Квиллинг развивает Методическая разработка
статья

Иванова Евгения Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение образовательного путешествия волонтера

Иванова Евгения Евгеньевна, методист ресурсного центра ГБОУ школа № 643 Московского района Санкт-Петербурга

В статье раскрывается практика индивидуального выбора образовательного события тьюторанта – волонтера на пути приобретения опыта в добровольческой деятельности в сопровождении тьютора, которая помогает старшекласснику сделать ряд деятельностных проб и успешно самореализовать собственные образовательные потребности. Волонтерская практика через технологию «Образовательное путешествие» дает возможность провести событие, а затем и проанализировать личные опыт тьюторанта.

Ключевые слова: тьютор, тьюторант, индивидуализация, тьюторское сопровождение, волонтер, доброволец, социальная практика, образовательное путешествие, образовательное событие, деятельностная проба, опыт.

Общеизвестно, что 2018 год объявлен Годом добровольца [1]. На государственном уровне поднята проблема добровольческой деятельности в любой сфере общественной жизни.

С благотворительностью, волонтерством, добровольчеством обучающиеся ГБОУ школы № 643 Московского района Санкт-Петербурга ежегодно знакомятся, принимая участие в благотворительных акциях, например таких, как «Белый цветок».

Школа № 643 города Санкт-Петербурга располагается на юго-восточной окраине мегаполиса. В непосредственной близости раскинулись бывшие царские пригородные дворцы-музеи: Пушкин, Павловск, Гатчина. Так сложилось, что Государственный музей-заповедник «Павловск» стал нашим партнером. Для деятельности добровольцев в ГМЗ «Павловск» был разработан пакет нормативных документов, который дал возможность реализовать практику индивидуализации и тьюторства «Тьюторское сопровождение образовательного путешествия волонтера». Открылись новые возможности для школы и обучающихся, принимавших участие в добровольческой практике по принципу: не только «берущий», но и «отдающий».

В рамках данной статьи речь пойдет о практике тьюторского сопровождения добровольческой деятельности при реализации технологии «Образовательное путешествие» и сопровождении процесса организации практик обучающихся в Государственном музее-заповеднике «Павловск».

Каким образом тьюторанты выбирают добровольческие – волонтерские пробы в пространстве Государственного музея-заповедника «Павловск», и почему организация и проведение таких событий рассматривается как тьюторское сопровождение?

Прежде всего рассмотрим педагогическую технологию «Образовательное путешествие» как тьюторскую, в которой удалось выстроить взаимодействие тьютора и тьюторанта при создании индивидуального маршрута волонтера, найти возможность для расширения образовательного пространства и приобретения старшеклассниками профессионального опыта в деятельностных пробах. Примерно в одно время в начале двухтысячных две разные школы описали «Образовательное путешествие» как педагогическую технологию - это «Образовательное путешествие как педагогический метод» (диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Коробковой Елены Николаевны, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования [2]) и проекты Натальи Викторовны Рыбалкиной «Экспедиция за вопросами. Новое измерение для образовательного путешествия» [5]. В статье Н. В. Рыбалкиной, говорится: «Цель образовательного путешествия – не точка на карте, это шанс найти ответ на вопрос, значимый для школяра-странника, и ответ будет значим именно сегодня. Каждый вопрос рождается на пересечении индивидуальной жизни и жизни рода человеческого».

Шанс найти ответ на собственный вопрос доброволец, может в индивидуальном маршруте волонтера как собственное движения «по островкам». Образовательные ресурсы выступают в роли «островков», которые должны обеспечить такие параметры как устойчивость позиции выбора волонтера, доступность для добровольца событий на самореализацию и опора тьюторанта на тьюторское сопровождение в определенном этапе самоопределения[1]. Синтез двух технологий привел к созданию практики индивидуализации и тьюторского сопровождения. Так использование технологии «Образовательное путешествие» в волонтерских практиках с целью приращения знаний и опыта тьюторанта, сложенных из вопросов волнующих подростков, желающих делать, а не говорить и наблюдать, дало творчески-обогащенный деятельный опыт. Тьюторское сопровождение образовательного путешествия волонтера обеспечивает школьнику вариативность поиска и использования образовательных ресурсов, создает возможность для реализации, изменения, осмысления индивидуального маршрута.

