Современный урок в условиях введения ФГОС ООО
презентация к уроку по теме
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_v_usloviyah_vvedeniya_fgos_ooo.pptx | 1.01 МБ |
sovremennyy_urok_v_usloviyah_vvedeniya_fgos_ooo.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра» Дж.Дьюи
в ыпускник российской школы Высокий уровень фактических знаний Низкая способность применить знания в практических, жизненных ситуациях
необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся
актуально уметь самостоятельно добывать знания; и спользовать необходимую информацию; в ыдвигать гипотезы; д елать выводы и умозаключения
Системно- Деятельностный Подход – основа ФГОС
важно -применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог, др. -создание условий для развития рефлексии - способности осознавать свои мысли, действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание, др.
СДП - э то организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника
Принципы реализации СДП Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Урок в рамках СДП Основной результат – развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Основные виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные К оммуникативные
УМК “Spotlight” – целостный курс для 2-11 классов общеобразовательной полной средней школы. Курс соответствует современным потребностям личности и общества, реализует принцип непрерывного образования и на всех ступенях обучения гарантирует достижение результатов обучения английскому языку, обозначенных в ФГОС нового поколения
“ Spotlight” позволяет реализовать программу развития УУД Личностных Регулятивных Познавательных К оммуникативных
Структура уроков введения нового знания в рамках СДП 1.Мотивирование к учебной деятельности. 2.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. 3.Выявление места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. 5.Реализация построенного проекта. 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8.Включение в систему знаний и повторение. 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
К О М Ф О Р Т
К - компетентность О - открытие М – мотивация Ф – фантазия О – ответственность Р – радость Т - творчество
Предварительный просмотр:
Современный урок в условиях введения ФГОС ООО
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Время и практика показали, что выпускники российских школ по уровню фактических знаний превосходят своих сверстников из большинства стран, однако при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях показывают низкие результаты. Возникает необходимость изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возрасла информированность детей;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, различных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, использовать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный подход, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог, др.;
- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать свои мысли, действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание, др.
Система дидактических принципов реализации СДП:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Стандарты выдвигают Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы в форме:
1. Личностные - Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.
2. Метапредметные - Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д
3. Предметные - Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД)
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Основные виды УУД
• личностные;
• регулятивные;
• познавательные;
• коммуникативные .
Анализ УМК с позиций возможности реализации ФГОС на уроках
УМК "Spotlight", является целостным курсом для 2-11 -х классов общеобразовательной полной средней школы. Курс соответствует современным потребностям личности и общества, реализует принцип непрерывного образования и на всех ступенях обучения гарантирует достижение результатов обучения английскому языку, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.
УМК "Spotlight ” позволяет реализовать программу развития УУД
• личностных: жизненное, личностное профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания; ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях
• регулятивных (обеспечивающих организацию учебных действий): целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка
• познавательных : общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем
• коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется
И всё же, главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт» - в переводе с английского – поддержка, укрепление. Комфорт – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. Подберите, пожалуйста, слова – ассоциации, относящиеся к современному уроку.
К О М Ф О Р Т
Так что же для нас современный урок?
Это урок – познание, открытие, ступенька к знанию и самопознанию, рост и развитие, инициативность, уверенность, потребность. Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних успех обеспечивается началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос, и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Дидактические требования к современному уроку...
Современный урок в условиях введения ФГОС
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель,а тем, что они взяли в процессе обучения....
«Типы и виды современного урока в условиях введения ФГОС II поколения.»
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. У...
Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"
О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг ...
"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...