«Профилактика вредных привычек и здорового образа жизни»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Данная работа была написана в качестве контрольной работы при прохождении курсов повышения квалификации «Технологии здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования» в ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

       

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации

 и профессиональной переподготовки работников образования»

       

Кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья

Курсы повышения квалификации по теме:

«Технологии здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования»

       

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Тема «Профилактика вредных привычек и здорового образа жизни»

Вариант работы Б

слушателя: Баруткиной Александры Владимировны

зам. директора по ВР   МБОУ Лицей №15,

учителя английского языка

Москва, 2016 г.

Введение.

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [25, с. 29].

Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у человека с детства, чтобы воспитать гармонично развитую, здоровую личность. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

В основу концепции валеологического обеспечения образовательного процесса положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.

Однако сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и наличием школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, требуют создания условий для формирования здоровой личности, здоровьесберегающей образовательной среды, разработки соответствующих технологий

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах И.И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Л. Волошиной, М. П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др.

Тем не менее, проблема формирования здорового образа жизни школьников остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.

Основная часть.

Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья подростков, в частности по недопущению их приобщения к алкоголю, наркотикам, допинговым средствам, профилактика работа по предупреждению суицида.  В связи с этим мы определили основную цель профилактической работы лицея – воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни, а именно:

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся, повышение качества их жизни;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;
  • развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.

С этой целью в лицее были выработаны методы работы по реализации профилактической программы и составлен План основных мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании и План профилактической работы с трудными подростками.                  

В течение всего учебного года проводились

-  тематические классные часы согласно плану воспитательной работы классных руководителей;

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психологического развития в процессе школьного обучения;
  • создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
  • создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии и обучении;
  • психологические тренинги;
  • беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастика, «круглые столы», тестирование, диагностика, анкетирование;
  • уроки профилактической направленности;
  • выявление детей «группы риска»;
  • тесная работа  психологов, социального педагога и зам.директоров по УВР и ВР с классными руководителями; работа школьного Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности.

В этом учебном году лицей тесно сотрудничал с НИИ гигиены г.Москва, специалистами компании «Procter and Gamble», Центром Медпрофилактики г.Химки. Врачи провели беседы с учащимися на тему ЗОЖ: «Зрение», «Половые инфекции» для 8-10 классов; «О женском здоровье», «Вред курения и алкоголизма» - 6-7 классы; «О здоровье» с мальчиками 9-х классов; «Наркотические вещества» - для учащихся 7-11 классов. Главный врач центра неотложной наркологии «Профмед» г.Химки Иманбаев Эркен Мадимарович провел беседу с учащимися 9-11 классов;

        Согласно годовому плану воспитательной работы в лицее прошли   традиционные мероприятия, посвященные   Дню  здоровья  в сентябре и апреле:

- учащиеся 9-10-х классов  очень интересно и доступно, с учетом возрастных особенностей учащихся (2-10 классов), рассказали о вреде курения, о пивной зависимости, о воздействии анаболиков и астероидов на организм человека;

-  в рамках проведения Дня борьбы с туберкулёзом ребята 11А класса Шустерман Марина, Столяр Виктория, Черкасова Анастасия  (научный руководитель Исупова И.В.) многое рассказали о профилактике ряда заболеваний;

- прошли классные часы «Здоровым быть здорово!», «О бешенстве собак...»;

- спортивные состязания, такие как «Веселые старты», «Волейбол», «Футбол», «Перестрелка»;

- проведена школьная выставка За здоровый образ жизни;

- беседы о здоровом питании;

- конкурс литературных зарисовок «Мы выбираем жизнь»;

- акция «Класс свободный от курения»;

- были проведены параолимпийские и олимпийские уроки в 2 полугодии;

- проведена встреча с Никитой Кацалаповым – олимпийским чемпионом по фигурному катанию Олимпиады в Сочи – 2014;

В целях профилактики суицидального поведения детей и подростков в лицее были проведены следующие мероприятия:

        1.  В течение года классные руководители и психолог лицея провели  беседы с учащимися 1-11 классов на тему: «Развитие навыков саморегуляции и управления стрессами».

2. Классными руководителями проведен анализ пропуска уроков учащимися и оформлены служебные записки на учащихся, пропускающих занятия без уважительной причины.

3. Классным руководителям предложен список литературы для использования в работе по предотвращению детского и подросткового суицида.

