Программа Волонтерской деятельности "Лучики добра"
материал
Предварительный просмотр:
Оглавление
Паспорт программы | 2 |
Информационная справка | 3 |
Актуальность программы | 7 |
Цели, задачи программы | 7 |
Этапы и сроки реализации программы | 8 |
Содержание программы | 8 |
Основные мероприятия по реализации программы Кадровое обеспечение программы | 19 20 |
Ожидаемые результаты | 22 |
План работы волонтерского отряда «Тимуровцы» | 23 |
Методическое обеспечение программы | 24 |
Список литературы | 25 |
Приложение 1. Заповеди волонтеров | 26 |
Приложение 2. Правила деятельности волонтера | 26 |
Приложение 3. Кодекс волонтеров | 26 |
Приложение 4. Права и обязанности 27
Приложение 5. Механизм сетевого взаимодействия (социального партнёрства) по реализации программы 28
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Программа волонтерской деятельности «Лучики Добра» |
Назначение программы | - определяет стратегические и тактические цели, а также задачи воспитания и социализации воспитанников на период реализации программы; - определяет основные направления деятельности с учетом социального заказа общества и государства; - определяет меры по повышению уровня здорового образа жизни; - определяет формирование у подростков навыков социальной и личностной и познавательной компетентности. |
Название организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варьеганская общеобразовательная средняя школа» |
Почтовый адрес учреждения, телефон | 628638, с. Варьеган, ул. Центральная, 23, Нижневартовский район, ХМАО-Югра, 8(952)-721-00-93 |
Руководитель программы | Карабаева Наталья Сергеевна, директор школы |
Разработчики программы | Курманалиева Гузель Хайрулловна, заместитель директора по ВР, Казамкина Тамара Гордеевна, воспитатель интерната, Куклина Маргарита Павловна, воспитатель интерната, Синяковская Марина Евгеньевна, воспитатель интерната |
Участники программы | - дети от 7 до 17 лет; - дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - дети из семей, СОП; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан. |
Сроки реализации программы | 2018-2021 года. |
Цель программы | Создание условий для развития волонтерского движения в школе, как одной из форм занятости, формирование позитивных установок, обучающихся на общественно-добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактика вредных привычек, детского и подросткового травматизма, воспитания здорового образа жизни. |
Задачи | 1. Создать механизм работы волонтерского отряда с окружающим социумомчерез деятельность социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы риска». 2. Формировать представления о негативном воздействии вредных привычек на физическое здоровье подростка и его социальное благополучие. 3. Способствовать формированию положительной мотивации, выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить свое здоровье в современных условиях жизни(при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, спортивных соревнований). 4. Проводить профилактическую работу по предупреждению детского и подросткового травматизма. 6. Расширять сферы занятости воспитанников через общественно-полезный труд: акции «Забота», «Милосердие», «Памятный знак», «Экоакции». 7. Обучать волонтеров формам и методам профилактической деятельности. |
Краткое содержание программы | Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, предупреждение детского и подросткового травматизма, развитие волонтерского движения. |
Ожидаемый результат | Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, социально адаптированной, здоровой личности. Владение знаниями ЗОЖ, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к курению, употреблению пива. Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в добровольческо-волонтерский отряд. Привлечение воспитанников к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на разных видах учёта. Создание модели детского волонтерского движения внутри школы. Развитие навыков общения с ровесниками и жителями села. |
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Школа расположена в национальном селе Варьеган. Она является единственным общеобразовательным учреждением посёлка. В микрорайоне школы имеются: сельский Дом культуры, Варьеганский парк-музей под открытым небом, филиал Новоаганской школы искусств, филиал Новоаганской ДЮСШ, детский сад. Новое здание школы введено в 2005 году. Территория школы благоустроена и озеленена. Имеется зона детской игровой и спортивной площадки.
