Обобщение опыта работы
материал на тему

Гаврилова Марина Александровна

Для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

 учителя математики

 высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Гавриловой Марины Александровны.

ТЕМА:

«ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ

 КОМПЕТЕНЦИЙ

 НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ».

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

Я работаю учителем математики в данной школе 21 год. Становление опыта находилось в тесной связи с тем, что одним из основных направлений работы школы является создание условий для развития у учащихся разного рода компетенций, в том числе и коммуникативной, с целью повышения речевой культуры учащихся, воспитания свободной личности, реализовывавшей свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.

Опыт работы по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики» обобщён на уровне школы.

Началом работы по теме опыта стало понимание, что современные дети сильно изменились, возникают определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

  • взрослые ориентированы исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;
  • у детей теряется интерес к учению;
  • резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
  • современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;
  • у современных детей ограничено общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;
  • категория одаренных и способных детей в школах снижается;
  • увеличивается число детей, не умеющих работать самостоятельно;
  • увеличивается число «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении;
  • увеличивается число проблемных детей. Возникла необходимость повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции у учащихся на уроках математики.  И сделать это, в первую очередь, через:
  • решение задач, примеров с комментированием;
  •  устное решение заданий, с подробным объяснением;
  •  устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
  •  использование на уроках математических софизмов;
  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
  •  использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
  • сдача различных устных зачетов.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Актуальность опыта обусловлена тем, что главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.
            Формирование коммуникативной компетенции определяется в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности.

В ряде нормативных документов одной из задач образования определяется подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. От уровня сформированной коммуникативной компетенции личности учащихся во многом зависит успешность их дальнейшего взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
            Важность формирования коммуникативной компетенции учащихся связана и с возрастными особенностями подросткового возраста, который характеризуется стремлением к самостоятельности и самосовершенствованию, к поиску идеала и подражанию взрослым, способностью видеть и понимать окружающий мир, умением анализировать, оценивать свои поступки и принимать ответственные решения. В этот период учебная деятельность перестает быть ведущей, лидирующие позиции начинает занимать общение со сверстниками (интимно-личностное, в терминологии Д. Б. Эльконина). Именно поэтому подростковый возраст является наиболее эффективным для организации совместной деятельности и продуктивным для формирования не только предметных, но и ряда ключевых компетенций (особенно коммуникативной), связанных с ведущим типом деятельности школьников-подростков.
Ряд противоречий, возникших в современной образовательной среде, среди которых:

  • противоречие между недостаточным использованием в организации образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников речевой активности, низким уровнем коммуникативной компетентности современного школьника и запросами современного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода посредством инновационных, интерактивных форм обучения учащихся;
  • противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике приводит нас к выводу об актуальности и перспективности данного опыта.

Государственный образовательный стандарт

как ориентир и инструмент развития математического образования

Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования.

«Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения..., прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью..., способны к сотрудничеству..., обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года был принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения.    Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме:

                                     

                

        

 Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. В направлении личностного развития: 

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

2. В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов коммуникативности как одного из условий достижения высокого качества образования.

Предполагается, что результатом формирования коммуникативных компетенций будут являться умения:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
    учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве (навыки работы в паре, группе);
  • понимать смысла простого текста;
  • знать способов поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в учебнике, книге, словаре,  Интернете);
  • осуществлять поиска информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
  • уметь задавать учебные вопросы;
  • уметь ставить вопросы
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности обучающегося и учителя. Выявление методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих развитию коммуникативной компетентности на уроках математики  на основе обобщения теоретических положение и педагогической практики одна из важных задач  учител

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Компетентностный подход к обучению становится приоритетным направлением модернизации образования.  Главная идея компетентностного подхода — формирование профессиональной компетентности специалиста, о которой можно судить по тем умениям и навыкам, которые специалист применяет для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций.

Появление компетентностного образования – это ответ на вызовы общества, его главная идея – это обеспечение органичной связи школы с жизнью, обучение учащихся еще в стенах школы способности эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов.

По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

         Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.

        Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные задачи – от бытовых, до производственных и социальных.

В содержание образования, таким образом, входят не только знания о действительности, но и сама действительность, зафиксированная в виде минимального перечня реальных объектов, подлежащих изучению. В отношении этих объектов организуется соответствующая образовательная деятельность учащихся, которая приводит к формированию у них общеучебных знаний, умений, навыков и способов деятельности, систематизированных в минимальном перечне ключевых компетенции:

1. ценностно-смысловые компетенции

2. общекультурные компетенции

3. учебно-познавательные компетенции

4. информационные компетенции

5. компетенции личностного самосовершенствования

6. социально-трудовые компетенции

7. коммуникативные компетенции.

