Парламентский урок в 9 классе на тему: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

методическая разработка учителя истории по парламентскомк уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichekskaya_razrabotka_parlamentskogo_uroka.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Парламентский урок в 9 классе на тему: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории»

                                                               Мамедова Эсмиральда Валеховна,

учитель истории и обществознания

                                                            МБОУ «Алан – Бексерская ООШ»

                                                                         Высокогорского района  РТ                        

Цель: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:

  • углубить представления учащихся о сущности и значения Конституции, прав и свобод гражданина.
  • показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ и РТ.
  • развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
  • воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Оборудование: классная доска, Конституция РФ и РТ, фрагменты текста Конституции РФ и РТ  для групповой работы; презентация «Конституция – основной закон страны», флаги РФ и РТ, герб РФ и РТ; мультимедийное оборудование.

Методы: словесные, частично-поисковые.

Форма организации познавательной деятельности:  групповая, индивидуальная.

Основные понятия темы: «конституция», «принцип разделения властей», «президент», «права и обязанности»

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование;

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

Коммуникативные: связную речь, навыки сотрудничества.

План урока:

  1. Что такое Конституция?
  2. История принятия Конституции  субъекта Российской Федерации – Республики Татарстан
  3. Права, свободы  и обязанности человека и гражданина по конституциям Российской Федерации и Республики Татарстан.
  4. Государственное устройство РТ
  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать снова на парламентском уроке, в прошлый раз мы с вами очень удачно поработали, надеюсь, что и сегодня будет интересно и вы проявите себя на должном уровне. Желаю всем успехов!

II. Актуализация изучаемого раздела и постановка цели на урок

         Ребята, я вам назову одну важную дату из истории нашей республики, а вы исходя из этого, попробуйте предположить, какой же теме будет посвящен наш сегодняшний парламентский урок. Итак, что же это за дата?

Предполагаемые ответы учащихся:

Праздничный день календаря. День принятия конституции РТ.

Совершенно верно. А сколько лет прошло с тех пор? Чему же посвящен наш урок. Ученики дают формулировки темы урока.

Итак, тема сегодняшнего урока «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории».

Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

Предполагаемые ответы:

-Что такое Конституция? - Конституция РФ – основной закон нашей страны. - История принятия Конституции  субъекта Российской Федерации – Республики Татарстан.  - «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» по конституции РФ и РТ.  - Государственное устройство РТ.

III. Изложение нового материала

Слово «конституция», в переводе с латинского языка, означает  устройство, установление. Главным законом государства выступает конституция страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция выступает как «общественный договор», заключаемый между гражданином и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны.

- Ребята, а в какой стране мы живём? (ответы детей)

- Молодцы. Наша страна называется Российская Федерация или Россия, сокращённо РФ. 12 декабря 1993 года принята Конституция РФ. (Показ Конституции РФ, по возможности раздать учащимся на каждый стол). Конституция – это закон прямого действия, что означает следующее: если нарушаются права и интересы, защищаемые Конституцией, любой гражданин имеет право обратиться в суд, ссылаясь на Основной закон страны.

              - Российская Конституция содержит вводную часть, где говориться об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветание и благополучие России. (См. Конституцию РФ).

- Ребята, посмотрите, сколько разделов и глав в Конституции? (ответы детей). Как они называются? (Учащиеся зачитывают название каждой главы по очереди).

            - Ребята, вы уже знаете, Республика Татарстан является субъектом Российской Федерации и имеет такую же Конституцию РТ, принятую 6 ноября 1992 года (показ Конституции РТ). Она принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса. Конституция Республики Татарстан была введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII. Поправки вносились около 15 раз. Последние касались порядка избрания президента Республики. Конституция Татарстана состоит из:                преамбулы, 7 разделов и 126 статей.

- Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых, работая с фрагментом текстов конституций Российской Федерации и Республики Татарстан, выделить в них и проанализируют статьи о правах и обязанностях человека и гражданина; организации государственной власти в Республики Татарстан.

Задания группам:

1 группа. Основные права и свободы гражданина РТ.

2 группа. Обязанности гражданина РТ.

3 группа. Организация государственной власти РТ.

Ребята в группах работают с применением обучающей структуры РАУНД ТЭЙБЛ. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.

Выступления групп, презентация совместной работы (все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу.)

1 группа.  Заполняет схему «Классификация прав и свобод».

2 группа. Проанализировавь 2 главу Конституции Российской Федерации и ст.59-64 Конституции Республики Татарстан, заполняют схему «Обязанности гражданина в РФ и РТ»

3 группа. Прочитав «РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»  заполняют схему «Система органов власти в Республике Татарстан». (Предполагаемые ответы: - Законодательную власть в РТ представляет Парламент - Государственный Совет Республики Татарстан.           - Исполнительную власть в РТ представляет Кабинет Министров Республики Татарстан – Правительство Республики Татарстан. - Судебная власть включает в себя суды, которые разрешают различные правовые споры.              – Главой республики  является Президент.)

IV. Рефлексия

Что я сегодня узнал такого, чего не знал ранее? Что было самым трудным на уроке? Что было самым важным на уроке?

V. Домашнее задание: 

         -Составить синквейн по теме «Конституция»;  - привести примеры по классификации прав и свобод человека и гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок. Конституции Республики Татарстан - 20 лет.

Ежегодно стало традицией проводить Парламентский урок в преддверии очень важного для нашей республики праздника - Дня Конституции Республики Татарстан. Сегодняшний урок примечателен тем, что основному...

Классный час на тему: Конституция Республики Тыва

История создания конституции Республики Тыва...

Конспект и презентация к парламентскому уроку на тему: "Конституции Республики Татарстан - 25 лет!"

В нашей школе, как и по всей стране, традиционным стало проведение парламентских уроков. впервые в Татарстане парламентский урок прошел 28 октября 2009 году по теме: "Где рождаются законы". ...

Методическая разработка Парламентского урока Тема: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории».

Тема: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории».Цели:углубить представления учащихся о сущности и значения Конституции,  прав и свобод гражданина,формирование у уч...

Тема: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории».

Цели:·        углубить представления учащихся о сущности и значения Конституции,  прав и свобод гражданина,·...

Парламентский урок в 8-9 классах Тема: «Конституция Республики Татарстан: двадцать пять лет истории».

Парламентский урок посвящённый 25 летию конституции Республики Татарстан...

Классный час на тему: Конституция Республики Тыва

История создания конституции Республики Тыва...