программа элективного курса "Мои права"
рабочая программа на тему
рограмма элективного курса "Мои права"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_prava.doc | 142.5 КБ |
titulnyy_list_k_programme.docx | 14.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса по выбору «Мои права»
Программа курса по выбору «Мои права»
Муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Элементы программы | страницы |
Пояснительная записка | 3 | |
Учебно - тематическое планирование | 6 | |
Содержание курса по выбору | 8 | |
Критерии оценивания учебно – познавательных умений | 10 | |
Описание учебно-методического, информационного обеспечения программы | 10 | |
Приложения | 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Будущие выпускники часто стоят перед выбором: как реализовать себя, в каких сферах общественной жизни стать профессионалом. Данный элективный предмет рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитарной сфере, прежде всего в области права.
В элективном предмете объединён правоведческий и политологический материал, так как право и политику объединяет глубокая внутренняя связь. Соединение юридической и политологической тематики весьма важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики, ее институтов, так и особенности правового регулирования общественной жизни. Не все нормы права связаны с политикой, но есть такие отрасли, которые невозможно плодотворно изучить, не обладая минимумом политических знаний. Речь идет, прежде всего, о конституционном (государственном) праве. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, есть основной элемент политической системы общества. Понятие «правовое государство» подразумевает верховенство закона в любой сфере социальной действительности, разумеется, и в политике.
Существенной основой единства политики и права является и феномен гражданственности. Следовательно, объединение политических и правовых тем обусловлено также необходимостью обеспечения оптимальных условий гражданско-правового образования учащихся школы.
При изучении большое внимание уделяется усвоению правовых и политических знаний, логических, методических, оценочных умений учащихся, что достигается посредством изучения юридических документов. Изучение элективного предмета поможет учащимся подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы, сориентирует на самостоятельное дополнительное ознакомление с первоисточниками.
Первые два раздела посвящены понятийному аппарату, касающемуся государства; третий раздел связывает проблематику государства и общества; в четвёртом разделе раскрываются основы правоведческого понятийного аппарата; пятый раздел содержит материал о Российском государстве, обществе, праве; в шестом разделе более обстоятельно раскрываются особенности отдельных видов общественных отношений; в седьмом разделе помещён материал о международных отношениях и основах международного права.
Цели изучения курса:
1. Освоение знаний о государстве, политической власти, правовых принципах, нормах и институтах современного гражданского общества, необходимых для получения дальнейшего гуманитарного образования, прежде всего в области права.
2. Развитие основ правовой культуры учащихся, создание условий для формирования у них собственных установок, основанных на современных правовых ценностях, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.
3. Приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для эффективного действия в типичных и в нетипичных ситуациях.
4. Воспитание гражданской ответственности, уважения к праву.
Задачи курса:
1. Изучить основные обществоведческие и правовые категории, получить знания о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни.
2. Выработать умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; составлять официальные бумаги, не требующие юридического образования.
3. Научить ориентироваться в специальной литературе.
Срок реализации: Элективный курс «Мои права» рассчитан на 17 часа т.е 1 час в неделю ( по полугодиям).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса
учащийся должен
знать \понимать:
систему и структуру права, современные правовые системы: общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно -правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной зашиты и социального обеспечения;
объяснять:
происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различать:
формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно - правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты: отдельные виды гражданско - правовых договоров;
приводить примеры:
различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
Общеучебные умения:
- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
- конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);
- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;
- сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;
- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
Специальные умения:
- анализ конкретных жизненных ситуаций;
- выработка личностного отношения к явлениям окружающей действительности;
- принятие практических решений на основе теоретических знаний основ правоведения, а также изучении документов правотворческой деятельности;
- составление ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания и т.д.
В области компетенции саморазвития – данный элективный предмет стимулирует потребность к самообразованию, саморазвитию, личностному целеполаганию.
Виды учебных занятий:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями, диспуты, семинары, мини- сочинения, доклады, составление опорных схем, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, форумы, экскурсии, встречи со специалистами, практикумы, уроки- презентации.
