Выступления на конференциях, МО
материал

Майорова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение Истринская средняя общеобразовательная школа № 3 Подготовила заместитель директора по ВР Майорова Светлана Александровна. Как обеспечить ситуацию успеха на уроке

Слайд 2

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности

Слайд 3

Цель: Осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников Проведение анализа мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении школьников Определение перспектив работы педагогов по развитию у учащихся мотивации успеха и стимулирование учебно-познавательной деятельности

Слайд 4

План педсовета Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. Анализ анкет. Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности учения школьника. Рефлексивное управление учебно-познавательной деятельностью учащихся при изучении предмета. Создание условий на уроке и во внеурочное время для развития мотивации успеха к учебно-познавательной деятельности. Стимулирование творческой активности на уроке как условие развития способностей школьника.

Слайд 5

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности Саморазвитие – самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение Рефлексия –размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния Самореализация – осуществление себя, использование своих возможностей. Это строительство своей судьбы.

Слайд 6

Результаты анкеты «Мотивы и цели» Знания – основа будущих успехов (83%) Нравятся отдельные предметы (72%) Нравится получать пятёрки (66%) Интересно узнавать новое (50%) Стать культурным и образованным (92%) Учиться без двоек (троек, четвёрок) (72%) Узнать как можно больше (75%) Учиться не нравится, но общаться нравится (36%) Таблица 1

Слайд 7

«Что я знаю о…» Каждый россиянин должен знать русский язык Я точно знаю, что предмет английский язык мне понадобится в жизни География – очень интересный предмет Химия очень важна в моей жизни. С её помощью я смогу идти к своей цели. Технология – мой любимый предмет и если бы было возможным, хотя бы раз в неделю один день посвящали технологии Геометрия – мой самый, самый любимый предмет! Он мне нравится сам по себе. Этим предметом я могу заниматься несколько часов подряд Физкультура – очень интересный предмет, он развивает в человеке силу духа, открывает новые способности Физика – самый интересный предмет. Он очень познавательный и нужный в жизни.

Слайд 8

«Что интересно учащимся в школе?» Общение с товарищами. Самый трудный предмет «алгебра», «геометрия», «химия», «английский язык». Мне нравится обществознание. Учительница объясняет ясно и понятно. Я люблю всё, что связано с информатикой. Люблю читать и анализировать. Химия, русский, биология. Интересно изучать эти науки. С помощью предмета русский язык я могу себя самореализовать. Математика, так как в жизни надо всё считать. Надо включить в обучение психологию, астрономию, эстетику, культурологию, черчение, этику, философию

Слайд 9

«Отношение к учебной деятельности» Получение хорошей оценки (55%) Чувство долга перед родителями (67%) Получение знаний (74%) Стать хорошим специалистом (57%) Похвалят учителя (58%) Не могу учиться лучше, так как многое не понимаю(35%) Таблица 2

Слайд 10

Деловая игра: «Мотивационная и стимулирующая деятельность в обучении учащихся» Первое задание . Что вы считаете признаками наличия высокой мотивации достижений в учёбе? (Выберите три ответа). Второе задание . Какие формы стимулирования вы применяете в учебной работе? Третье задание. Заполните опросник «Учебные стимулы»

Слайд 11

Стимулы первого порядка «Как поощрение деятельности учащихся» Оценка Яркая образная, эмоциональная речь учителя Словесная похвала (Молодец! Умница!) Перспективы Организация коллективной деятельности Разноуровневые задания Усложнение заданий (креативный уровень) Сравнение успехов ученика с его прежними Анализ учебных результатов учителем Положительный пример

Слайд 12

Стимулы второго порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами» Занимательная ситуация Дозированное домашнее задание Познавательная игра Использование элементов соревнования Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося Креативная минутка Оценка достижения учащегося на родительском собрании Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например: чтение лучших сочинений) Проблемно-поисковая ситуация Опора на анализ жизненных ситуаций

Слайд 13

Стимулы третьего порядка «Своевременная оценка деятельности учащихся» Контролируемое доверие Задание практического характера Юмористическая минутка Запись благодарности в дневник Взаимоконтроль Учебная дискуссия Выставка лучших работ учащегося по итогам урока Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели Решение задач и проблем профессиональной направленности Рецензия товарища на результат учащегося

Слайд 14

С чего начинается успех? Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль Необычное начало урока

Слайд 15

Что ведёт к успеху? 1. Нетрадиционные формы урока: Урок – диалог, урок – соревнование Уроки – консультации Уроки с групповыми формами работы Уроки – творчества Уроки – аукционы Уроки – конкурсы Уроки - игры

Слайд 16

2. Нетрадиционные формы обучения Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой Комбинированные (лекционно –семинарские и лекционно – практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда

Слайд 17

Создание ситуации успеха на уроке 1 2 3 4 5 6 Субъективное переживание человеком (или группой) личностных достижений в контексте истории его (или группы) жизни Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока Снятие страха Высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем? Скрытая инструкция предстоящей деятельности Краткое экспрессивное воздействие Педагогическая поддержка В процессе выполнения работы

Слайд 18

Решение педсовета Учесть в планах МО работу по развитию мотивации учебной деятельности на основе данных об уровне мотивации школьников. Формировать у учащихся умения анализировать свою деятельность на уроке как основу самореализации и самосовершенствования. Разработать открытые уроки по предметам с целью распространения опыта по проблеме мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Провести анализ наблюдений по использованию учебных стимулов педагогами Провести анкетирование учащихся по проблеме «Учебные стимулы»



Предварительный просмотр:

МОУ Истринская СОШ №3

Сообщение

«Как обеспечить ситуацию успеха на уроках»

 

Майорова С.А.

          В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться

         На развитие  и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

     

      Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

     Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.

    Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

    Основой определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные – потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление  к истине, рефлексия

( размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния).

    Потребность в самооутверждении:

  • Стремление иметь преимущество перед окружающими, занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.

Есть и отрицательные проявления этой потребности:

  • Стремление к власти, деньгам, славе даже путём обмана, присвоение чужого.

Потребность в  самовыражении:

  • Стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться себе, желание общаться.

Потребность в самоопределении:

  • Поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.

Потребность в безопасности, защищённости – это желание не чувствовать страха, ощущать любовь, симпатию, защита своих принципов.

Потребность в самореализации:

  • Способность быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь.

Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.

     Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу воле проявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

      Ведущей мотивацией является нравственно – волевая мотивация.

      Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

      Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию поможет кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

  • Верить в каждого ребёнка и его возможности;
  • Оценивать не личность, а действия, поступки;
  • Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
  • Проявлять  внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
  • Не торопиться с выводами;
  • Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

        Начиная с 5 класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо»,  имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7 классу. Обратите внимание на результаты анкеты «Мотивы и цели», которая была проведена среди учащихся 7-8, 10-11кл. и проранжирована. В анкетировании принимало участие 140уч. Результаты показали следующее:

       Таблица 1 «Результаты анкеты учащихся «Мотивы и цели». 

№ п,п

7кл (36уч.)

8кл (59уч)

10кл (13уч)

11кл (32уч)

I. Почему (зачем) вы учитесь, ходите в школу? Что вас заставляет учиться?

1.

III.

Нравится получать пятёрки

24 (66%)

28 (47%)

1

8

2.

Родители заставляют

11

20 (33%)

6

9

3.

Учусь потому, что так надо

21 (58%)

27 (45%)

5

5

4.

IV.

Потому что интересно, нравится узнавать новое

18 (50%)

20 (33%)

4 (30)

18 (56)

5.

I.

Учусь, так как убеждён, что знания – основа будущих успехов.

30 (83%)

43 (72%)

7 (53%)

29 (90%)

6.

II.

Нравятся отдельные предметы, по которым могу проявить себя

26 (72%)

31 (52%)

8 (62%)

18 (56%)

7.

V.

Учиться не нравится, но общаться с друзьями в школе нравится

13 (36%)

25 (42%)

6 (46%)

3

II. Поставьте свои собственные цели в учебной деятельности:

1.

I.

Окончить IХ –ХI классов школы

32 (89%)

29 (49%)

7

27 (84%)

2.

Узнать как можно больше

27 (75%)

21 (35%)

4

15 (74%)

3.

Освоить какую-либо практическую область (начала профессии)

25 (69%)

24 (40%)

4

11

4.

Изучить какие – либо науки (математику, историю…)

19 (52%)

18 (30%)

3

6

5.

III.

Научиться учиться

23 (64%)

25 (42%)

2

12 (38%)

6.

IV.

Учиться без двоек (троек, четвёрок)

26 (72%)

39 (61%)

4

10

7.

II.

Стать культурным и образованным человеком

33 (92%)

35 (59%)

9

25 (78%)

–(Слайд) Из анкеты видно, что именно в 7 классе нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами.     Одной из главных причин понижения успехов в учёбе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

      Педагогическое стимулирование понимается как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением; как своевременная оценка деятельности учащегося.

       Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

  • Оценка
  • Запись благодарности в дневник
  • Словесное поощрение
  • Групповая работа
  • Назначение консультантом
  • Выставка лучших работ

Сбор стимульного материала осуществлялся через посещение уроков, через опрос и анкетирование учащихся.

Наиболее часто называются стимулы:

  • В 5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористические минутки, взаимопроверка;
  • В 6-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
  • В 7-х классах – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА.

      Познавательный интерес есть у каждого ребёнка, его отсутствие на ранних этапах развития – признак психического отклонения ребёнка.

