Опросник Спилбергера Исследование тревожности
материал
Диагностическая методика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik_spilbergera_issledovanie_trevozhnosti.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика Ч.Д. Спилбергера
на выявление личностной
и ситуативной тревожности
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать личностную тревожность, либо само наличие состояние тревожности. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности.
Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.
Исследование может проводиться индивидуально или в группе.
Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Бланк 1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)
№ | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжённости | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбуждён, и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бланк 2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)
№ | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я всё принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||||||
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | № | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 7 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 13 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 14 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 18 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 20 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Интерпретация результатов
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая,
- 31 – 44 балла – умеренная;
- 45 и более - высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране....
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)...
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера
Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязат...
ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по ру...
Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев.
Тестовый материал для мониторинга...
Тревожность. Понятие о тревоге и тревожности. Виды тревожности.
Обзор понятия "Тревожность"...
Опросник Спилбергера Исследование тревожности
Опросник Спилбергера Исследование тревожности...