Название (по уставу) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варьеганская общеобразовательная средняя школа» |
Юридический адрес | 628634, Тюменская область, ХМАО-Югра, Нижневартовский район, ул. Центральная, 23 |
Фактический адрес | 628634, Тюменская область, ХМАО-Югра, Нижневартовский район, ул. Центральная, 23 |
Год основания | 1939г. |
Телефон | 8(952)-721-00-93 |
Адрес сайта в Интернете | |
Фамилия, имя, отчество руководителя | Карабаева Наталья Сергеевна |
ИНН / КПП | 8620010476 / 862001001 |
Свидетельство о регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано) | 1028601868415 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре |
Лицензия (дата выдачи, №, кем выдано) | Лицензия № 1930 от 5 марта 2015 года Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Срок действия рецензии: бессрочная |
Аккредитация (дата выдачи, №, кем выдана). | Свидетельство о государственной аккредитации (регистрационный №1019) выдано 10 апреля 2015 года. Свидетельство действительно до 09 апреля 2027 года. |
Характеристика образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, дополнительные образовательные услуги | В школе реализуются следующие основные общеобразовательные программы: Образовательная программа начального общего образования; Образовательная программа основного общего образования; Образовательная программа среднего общего образования, обеспечивающая дополнительную подготовку обучающихся; Программа профессионального обучения; Программы дополнительного образования по следующим направлениям: - интеллектуальное - эколого-биологическое - туристско-краеведческое - спортивное - художественное |
Характеристика контингента обучающихся | На начало 2018 – 2019 учебного года в школе обучается 121учащийся, из них 110 коренной национальности. Всего 13 классов-комплектов. Среднее количество обучающихся в классе – 12 человек. В интернат при школе в зачислено 29 воспитанников. Социальный паспорт: Общее количество детей в школе – 121
Число детей из социально неблагополучных семей – 6 Число детей, родители которых инвалиды – 4. |
Режим работы учреждения | Работа школы ведется в одну смену, пятидневная учебная неделя. Интернат при школе работает в круглосуточном режиме. |
Формы получения образования | Очная (урочная) форма получения образования в школе. |
Количество педагогических кадров | Образовательную деятельность в школе осуществляют37 педагогов. |
Материально-техническая база ОУ | Школа располагается на 2-х этажах 2-х этажного здания и представляет собой комплекс учебных кабинетов, мастерских, оснащенных учебно-методическим оборудованием, необходимым для реализации образовательных стандартов. Школа имеет холодное и горячее водоснабжение, центральное отопление, канализацию, столовую на 84 посадочных места, медицинский кабинет, библиотеку, школьный музей, спортивный зал, комбинированную спортивную площадку, стадион, пришкольный участок, 1 компьютерный класс, актовый зал, 2 лаборатории. Для занятий по освоению первоначальных профессиональных навыков имеется учебно-промысловая база, 2 учебные мастерские, кабинет декоративно-прикладного творчества. Техническое оснащение: 43 компьютера, принтеры, сканеры, факс, цифровой фотоаппарат, интерактивное оборудование (12 шт.), локальная сеть, доступ к ресурсам Интернет.
|
Бюджет образовательного учреждения | Учредитель несёт ответственность за финансирование школы в установленном Законодательством РФ порядке. В настоящее время финансовая деятельность осуществляется через систему казначейства. Школа имеет лицевые счёта на расчётном счёте Департамента финансов администрации Нижневартовского района. |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В условиях постоянных изменений морально-нравственных и ценностных установок современного общества возросло число подростков, склонных к проявлению асоциального поведения.
Волонтерский отряд “Тимуровцы” создан 2 сентября 2009 года на базе интерната при МБОУ «Варьеганская ОСШ». В состав, которого на добровольной основе входят воспитанники и обучающиеся с 1-11 классы. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих интереснее и ярче.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтёр для успешной работы.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи, и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности.
Стратегия модернизации содержания общего образования определяет основную конечную цель образования, как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования. Именно первую группу и составляет политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственном путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредный зависимостей и привычек, один из эффективных способов решения проблемы – это деятельность волонтёрского отряда «Тимуровцы». Волонтёры своим личным примером показывают сверстникам, что быть здоровым – это модно!
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для развития волонтёрского движения в школе, как одной из форм занятости, формирование позитивных установок, обучающихся на общественно-добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактика вредных привычек, детского и подросткового травматизма, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
1. Создать механизм работы волонтерского отряда с окружающим социумомчерез деятельность социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы риска».
2. Формировать представления о негативном воздействии вредных привычек на физическое здоровье подростка и его социальное благополучие.
3. Способствовать формированию положительной мотивации, выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить свое здоровье в современных условиях жизни(при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, спортивных соревнований).
4. Проводить профилактическую работу по предупреждению детского и подросткового травматизма.