     Познавательный интерес тесно связан с познавательной мотивацией. В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», введённое психологом Л.С. Выготским. Она определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но осуществляет с помощью взрослого, что потом становится его собственным достоянием.

      Учителя-предметники не всегда замечают интересы учащихся в другой сфере.  Познавательный интерес стимулируется иногда благодаря тому, что учитель оценивает не только формальный результат работы, но и те усилия, которые прикладывает ученик в процессе его выполнения.

     Итак, познавательный интерес – это факел, горение которого нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он затухал.

     Выступление учителя музыки Барминой М.В. на тему «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника»

     Если у ребёнка есть зачатки познавательного интереса, важным моментом является не втиснуть его в формальные рамки, а расширять его, находя новые пути, новые грани познавательных потребностей ученика. В подростковом возрасте часто наблюдается спад учебной мотивации. Во многом это обусловлено особенностями подросткового возраста, тем, что для подростков становится более значимым мнение сверстников, нежели мнение педагогов и родителей. Вместе с тем именно в подростковом возрасте формируются новые познавательные интересы. В этот период всплывают одарённые дети: девочки с литературными наклонностями, мальчики – с техническими.

В ходе подготовки к педсовету было проведено анкетирование учащихся

Цель: установление характера и силы познавательного интереса учащихся. Учащимся без специального предупреждения и подготовки предлагалось написать сочинение на тему: «Что я знаю о… (любой предмет на выбор) Результаты показали, что выбор предметов разнообразен: литература, информатика, история, русский язык, физика, обществознание, алгебра, физика, химия, в каждом сочинении прослеживается интерес, связанный  не только с о школьной программой, но и широкий познавательный. Если судить о силе познавательного интереса, то сильнее он выражен у учащихся старших классов, нежели шести - семиклассников (сочинения прилагаются)

 Вот выдержки из сочинений:

    «Каждый Россиянин  должен знать русский язык. Русский язык изучают во многих странах мира. Русский язык учит, как правильно говорить и писать. В русском языке много разных правил».

   «Алгебра – это точная наука. В этом предмете очень много интересного. С каждым годом мы узнаём много нового. Решаем уравнения, задачи, примеры. В этом году мы начали изучать степень. И нам очень интересно, какая же тема дальше по алгебре будет!»

   «Что я знаю об английском языке? Я точно знаю, что этот предмет понадобится мне в жизни. Мне нравится английский язык, я хочу разговаривать на нём, как на своём родном. Конечно, в будущем я хочу поехать в Англию и побывать в самых красивых и знаменитых местах»

   Вторая анкета выявляла интерес учащихся в школе

Цель: установление характера и особенностей учебных интересов и склонностей учеников. Ученикам предлагалось ответить на следующие вопросы (см. слайд «Что интересно учащимся в школе») «Результаты анкеты «Что вас привлекает в школе» 9-11кл.)  (см. Вставка)

   Наиболее эффективным в формировании мотивации учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у у них познавательных процессов и творческой активности

       В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу вызывают дети с трудностями в обучении. Исследования показывают, что интерес школьников к учёбе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности. В школе проводилась определённая работа по выявлению уровня развития учебной мотивации подростков, уровня развития познавательных процессов и степени успешности обучения. Необходимо было выяснить мотивы наиболее значимые для подростков, выявить, что побуждает и направляет их учебную деятельность. Основной мотив учения – самоопределение и самоутверждение. Подростки остро реагируют на оценку, пытаются исправить плохую отметку, ждут постоянного одобрения со стороны учителей, родителей, одноклассников. И побуждают, и направляют учебную деятельность подростков как правило, мотивы, связанные с чувством долга перед родителями

   Проведено исследование в школе через использование в 5-7 классах методики «Отношение к учебной деятельности».

    По результатам методики легко обнаруживается мотив благополучия прежде всего получения хорошей оценки знаний. Сильным побуждающим фактором является чувство долга перед родителями и получение знаний.

    Понимание того, что необходимо стать хорошим специалистом сохраняется, так как многие считают, что от этого зависит материальное благосостояние.

    Многие снижают свою успеваемость из-за того, что не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. В силу этого появляется отставание в учёбе. Это видно из ответов

  Многое не понимаю

  Не могу заставить себя работать

Таблица 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В 5-7 КЛАССАХ

«Отношение к учебной деятельности»

5кл.-44уч.

6кл.-32уч.

7кл.-38уч.

I. Я стараюсь учиться лучше, чтобы

1.

Получить хорошую оценку

21(47%)

12

24(63)

2.

Наш класс был лучшим

19

7

8

3.  I

Стать хорошим специалистом    

27(61)

15(42)

26(68)

4.

Получать впоследствии много денег

11

6

19

5.  