Умения и навыки:
конспектирование
реферирование
анализ источников
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Вид занятий | Кол-во часов | Методы диагностики |
1 | Раздел 1.Сущность права. | Лекция с последующей дискуссией, мини- доклады, составление опорных схем, конспект, семинар | 3 | Вопрос- ответ, тестирование |
Занятие1. Вводное занятие. Сущность права Занятие2. Понятие права. Правовые нормы Занятие3. Система права. | ||||
2 | Раздел 2. Формы и типы государств. | Составление опорных схем, сообщения учащихся, составление статей в энциклопедический словарь и газетных заметок | 3 | Творческая работа, собеседование, тестирование |
Занятие4. Источники права. Занятие5. Мораль и право. Занятие6. Правотворчество. | ||||
3 | Раздел 3. Государство и общество. | лекция – диалог (содержание подаётся через сумму вопросов, на которую ученик должен ответить в ходе лекции), Гражданский форум, реферативная работа, лабораторная работа | 1 | Реферативная работа, лабораторная работа, вопрос - ответ |
Занятие7. Законодательная власть в РФ. Исполнительная власть в РФ. Судебная власть в РФ. | ||||
4 | Раздел 4. Основные понятия о праве. | 3 | Презентация, тестирование, собеседование, решение правовых ситуаций | |
Занятие8. Принципы разделения властей. Правовое государство. Занятие 9. Гражданское общество .Принцип разделения властей. Занятие10. Правовое государство. Гражданское общество. | Лекция – пресс (конференция, когда содержание лекции определяется по вопросам учеников), доклады учащихся, презентация, дискуссия, семинар | |||
5 | Раздел 5. Российское государство, право, общество. | Работа со словарями, работа с документом, мини - доклады, экскурсия в зал суда, ролевая игра | 2 | Тестирование, творческая работа, правовая игра |
Занятие11.Принципы демократии. Избирательная система. Занятие 12.Общая характеристика современного российского федерализма.Органы местного самоуправления. | ||||
6 | Раздел 6. Некоторые сферы общественных отношений. | Работа с документом, реферативная работа, презентация, моделирование ситуаций, выпуск информационных листков, составление документов по образцу (договор, заявление и т.д.), экскурсия, встречи со специалистами | 4 | Реферативная работа, составление документов по образцу, решение правовых ситуаций, тестирование, собеседование, вопрос – ответ, творческая работа |
Занятие 13.Общество как социальная реальность. Конституционные правоотношения. Права и свободы человека и гражданина. Международные документы о правах человека. Занятие 14. Государство и экономика. Понятие гражданского права. Юридические лица, их виды. Понятие административного права. Занятие Административные правонарушения и ответственность. Трудовые правоотношения в обществе. Занятие15. Роль семьи в жизни общества и государства. Семейные правоотношения. Брачный договор. Правовая охрана природы. Ответственность за экологические правонарушения. Занятие16. Процессуальная сфера правоотношений. | ||||
8 | Занятие 17. Итоговое обобщение | Защита презентации (темы по выбору учащихся), итоговая игра «Умники и умницы» | 1 | Презентация, правовая игра |
Итого | 17 |
Содержание курса «Мои права»
Раздел 1. Сущность права.(3 ч)
Введение.Основные черты первобытно-общинного строя. Роль и значение власти в обществе. Политическая система общества и ее компоненты. Государство и разделение властей. Предпосылки возникновения государства. Пути возникновения государства. Понятие государства. Признаки государства. Функции государства. Сущность государства. Теории происхождения.
Раздел 2.Формы и типы государств.(3 ч)
Происхождение и понятие права. Древние сборники писаного права. Признаки права. Норма права, ее структура. Виды правовых норм. Понятие и виды источников права. Закон и подзаконные акты. Система институтов и отраслей права. Система законодательства. Правоотношение: понятие, состав. Участники (субъекты) правоотношений, их правоспособность, дееспособность. Объекты правоотношений. Субъективные права, юридические обязанности. Юридические факты. Правовая ответственность. Механизм правового регулирования. Типы правового регулирования. Законность и правопорядок. Правосознание. Правовые семьи.
Раздел 2. Формы и типы государств.(1 ч)
Понятие формы государства. Форма правления. Виды монархий и республик. Форма государственного устройства. Унитарные государства. Федерации, виды федераций. Конфедерации. Федерация и субъекты федерации. Формы политического режима. Политический режим в России. Классификация государств. Два подхода к классификации. Типы государств.
Раздел 4. Государство и общество.(3 ч)
Понятие общества. Типы общества. Государство в системе общественных отношений. Социальные нормы. Государство и право. Неправовые нормы. Роль обычаев, религиозных, моральных норм в регулировании общественных отношений. Гражданское общество и его признаки. Правовое государство и его признаки. Неправовое (полицейское) государство. Государство и личность.
.
Раздел 5. Российское государство, право, общество. (2ч)
Эволюция Российского государства и права. Основы конституционного строя современной России. Конституция – основной закон государства. Система органов государственной власти РФ. Институт президентства в России. Конституционный статус и компетенция Президента. Федеральное собрание РФ. Законодательный процесс. Правительство РФ и другие органы федеральной исполнительной власти. Судебная система России. Третейские суды. Основы федеративного устройства. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления.
