"Положительные и отрицательные числа" - урок в 6 классе (конкурс "Учитель года - 2017" второй - очный тур)
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Предмет | Математика |
Класс | 6 |
Автор УМК | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд |
Тема урока | Положительные и отрицательные числа |
Тип урока | Повторение и обобщение знаний и способов действий |
Цели деятельности учителя | Цель урока: повторение, обобщение и систематизацию материала по темам «Координатная прямая», «Противоположные числа», «Модуль числа»; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке и взаимопроверке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Самооценка – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: развивать вычислительные навыки, формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Модуль числа, положительные и отрицательные числа. |
Ресурсы | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2012. А.С. Чесноков, К.И. Нешков / Дидактические материалы по математике для 6 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Классикс Стиль, 2012. |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, коллективная работа. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_6_kl.doc | 104.5 КБ |
urok_uchitel_goda_17.ppt | 2.3 МБ |
otsenochnyy_list.doc | 188 КБ |
d.z.dlya_uroka_uchitel_goda.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме:
«Положительные и отрицательные числа»
Предмет | Математика |
Класс | 6 |
Автор УМК | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд |
Тема урока | Положительные и отрицательные числа |
Тип урока | Повторение и обобщение знаний и способов действий |
Цели деятельности учителя | Цель урока: повторение, обобщение и систематизацию материала по темам «Координатная прямая», «Противоположные числа», «Модуль числа»; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке и взаимопроверке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Самооценка – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: развивать вычислительные навыки, формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Модуль числа, положительные и отрицательные числа. |
Ресурсы | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2012. А.С. Чесноков, К.И. Нешков / Дидактические материалы по математике для 6 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Классикс Стиль, 2012. |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, коллективная работа. |
Структура и ход урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия: личностные регулятивные, коммуникативные, познавательные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к учащимся с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки | Организует актуализацию требований к учащимся с позиций учебной деятельности, устанавливает тематические рамки. Подводит учащихся к выводу темы урока | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Эльмира Галимзяновна, сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости, надеюсь, на успешное сотрудничество и покажем нашим гостям, что дружба и поддержка учителя и ученика всегда преодолеют все преграды. -Что вы видите перед собой (2 слайд)? -Вам нравиться зима? -Зима, она какая? Пришла зима веселая -А что вы можете сказать о лете? -В чем разница между зимой и летом (3 слайд)? -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? | Отвечают на вопросы учителя, выводят тему урока «Положительные и отрицательные числа» | Уметь определять цель, планировать свою деятельность. | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, выбирать средства достижения цели.
|
II. Актуализация знаний. Цели: - создать условия для выполнения учащимися устного счета; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний | В конце урока ваши знания будут оцениваться исходя от набранных баллов в течении урока. Каждый ответ будет оцениваться в один балл. Для этого все ваши ответы будете записывать на оценочном листе (слайд 5) Первая работа «Найди ошибку» (пример заполнения первой части – 6 слайд). Каждый ответ записывается с помощью слов «ДА» или «НЕТ» Фронтальная работа по нахождению ошибки (7-16 слайд) а) -12 + 6 = -6 б) -12 - 6 = 18 в) -2 •▪ (-6) = - 12 г) 42 : (-6) = -7 д) -100 ▪• 0 = -100 е) -12 > 10 ж) -(-35) : 5 = 7 з) 0 > - 6 и) - 100 < -200 к) -1 – (- 6) = 5 Каждое выражение изучаете, если данное выражение правильное, то в таблице отмечаете «да», если выражение не правильное – «нет». | 1.В таблице отмечают правильность и неправильность выражений. 2.Меняются карточками и делают взаимопроверку по слайду (17 слайд) и отмечают правильные ответы. 18 слайд - Называют правило, на которое опирались при выполнении заданий. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (19 слайд) | Уметь выполнять разные действия между положительными и отрицательными числами, применять правило сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления положительных и отрицательных чисел | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