Меня уважали одноклассники

22(50)

 1

7

6.  III

Меня хвалили родители

26(59)

10

25(65)

7.

Мне покупали красивые вещи

4

4

6

8. II

Я больше знал и умел

30(68)

23(71)

32(84)

II. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что

1.  I

Я хорошо знаю учебный материал

33(75)

22(68)

19(50)

2.

Товарищи будут довольны

10

7

3.

Буду считаться хорошим учеником

17

10

18

4.  II

Родители будут довольны

27(61)

15(46)

36(94)

5.

Мне что-нибудь купят

3

 1

10

6.

Меня не будут наказывать

9

 1

10

7. IV

Я смогу преодолеть трудности

21(47)

17(53)

17(44)

8.  III

Похвалят учителя

19(43)

9

28(73)

III.   Я не могу учиться лучше, так, как…

1.

У меня есть более интересные дела

5

8

6

2.

Можно учиться плохо, а зарабатывать много денег

 1

 

 3.

Мне мешают дома

4

3

4

4.

В школе часто ругают

1

8

5.

Просто мне не хочется учиться

1

4

6.  I

Многое не понимаю

12(27)

9(28)

19(50)

7.  II

Не могу заставить себя работать

13(29)

6(18)

19(50)

8.

Я не успеваю работать вместе со всеми

5

 1

2

IV. Если я получаю плохую отметку, то мне больше всего не нравится, что…

1.   I

Буду считаться плохим учеником

9

9

3

2. I

Плохо знаю учебный материал

19(43)

14(43)

14(36)

3.  II

Не смогу порадовать родителей

24(54)

11(34)

17(44)

4.

Меня накажут дома

12

8

16

5.

Товарищи будут смеяться

7

1

1

6.

Весь класс тяну назад

4

2

2

7.

Мне не купят что-нибудь

2  

2

4

8.  III

Получил плохую отметку

26(59)

22(68)

10(26)

      Каждому ребёнку учиться приятно тогда, когда он чувствует успех, когда он верит в свои способности.

А сейчас проведём с вами «Деловую игру»

«Мотивационная и стимулирующая деятельность в обучении школьников»

Прошу вас разделиться на три группы:

  • Учителя начальных классов;
  • Учителя основной школы;
  • Учителя старших классов

Вам предлагается выполнить задания и защитить их

Первое задание. Что вы считаете признаками наличия высокой мотивации достижений в учёбе? (Выбрать три ответа) (3мин)

  • Стремление получить более высокую оценку.
  • Стремление исправить плохие отметки
  • Желание считаться хорошим учеником
  • Желание не получать плохих оценок
  • Желание избежать замечаний учителей и родителей
  • Добросовестное отношение к выполнению заданий учителя
  • Старание, исполнительность, ответственность
  • Интерес к изучаемому предмету, желание больше узнать в этой области
  • Интерес к учебной деятельности, процессу познания, поиску; желание экспериментировать, делать самостоятельные открытия.
  • Стремление добиться высоких результатов в какой-то области знаний, а затем ещё больших результатов, постоянное выдвижение перед собой новых идей.

Второе задание.

Какие формы стимулирования вы применяете в учебной работе?(3мин)

Третье задание

Предлагается опросник «Учебные стимулы»(3 мин.)

А сейчас давайте посмотрим с вами результаты учебных стимулов в идеале и то, что у вас получилось (см. Слайды).

Вывод:

  • О мотивации внешней и внутренней;
  • О трёх группах стимулов, применяемых в школе (идеально и реально);
  • Необходимость проведения анкеты среди учащихся «Значимость учебных стимулов»

Вывод: С чего же начинается успех? (см. слайд)

 

                         


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения взрослых - выступление на конференции

Сообщение  по теме «Особенности обучения взрослых» на Всероссийской научно-методической конференции преподавателей «Образование как основа устойчивого развития экономики» (2010 г.) при Сыкт...

Выступление на конференции

Воздействие искусства на личность ученика в современном образовательном пространстве. Воспитание средствами искусства.Проектная деятельность на уроках музыки. Вокально -хоровая деятельность и ее воспи...

Выступление на конференции "Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования!

2012 годНаучно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей»Учитель истории, обществознания, краеведения, МХК МБОУ Ульян...

Статьи, написанные для выступлений на Конференциях, съезде учителей биологии в МГУ

Статьи для Конференций учителей биологии в МПГУ 2010, 2011 г.г., Статья на съезд учителей биологии в МГУ 2011 г....

Выступления на конференциях, семинарах, методических объединениях, педсоветах

Выступления на конференциях, семинарах, методических объединениях, педсоветах....

Выступление на конференции социальных педагогов

Выявление ресурсов воспитания учащихся средствами социально-педагогиеского партнёрства школы, семьи, общества....

Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"

Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции,  посвященной 20-летию основания...