Многолетнее участие в традиционных мероприятиях ГМЗ «Павловск» (Фестиваль «Цветочного и ландшафтного искусства «Императорский букет» и Семейный эко-фестиваль «Павловская белка») смогло обеспечить последовательность и преемственность крайне важного опыта организации работы волонтеров, в том числе и на новых мероприятиях, которые включаются в список культурно-просветительских и доступных для добровольцев. Ежегодно список мероприятий, организованных с помощью детского творческого центра ГМЗ «Павловск», пополняется, открывая возможности волонтерам приобрести опыт добровольческой деятельности. В ГБОУ школе № 643 есть специальные формы навигации событий ГМЗ «Павловск», всем желающим доступен план культурно-просветительских мероприятий Детского творческого центра ГМЗ «Павловск», есть возможность выбора интересующих тьюторанта событий для практики и деятельностных профессиональных проб. Как пошагово происходит взаимодействие тьютора и тьюторанта:

  • По индивидуальному запросу тьюторантов-волонтеров тьютор проводит встречи, где обсуждается перечень сфер деятельности, интересующих волонтера и подходящих ему по уровню компетенций.
  • Намечаются дни практики. Доброволец знакомится с нормативно-правовой базой, прописанной в соглашении между музеем и школой. На этапе выбора создается возможность для определения тьюторантом-волонтером собственного способа действий, варианта движения. Намечается карта «Образовательного путешествия».
  • Волонтеры собираются на коллективное обсуждение предстоящего образовательного события. Добровольцы распределяют роли в путешествии.
  • В дни практики в музейном пространстве научные сотрудники, методисты, экскурсоводы проводят занятия с волонтерами, что позволяет вооружить необходимыми знаниями добровольцев и повлиять на творческое развитие и социализацию тьюторантов.
  • Технология «Образовательного путешествия» помогает тьюторанту поставить «ГЛАВНЫЙ» вопрос путешествия и практически найти свои смыслы и ответы на «СВОЙ» главный вопрос путешествия.
  • Завершающим этапом путешествия является обсуждение и анализ деятельных проб, осмысление результатов, оценка и презентация опыта.

Деятельность тьюторанта как «дающего», созидающего позволяет присвоить практический личный опыт как осознанный и результативный. Используя технологию «Образовательного путешествия» обучающийся - тьюторант проходит три основных этапа:

•        Выбор объектов для путешествия, поиск вопросов;

•        Исследование объектов путешествия, взаимодействие с объектами культуры, их деятельное освоение;

•        Анализ опыта взаимодействия, развивающего потенциала, содержащегося в объектах культуры.

В этой практике есть много дополнительных, на первый взгляд незаметных, ресурсов. Важнейшим условием развития тьюторанта является сама образовательная среда и взаимодействие с научными сотрудниками, методистами, экскурсоводами музея-заповедника как носителями культуры Санкт-Петербурга. И среда, и люди формируют особые отношения к предметам материальной культуры, задают правила в «игре», учат особым смыслам: «что есть петербуржец?». В рамках практики «Тьюторское сопровождение образовательного путешествия волонтера» проявляются образовательные потребности тьюторантов в добровольческой деятельности и одновременно внутреннее становление гражданской позиции подростка. Во время волонтерской практики добровольцы поднимают вопросы личного и социального характера. Анализ такого путешествия, как правило, порождает много вопросов, а также позволяет скорректировать образовательные цели, определяет временные перспективы. Результатами «Образовательного путешествия волонтера» для тьюторанта-волонтера может стать не только возможность развить, но и приобрести практические навыки – организаторские, коммуникативные, профессиональные. Для волонтеров открывается возможность проявить и попробовать себя, использовать собственные знания и навыки для решения как образовательных таки жизненных ситуаций:

•        самостоятельный выбор;

•        использование спектра средств и ресурсов культурной среды;

•        способность и готовность проектировать свое будущее, применять средства и ресурсы для своего образования, решая личностно-значимые задачи.

Каждый доброволец проходит свой собственный уникальный путь и получает свой опыт. Одним - достаточно приобретения новых коммуникативных умений, другим - свойственно стремиться к разным сценариям событий, закрепляя и развивая умения общения в группах, участвуя в создании новых возможностей и поиск новых путешествий в учреждении культуры.