Раздел 6. Некоторые сферы общественных отношений. (5ч)
Общественные отношения и правоотношения. Конституционные отношения. Права и свободы человека и гражданина. Международные документы о правах человека.
Государство и экономика. Имущественные отношения в обществе. Право собственности. Право интеллектуальной собственности. Понятие гражданского права. Гражданское право – основной регулятор имущественных отношений в рыночной экономике. Юридические лица, их виды. Гражданско-правовые сделки и договоры. Международное частное право (МЧП).
Защита общества от преступлений. Понятие уголовного права. Преступления. Обстоятельства, исключающие ответственность. Система и виды наказаний.
Исполнительная власть и государственное управление. Понятие административного права. Административные правонарушения и ответственность. Государственная служба. Управление финансами.
Трудовые отношения. Понятие трудового права. Трудовой договор. Коллективные договоры. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная и материальная ответственность. Трудовые споры.
Роль семьи в жизни общества и государства. Понятие и эволюция семейного права. Семья и брак. Семейные правоотношения. Брачный договор.
Правовая охрана природы. Экологическое право. Право гражданина на благоприятную окружающую природную среду Ответственность за экологические правонарушения.
Процессуальные правоотношения. Уголовный процесс и уголовно-процессуальное право. Гражданский процесс и гражданское процессуальное право. Арбитражное процессуальное право.
Раздел 7. Международные отношения и основы международного права.(2ч)
Международные отношения. Государства и международные организации. Глобализация. Понятие международного права, ею особенности. Эволюция МП. Система МП. Принципы МП. Международное право и внутреннее право. Глобальная правовая система.
Критерии оценивания и формы контроля
В ходе изучения элективного курса учащиеся выполняют разноуровневые тестовые задания, творческие задания, правовая игра, реферативные работы презентации. вопросы – ответы, анкетирование, собеседование по предлагаемой теме. За каждый вид работы применяется оценочная система, по итогам прохождения курса учащиеся сдают зачет в виде защиты презентаций и участии в правовой игре «Умники и умницы»
Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности обучающихся в течение учебных полугодий (по окончанию года). Оценивание деятельности обучающихся осуществляется в форме «зачтено», «незачтено», (текущие оценки обучающимся за работу на курсах при 17ч. в журнал выставляются по усмотрению учителя ).
ОПИСАНИЕ УЧЕБЕО –МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для учащихся
1. Никитин А. Ф. Основы государства и права : 10-11 кл. – М., 2006.
2. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас: 10-11кл. – М., 2005г.
3. Учебник по истории России под ред. А. Данилова, Л. Косулиной, М., «Просвещение», 2007
4. Конституция РФ (1993г.)
5. Сборники Кодексов РФ
6. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М., 1991
7. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
Литература для учителя
1. Кравченко А. И. Политология: учеб.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
2. Правоведение в схемах и таблицах, М., 2006 г.
3. Смоленский М.Б. Правоведение/Серия «Высшее образование».-4-е изд. перераб. и доп..-Ростов н./Д: «Феникс», 2005
4. Учебник по истории России под ред. А. Данилова, Л. Косулиной, М., «Просвещение», 2007
5. Шумилов В. М. Правоведение: учеб. – М. : ТК Велби, Из –во Проспект, 2008
6. Юридический словарь, Москва ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2005
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации
Контрольные вопросы к разделам
Раздел 1. Государство и политическая власть.
1. Какой временной период охватывался первобытным обществом до появления первых государств?
2. Какие этапы развития прошло первобытное (догосударственное) общество?
3. Когда возникли первые государства? Где?
4. В чем состоят характерные черты первобытного строя?
5. Что такое полигамная и моногамная семья?
6. Почему труд в первобытном обществе был коллективным?
7. Через какие разделения труда прошло первобытное общество?
8. Существовала ли власть в первобытном обществе?
9. Какие два типа власти можно выделить?
10. Каким механизмом поддерживался порядок в первобытном обществе?
11. Что такое мононормы?
12. В чем состоят предпосылки появления государства?
13. Что такое государство?
14. Какие две тенденции всегда существуют в обществе? В чем они проявляются?
15. Какие главные задачи решает государство (государственная власть)?
16. Что такое политическая система общества? Что входит нее состав в качестве компонентов? Почему?
17. Какие выделяются ветви власти? Какие функции они выполняют в обществе?
18. Какие государства были первыми на Востоке? На Западе?
19. Чем ЗАПАДНЫЙ путь возникновения государства отличается от ВОСТОЧНОГО с точки зрения форм собственности?
20. Чем отличалось восточное государство от западного с точки зрения строения и форм?
21. Какие два элемента включаются в понятие власть?
22. Из каких двух блоков состоит государственный аппарат?
23. В чем состоят признаки государства? Для чего их необходимо знать?
