Диагностика изучения социализированности личности (разработана М.И. Рожковым)
тест
Методика изучения социализированности личности (разработана М.И. Рожковым) позволяет определить степень социальной зрелости выпускников, их готовности к самостоятельной «взрослой» жизни и в тоже время выявить обучающихся из семей «группы социального риска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_rozhkova.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика изучения социализированности личности
(разработана М.И. Рожковым)
В настоящее время в обществе происходит значительное изменение национальных и общепринятых норм, что оказывает влияние на социализацию личности подростка.
Степень социализации личности зависит от двух факторов: внутренних и внешних. Первоначальное и самое важное влияние на социализацию ребенка оказывает семья. И от того, в какой семье воспитывается ребенок, зависит, как успешно он будет социализироваться в обществе в дальнейшем.
Одним из внешних факторов, развития социализированности подростка, является школа. И изучение готовности подростков к самостоятельной «взрослой» жизни является актуальным. Это связано с введением новых образовательных реформ, в том числе введением механизмов поступления молодых людей в высшие учебные заведения исключительно через систему успешной сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Методика изучения социализированности личности (разработана М.И. Рожковым) позволяет определить степень социальной зрелости выпускников, их готовности к самостоятельной «взрослой» жизни и в тоже время выявить обучающихся из семей «группы социального риска».
Цель методики: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Инструкция: Подготовьте бланк ответов, в котором против номера суждения ставится оценка. Прочитайте (прослушайте) 20 суждений и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
0 — никогда.
Бланк ответов
Бланк вопросов.
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка результатов
Количественный анализ
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.
Оценка социальной активности — с третьей строчкой.
Оценка приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой.
Качественный анализ
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Обобщение результатов.
Сделайте выводы по методике, обобщив результаты количественного и качественного анализа, дополнив их результатами самонаблюдения.
Высокий уровень социальной зрелости обучающихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представление этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с высоким уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».
В мотивации выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Обучающиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
Для обучающихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
Социальные нормы: высокие значения - отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми.
Низкие значения - свидетельствуют о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
Социальная адаптация- интегрирование личности в сложившуюся систему социальных отношений, что предполагает выработку стереотипов поведения, отражающих систему ценностей и норм, и определяющих поведение в данной культурной группе, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения.
Высокие значения - нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. При нормальной адаптации обучающиеся способны к усвоение социальных ролей, сформирована психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач, мотивация деятельности и поведения.
Низкие значения - девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Социальная активность – социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к обществу в целом. Основными ее компонентами большинство исследователей считает самостоятельность, ответственность и инициативность личности в достижении общественно значимых целей
Высокие значения - личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе (тенденция автономизации). Эта тенденция обнаруживает себя в процессе саморазвития и самореализации личности, в ходе которых происходит не только актуализация имеющегося опыта, но и создание нового, в том числе и личного, индивидуального опыта
Низкие значения — личность пассивна, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума снижена.
Автономность личности - степень независимости человека от воли других, присутствие постоянной критической переоценки своих убеждений, идеалов и целей; свобода от манипуляций и принуждений, а также наличие адекватных вариантов выбора. Автономность личности является одним из приоритетных качеств личности и позволяет человеку эффективно самореализоваться, адаптироваться изменениям общества, сохраняя при этом свое психологическое здоровье.«некое социально-психологическое качество человека, позволяющее ему действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности»
Высокие значения - характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.
Низкие значения - описывают веру субъекта в подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением.
Литература:
1.Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 739-742.
2.http://www.scienceforum.ru/2016/2152/17600
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)
Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...
Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожкова)
Выявление уровня социализации личности учащегося...
Методика М.И. Рожкова для изучения социализированности личности учащегося.
Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. ...