Анализ практики «Тьюторское сопровождение образовательного путешествия волонтера» позволяет определить ее как педагогическую деятельность, направленную на создание индивидуального маршрута тьюторанта в образовательном путешествии волонтера. Сопровождение добровольца (волонтера), на пути первого интереса к благотворительной активности до внутренней потребности в добровольческой деятельности открывает доступ к собственным возможностям, которые помогают ему проложить путь самореализации и приобретения деятельного опыта. Тьютор помогает смоделировать «движение по островкам» образовательных ресурсов, организовывает формы и средства навигации образовательной среды. Теперь мы можем говорить об осознанном тьюторском действии при применении педагогической технологии «Образовательное путешествие волонтера», в котором есть индивидуальный подход к каждому тьюторанту-волонтеру. Обучающимся предоставляется выбор видов деятельности в волонтерской практике, проводится обсуждение (рефлексия) каждого шага. Материал практики индивидуализации и тьюторского сопровождения «Образовательного путешествия волонтера» дает возможность предположить, что возможен перенос организации и проведения образовательных событий с волонтерскими практиками в любом другом музее города, при условии заинтересованной работы с подростками как добровольцами.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 06.12.2017 N 583 "О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)"
  2. Коробкова Е. Н., к. п. н., Диссертация на соискание ученой степени, Образовательное путешествие как педагогический метод // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat автореферат, 2004 http://www.dissercat.com/content/obrazovatelnoe-puteshestvie-kakpedagogicheskii-etod#ixzz3LlWZS1Oq.
  3. Ковалева Т. М., Рыбалкина Н. В. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов / Доклад, 2002.URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65 
  4. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова(Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия “тьютор”, М.-Тверь: СФК-офис. – 2012.
  5. Рыбалкина Н.В. Экспедиция за вопросами. Новое измерение для образовательного путешествия//Вторая тетрадь. Школьное дело//Газета Первое сентября № 43/2002 г.


[1] Соединить добровольчество и образовательные путешествия мне подсказала Олефир Людмила Николаевна, федеральный эксперт МТА. Она знала, что я, во-первых, разрабатываю образовательные путешествия в «Современном городе» и во-вторых организую и сопровождаю добровольцев на волонтерские пробы в ГМЗ «Павловск».



Предварительный просмотр:

Освоение традиционных технологий бумагопластики как способ формирования культурной толерантности личности.

В декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого человека. Другими словами, толерантность представляет собой форму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных точек зрения и взглядов. Необходимость изучения активно употребляемого понятия «толерантность» начинает осознаваться при осмыслении и понимании изменяющегося общества. Восточные и Западные традиции сталкивались лбами на протяжении всей истории, и все лишь потому, что ни те, ни другие не хотели принять чужие традиции. Из-за неприятия Востока Западом, многие люди были, а некоторые и до сих пор остаются лишенными прикоснуться и увидеть утонченность и изящество культур Востока. Техника Оригами, возникшая во второй половине XIV века, пейзажная монохромная живопись тушью на свитках - суйбоку-га, Корейская бумагопластика Ханди и многое другое. В настоящие дни интерес к Восточной культуре резко возрос. В течении ХХ века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, т.е. бумагопластике, корни которой уходят глубоко на Восток. Как известно, способ изготовления бумаги был изобретен в Китае во 2 веке. В Европу же бумага проникает лишь к 11-12 вв. Примерно к этому же времени, а точнее к концу 13 века относиться возникновение в Италии традиции европейской бумагопластики – филиграни. Однако нельзя не сказать, что Восточный и Западный подход к материалу значительно различается. Японцы с древнейших времен постигли искусство использовать минимальное пространство с максимальной экономностью и целесообразностью. Необходимость частых перестроек и реконструкций зданий, забота о самоустойчивости содействовали раннему возникновению стандартных элементов, конструктивной четкости соотношения всех частей любого сооружения, и это относиться не только к архитектуре. Такая рациональность отнюдь не убила живую красоту восточной культуры. Все восточные культуры с древности обожествляли природу и считали, что она не умирает, продолжая свою жизнь в вещах. Отсюда их необыкновенное бережное стремление не убить ее естественной красоты. Здесь еще раз вижу необходимость упомянуть о понятии «толерантности», которое мы рассматриваем в качестве необходимого элемента в понимании Восточной культурной традиции. То, что покажется европейцу простым, не обязательно будет таковым для представителя Востока. И нередко из-за такой разницы понимания и ощущения страдали многие виды искусства. Такая история, например, постигла оригами. Необычайный интерес к этой форме бумагопластика в начале нашего столетия стал, скорее всего, следствием общего интереса человечества в конце прошлого века к «простейшим вещам», к элементам окружающего мира. Когда я говорю «простейшие», я вспоминаю абстракционистов, исследовавших долгое время «элементарные частицы живописи»: форму, цвет, композиции; физиков, определивших атом в качестве самой простой и неделимой частицы и др. И везде обнаружилось одно и то же: то, что прежде казалось элементарным, на деле оказалось интереснейшим и сложнейшим миром. Обыкновенный квадрат оказался полной глубокого смысла формы, а такой простой и доступный материал, как бумага открыл мир новых возможностей в сфере конструирования и пластики. Бумага для востока тоже самое, что для России глина или дерево. Истоки художественного языка каждой страны лежат в своеобразии философии, художественные принципы являются органичным продолжением духовной религиозной традиции. Оригами для Японии – это филимоновские, каргопольские, дымковские и т.д. глиняные игрушки для нас. Корейская бумагопластика Ханди для восточной культуры – это «Хохлома» для России. Оригами, цветку, выросшему на границе искусства и геометрии очень трудно отстоять свои позиции в качестве искусства. Пока еще ни один музей мира не захотел хранить его шедевры наряду с картинами, скульптурой и прочими произведениями ортодоксального искусства. Но не стоит забывать, что в Европе и на Востоке поиск истины и чистейшего искусства был различным, и понимание искусства тоже. Европейская мысль сосредоточилась на поиске правильного единственного пути к Истине, отметая все остальные подходы как ложь. Восток же, изначально признававший множество путей, ведущих к Истине, в этом смысле более терпим. Может быть, именно поэтому Европа к сегодняшнему моменту исчерпала свой потенциал в культурном смысле. Ничего нового, оригинального, в то время как непостижимый Восток открывает все новые и новые возможности для современных художников. Такой новой возможностью является, например, Ханди. Повторим, что бумагопластика явление не современное, и оно имеет свою долгую историю. Существует много направлений бумажного творчества: оригами, бумагокручение, бумажная пластика, бумажная живопись. Бумага является не только доступным, но и очень податливым материалом, позволяющим воплощать разные идеи и фантазии. Этим объясняется популярность бумажного рукоделия во многих странах. В России это явление пока еще остается малоизвестным. В 2004 году в Москве состоялась выставка госпожи Им Сон Ми. На выставке было представлено 30 крупных панно, выполненных в технике Ханди. В работах отражены мотивы национальных сказок и легенд, а также удивительный и разнообразный мир природы Кореи. Санкт-Петербург эта выставка посетила в 2007 году.

В заключении надо сказать, что в культуру не «втаскивают, в нее входят» и знания, умения, навыки вписываются в понятие социализации, понимаемое как передача багажа накопленного культурного опыта ребенку и способность устанавливать отношения с пространством, которое меня окружает. Успешная социализация не происходит в процессе прямой трансляции культуры. Знания должны стать эффектом деятельности на культурном материале. Присвоенная ребенком культура усложняет его деятельность. Школьник входит в культуру через собственную деятельность. Мы создаем условия для продуцирования разных идей по собственному замыслу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Изготовление новогодней открытки в технике "квиллинг".

Данное занятие проводится по образовательной программе «Открытка своими руками» с детьми 1 года обучения в  рамках подготовки к новогодней  выставке. Оно посвящено выполнению новогодних откр...

Методическая разработка "квиллинг"

Изготовление цветов анемоны...

Методическая разработка "Снежинка в технике "квиллинг".

Название техники пришло к нам из английского языка – quilling («птичье перо»). Одно из названий техники квиллинга – бумагокручение. Из тонких полосок бумаги скручивают роллы, из которых путем несложны...

методическая разработка "Изготовление открытки в технике петельчатого квиллинга"

разработка подробного конспекта урока по изготовлению открытки в технике петельчатого квиллинга с фото этапов работы и фото работ учащихя...

методическая разработка "изготовление цветов с жесткими лепестками" в технике квиллинг

подробное описание этапов урока и технологии изготовления цветка розы в технике квиллинг с фотографиями этапов работы и готовых изделий...

методическая разработка "Изготовление открытки в технике петельчатого квиллинга"

разработка ЗАНЯТИЯ по изготовлению открытки в технике петельчатого квиллинга с фото этапов, подробной технологией изготовления и фото работ учащихся...

Методическая разработка по "квиллингу"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию учебно-методические рекомендации по "квиллингу"...