Физкультминутка | Под стихотворение делаем зарядку (учитель показывает) Пляшут числа на стене Очень интересно мне Минус – плюс, плюс – минус, плюс Хороши ли они на вкус? | Ученики повторяют за учителем | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других | ||
III. Применение имеющихся знаний на практике Цели: - организовать составление плана совместных действий | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. Предлагает учащимся выполнить задания | 21 слайд Решение задачи: Уровень воды в реке Лена в течение года меняется. Весной, во время паводка, он повышается на 3 метра, в течение двух недель уровень падает на 3 метра и река входит в свое русло. В летний период, в связи с повышением температуры воздуха уровень реки понижается на 1 метр. Во время осенних дождей уровень опять повышается на 2 метра, к зиме – понижается на 1 метр. Как изменился уровень воды в реке? (пара, которая первым получит правильный ответ получит 2 балла, остальные 1 балл) Проверка ответов (22 – 27 слайд) | Составляют план действий в группе. Самостоятельно. Группа выполнившая задание первым объясняет ход решения задачи. Строят высказывания, понятные для партнеров, обосновывают свое мнение | Уметь выделять существенную информацию из условия задачи, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Познавательные: анализ , сравнение, конкретизация типа задачи; составление краткой записи задачи в виде таблицы, применение алгоритма решения задачи , поиск ошибки в решении предложенной задачи. Коммуникативные: организация самоконтроля, самопроверки, Регулятивные: самоконтроль на каждом этапе урока, само регуляция в зависимости от ситуации. Личностные: формирование этических чувств, прежде всего-доброжелательности. |
IV.Самостоятельная работа. Цели: -проверка знаний; | Организует реализацию самостоятельной работы, подводящий к фиксированию знаний | 1)Выполнить самостоятельную работу (28 слайд) 1 вариант 1. Решите уравнение а) х – 12 = -15 б) 10 – 10х = -60 2. Найдите значение выражения (2,4 ∙ 10 – 34) : (-2) 2 вариант 1.Решите уравнение а) 14 - х = 5 б) 5х + 20 = -5 2. Найдите значение выражения 48 : ( -1,2∙ 10 – 4) 2)Самостоятельная проверка ответов (слайд 29) Каждый правильный ответ – 1 балл | Самостоятельно решают уравнения и находят значение выражений Проверка ответов 1 вариант 1. Решите уравнение а) х = -3 б) х = 7 2. Найдите значение выражения 5 2 вариант 1.Решите уравнение а) х = 19 б) х = -5 2. Найдите значение выражения - 6 | Уметь решать уравнения и вычислять значения данных выражений | Познавательные: анализ , сравнение, конкретизация типа задачи; Коммуникативные: организация самоконтроля, самопроверки, Регулятивные: самоконтроль Личностные: формирование этических чувств, прежде всего-доброжелательности. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности | Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Домашнее задание: карточка (приложение 1) – слайд 30 - Подведем итог работы на уроке. - Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? -Оценим нашу работу (слайд 31) 12-15 баллов – оценка «5» 9-11 балл – оценка «4» 6- 8 баллов – оценка «3» - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: 1, 2, 3 | Записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы. Обобщают знания об изученном материале. Осуществляют самооценку и сдают оценочные листы | Уметь строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в разных формах | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение 1 Домашнее задание
Уровень А
1. Сравните числа:
а) 2,8 и -2,5; б) -4,1 и -4; в) и ; г) 0 и .
2. Выполните действие:
а) 42 – 45; б) -63 : (-21); в) -8 ∙ 12; г) 17 - (-8); д) -325 : 13; е) 8 ∙ (-26);
3. Найдите значение выражения:
|-6,7| + |-3,2|;
4. Решите уравнение:
а) –х = 3,7; б) –у = -12,5;
Уровень Б
1. Выполните действие:
а) 42 – 45; б) 63 : (-21); в) -8 ∙ 12; г) 17 - (-8); д) -0,325 : 1,3; е) 0,8 ∙ (-2,6);
2. Решите уравнение:
а) х – 2,8 = -1,6; б) 1,8у = -3,69; в) х : (-2,3) = -4,6.
