Статья на конференцию "Трудовая деятельность детей с ОВЗ"
статья

Кутуева Фариза Лечиевна

Статья на конференцию "Трудовая деятельность детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost_i_tvorchestvo_detey_s_ovz.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Кутуева Фариза Лечиевна (kutueva_fariza@mail.ru)

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

(КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯЮ

Трудовое воспитание – одно из главных средств социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно должно быть построено так, чтобы они смогли понимать пользу и неотъемлемость труда как для себя, так и для общества.

Конечным результатом трудового воспитания является полное вовлечение детей в разные виды общественно-полезного труда с задачей передачи им производственного опыта трудовых навыков и умений, улучшения у них практического и творческого сознания, любви к труду.

Основными задачами педагога в данной сфере должны быть сосредоточены в первую очередь на развитии и совершенствовании трудовых навыков ребенка. Это достигается созданием посильной трудовой деятельности. Не стоит забывать и о воспитании эстетического и нравственного отношения как к результату труда, так и процессу в целом. [4, c.15]

На практике можно выделить три основных формы организации труда:

  1. Изолированная форма трудовой деятельности подразумевает индивидуальные занятия, целью которых является развитие слабых трудовых навыков.
  2. Кружки по интересам, а также групповые занятия.
  3. Общешкольные мероприятия (конкурсы, выставки, ярмарки)

Стоит отметить, что данные формы организации труда должны сочетаться друг с другом в зависимости от поставленных профориентационных ориентиров, возможностей и навыков учащихся и, в большей степени, от особенностей преподносимого материала.

Первостепенной целью трудового воспитания детей с ОВЗ должно являются воспитание любви и потребности к труду, формирование мысленной и практической готовности к трудовой деятельности. Из этого следует, что очень важно развивать интерес к разным формам труда, а также помощи старшим.

Трудовая деятельность в первую очередь должна удовлетворять и приносить радость. Такое возможно только тогда, когда труд приходиться по силам ребенку, а также осмыслен им как доставляющий пользу обществу. Правильно организованный труд улучшает физические данные и здоровье ребенка, а также позитивно влияет и на умственно-психологическое развитие детей. Он формирует такой ряд качеств, как внимание, умение сосредоточиться, правильное восприятие окружающего мира, хорошая память, возможность получать практические навыки и использовать их в повседневной жизни. [2, c.106]

Трудовая деятельность в нравственном воспитании имеет важнейшее значение. В труде формируется устойчивое поведение, дисциплина, развивается инициатива, самостоятельность.

Социально-адаптационное значение трудовой деятельности детей с ОВЗ характеризуется и с его положительным воздействием на формирование личности. В труде развивается умение правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению работы до конечного результата.

Творчество — это важное условие правильной самореализации личности, которое позволит проявить себя в разных жизненных ситуациях в современном развивающимся мире. Вовлечение детей в творческую деятельность должно происходить как можно раньше.

Детям с ОВЗ легче всего выразить свои эмоции и переживания при помощи зрительных образов. Не стоит забывать тот факт, что некоторые дети с ограниченными возможностями здоровья вообще не имеют возможности говорить и слышать, тогда остается один инструментом, который способен проявить интенсивные эмоции и переживания - невербальные средства. Очень важен тот факт, что творческая деятельность позволяет выражать негативные эмоции: страх, ненависть, обида, злость, зависть, в достаточно приемлемой манере, полностью нивелируя их, или сильно понижая активность. [1, c.87]

Для детей с ограниченными возможностями здоровья формирование творческих способностей имеет важное значение, поскольку положительно влияет на самореализацию, участие в творческой деятельности и создании чего-то нового, приобретение жизненного опыта успеха в конкретном деле за счет только своих собственных своих способностей и трудолюбия. Дети с ОВЗ, принимая участие в процессе творчества, могут пройти от интереса, через получение определенных навыков, к профессиональному самопознанию, что имеет важное значение для социальной адаптации. Формируя творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем необходимые для правильной социальной адаптации, а главное, возможность для дальнейшего самоопределения в жизни.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченный в трудовую или творческую деятельность, имеет возможность на успех, расширяются и конкретизируются его знания о повседневной жизни и занятиях других людей, о значимости их труда, происходит формирование зрительной и двигательной координации, моторики рук, движения становятся плавными и согласованными. В конечном результате развивается потребность в трудовой деятельности, создается моральная и практическая готовность трудиться.

Литература:

  1. Борзова В. А., Борзов А. А. «Развитие творческих способностей у детей». - // Самара,2011.
  2. Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция» Москва, Издательский центр Академия, 2010. – с. 106–109.
  3. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома . - // М.: Теревинф, 2012. - 40 с.
  4. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в раз- витии В.О. Скворцова. - // М. : Изд во ВЛАДОС ПРЕСС,. 2010. — 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность детей в изобразительном искусстве" (инструмент: «Театр теней») 1-8 класс

Статья предназначена в помощь педагогам дополнительного образования для развития у детей конструкторского мышления и обучения этапам проектной деятельности на примере "Театра теней"....

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта"

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает базу для ос...

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

статья"Нравственно-эстетеическое воспитание детей во внеурочной деятельности"

В настоящее время вопрос духовно -нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества....

Статья "Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста" 2013 г.

Давыдова Н.И. "Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе «Любознайка» (из опыта работы)» // Статья в сборнике научно-методических м...