24. Как можно проникнуть в сущность государства? В чем она состоит?
25. Как соотносятся функции государства и его сущность?
26. В чем состоят внутренние функции государства? Внешние?
27. Какие органы государства реализуют экономическую функцию?
28. Какие существуют теории происхождения государств?
29. Чем известен Фома Аквинский? Роберт Фильмер? М.Н. Покровский? Людвиг Гумплович? Л.И. Петражицкий? Гуго Гроций? А.Н. Радищев?
30. Чем марксистская теория происхождения государства отличается современной научной теории?
Раздел 2. Формы и типы государств.
1. Как соотносятся друг с другом понятия «государство» и «власть»?
2. Что такое форма правления?
3. Что такое форма государственного устройства?
4. Что такое политический режим?
5. Чем характеризуются монархии?
6. Чем абсолютные монархии отличаются от ограниченных?
7. Какие современные государства относятся к монархиям?
8. Чем отличаются парламентские монархии от дуалистических?
9. Какие государства представляют собой нетрадиционные монархии? Почему?
10. Какие известны республики в период рабовладельческих, феодальных государств?
11. Чем отличается роль президента в президентских и парламентских республиках?
12. Какой тип республики сложился в современной России? Почему?
13. Чем характеризуются унитарные государства?
14. Могут ли в унитарных государствах быть двухпалатные парламенты?
15. Что такое автономии?
16. Могут ли в унитарных государствах быть автономии?
17. Почему федеративные государства называются сложными?
18. Какой механизм обеспечивает деление власти «по вертикали» в федеративных государствах?
19. Делится ли в России «по вертикали» судебная ветвь власти?
20. Какие существуют классификации федеративных государств?
21. Почему безосновательны притязания некоторых субъектов Российской Федерации на статус «субъектов международного права» и «государств, ассоциированных с Россией>?
22. Когда Россия стала федеративным государством?
23. Как расшифровываются аббревиатуры «РСФСР», «СССР»?
24. Когда и как появились в России первые национальные (автономные) республики?
25. Был ли Советский Союз федерацией?
26. Когда в России началось строительство реальной федерации?
27. Для каких целей создаются конфедерации?
28. Является ли Европейский союз конфедерацией?
29. Что включают в себя методы убеждения? Методы принуждения?
30. Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного?
31. Какие различают виды демократических режимов?
32. Какой режим существует в современной России?
33. Какие два основных подхода применяются при классификации государств?
34. Какие основные типы государств выделяются с точки зрения господствующих форм собственности?
35. В чем состоят особенности социалистического типа государств?
36. Какие основные типы государств выделяются на основе различных цивилизационных факторов?
37. Чем индустриальные государства отличаются от постиндустриальных?
38. Чем государства западного типа отличаются от государств восточного типа?
39. Чем известен Арнольд Д. Тойнби?
40. В чем существо «теории стадий экономического роста»?
41. Для чего необходимо знание классификаций и типов государств? Где место России в предложенных классификациях?
Раздел 3. Государство и общество.
1. Что такое общество? Чем общество отличается от стада?
2. Какие автономные группы общественных отношений можно выделить?
3. Кто являются участниками общественных отношений?
4. Какова роль интересов в общественных отношениях?
5. Какие типы общества можно выделить?
6. Какую роль может играть государство по отношению к обществу?
7. Почему государство и личность объективно противостоят друг другу?
8. Какими средствами государство воздействует на поведение человека?
9. Какие виды правовых норм регулируют поведение человека?
10. Чем правовые нормы отличаются от неправовых?
11. Что такое нормы обычаев? Религиозные нормы? Нормы морали?
12. Как государство относится к неправовым нормам?
13. В чем состоят признаки гражданского общества?
14. В чем состоят признаки правового государства?
15. В чем состоят признаки неправового (полицейского) государства?
16. Кто из ученых прошлого внес определенный вклад в концепцию
гражданского общества? Правового государства?
17. Почему наличие среднего класса является важным признаком гражданского общества?
18. Каким образом, через какие механизмы люди, общество осуществляет саморегулирование?
19. Какой из двух предложенных вариантов определений гражданского
кажется вам более точным? Почему?
20. Почему Нортхэмптонский статут, принятый в Англии в 1328 году можно считать практическим шагом на пути к правовому государству?
21. Чем известен Шарль-Луи Монтескье?
22. Почему конституцию часто называют общественным договором?
23. Что такое естественное право и позитивное право? В каком соотношении они находятся?
24. Зачем необходимо разделение властей?
25. Что такое разделение властей по горизонтали и по вертикали?
26. Чему служит система сдержек и противовесов? Приведите примеры
27. Существуют ли в мире в настоящее время неправовые (полицейские) государства? Какие?