Изучение проблемы коммуникативной компетентности, ее формирования, развития нашло отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов Коммуникативная компетентность в работах И. А. Зимней, А. К. Марковой, А. В. Хуторского, Л. А. Петровской, Ю. Н. Емельянова, Е. В. Сидоренко определяется как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.

В середине XX века определились два основных подхода к коммуникации:

 1) информационный – рассматривает средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития (Белл, Бжезинский);

 2) второй подход утверждает, что основным результатом коммуникации является понимание человека другим человеком, то есть взаимное понимание (Шюц).

А.Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации:

  1. побуждение к действию;
  2. уточнение ситуации действия;
  3. само действие;
  4. свертывание действия.

А.Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера.

В концепции общения, выстроенной Г. М. Андреевой, выделен комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений:

 1) межличностной коммуникации;

 2) межличностного взаимодействия;

 3) межличностного восприятия.

А.В. Хуторской рассматривает коммуникативную компетенцию как знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон.

В ее структуре можно выделить следующие компоненты: 

  • Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.
  • Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении.
  • Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.
  • Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.
  • Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность находит отражение в деятельно -коммуникативной составляющей ФГОС общего (полного) образования (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих самоопределение и самореализацию) .

НОВИЗНА ОПЫТА

Новизна опыта состоит в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся, а также в комбинации элементов инновационных методик при работе с текстами учебных задач, в разработке специальных упражнений, обеспечивающих оптимальное развитие коммуникативной компетенции у обучающихся, формирование их творческих возможностей.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель опыта – создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством многоаспектной работы в процессе обучения математике
Задачи:
- формирование положительной мотивации школьников к изучению математики;

- расширение опыта учащихся в общении: умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание;

- активизация интеллектуальной и речевой культуры учащихся;
- поиск эффективных форм и методов организации образовательного процесса на уроках математики через создание различных учебных ситуаций

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения математики продиктовано стратегической ролью предмета, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством познания окружающего мира. Поэтому главным направлением в обучении учащихся должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

Основной единицей коммуникации является речь.

В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера.

 Необходимо, чтобы у человека были также сформированы:

  • умение вступить в контакт с другим человеком;
  • умение реагировать на попытку окружающих вступить в контакт;
  • умение оказывать и принимать знаки внимания;
  • умение  принимать и оказывать  сочувствие и поддержку от окружающих;
  • умение  реагировать  на справедливую и несправедливую критику;
  • умение реагировать на провоцирующее поведение со стороны собеседника;
  • умение обратиться к окружающим с просьбой;
  • умение ответить отказом на чужую просьбу.

Практически все компетенции можно формировать и развивать в процессе обучения школьников.

Для того, чтобы планировать уроки на основе компетентностного подхода, проектирую работу над компетентностями через цели урока:

  • сопоставляю предметное содержание урока с системой компетентностей;
  •  выбираю формы деятельности учащихся, соответствующие развитию этих компетенций;
  •  планирую последовательность деятельности учащихся в соответствии с выбранными целями.

Одной из принципиальных задач при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков математики рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

При планировании уроков математики направленных на развитие коммуникативной компетентности учитываю цели относительно:

1. учащихся – получение математических знаний, умений и навыков, приобретение логического мышления;

2. педагога– вооружить учащихся математическими знаниями, умениями и навыками, направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом, формировать умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные.

3.  педагога и учащихся – укрепление взаимодействия между педагогом и учащимся с цель получения качественных математических знаний, использовать приобретенные математические знания в практической деятельности.

Для достижения педагогической цели по формированию коммуникативной компетентности  на уроках математики ставлю перед собой следующие задачи педагогической деятельности:

– формировать и развивать культуру письма;

– учить математическому языку;

– совершенствовать культуру речи;

– обогащать словарный запас учащихся;

– обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

– формировать прочные математические умения и навыки;

– развивать самостоятельность и умение сотрудничать.

Для формирования коммуникативной компетенции использую следующие методы и приемы:

  • решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
  • устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
  • использование на уроках математических софизмов;
  • использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
  • использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
  • сдача различных устных зачетов.

Ребенок усваивает какой-либо материал в процессе учебной деятельности только тогда, когда у него есть:

  1. внутренняя потребность и мотивация такого усвоения;
  2. деятельность ребенка связана с преобразованием усваиваемого материала и получением нового духовного продукта, то есть знания об изучаемом материале.

Для реализации цели развития коммуникативной компетентности на уроках математики  использую следующие методические приемы по формированию и развитию коммуникативной компетентности.

1. Развитие письменной речи через:

Тестовые конструкции свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;

Индивидуальный пакет заданий. 