3. Найдите значение выражения:
|2,73|:|-2,1|;
4. Цена товара повысилась с 84р. до 109,2р. На сколько процентов повысилась цена товара?
Уровень В
1. Выполните действие:
а) -15 + 18; б) -14 ∙ (-11); в) -24 : (-6); г) . д) . е) .
2. Найдите расстояние между точками координатной прямой:
а) М(-13) и К(-7); б) В(2,6) и Т(-1,2);
3. Найдите значение выражения:
.
4. Решите уравнение а) |x - 3| = 6. б) .
Числа отрицательные, новые для нас
Лишь совсем недавно изучил наш класс,
Сразу прибавилось всем теперь мороки –
Учат-учат правила дети все уроки.
Если уж захочется очень вам сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать
К ней потом знак “минус” взять да приписать.
Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут,
Больший модуль быстро очень выбираем
Из него мы меньший модуль вычитаем.
Самое же главное – знак не позабыть!
Вы какой поставите? – мы хотим спросить
Вам секрет откроем, проще дела нет
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Пляшут числа на стене
Очень интересно мне
Минус – плюс, плюс – минус, плюс
Хороши ли они на вкус?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пример нет -100 + 20 = 80 нет
Найдите ошибку а) -12 + 6 = -6
Найдите ошибку б) -12 - 6 = 18
Найдите ошибку в) -2 (-6) = - 12
Найдите ошибку г) 42 : (-6) = - 7
Найдите ошибку д) -100 0 = -100
Найдите ошибку е) -12 > 10
Найдите ошибку ж) -(-35) : 5 = 7
Найдите ошибку з) 0 > - 6
Найдите ошибку и) - 100 < -200
Найдите ошибку к) -1 – (- 6 ) = 5
Проверим нет нет нет нет нет да да да да да
Найдите ошибку А -12 + 6 = -6 да Б -12 - 6 = 18 нет - 18 В -2 (-6) = - 12 нет 12 Г 42 : (-6) = - 7 да Д -100 0 = -100 нет 0 Е -12 > 10 нет -12 < 10 Ж -(-35) : 5 = 7 да З 0 > - 6 да И - 100 < -200 нет - 100 > -200 К -1 – (- 6 ) = 5 да
1. Чтобы сложить числа одного знака надо сложить их модули и поставить перед суммой знак, который был перед слагаемыми. 2. Чтобы сложить числа разного знака надо: • из бóльшего модуля вычесть меньший модуль; • перед полученной разностью поставить знак числа, имеющего больший модуль.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Пляшут числа на стене Очень интересно мне Минус – плюс, плюс – минус, плюс Хороши ли они на вкус?
Работа в парах Уровень воды в реке Лена в течение года меняется. Весной, во время паводка, он повышается на 3 метра, в течение двух недель уровень падает на 3 метра и река входит в свое русло. В летний период, в связи с повышением температуры воздуха уровень реки понижается на 1 метр. Во время осенних дождей уровень опять повышается на 2 метра, к зиме – понижается на 1 метр. Как изменился уровень воды в реке?
0
Весной 0 +3
Через две недели 0 -3
Летом 0 -1
Осенью 0 -1 +2 +1
Зимой 0 -1
Самостоятельная работа 1 вариант 1. Решите уравнение а) х – 12 = - 15 б) 10 – 10х = - 60 2. Найдите значение выражения (2,4 ∙ 10 – 34) : (-2) 2 вариант 1.Решите уравнение а) 14 - х = - 5 б) 5х + 20 = - 5 2. Найдите значение выражения 48 : ( -1,2∙ 10 + 4)
Самостоятельная работа 1 вариант 1. Решите уравнение а) х = -3 б) х = 7 2. Найдите значение выражения 5 2 вариант 1.Решите уравнение а) х = 19 б) х = -5 2. Найдите значение выражения - 6
Домашнее задание Уровень А – на оценку «3» Уровень Б – на оценку «4» Уровень В – на оценку «5»
Оценка за урок 12-15 баллов – оценка «5» 9-11 балл – оценка «4» 6- 8 баллов – оценка «3»
РЕФЛЕКСИЯ
Р а з м и н к а 35 : (-7) -3 + 7 -5 - 10 -25 4
В О П Р О С Ы Какие фигуры были изображены и какого цвета? Какое выражение было записано в окружности и чему равно его значение? Какое выражение было записано в фигуре синего цвета и чему равно его значение? Какие еще были выражения? Чему равны их значения?