28. Каким образом могут выстраиваться отношения между государством личностью?
29. Какие нормы охватываются термином «социальные нормы?
30. Какая существует взаимосвязь между нормами права и нормами обычая?
31. У каких норм – религиозных или правовых – шире социальная сфера действия?
32. Как используют государства нормы обычая? религиозные нормы?
33. Можно ли утверждать, что в основе права лежит общечеловеческая мораль?
34. В каких современных странах подвергаются дискриминации отдельные категории лиц? Приведите примеры стран и используемых форм дискриминации.
Раздел 4. Основные понятия о праве.
1. Какой словесной «формулой» можно передать процесс происхождения и развития права?
2. Какие родовые обычаи действовали в первобытном обществе?
3. Можно ли поставить знак равенства между понятиями «родовой обычай и «мононорма»?
4. Что было результатом действия механизма родовых обычаев (монорм)?
5. Что такое «писаное право?
6. Какие памятники писаного права считаются самыми древними в теории человечества? В истории Российского государства?
7. В чем состоит «принцип талиона»?
8. Какие ордалии применялись в древние времена?
9. В чем состоят признаки права?
10. Чья воля заложена в нормы права?
11. Чьи интересы могут быть заложены в нормы права?
12. Чем норма права отличается от неправовой нормы?
13. В каких случаях и почему государство не успевает вовремя устанавливать нормы права? Чем это оборачивается или может обернуться?
14. Из каких частей состоит структура нормы?
15. Какая часть нормы, как правило, находится в других статьях нормативных актов или даже в других нормативных актах?
16. Какие выделяются виды правовых норм исходя из способа их воздействия (содержания диспозиции)?
17. Какие виды поведения государства запрещают? Почему? Каким видом норм?
18. Как соотносятся между собой в праве ин жизни понятия «действ и «бездействие«?
19. Почему человек, знакомый с основами права, видит в формулировке нормы «больше, чем там написано»? Что составляет это «больше»?
20. В каком соотношении находятся право и нормативные акты?
21. Какие существуют виды источников права?
22. Какие правовые обычаи существовали в прежние времена в разных странах? В наше время в России?
23. В чем состоит «удобство» нормативного акта?
24. Какие виды нормативных актов различают? Как они друг с другом по юридической силе?
25. Чем конституционные законы отличаются от текущих?
26. Что такое органические законы?
27. В каких странах источником права считается судебный прецедент?
28. Что такое судебный прецедент?
29. В чем суть прецедентной нормы, известной в США как правило «Миранды»?
30. Является ли источником права международный договор? Какие международные договоры наиболее известны?
31. Каким образом нормы внутреннего права попадают во внутреннее право?
32. К какому виду актов относятся указы президента?
33. Из каких элементов состоит система права?
34. Чем институт права отличается от отрасли?
35. В чем отличие между материальной и процессуальной отраслью iiа? Между отраслью частного и отраслью публичного права?
36. В какую отрасль права входят институты/подотрасли купли- продажи, патентного права, избирательного права, заработной платы?
37. Что является предметом конституционного права? Уголовного права? Административного права? Гражданского права?
38. Совпадают ли понятия «система права» и «система законодательства»?
39. Как соотносятся общая и специальная части отрасли права?
40. На какие виды подразделяются нормы в зависимости от предмета регулирования?
41. На какие виды подразделяются нормы в зависимости от субъектов правотворчества?
42. На какие виды подразделяются нормы в зависимости от метода правового регулирования?
43. Чем императивные нормы отличаются от диспозитивных?
44. Как понимать фразу В. И. Ленина: «Мы ничего «частного» не признаём…?
45. В чем проявляется подвижность системы права?
46. Что такое правоотношение? Какова его структура?
47. Кто может выступать в качестве субъектов правоотношения?
48. Что такое правосубъектность? Какие понятия входят в понятие правосубъектности?
49. Являются ли субъектами права иностранные граждане?
50. Кто такие апатриды?
51. Что может быть объектом правоотношения?
52. В чем состоит субъективное право? Юридическая обязанность?
53.Как называются обстоятельства, которые порождают и прекращают правоотношения?
54. Являются ли юридическими фактами правонарушения?
55. Какие различаются виды правонарушений? В чем отличия?
56. В чем состоят признаки правонарушения?
57. В чем заключается роль юридической ответственности в обществе?
58. Какие различаются формы вины?
59. Какова роль презумпции невиновности?
60. В чем состоят функции юридической ответственности?
61. На каких принципах основана юридическая ответственность?
62. Какие существуют виды юридической ответственности?
63. Какие обстоятельства освобождают от юридической ответственности?
64. Какие виды наказаний применяются в России?