4. Классные руководители  провели тематические классные часы (тематические беседы) по теме: «Противостояние негативному социальному влиянию, психологическому давлению «общественного мнения», «Предпосылки, причины и последствия пивного алкоголизма», «Ценность жизни». Проведены родительские собрания с информацией о трагических событиях, произошедших в м/р, об усилении контроля со стороны родителей за детьми при предоставлении им дома доступа в сети Интернет к сайтам, отрицательно влияющим на психическое здоровье и развитие детей, вызывающее жестокость, суицид, агрессивные и безнравственные действия.

5.  Бримова Л.А. провела анкетирование учащихся 8-9 классов «Аддиктивная склонность». Любовь Александровна провела анкетирование для раннего выявления родителями зависимости у подростков на родительских собраниях.

         6. Разработана Памятка для детей и родителей по профилактике суицидального поведения и употребления наркотических средств;

7. Совместно с социальной службой лицея, заместителем директора по ВР, школьными психологами  классными руководителями выявлены дети  «группы риска» и неблагополучные  семьи:  

            8. Социальными педагогами обследованы условия проживания детей «группы риска» и их семей;      

            - они постановлены на внутришкольный учет;        

            - составлены  Акты обследования жилищных условий детей «группы риска».

9. Заместителем директора по вопросам безопасности усилен контроль занятости учащихся, свободных от занятий, во время учебного процесса.

10. Учащиеся лицея и их родители информированы о телефонах экстренных служб, «Служб доверия»  ( в уголках классных кабинетов, дневники учащихся, стенд информации лицея).

11. Создан и функционирует ящик писем и предложений для детей и их родителей.

12.Проводится совместная работа со специалистами:                                                                              - Центра психологической помощи «Успех»;

- Центра медицинской профилактики г.Химки;

- НИИ гигиены;

- инспекции ОДН.

        13. В начале  года более 60 учащихся 9-11 классов добровольно сдали анализы на содержание наркотических средств в крови. Данное мероприятие проводилось в школах г.о.Химки ежегодно.

Были проведены беседы  с родителями и педагогами лицяе «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»:

- данный Закон был рассмотрен педагогическим коллективом на оперативном совещании и ШМО классных руководителей;

-  проведены родительские собрания в 1-11 классах с приглашением на них представителей администрации лицея для ознакомления родителей с правилами безопасности под роспись;

- проведены тематические классные часы «Закон и подросток»;

- проведены индивидуальные беседы с детьми «группы риска».

В целях предупреждения несчастных случаев на объектах железнодорожного транспорта, в лицее прошли следующие мероприятия:

        -  классные часы с разъяснительной беседой о правилах поведения учащихся вблизи железнодорожных путей и о возможных последствиях при создании аварийных ситуаций;

        - проведены родительские собрания, на которых  до сведения родителей была доведена информация  об ответственности родителей за противоправные действия детей и нахождение их без присмотра вблизи железнодорожных объектов;

- проведены встречи с представителями Транспортной полиции.

Во исполнении Федерального Законодательства «По защите детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», в лицее были проведены следующие мероприятия:

1. Оперативное совещание, на котором классным руководителям рекомендовано:    

- донести информацию до родителей о возможном доступе детей  в домашних условиях к сайтам в сети Интернет, отрицательно влияющим на их психическое здоровье и развитие, провоцирующее агрессивное и безнравственное действие со стороны детей, вызывающее проявление жестокости, сексуальные отклонения и суицид;

- усилить работу с родителями несовершеннолетних по осуществлению контроля ими за детьми при доступе их к сети Интернет в домашних условиях.        

           2.Учителя информатики предупреждены о бдительности и ответственности во время проведения  уроков и недопустимости нарушений санитарно-эпидемиологических нормативов при работе учащихся в сети Интернет в образовательном учреждении.

3.Разработана памятка классным руководителям «Семейное согласие» (правила безопасного поведения в Интернете для всей семьи).

Большую работу проводят социальные педагоги лицея по оказанию социально-педагогической помощи несовершеннолетним совместно с классными руководителями, завучами по учебной и воспитательной работе, психологической службой, Советом по профилактике правонарушений,                        в контакте с инспектором по делам несовершеннолетних и городской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и строится в соответствии утвержденным планом.

        

Спортивно-массовые мероприятия.

        Спортивно-оздоровительная работа и трудовое воспитание так же оказывает положительное влияние на формирование здорового образа жизни. Учащиеся нашего лицея были активными участниками всех школьных, городских и районных спортивных мероприятий, организованных спорткомитетом  г.о. Химки, на которых становились победителями и призерами.

1. Лёгкоатлетическое многоборье (8+8) – участниками были 5-е классы.

2. Президентские спортивные игры (плавание+лёгкая атлетика) I место – 7-8 классы.