Р а з м и н к а 35 : (-7) -3 + 7 -5 - 10 -25 4
Работа в парах Однажды бизнесмен решил посчитать: с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц ? Если: Первый человек отдал ему 1 000 000 рублей своего долга; Второму он дал в долг половину этих денег; На строительство больницы он пожертвовал 300 000 рублей; Третий вернул ему 200 000 рублей; И последняя сделка принесла ему доход 100 000 рублей.
Предварительный просмотр:
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ученика 6 класса ______________________________________________________________
1.Найдите ошибку
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к |
Количество баллов: _________
2.Работа в парах
Ответ: _________________ Количество баллов за задание: ____________
3.Самостоятельная работа
Вариант ____
- а) ответ:__________
б) ответ:____________
- ответ: ____________
4.Рефлексия
Смайлик:__________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ученика 6 класса ______________________________________________________________
1.Найдите ошибку
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к |
Количество баллов: _________
2.Работа в парах
Ответ: ____________ Количество баллов за задание: ____________
3.Самостоятельная работа
Вариант ____
- а) ответ:__________
б) ответ:____________
- ответ: ____________
4.Рефлексия
Смайлик:__________________
Предварительный просмотр:
Уровень А
1. Сравните числа:
а) 2,8 и -2,5;
б) -4,1 и -4;
в) и ;
г) 0 и .
2. Выполните действие:
а) 42 – 45; г) 17 - (-8);
б) -63 : (-21); д) -325 : 13;
в) -8 ∙ 12; е) 8 ∙ (-26);
3. Найдите значение выражения:
|-6,7| + |-3,2|;
4. Решите уравнение:
а) –х = 3,7; б) –у = -12,5;
Уровень Б
1. Выполните действие:
а) 42 – 45; г) 17 - (-8);
б) 63 : (-21); д) -0,325 : 1,3;
в) -8 ∙ 12; е) 0,8 ∙ (-2,6);
2. Решите уравнение:
а) х – 2,8 = -1,6; б) 1,8у = -3,69; в) х : (-2,3) = -4,6.
3. Найдите значение выражения:
|2,73|:|-2,1|;
4. Цена товара повысилась с 84р. до 109,2р. На сколько процентов повысилась цена товара?
Уровень В
1. Выполните действие:
а) -15 + 18; г) .
б) -14 ∙ (-11); д) .
в) -24 : (-6); е) .
2. Найдите расстояние между точками координатной прямой:
а) М(-13) и К(-7); б) В(2,6) и Т(-1,2);
3. Найдите значение выражения:
.
4. Решите уравнение а) |x - 3| = 6. б) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в сборнике "1001 идея интересного занятия с детьми", урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа" (2013 г.)
урок математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"...
Урок по теме "Положительные и отрицательные числа. Умножение положительных и отрицательных чисел" в 6 классе
Урок "Умножение положительных и отрицательных чисел" в 6 классе...
Урок математики в 6 классе. Повторение по теме "Положительные и отрицательные числа" (олимпийский урок-путешествие)
Тема урока: Повторение по теме «Положительные и отрицательные числа» Тип урока: обобщающий Форма проведения урока: урок – путешествие Оборудование урока: Маршрутная карта, карточки-зада...
Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".
Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...
Презентация к уроку математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".
Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...
Разработка урока по математике 6 класс.Действия с положительными и отрицательными числами.(урок повторение)
Продолжить флормировать представление о модуле числа, противоположных числах, понятия расстояние между точками на координатной прямой....
Урок-игра "Положительные и отрицательные числа" Лото 6 класс
Данная игра "Лото" предназначено для работы в паре на уроке математики во время закрепления темы "Действия с положительными и отрицательными числами". Для игры предлагается поле с ...