65. Какие наказания входят в систему уголовных наказаний?
66. Предусмотрено и применяется ли в России наказание в виде смер ной казни?
67. Как работает в обществе механизм правового регулирования?
68. Какие типы правового регулирования применяются государством?
69. Как соотносятся друг с другом законность и правопорядок?
70. Из каких элементов состоит правосознание? Какие бывают виды правосознания? Почему важно учитывать характер общественного правосознания?
71. Что представляет собой явление правового нигилизма?
72. Что представляет собой «правовая семья»?
73. Какие выделяются виды правовых семей?
74. В чем состоят характерные черты, признаки романо-германской, англосаксонской правовой семьи?
Раздел 5. Российское государство, право, общество.
1. На какие периоды подразделяется история государства и права России до ХХ века? Чем характеризуется каждый период?
2. Какое обстоятельство поддерживало объединяющую национальную идею земли Русской?
3. Кто относился к классу «смердов» в древнерусском государстве?
4. Как долго сохранялось в древнерусском государстве вече?
5. Когда древнерусским государством были заключены первые международные договоры с Византией? О чем они были?
б. Каково было влияние Византии на древнерусское государство и право?
7. Когда в России утвердилось единодержавие?
8. В результате какого механизма сельские жители на Руси оказались «прикреплёнными» к земле?
9. Какие центральные органы управления появились на Руси в 16 веке? Какими органами они были заменены при Петре 1?
10. Для чего созывались «земские соборы»?
11. Правовые обычаи или законы преобладали в московский период истории Российского государства в правовой системе?
12. Что представлял собой Судебник 1497 года? Соборное Уложение 1648 года?
13. Какие сословия формировались в России во времена Петра 1?
14. Когда в России появились министерства как органы управления?
15. Как назывались административно-территориальные образования, на которые делилась территория Российской империи в целях управления?
16. В какой преимущественно форме принимались законы при Петре 1?
17. Когда впервые был издан Свод законом Российской империи?
18. К какой правовой семье можно отнести правовую систему России? Почему?
19. Когда абсолютная монархия в России трансформировалась в ограниченную (конституционную)?
20. Когда в России монархия уступила место республике?
21. Какая идеология стала государственной в советский период?
22. Чем характеризовалась система выборов в советский период?
23. Почему в советский период истории России «тунеядство» являлось уголовным наказанием?
24. Какие черты были присущи государству и праву советского периода истории России?
25. Какие демократические преобразования были проведены в обновленной России постсоветского периода?
26. В чем состоят основы конституционного строя современной (обновленной) России?
27 Что означает: Россия – светское государство?
28. Какие органы согласно Конституции России осуществляют государственную власть?
29. Был ли в России когда-либо пост Вице- Президента?
30. Какими полномочиями наделен Президент России?
31. Какие элементы системы сдержек и противовесов задействованы в систему ветвей и органов государственной власти в России?
32. Кто может быть избран Президентом России (т. е. обладает пассивным избирательным правом)?
33. В каких формах осуществляется выдвижение кандидатуры на должность Президента России?
34. Какой орган осуществляет подготовку и проведение выборов в стране?
35. Чем занимается ЦИК?
36. Какие стадии избирательного процесса можно выделить при выборах Президента России?
37. В чем состоит разделение законотворческого труда между Государственной думой и Советом Федерации?
38. В чем состоит основное назначение комитетов Государственной думы и Совета Федерации?
39. Какие полномочия входят в специальную компетенцию Государственной думы? Совета Федерации?
40. В каких случаях может быть распущена Государственная Дума?
41. Как формируется состав Совета Федерации?
42. Как формируется состав Государственной Думы?
43. Каким законом регулируется порядок выборов депутатов Государственной думы?
44. Что представляла собой мажоритарная система выборов депутатов Государственной думы? Пропорциональная система?
45. В каких формах выдвигаются кандидаты в депутаты Государственной Думы?
46. Какие партии по итогам последних выборов представлены депутатами в Государственной думе?
47. Из каких стадий состоит законотворческий процесс?
48. Кто имеет право законодательной инициативы?
49. Что делают в Государственной думе с законопроектом во время «третьего чтения»?
50. Какие законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации?
51. Может ли Президент применить право вето в отношении конституционных законов?
52. Почему исполнительная ветвь власти считается наиболее опасной с точки зрения
53. В чем состоят основные черты правового статуса Правительства России?
54. Какие виды нормативных актов издают Правительство, министерства/ведомства?
55. В каких сферах и в каких формах осуществляет свою деятельность Правительство?
56. Работой каких министерств/ведомств руководит непосредственно Президент России?
57. Приведите пример ведомства в форме федеральной службы, федерального агентства.
58. Какова роль судебной ветви власти в обществе?
