Рабочие программы
рабочая программа

Рахмангулова Регина Сабирьяновна

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

общеинтеллектуальное направление

«Финансовая грамотность»

для 6 класса

(основное общее образование)

Количество часов: 16

                Составители: учителя истории и обществознания

Рахмангулова Р.С., Фидоренко И.Н, Мухаматуллина В.А.

.
                                                                                       

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 6 классов на 2022-2023 учебный год составлена на основании:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО (2012г.)

3.Авторской программы по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

4..Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

3.Содержание учебного курса.

6 класс (16 часов)

Раздел 1.Деньги.  Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно развивать свою финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Современные деньги, деньги других стран». Интерактивная беседа «Почему возникают риски потери денег и имущества». Решение практических задач «Способы защиты денег». Дискуссия «Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы».

Раздел 2. Банки и их услуги для семьи.

Познавательная беседа «Для чего нужны банки?» Познавательная беседа «Как работает банк». Интерактивная беседа «Банковские услуги для семьи». Мини-исследование «Исследуем какими банковскими услугами пользуется семья». Познавательная беседа «Какие бывают вклады». Дискуссия «Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома». Дискуссия «Какие бывают кредиты и надо ли их брать».

Раздел 3. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Познавательная беседа «Что мы знаем о бизнесе». Мини-проект «Как открыть фирму». Познавательная беседа «Для чего нужны бизнес- инкубаторы». Проект «Какие бывают угрозы для бизнеса».

Тематическое планирование 6 класс.

№ п/п

Тема

Дата

План

Факт

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1  неделя

2

Современные деньги, деньги других стран.

2  неделя

3

Почему возникают риски потери денег и имущества.

3  неделя

4

Способы защиты денег.

4  неделя

5

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

5  неделя

6

Для чего нужны банки.

6  неделя

7

Как работает банк

7  неделя

8

Банковские услуги для семьи.

8  неделя

9

Исследуем какими банковскими услугами пользуется семья.

9 неделя

10

Какие бывают вклады.

10  неделя

11

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

11  неделя

12

Какие бывают кредиты и надо ли их брать.

12  неделя

13

Что мы знаем о бизнесе.

13  неделя

14

Как открыть фирму.

14  неделя

15

Для чего нужны бизнес- инкубаторы.

15  неделя

16

Какие бывают угрозы для бизнеса.

16  неделя

6а класс

              Дата

№ п/п

Тема

План

Факт

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1  неделя

03.09.

2

Современные деньги, деньги других стран.

2  неделя

10.09.

3

Почему возникают риски потери денег и имущества.

3  неделя

17.09.

4

Способы защиты денег.

4  неделя

24.09.

5

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

5 неделя

01.10.

6

Для чего нужны банки.

6  неделя

08.10

7

Как работает банк

7  неделя

15.10.

8

Банковские услуги для семьи.

8  неделя

22.10.

9

Исследуем какими банковскими услугами пользуется семья.

9 неделя

29.10.

10

Какие бывают вклады.

10  неделя

12.11.

11

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

11  неделя

19.11.

12

Какие бывают кредиты и надо ли их брать.

12  неделя

26.11.

13

Что мы знаем о бизнесе.

13  неделя

03.12.

14

Карантинное занятие. Как открыть фирму.

14  неделя

10.12.

15

Карантинное занятие. Для чего нужны бизнес- инкубаторы.

15  неделя

17.12.

16

Какие бывают угрозы для бизнеса.

16  неделя

24.12.

6б класс

              Дата

№ п/п

Тема

План

Факт

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1  неделя

06.09.

2

Современные деньги, деньги других стран.

2  неделя

13.09.

3

Почему возникают риски потери денег и имущества.

3  неделя

20.09.

4

Способы защиты денег.

4  неделя

27.09.

5

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

5 неделя

04.10.

6

Для чего нужны банки.

6  неделя

11.10.

7

Как работает банк

7  неделя

18.10.

8

Банковские услуги для семьи.

8  неделя

25.10.

9

Исследуем какими банковскими услугами пользуется семья.

9 неделя

08.11.

10

Какие бывают вклады.

10  неделя

15.11.

11

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

11  неделя

22.11.

12

Какие бывают кредиты и надо ли их брать.

12  неделя

29.11.

13

Что мы знаем о бизнесе.

13  неделя

06.12.

14

Карантинное занятие. Как открыть фирму.

14  неделя

13.12.

15

Для чего нужны бизнес- инкубаторы.

15  неделя

20.12.

16

Какие бывают угрозы для бизнеса.

16  неделя

27.12.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

общеинтеллектуальное направление

«Финансовая грамотность»

для 5 класса

(основное общее образование)

Количество часов: 16

                Составитель: учителя истории и обществознания

Рахмангулова Р.С.,Фидоренко И.Н.