6. Расширять сферы занятости воспитанников через общественно-полезный труд: акции «Забота», «Милосердие», «Памятный знак», «Экоакции».
7. Обучать волонтеров формам и методам профилактической деятельности.
Условия для организации волонтерского движения
1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
3. Информационное обеспечение опыта работы(сайт школы, школьная газета, фотоальбом, и т.п.).
В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно, исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап – 1 этап (2018 год)
1. Подбор методического материала на основе учета тематики деятельности отряда.
2. Установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры.
3. Размещение информации об отрядах на школьном сайте.
Организационный этап – 2 этап (2018 год)
1. Сбор отряда.
2. Знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда.
3. Изучение патриотических установок и гражданской позиции.
4. Привлечение детей и подростков разных категорий в различные кружки, клубы, студии, по интересам и различные виды КТД.
Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы
(2019-2020 годы)
1. Реализация основной идеи программы.
2. Организация деятельности органов детского самоуправления.
3. Проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий.
Заключительный этап (2021 год) - подведение итогов деятельности отряда.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа волонтерского отряда по направлениям
I. Валеологическое направление.
Валеологическое направление Модули: «Спорт и здоровый образ жизни!», «Пропаганда ЗОЖ». | |
Главные идеи и цели | Главные идеи: укрепление здоровья подрастающего поколения как главный стимул здорового общества, участие обучающихся в социально значимых делах, развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся. Главная цель: формирование основ здорового образа жизни обучающихся, выработка мотивации к здоровым потребностям, практическое применение методов оздоровления. |
Задачи | развивающие – развитие у обучающихся активного познавательного интереса к занятиям по организации здорового образа жизни и вовлечение в традиционные виды северного многоборья; обучающие – формирование знаний и умений о способах укрепления здоровья и навыках здорового образа жизни; воспитывающие – воспитание культуры здоровья, потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии. |
Содержание деятельности | - изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в спортивной жизни в учебном заведении; - качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка; - поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу; |
Формы и методы воспитательной работы |
|
Ожидаемый результат | - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм правильного поведения; -социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия и совместной работы в объединении. |
II. Профилактическое направление
Модуль: «Профилактика употребления ПАВ и вредных привычек (токсикомании, алкоголизма, табакокурения)» | |
Главные идеи и цели | Главные идеи: - сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека; -воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма; - стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного. Главная цель: Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению психоактивных веществ, выработка активно отрицательной позиции по отношению к ПАВ у большинства обучающихся. |
Задачи | - знакомить обучающихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью; - способствовать преодолению вредных привычек, обучающихся средствами физической культуры и занятием северным многоборьем; - оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним; - выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении; - воспитывать потребность в здоровом образе жизни. |
Содержание деятельности | - изучение состояния физического здоровья обучающихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья; - изучение спортивных интересов обучающихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом; - разностороннее просвещение и активное привлечение детей к занятиям физкультурой и спортом; - привлечение родителей и детей к участию в массовых, традиционных мероприятиях, проводимых в школе, селе, районе. - поощрение воспитанников, демонстрирующих ответственное отношение к общественным поручениям, занятиям спортом; - привлечение родителей – энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье. |
Формы и методы воспитательной работы |
|
Ожидаемые результаты: |
|
Модуль: «Социальная и психолого-педагогическая поддержка обучающихся». | |
Главные идеи и цели | Главные цели: -создание условий для совершенствования возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни; -содействовать эффективному использованию и обогащению ресурсного потенциала школы и окружающей среды для обеспечения интеллектуального, духовно- нравственного и физического воспитания детей и профессионально-личностного развития педагогов. |
Задачи | - Выявлять обучающихся «группы риска», обучающихся, проживающих в неблагополучных семьях, нуждающихся в социальной защите. - Оказывать квалифицированную помощь обучающимся и их семьям, нуждающимся в социальной помощи и защите, осуществлять работу по предупреждению социального неблагополучия; - Изучать социально-педагогические особенности обучающихся, включенных в банк данных: жилищно-бытовые условия, характер взаимоотношений в семье, классе, школе. -Оказывать социально-педагогическую поддержку обучающихся через индивидуальную, групповую деятельность. - Осуществлять защиту прав несовершеннолетних. |