59. Какие законы задействованы в регулирование деятельности судов?
60. Какие суды входят в систему федеральных судов?
61. Какие суды относятся к судам субъектов федерации?
62. В чем состоят характерные черты правового положения судебной власти в России?
63. Зачем нужны конституционные суды?
64. Каким законом регулируется деятельность Конституционною Суда России? В чем состоят характерные черты его правового статуса?
65. Кто может быть судьей Конституционного Суда? Сколько их в составе Конституционного Суда?
66. Приведите примеры постановлений Конституционного Суда России.
67. Какие дела рассматривают суды общей юрисдикции?
68. Из каких судов состоит система судов общей юрисдикции?
69. В чем состоит правовой статус судьи?
70. Какие дела рассматривают мировые судьи?
71. Что такое «суд 1-й инстанции», «суд 2-й инстанции»?
72. Чем присяжные заседатели отличаются от народных и арбитражных заседателей?
73. Какиё дела рассматривают арбитражные суды?
74. Из каких судов состоит система арбитражных судов?
75. Какие органы имеются у судейского сообщества?
76. Каков статус третейских судов? Какие процедуры используются в третейских судах?
77. Чем занимаются органы прокуратуры?
78. В каком году Россия была провозглашена федеративным государством?
79. Когда и какие национально- территориальные образования появились в России первыми?
80. Что такое ЗСФСР?
81. В чем состоит сущностная специфика российской формы (вида) федерации, отличающая ее от других федераций в мире?
82. Какие республики находились в составе СССР?
83. Какие виды субъектов федерации имеются в России?
84. В чем состоит своеобразие положения автономных округов?
85. В чем состоит специфика и роль русской нации в составе многонационального народа России?
86. Что такое национально-культурная автономия?
87. Каковы характерные черты правового статуса федерации и ее субъектов?
88. Могут ли субъекты федерации вводить гражданство субъекта федерации? Открывать посольства за рубежом?
89. На каких принципах основано федеративное устройство России?
90. Из каких органов состоит система органов государственной власти субъектов федерации?
91. Есть ли в субъектах федерации свои суды?
92. Какой механизм имеется в Конституции России для разделения власти «по вертикали» – на власть федеральную и власть в субъектах федерации?
93. Являются ли органы местного самоуправления государственными органами?
94. Каким законом регулируется организация местного самоуправления в России?
95. Какие вопросы решаются органами местного самоуправления?
Раздел 6. Некоторые сферы общественных отношений.
1. Какие составляющие общества можно было выделить в качестве субъектов общественных отношений?
2. Что такое общество»?
3. Какая проблема общественного устройства вызывает конфликты и споры?
4. Какие выделяются сферы общественной жизни? В чем состоит их содержание?
5. Какую эволюцию претерпели отношения человека и природы?
6. Чем общественные отношения отличаются от «правоотношений»?
7. Какие сферы «правоотношений» можно выделить?
8. Какие виды отношений входят в конституционные «правоотношения»
9. Когда и где появились первые конституции? Чем они были вызваны к жизни?
10. В какой форме существуют конституции?
11. Что составляет основное содержание конституций?
12. В каком соотношении находятся «естественные права человека» и конституция?
13. Какие существуют классификации прав человека?
14. Какими международными актами закреплены права человека?
15. Что такое «властеотношения»?
16. Является ли органом государства Уполномоченный по правам человека?
17. Какое определение можно дать понятию «экономика»?
18. Какие компоненты/элементы экономики можно было бы выделить?
19. Какие рычаги и инструменты имеются у государства для воздействия на экономику?
20. Какие государственные органы заняты регулированием экономических процессов?
21. Какие существуют подходы государства к экономике?
22. Какова роль частной сферы в экономике?
23. Какова роль категории собственности в экономике и общественной жизни?
24. Из каких правомочий состоит право собственности?
25. Какие бывают формы собственности?
26. Чем долевая собственность отличается от совместной?
27. Что такое интеллектуальная собственность?
28. Какие известны способы приобретения права собственности?
29. Какая отрасль права регулирует вопросы собственности?
30. Какие отрасли права задействованы в регулирование экономики? Почему гражданское право наиболее тесно связано с экономикой?
31. Что входит в круг имущественных отношений?
32. В чем состоит особенность гражданского права?
33. Какие основные нормативные акты являются источниками гражданского права?
34. Кто такие «юридические лица»? В какой форме они бывают?
35. Чем «общество» отличается от товарищества»?
36. Чем «общество с ограниченной ответственностью» отличается от «акционерного общества»?
37. Чем «открытое акционерное общество отличается от «закрытого»?
38. Являются ли услуги объектом гражданского права?
39. Что такое акции?
