Система оценивания
статья

Калашникова Людмила Александровна

Одним из важных факторов влияния на заинтересованность ученика в приобретении знаний является оценивание всех видов его труда, т.е. выставление оценок за деятельность разного вида. Оценка, получаемая на уроке, позволяет влиять на уровень интереса к учебе, а оценка за четверть очень значимый результат для любого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из важных факторов влияния на заинтересованность ученика в приобретении знаний является оценивание всех видов его труда, т.е. выставление оценок за деятельность разного вида. Оценка, получаемая на уроке, позволяет влиять на уровень интереса к учебе, а оценка за четверть очень значимый результат для любого ученика.

Формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед. Один раз в неделю организовываю работу в группах, группы постоянные, в каждой есть руководитель. Достижения урока оцениваются самим учеником. Руководителем группы, учителем. Вопросы, помогающие ребенку освоить рефлексивное оценивание, могут быть такого рода: Что нового ты узнал, чему научился? Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?

Задания на прогностическую оценку: Отметь задания, которые оказались для тебя трудными. Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось? Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие?) Над какими вопросами (Заданиями) тебе еще надо поработать? Что нового узнал при изучении темы? Чему научился? Насколько достиг цели? Оцени предложенные способы выполнения учебной работы: какое понятнее, интереснее, быстрее дает решение? Чему ты учился, выполняя задание..? сравни и оцени суждения…

В своей работе применяю систему формирующего оценивания следующих видов деятельности: самостоятельные исследования, устные сообщения с последующей дискуссией, подготовка презентаций и т.д. Апробация системы формирующего оценивания дает первые результаты: ребятам нравится заниматься русским языков, они стали собраннее, активнее, все выполняют домашние задания, особенно любят творческие задания.

В этом учебном году апробирую в 10 – 11 классах другую разновидность критериального оценивания -  констатирующую. Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более ими менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные и процессе изучения материала. Именно отметки за констатирующие работы служат для формального уровня подготовки учащихся. По ним выставляются четвертные и годовые оценки. Например, при изучении творчества А.Ахматовой максимальное количество баллов составляет -75 баллов.

Задания

Количество баллов

1

Тезисный план .Личность писателя и его творчество

От 0-10

Учитель

2

Презентация творческой группой занятия

От 0-20

Руководитель творческой группы

3

Письменные домашние задания

От 0-20

Учитель

4

Сочинение. Оценка ставится еще в журнал

От 0-25

Учитель

5

Дополнительные баллы прибавляются за работу на уроке. Оценка ставится в журнал

Итого 75 баллов

Оценка «3» ставится, если школьник набрал от 38 -48 баллов, «4» - от 49 -60 баллов;, «5» - от 61 -75 баллов.

Устанавливается «весомость» конкретной темы в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

«Контрольные точки».

Выполняя какое – либо задание, ученик зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

Реферат (10);

Составление библиографий и аннотаций (5)

Анализ источников информации по теме (3)

Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3)

Подготовка дополнительного материала по теме (5)

Выполнение практической работы по теме(3)

Решение проблемных задач по теме (5)

Устный ответ –монолог (5)

Контрольная работа по содержанию темы (10)

Участие в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дискуссии(10).

Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя,  оформление средств наглядности и др. (5)

Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы  -минус 20 баллов, отказ от устного ответа – минут 5 баллов.

Итак, технология рейтинговой оцени учебной успешности учащихся представляет собой многофактурную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям: домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему), информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т.д.), участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала, дисциплина (замечания, деструктивный конфликт), пропуски уроков и опоздания (без уважиетеьной причины). Большим достоинством этого метода является привлечение самих учеников к оценке вклада отдельной личности в общий результат. Наиболее удобным способом является делении учеников на группы: группа А – сильные ученики, для которых готовятся задания выше базового уровня, группы В и С – задания базового уровня, учитывая особенности учеников: по набору лидеров, по стилю интеллектуальной деятельности, по темпераменту. Этот прием помогает повысить эффективность групповой работы , условий для реализации творческого потенциала одаренных детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.

    В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....

Новые системы оценивания учащихся

Актуальность изучения процесса оценивания  отмечается всегда. Без обратной связи  управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания  отмечают все участники ...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

Система оценивания в системе ФГОС

Статья о современных методах оценивания....

Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся

ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....