Содержание деятельности | - Деятельность по защите прав ребенка в учебном учреждении (Служба примирения); - Социально педагогические исследования с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; - Социально-педагогическая защита прав ребёнка; -Обеспечение социально-педагогической поддержки семей в формировании личности обучающихся; - Социально-педагогическое консультирование; - Психолого-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация; - Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; - Поддержка социально-ценной деятельности детей и подростков (возможно в виде волонтерства) - Организационно-методическая деятельность. |
Формы и методы воспитательной работы |
|
Модуль: «Безопасность – основа жизни» (Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, рисков детской смертности, соблюдение детьми основ безопасности жизнедеятельности). | |
Главные идеи и цели | -совершенствование внеурочной и внешкольной работы по общеобразовательному курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"; - пропаганда безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста; -знание и соблюдение правил дорожного движения (далее - ПДД); -развитие детской инициативы, выработка у детей активной жизненной позиции; |
Задачи | -Предупреждать правонарушения среди несовершеннолетних; -изучать и закреплять знания по ПДД; -формировать основы транспортной культуры; -привлекать обучающихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах, дорогах, общественных местах, дома; -обучать навыкам оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим; -организовать работу с юными велосипедистами, скутеристами, роллерами. |
Содержание деятельности | -Поддержание активной связи с ОГИБДД МО МВД России "Нижневартовский" ХМАО – Югры, МЧС и др. -Оформление школьного стенда, классных уголков по безопасности. -Информационно-просветительская работа с родителями: - родительские собрания - встречи с сотрудниками отдела ГИБДД, МЧС, Роспотребнадзор и др. |
Формы и методы воспитательной работы |
|
III. Досуговое направление (организация полноценного досуга подростков и молодежи).
Направление «Развитие досуговой деятельности». | |
Главные идеи и цели | Главные идеи: - формирование культуры общения обучающихся, осознание необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; - передача детям знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений; - воспитание стремления обучающихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению. Главная цель: Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеурочной и волонтерской деятельности на всех возрастных этапах. |
Задачи | - формировать у обучающихся на всех возрастных этапах культуру общения; - знакомить с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений; - использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей обучающихся; - создавать кружки, секции с учетом интересов и потребностей, стимулировать активное участие обучающихся в различных видах досуговой деятельности; - воспитывать справедливое отношение обучающихся к способностям и талантам сверстников; - воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели; - расширение сферы занятости детей и подростков в свободное время. |
Содержание деятельности | - изучение интересов и запросов обучающихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни в учебном заведении; - качественное проведение волонтерских мероприятий и тщательная их подготовка; - поддержка инициативы и творческих начинаний обучающихся, их стремления к общению и совместному досугу; - соблюдение эстетических и этических норм при проведении мероприятий. |
Формы и методы воспитательной работы |
|
IV. Направление «Семья. Семейные ценности»
Направление «Семья. Семейные ценности». | |
Главные идеи и цели | Главные идеи: - семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне; - ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение; - ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия; - школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель Осознание обучающимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. |
Задачи | - создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся; - позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных ценностей; - преодолевать негативные тенденции в воспитании обучающихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации; - способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье; - создавать условия для духовного общения детей и родителей. |
Содержание деятельности | - изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях, обучающихся; - создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания; - разносторонне просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания обучающихся, использование активных форм просветительской деятельности; - организация проведения совместного досуга родителей и обучающихся; - привлечение и поощрение родителей активно участвующих в общественной жизни школы. |