40. Какое существует отношение к понятию «юридического лица» в разных странах?
41. Какие формы юридических лиц встречаются за рубежом?
42. Что означает термин «вещь» в гражданском праве?
43. Что входит в понятие «недвижимость»?
44. Какие вещи считаются изъятыми из гражданско -правового оборота?
45. Какое правило существует в гражданском праве по отношении вещи и ее принадлежности?
46. Что может быть объектом правоотношений в гражданском праве?
47. Чем в гражданском праве понятие сделки отличается от понятия договора?
48. Какие виды договоров предусмотрены в Гражданском кодексе?
49. Какие известны классификации договоров в гражданском праве?
50. Что такое «внедоговорные обязательства»?
51. Какова структура гражданско- правовых договоров?
52. Что такое МЧП? Какие вопросы оно регулирует?
53. Какие вопросы решают «международные коммерческие арбитражи»?
54. Какие виды международных коммерческих арбитражей различаются?
55. Есть международный коммерческий арбитраж в России?
56. Какие общественные ценности защищает государство?
57. Как развивалось уголовное право в России?
58. Какие существуют признаки преступлений? Как преступления классифицируются?
59. Кто считается соучастником преступления?
60. В каких случаях человек освобождается от ответственности? Какие наказания предусмотрены за уголовные преступления?
61. Чем «исправительные работы как вид наказания отличается от «обязательных работ»?
62. Существует ли в России смертная казнь как вид наказания?
63. Что может смягчить наказание?
64. Какие вопросы регулировало в Западной Европе в 17- 18 века «полицейское право»?
65. Какие нормативные акты в России являются источниками административного права?
66. Какие виды подзаконных актов используются в управленческой деятельности государственных органов исполнительной власти?
67. В чем состоит административная ответственность?
68. Какова роль государственных служащих в общественной Жизни?
69. Какие должности государственной службы предусмотрены в России?
70. Какие права есть у государственных служащих?
71. Какие обязанности есть у государственных служащих?
72. Что запрещено государственным служащим?
73. Что такое государственный бюджет? Для чего он служит?
74. Как формировался в обществе рынок труда?
75. Какой подход был к отношениям между работодателями и работниками на заре трудового права (в 17- 18 вв.)? Как это сказывалось на условиях труда?
76. Где и когда появились первые законы о труде?
77. Какой вклад внесла и вносит МОТ в развитие трудового права в разных странах?
78. Какое регулирование в трудовых отношениях называется «локальным»?
79. Какие источники трудового права есть в России?
80. В чем состоят права и обязанности работника?
81. Какие виды трудовых договоров практикуются в России?
82. Чем занимаются профсоюзы? Какова их роль?
83. Как прекращается трудовой договор?
84. для чего нужна трудовая книжка?
85. Что такое «коллективные договоры»? Какие они бывают?
86. В чем может состоять дисциплинарная ответственность? Материальная ответственность?
87. Как решаются трудовые споры?
88. Что такое КТС?
89. Какую роль играет в обществе семья?
90. Какую эволюцию прошло семейное право?
91. Чем примечателен этап развития семейного права при Петре 1?
92. Какие вопросы регулируются действующим в России Семейным кодексом?
93. Что такое семья? Как этот понятие соотносится с понятием «брак»?
94. Какие различают виды семейных правоотношений?
95. Что входит в понятие имущественных правоотношений в семье?
96. В чем состоят принципы семейного права?
97. Какие вопросы регулируются правом в сфере личных неимущественных отношений между супругами?
98. Какой режим собственности могут избрать супруги?
99. Кто кому платит алименты?
100. Когда заключается брачный договор?
101. Есть ли обязанности у детей?
102.Что происходит с экологией в наши дни?
103. Какие виды природопользования использует человек?
104. Какими методами осуществляется охрана окружающей среды?
105. Какие международные договоры регулируют вопросы экологии?
106. Есть ли у граждан экологические права и обязанности?
107.Что называется «процессуальным правом»? Из каких частей оно состоит?
108. Какие стадии различают в уголовном процессе?
109. Какой основной документ регулирует уголовный процесс? Гражданский процесс?
Россия процветала?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов
Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...
Представление программы элективного курса "Право"
презентация к предпрофильному курсу...
Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...
Рабочая программа элективного курса "Право и правовая культура"
Элективный курс разработан для обучающихся 9 классов....
Рабочая программа элективного курса "Право и политика" 10 класс
Рабочая программа учебного предмета «Право и политика» разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и...
Рабочая программа элективного курса «Права человека» 11 класс
Программа элективного курса «Права человека» предназначена для изучения учащимися 11 класса, рассчитана на 34 часа. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах п...
Программа элективного курса "Права человека"
Для 10-11 классов...