Для каждого ученика готовится пакет заданий, которые выполняются только письменно. После проверки возвращаю пакет ученику со своими письменными комментариями по решениям. Устные комментарии, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога не допускаются. Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником. Каждый учащийся работает в наиболее комфортном для себя режиме.

При такой работе развиваются навыки работы с различными источниками информации, формируется умения передавать и воспринимать письменную информацию. Таким образом, можно говорить, что учащиеся овладевают письменными видами речевой деятельности, выступают в позиции авторов и комментаторов. Вырабатывается такое личностное качество, как способность отстаивать собственную точку зрения письменно.

Создание художественных текстов на математические темы.

Вместо традиционного домашнего задания, выдается творческое задание (как правило, на каникулы). Необходимо создать сказку (можно в стихотворной форме), которая будет служить иллюстрацией некоторого математического правила.        

Вырабатываются умения преобразовывать информацию, сохранять и передавать ее. Учащийся выступает в позиции автора, учится творческому подходу к любому процессу.

Обязательное обоснование.

При проверке любой письменной работы (домашних, самостоятельных, контрольных) не принимаются необоснованные ответы, даже правильные. Для того, чтобы правильно письменно обосновать свое решение, необходимо уметь систематизировать, извлекать, отбирать нужную информацию и передать ее. В этом случае ученик выступает в роли письменного докладчика, комментатора.

2. Устная речь 

Устное решение заданий, с подробным объяснением.

Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками.

Устные тестовые конструкции ответов

Устные зачеты

Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития способностей у учащихся самостоятельно работать с информацией, для активизации познавательной деятельности школьников, для развития мышления. С их помощью учащиеся понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся. При раскрытии понятия «устные упражнения» следует исходить из того, что решение существенной части задач школьного курса математики предполагает сформированность у учеников таких качеств, как: владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарные исследования.

Серьезным потенциалом в формировании таких исследовательских качеств, как умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, выдвигать или опровергать гипотезу, умение обобщать и другие, обладают устные упражнения.

Таким образом, устные упражнения представляются нам как многоаспектное явления обучения математике, обладающее следующими основными функциями:

  • быть способом деятельности;
  • являться средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;
  • являться средством активизации познавательной деятельности;
  • служить средством связи теории с практикой;
  • быть способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;
  • являться интегративной составляющей методов обучения;
  • быть способом организации и управления деятельностью.

Устные упражнения, с одной стороны, способствуют систематизации знаний и осознанию целесообразности работы над данными понятиями, а с другой – активизируют и делают осмысленным сам процесс учебных действий. Ученик выступает здесь субъектом учебно-познавательной деятельности, причем деятельность связана с созданием субъектом новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способов действий. Деятельности в устных упражнениях присущи черты исследования и творчества.

Таким образом, формировать коммуникативную компетентность можно с помощью устных упражнений, а в качестве способа формирования использовать деятельностный подход.

Устные доклады.

Решения задач излагаются у доски в режиме «оппонент» - «докладчик» по правилам «математических боев». При этом общение у доски идет на «Вы», не допускается критиковать оппонента, критиковать можно только его решение. По просьбе докладчика оппонент повторяет или уточняет свои вопросы. Докладчик должен доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, если оно общеизвестно. Докладчик обязан стремиться к ясности изложения, в частности, повторять по просьбе оппонента любую  часть своего решения.

Для успешного выступления и докладчик, и оппонент должны знать основы риторики, уметь устно вести диалог, уметь осознанно воспринимать и обрабатывать информацию. Необходимо обладать способностью слышать и слушать, уметь искать и находить компромиссы, уважать мнение другого.

Деловая игра «Ученик-учитель»

Группа получает задания, решения сдаются  устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не тот, кто его получил, а тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы.

В такой коллективной работе отрабатываются следующие способности: отбирать нужную для передачи информацию,  воспринимать ее, выделять главное и необходимое, владеть  способами совместной деятельности в группе. Каждый учащийся может выступить как в роли ученика, так и в роли учителя.

Поток вопросов

Суть приема заключается в поощрении заданных вопросов по теме. На хороших вопросах акцентируется внимание других учащихся. После решения задачи обязательно нужно остановиться для того, чтобы дать возможность школьников сформулировать интересующий его вопрос. Если вопросов от учащихся не последовало, то учитель сам задает вопросы, стимулируя учащихся к обобщению полученного результата или, напротив, актуализируя интересный частный случай.

Одно из возможных заданий: придумать как можно больше вопросов по заданной теме. В процессе такой работы вырабатываются умения задавать вопросы, корректно вести учебный диалог. Учащийся может выступать в позициях слушателя, оппонента, ученика.