Формы и методы воспитательной работы |
|
V. Направление Патриотическое «Нам жить и помнить!»
Направление Патриотическое «Нам жить и помнить!» | |
Главные идеи и цели | Главные идеи: оказание помощи детям войны, изучение истории с. Варьеган, сохранение традиций школы. Главная цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своей семьи, своего народа, государства. |
Задачи | -Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков; -Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям своей страны. -Формировать позитивное отношение подростков к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и призыву; -Приобщать обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и исследовательской деятельности. |
Содержание деятельности | - Изучение историко- краеведческого наследия своей малой Родины- села Варьеган, как части ХМАО-Югры своего народа; - разностороннее просвещение и активное привлечение детей к занятиям краеведением; - привлечение родителей и детей к участию в массовых, традиционных мероприятиях, проводимых в школе, селе, районе. - поощрение воспитанников, демонстрирующих ответственное отношение к общественным поручениям; - привлечение родителей – энтузиастов патриотического движения для пропаганды культурного наследия Родины. |
Формы и методы воспитательной работы |
-76-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год); -75-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год); -58-летию первого полета человека (Ю.А. Гагарина) в космос; -74-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов;
|
Ожидаемые результаты: | Положительная динамика роста патриотизма среди обучающихся, возрастание социальной активности обучающихся, особенно несовершеннолетних «группы риска», возрождение духовности, общего культурного уровня обучающихся. -Развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества; -Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну; -Снижение уровня правонарушений у обучающихся; -Дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе. |
Модуль «Экологическое воспитание» | |
Главные идеи и цели | Главные идеи: формировать систему экологического образования и воспитания обучающихся. Главная цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды |
Задачи | -Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; -Научить применять на практике полученные знания; -Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. -Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. -Привлекать воспитанников к общественно значимой деятельности; -Участвовать в экологических акциях, мероприятиях жизни, организуемых школой, районом. |
Содержание деятельности | Участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции:«Чистые берега», «Чистое село», «Чистый двор», «Ночь в музее»). |
Формы и методы воспитательной работы |
Практическая природоохранная деятельность:
|
Ожидаемые результаты: | -Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю. -Повышение общей экологической культуры обучающихся. -Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в селе. |
VI. Направление «Доброта».
Основные мероприятия по реализации программы
№ п\п | Этапы реализации программы | Вид деятельности | Сроки реализации | Ответственные |
I этап - организационный (2018-2019 учебный год) | ||||
1 | Разработка программы «Лучики Добра». | Создание инициативной группы, распределение обязанностей, зон ответственности. | Сентябрь –октябрь 2018 года | Директор, заместители директора |
Разработка плана деятельности по разработке программы. | Сентябрь - октябрь 2018 года | Заместитель директора по ВР | ||
Проведение мониторинга, анализа документов для подтверждения актуальности данной программы для воспитанников школы. | Октябрь 2018 | Заместитель директора по ВР | ||
Разработка и написание программы. | Октябрь – ноябрь 2018 | Заместитель директора по ВР | ||
Подготовка к апробации программы. | Ноябрь 2018 | Заместитель директора по ВР | ||
2 | Организация мониторинга | Отбор методик, диагностик, анкет, тестов для мониторингового сопровождения программы. | Ноябрь 2018 | Педагог-психолог |
Проведение комплексных мониторинговых замеров для всех этапов создания программы. | 2019-2021 | |||
3 | Работа с воспитанниками | Изучение уровня социализации воспитанников. | 2 раза в год | Педагог-психолог |
Посещение семей обучающихся с целью выявления условий жизни школьников, уровня благополучия семей | Август-сентябрь, в теч. уч. года ( по необходим.) | |||
II этап - 2019-2020 учебный год - этап практической реализации программы | ||||
1 | Мониторинг | Проведение комплексных мониторинговых замеров на всех этапах реализации программы | В течение всего срока реализации программы | Педагог-психолог |
2 | Работа с воспитанниками | Диагностика уровня сформированности личностных качеств воспитанника | 2 раза в год | Педагог-психолог |
Организация участия воспитанников в мероприятиях, акциях, конкурсах, праздниках, концертах, мастер- классах всех уровней (район, округ, область). | Не менее 2 раз в год в течение всего срока реализации программы | Руководитель волонтерского отряда | ||
III этап – обобщающий этап (2021 год) | ||||
1 | Контроль и оценка результатов II и III этапов реализации программы | Мониторинг результатов на каждом промежутке реализации программы. | Февраль – май 2021 | Заместитель директора по ВР |
2 | Промежуточное и заключительное подведение итогов за определённый период | Проведение семинаров для участников проекта. | Октябрь 2021 | Руководитель волонтерского отряда |
Условия для организации волонтерского движения
1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, слёты, классные часы, концертные программы, встречи с узкими специалистами).
3. Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий, буклетов, стенгазет. И, конечно, исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Ф.И.О. педагога | Должность | Направление | Планируемый результат |
1 | Курманалиева Гузель Хайрулловна | Заместитель директора по ВР | Контроль за Программой | Успешная реализация Программы |
2 | Куклина Маргарита Павловна | Воспитатель интерната, педагог дополнительного образования | Руководитель волонтерского отряда, координатор волонтерской деятельности в школе. | Анализ, отчет деятельности программы |
3 | Казамкина Тамара Гордеевна | Воспитатель интерната | Досуговое (организация полноценного досуга детей и подростков). Общественно-полезная, трудовая деятельность. | Развитие творческого отношения к труду, деятельности. Формирование у воспитанников чувство ответственности за порученное дело. |
4 | Синяковская Марина Евгеньевна | Старший воспитатель интерната | Досуговое (организация полноценного досуга детей и подростков). Общественно-полезная деятельность. Безопасное поведение детей. | Развитие творческого отношения к труду, деятельности. Привитие навыков культурного и безопасного поведения, аккуратности, самообслуживания. |
5 | Ланина Нелли Эмилевна | Педагог-психолог | Куратор: диагностическое, коррекционное, профилактическое направления. | Диагностика уровня сформированности личностных и познавательных качеств воспитанников, коррекция эмоционального фона, профилактика вредных привычек. |
6 | Сулейманова Анна Евгеньевна | Социальный педагог | Куратор: взаимодействие с семьями несовершеннолетних, состоящих на всех видах учета, коррекция внутрисемейных отношений, профилактическое направление (профилактика употребления ПАВ) | Стабилизация внутрисемейных отношений, Уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на разных видах учета. |
7 | Петрова Галина Александровна | Медицинский работник, фельдшер. | Куратор: пропаганда ЗОЖ. диагностическое, профилактическое (профилактика детского и подросткового травматизма) направления. | Уменьшение количественного показателя заболеваемости среди несовершеннолетних, профилактика детского и подросткового травматизма. |
8 | Черноножкина Ольга Михайловна | Педагог-организатор | Куратор: досуговое (организация полноценного досуга детей и подростков). | Знакомство с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений, использование активных и творческих форм воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей обучающихся |
9 | Классные руководители 1-11 классы | Гизатуллина Ф.А. Галкина И.С. Бутусова А.А. Девлетбиева Р.И. Джива Н.А. Черноножкина О.М. Оносова Л.В. Теплова Г.Р. Лебедева В.Б. Колодкина Р.Г. Минибаева Л.А. Солодухина Л.В. Бирюлина С.Г. | 1. Валеологическое(ЗОЖ). 2. Профилактическое (ПАВ, профилактика травматизма среди детей и подростков). 3. Досуговое (организация полноценного досуга подростков и молодежи). 4. Общественно-полезная деятельность (ОПД). | Формирование активной жизненной позиции у обучающихся через вовлечение их в волонтерскую деятельность. |
10 | Оносова Л.В. Сухих А.А. Фальченко А.Ю. Черкасов М.Ю. | Педагоги физической культуры, ОБЖ, | 1. Валеологическое (ЗОЖ). 2. Профилактическое (ПАВ, профилактика травматизма среди детей и подростков). | Уменьшение количественного показателя заболеваемости среди несовершеннолетних, профилактика детского и подросткового травматизма, норм здорового образа жизни, 100% вовлеченность обучающихся в занятия спортом. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
- Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к курению, алкоголизму.
- Вовлечение большего количества детей и подростков в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий.
- Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на разных видах учета.
- Создание модели детского волонтерского движения внутри школы и вне её, уметь общаться с обучающимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
- Участие в акциях по здоровому образу жизни, организуемых школой, селом, районом.
- Устойчивая сформированность у обучающихся в ЗОЖ.
