанного по телевизору.

Вопрос: Какими программными средствами можно создать необходимую информацию?

Ответ: Средствами мультимедийных презентаций.

- Каким вы себе представляете итог нашей игры?

Метод «Микрофон»

- Что ожидаете от данного урока?

Итак, ситуация нашей деловой игры такова. Вам необходимо определить между собой роли, сотрудников фирмы. Выбрать генерального директора. Сотрудники туристической фирмы имеют определенные должностные обязанности. Генеральный директор распределяет обязанности и на первом этапе проводит установочное совещание, где знакомит сотрудников с должностными инструкциями и текущей работой.

Какова ваша задача? ( Проанализировать информацию, выделить в ней главное,  создать туристический маршрут, учитывая пожелания клиентов, представить в форме презентации).

Учитель выполняет функции эксперта. Творческий проект:

cоответствие целям;

компактность структуры;

правильность;

рациональность;

аккуратность;

эстетичность.

2 этап – работа в командах.

Учащиеся распределяют роли самостоятельно, учитывая свои возможности. Учащиеся выбирают генерального директора. Определяют роли  менеджеров и администратора. Администратор отвечает за техническое обслуживание. Генеральный директор озвучивает содержание  презентации.

1.  Характеристика местности, особенности расположения.

2. Направление туризма. Экстрим (сплав на байдарках), горный туризм, путешествие по Байкалу.

3. Местный колорит. (Проживание коренных народностей, культура,  национальная кухня и др.)

Созданы три группы. Каждая группа готовит презентацию по району, опираясь на план. Строит маршрут путешествия, опираясь на требования.  Генеральный директор контролирует работу своих сотрудников, дает рекомендации.

Генеральный директор: Наше агентство проявляет постоянную заботу о здоровье своих сотрудников и с этой целью всем будет предложена производственная гимнастика.

Физкультминутка (видеоролик производственной гимнастики, снятый участниками при подготовке к игре)

3         этап        –        взаимодействие        между        командами.

Генеральный директор: А сейчас, посмотрим на ваши проекты.

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

Защита проекта:

ориентация в материале;

культура речи;

краткость;

логичность и убедительность;

выделение существенного;

умение заинтересовать слушателей

(Просмотр и защита презентации.)

Генеральный директор: Поскольку глаза наших сотрудников, как и их умы, ценятся нами на вес золота, то чтобы сохранить зрение, предлагаем выполнить гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз (выполняется детьми самостоятельно)

(Просмотр и защита презентации.)

Генеральный директор: Господа! Вы принимаете решение, какой проект предпочесть. Работа совместно с экспертом- учителем.

Анализ и обобщение

Генеральный директор: Я хочу оценить работу наших специалистов. ( Делает анализ )

Рефлексия:

- Ваши ожидания оправдались?

- Что больше всего запомнилось? Почему?

- Самое трудное для вас?

- Какие нужно приложить усилия? ( чтобы в условиях нынешней жизненной гонки и конкуренции выглядеть достойно, быть настоящим профессионалом своего дела)

 Но эта игра позволила проявить ваши умения, работать в сотрудничестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций у учащихся на уроках истории через ИКТ.

Развитие коммуникативных компетенций у  учащихся на уроках истории через ИКТ....

В центре внимания – развитие гибких компетенций

Интервью о дополнительном образовании в Санкт-Петербурге...

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Данная работа может представлять интерес для учителей информатики. Одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися нового продукта в ходе самост...

Развитие гибких компетенций на уроках английского языка.

Интересные приемы,которые можно применить на уроках....

Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Тема актуальности разв...

«Проектная деятельность – стартовая площадка для формирования гибких компетенций у учащихся»

Современное образование все больше и больше внимания уделяет технологиям обучения навыкам, которые действительно необходимы в реальной жизни. Речь идёт о таких навыках, как:- коммуникация- целеполаган...