Публичные выступления

В работе с учащимися у доски важно не ставить плохие оценки, чтобы не формировался страх перед публичными выступлениями, а поощрять инициативу выхода к доске. В процессе публичного представления результатов своей работы учащиеся овладевают основами риторики, учатся выступать с устным сообщением, овладевают видами речевой деятельности. При этом они могут выступить в роли докладчика, учителя, оратора.

«Эксперт»

Система работы над развитием коммуникативных способностей предполагает привлечение старшеклассников для контрольно-оценочной деятельности. Чтобы принять зачет у школьника младшего возраста, важно владеть способами взаимодействия с окружающими, разными видами речевой деятельности. Каждый участник зачета учится как передавать, так и воспринимать информацию, обучается приемам действий в ситуациях общения. Учащиеся могут выступать в роли  эксперта, слушателя, оппонента.

Уроки математики направленные на развитие коммуникативной компетенции могут иметь следующую структуру:

– самоопределение к деятельности (организационный момент);

– актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности;

– постановка учебной задачи;

– построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового  знания) ;

– первичное закрепление во внешней речи;

– самостоятельная работа по образцу;

– включение в систему знаний и повторение;

– итог урока (рефлексия деятельности).

Такое построение уроков позволяет формировать у детей способность к саморазвитию, а «открытия», которые происходят на уроке, укрепляют веру в свои силы и познавательный интерес.

Помимо традиционной формы  возможно использование и других типов урока:

– комбинированный урок;

– урок закрепления знаний;

– контрольный урок;

– тренировочный урок;

– урок с использованием технических средств обучения;

– урок-игра;

– урок-путешествие;

– интегрированный урок;

– урок – интеллектуальный марафон.

Коммуникативные компетенции учащихся зависят от развития диалогической и монологической речи. Развитие начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы учителя, учатся сами задавать вопросы, запрашивать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.

В структуру урока включаю моменты, связанные с работой учащихся в паре, создаю ситуации, вызывающие у ученика потребности высказываний (устно и письменно), для создания речевой ситуации использовать ролевые и сюжетные игры, стихотворения, загадки, ребусы, кроссворды, сочинение сказок. На каждом уроке работаю над умением общаться, взаимодействовать, понимать друг друга, оценивать результат работы других, обосновывать свои действия, сравнивать и анализировать.

Коммуникативная компетентность учащихся также проявляется и в свободном владении ими информационными технологиями. Ребята могут участвовать в мероприятиях дистанционного характера, которые проводятся с помощью информационных технологий. Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетентности  становится более интенсивным и качественным.

Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики возможно осуществлять применением  дидактических игр и метода проектов Такие уроки носят коллективный характер, при общении достигается высокая активность и контактность учащихся. Нестандартная форма проведения урока заинтересовывает учащихся и будит эмоции, вызывает дух соревнования, желание одержать победу, у них появляется чувство удивления, усиливается мыслительная деятельность.

С помощью игры можно достичь прочного усвоения знаний, а также возможность проверки знаний и умений при решении задач, параллельно осуществляя развитие коммуникативных навыков и умений.  В игре создается положительный эмоциональный настрой, который содействует успеху и повышает интерес к изучению предмета.

Изменяется психологический климат в классе, усиливается заинтересованность учащихся, повышается их работоспособность.

Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Значимость коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе определяется несколькими факторами, среди которых выделяют ее влияние на учебную успешность, успешность процесса адаптации учащегося к школе, рассмотрение коммуникации как основы эффективности и благополучия ученика в его будущей взрослой жизни. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.//Управление начальной школой. –  2009. – № 2. С.4-9
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1980. – 56 с.
  3. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.  – 51с.
  4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. –  2003. – № 10. С. 8-14.
  5. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода.  – М.: Просвещение, 2003. – 118 с.
  6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991. – 142 с.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.// Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. С.34-42.
  8. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся: автореф. дис... канд. пед. Наук. –  Рязань, 1997.  – 20с.
  9. Краткий психологический словарь./Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. – 385 с.
  10. Никитина С. В. Становление социальной компетентности старшеклассников современной общеобразовательной школы: дисс. ... канд. пед. наук. – Омск, 2004. –  214 c.
  11. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.
  12. Печенева Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку.// Педагогика.  – 2003. –  № 4. С. 58-67.
  13. Пути реализации стратегических целей обновления школы: Материалы для разработки документов и проведения эксперимента по модернизации общего образования. –  М.: Просвещение, 2000. – 153 с.
  14. Селевко Г.В. Компетентности и их классификация.//Народное образование. –  2004. – № 4. С. 138-143.
  15. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования.//Народное образование. –  2003. – №5. С. 94-103.
  16. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
  17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования//Народное образование. – 2003. – №-5. С.55-61.
  18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002. –23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  19. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе. –  М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
  20. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 86 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...