ПЛАН РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА «ТИМУРОВЦЫ»
на 2018-2019 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. | Сентябрь |
2 | Составление плана работы на год | Сентябрь |
3 | Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды | 1 раз в четверть |
4 | Акция «Чистый двор – чистое село». | Сентябрь, апрель, май |
5 | Викторина «Школа безопасности» | Сентябрь |
6 | Мероприятия, посвященные Дню пожилого человека | Сентябрь, октябрь |
7 | Фестиваль детского творчества «Дерзай, ты талантлив!» | Октябрь, март |
8 | Дни здоровья. Кросс. | Сентябрь, ноябрь, |
9 | Акция «Спорт вместо сигарет!» | Ноябрь, май |
10 | Правовая неделя. Викторина «Мои права и обязанности» | Ноябрь |
11 | Мероприятия, посвященные Дню толерантности. | Ноябрь |
12 | Проведение членами волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий «Умей сказать – Нет!» | Ноябрь |
13 | Мероприятия, посвященные Дню матери. «Марафон добрых и полезных дел» | Ноябрь |
14 | Мероприятия, посвященные Дню инвалида: Акции «Подарок своими руками », «Милосердие». | Декабрь |
15 | Акция памяти «Возложение цветов, зажжение свечей в память о воинах, погибших в боевых действиях» 03.12.2018г. | Декабрь, май |
16 | Акция «Памятный знак, защитникам Родины» | Декабрь, февраль, апрель, май |
17 | Мероприятия, посвященные Декаде «Коренные малочисленные народы Севера». Акция «Забота». | Декабрь |
18 | Сотрудничество со школьной газетой | В течение года |
19 | Акция «День борьбы со СПИДом» | Декабрь |
20 | Ведение летописи работы волонтерской команды | В течение года |
21 | Участие в поселковых, районных акциях «ЗОЖ» | систематически |
22 | Акция «Ветеран живёт рядом» (оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труда) | Февраль, май |
23 | Презентация «Об отзывчивости и равнодушии» | Март |
24 | Всероссийский День здоровья. | Апрель |
25 | Фестиваль детских подвижных игр народов России. | Апрель |
26 | Участие в акциях проекта «Беги за мной!» | в течение года |
27 | Мероприятие «Твори добро!» в рамках Дня защиты детей | Май, июнь |
28 | Акция «Здоровые каникулы» | Июнь |
29 | Акция «Трудоустройство в летний период» | Май |
30 | Подведение итогов работы | 1 раз в семестр |
Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационный подход, мы реализуем данную программу в МБОУ «Варьеганская ОСШ».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
Практическое руководство для начинающих волонтеров
2. "Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
3. http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4. “Донорство” сайт: http://www.donors.ru
5. Видеоролики о вреде употребления ПАВ
6. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа обучающего курса школы волонтеров “Академия добра”. ГУ “Мордовский республиканский молодежный центр”.
2. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
3. Агапов Е. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.
4. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
5. Дьячек Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под ред. Л.В. Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г.
6. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 - февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.: 2003 г. – 456 с.
7. ДМТ – молекула духа. Революционное медицинское исследование и мистического опыта: РикСтрассман – Москва, ИГ – “Весь”, 2010 г. – 352 с.
8. Левдер, И. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2
Приложение 1
Заповеди волонтеров
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоём здоровье.
Приложение 2
Правила деятельности волонтера
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Приложение 3
Кодекс волонтеров
1. Быть здоровым – это модно!
2. Помогай всем, кому нужна помощь.
3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения, алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и всё получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле!
6. Снова и снова скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!» (Пропаганда ЗОЖ в интернате и не только.)
7. А, кто? Если не МЫ!
Приложение 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Волонтер имеет право:
1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.
2. Участвовать в форумах общественных молодёжных объединений.
3. Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности по профилактике.
4. На признание и благодарность за свой труд.
5.Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.
7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины)
8. Прекратить свою деятельность о волонтерском объединении (по уважительной причине).
Волонтер обязан:
Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу. Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей). Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже. Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения.
Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.
Руководитель имеет право:
1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу.
2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.
3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.
4. Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного
Приложение 5
Механизм сетевого взаимодействия (социального партнерства)
по реализации программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа волонтерского отряда
программа волонтерского отряда, презентация отряда...
Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»
Учебно-тематический план и образовательная программа волонтерского движения «здоровье»...
Программа волонтерского движения "Может только Человек"
Донорство является важнейшим разделом современного здравоохранения. Широкое использование донорской крови, ее компонентов и препаратов способствует созданию необходимых условий для дальнейшего...
Программа волонтерского движения "Доброе дело"
Программа волонтерского движения "Доброе дело": Тимуровское (волонтерское) движение в нашей школе берет свое начало с 70-х годов XX века. Шефская работа не прекращалась и в настоящее в...
Презентация Волонтерский отряд "Доброе сердце"
Отчет о деятельности волонтерского отряда "Доброе сердце"...
Программа волонтерского отряда "Доброе сердце"
Программа волонтерского отряда "Доброе сердце"...
Программа волонтерского отряда "Доброе сердце"
Программа волонтерского отряда "Доброе сердце"...