.
                                                                                       

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность» для учащихся 5 классов на 2022-2023 учебный год  составлена на основании:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО (2012г.)

3.Авторской программы по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

4..Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»);

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

3.Содержание учебного курса.

5 класс (17 часов)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Тематическое планирование 5 класс.

№ п/п

Тема

Дата

План

Факт

1

Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран.

1 нед.

2

Семья как потребитель.

2 нед.

3

Хозяйственная деятельность семьи.

3 нед.

4

Потребности человека и семьи.

4 нед.

5

Элементы семейного хозяйства.

5 нед.

6

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.

6 нед

7

Что такое бюджет семьи.

7 нед.

8

Что кладут в потребительскую корзину.

8 нед.

9

Доходы и расходы семьи.

9 нед.

10

Бюджет семьи.

10 нед.

11

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

11 нед.

12

Банковская карта Виды банковских карт.

12 нед.

13

Как умно управлять своими деньгами.

13 нед.

14

Как сделать сбережения.

14 нед

15

Кредиты. Виды кредитов.

15 нед.

16

Налоги.

16 нед.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Социокультурные истоки»

 (общеинтеллектуальное направление)

6 абвгд классы

(основное общее образование)

Количество часов: 8

           Составители: Рахмангулова Р.С.
учитель истории, обществознания
МБОУ гимназии г. Советский

 

2022-2023 гг.

  1. Пояснительная записка:

Рабочая программа по курсу СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ для 6абвг классов

           Практическая значимость курса:

Курс «Истоки. 6 класс» является продолжением цикла многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы (5-9-й классы), но всем своим характеристикам является преемником учебного курса «Истоки» начальной школы.

Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 6 класса, является составной частью истоковедения - целостного педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

Главными целями курса «Истоки» в 6 классе являются:

а) в образовательном отношении - продолжить освоение социокультурного и духовно-нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;

б) в воспитательном отношении - воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;

в) в личностно-развивающем отношении - обогатить социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

        Курс «Истоки» проблемно и тематически связан с содержанием предыдущих курсов. Он углубляет и развивает такие раннее представленные темы как «Труд земной» (2 класс), «Надежда» (3 класс), «Традиции дела» (4 класс), «Соха и топор», «Соловки» (5 класс).

Цель курса: формирование историческое мышления, гуманизма, толерантности; развитие исторического кругозора, мировоззрения.

Задачи курса:

•        образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;

•        усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности;

•        показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества;

•        усвоение знаний по «Истокам» и умение применять их в различных ситуациях.

Основными формами организации учебных занятий являются: урок-изучение нового материала, урок-повторение, комбинированный урок, урок-экскурсия в прошлое, викторина.

Формы организации учебной деятельности: сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, лабораторные работы, проекты, индивидуальное и групповое выполнение заданий,

Формы контроля: проверочные работы по темам, тестовые работы; словарные и хронологические диктанты, самостоятельные ответы по заготовленным карточкам.

Место курса в базисном учебном плане: 8 часов - в год, блочно-модульно: 1 час – в неделю в течение 1-й четверти.

2. Планируемые результаты изучения курса:

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);

способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса являются:

освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;

первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.

3. Содержание курса.

Раздел 1. СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА. (4 часа) 

Отечество. (1 час)

Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.

Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.

Образы Отечества – единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча.

Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к  миру, золотой как символ благодати Божией.

Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.

Столица, края и земли. (2 часа)

Происхождение слова «столица».

Образы Москвы – стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль – слово в камне.

Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Крестьяне – труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.

Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери.

Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сорский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.

Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера.

Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери.

Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.

Рубежи и пределы. (1 час)

Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.

Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.

Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.

Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.

Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца».

Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве – тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной.

Раздел 2. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ. (2 часа)

Деревня. (1 час)

Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.

Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.

Образа сельского храма и часовни.

Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва.

Город. (1 час) Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства. Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей.

Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха.

Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города.

Памятные и святые места.  Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм.

Раздел 3. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ. (2 часа)

Жизненный круг времени. (1 час)

Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки.

Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.

Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы.

Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей.

Старость: сила духа и немощи совершенства.

Годичный круг времени. (1 час)

Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения.

Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста.

Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов. Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница. Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная.

Седмица. Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая. Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье.

        

4. Тематическое планирование:

6агд,

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану
(неделя)

По факту

1

Отечество

1

1

2

Столица, края и земли

1

2

3

Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирский характер.

1

3

4

Рубежи и пределы. Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.

1

4

5

 Деревня. Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора.

1

5

6

Город.  Памятные и святые места

1

6

7

Жизненный круг времени

1

7

8

Годичный круг времени. Седмица

1

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...