3. Первенство по шашкам и шахматам (4 место) – 8-е классы.

4.  Первенство по волейболу среди 10-11 классов: юноши 5место,                                            девушки 6 место

5. Олимпиада по физической культуре – 7 участников.

6. Первенство по плаванию: юноши 6 место, девушки 5 место

7. «Весёлые старты» 4 классы (1 место)

8. «Весёлые старты» 5 классы (3 место)

9. Первенство по баскетболу (девушки)  2 место

10. Первенство по баскетболу (юноши) 7 место

11.«Весёлые старты» 4 классы (1 место) г. Лотошино

12. Первенство по лыжным гонкам – участвовали 12 человек, среди них одно 2 место.

13. Президентские  игры ( командное 3 место) – 20 участников.

Лёгкая атлетика: 1 место

Плавание: 1 место

Волейбол: 4 место

Стритбол: девушки ( 3 место), юноши (4 место)

14. Соревнования по боулингу 9 кл. 3 место

15. Первенство по мини-баскетболу 3 место

16. «Весёлые старты» 4 классы (7 место) г. Жуковский

17. Легкоатлетическая эстафета  3 место

18. Участие в туристическом слёте

         Многие ученики лицея серьезно занимаются спортом и посещают спортивные секции г.Химки и Москвы: плавание, футбол в ДЮСШ и на стадионе «Новатор», баскетбол в Химкинском баскетбольном центре, конный спорт на спортбазе Спартак, легкая атлетика, многоборье, фехтование и т.д.

Старшеклассники регулярно посещали спортивные соревнования по баскетболу в  Химкинском баскетбольном центре.

        В период проведения Олимпиады и Параолимпиады в Сочи в лицее были проведены классные часы, олимпийские и параолимпийские уроки, спортивные соревнования, выпущены газеты с олимпийскими и параолимпийскими новостями.

11 апреля состоялась встреча учащихся 2в, 3г, 5б, 5в, 6г, 7 в, 8 а, 8 б, 8 в, 9 а, 9 б, 10 б, 11 а, 11 б классов и ребят, которые занимаются бальными танцами в ТСК «Эволюция» на базе лицея, родителями, учителями нашего лицея с олимпийским чемпионом 2014 года по фигурному катанию Никитой Кацалаповым.  Это событие вызвало большой интерес у всей школы: малыши, среднее звено школы, старшеклассники, учителя готовились серьезно. Ребятами были найдены и прочитаны статьи в газетах, материал в интернете о достижениях пары. Некоторые выступления пары мы смогли посмотреть во время встречи и еще раз пережить волнительные, но очень радостные  моменты.  Некоторым учащимся даже посчастливилось примерить медали чемпиона! Встреча проходила в форме диалога, на которой олимпийскому чемпиону задали много вопросов. Никита рассказал о себе, своих достижениях и планах на будущее. Ученики узнали о его детстве, о том, как он стал олимпийским чемпионом, каким тяжелым трудом  досталась победа в олимпийских играх в Сочи-2014, о целой команде профессионалов, которые работали с парой.

На каникулах и в течение учебного процесса учителя  физической культуры Семагина Л.В., Кокотова С.А. организовывали школьные соревнования: весёлые старты, состязания с привлечением родителей – «Мама, папа, я – дружная семья», игры «Перестрелка», лыжные гонки, пионербол, волейбол, баскетбол, футбол, турниры по шашкам, шахматам и т.д.

В течение учебного года в блоке дополнительного образования работали спортивные секции.      

       

Название

секции

Ведомственная принадлежность

Ф.И.О.

преподавателя

Режим работы

Платно/

бесплатно

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

1

Баскетбол

Спортивная школа

Григоров В.И.

15.00-

18.00

15.00-

18.00

15.00-

18.00

б/с

2

Каратэ

Спортивный комитет «Пионер»

Яшунин С.М.

18.00-21.00

18.00-21.00

18.00-21.00

п/л

3

ОФП

МБОУ Лицей № 15

Семагина Л.В.

Кокотова С.А.

15.30-18.00

б/с

4

Волей-бол

МБОУ Лицей № 15

Семагина Л.В

Кокотова С.А.

15.30-18.00

б/с

5

Спортивные бальные танцы

МБОУ Лицей №15

Михальский Д.С., Кириллова М.Г., Павленко Н.

16.00-20.30

17.00-20.30

17.00-18.45

16.00-20.30

16.00-18.45

-

п/л

Заключение

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Элементы здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание.

Формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая образовательная среда - это организация образовательного пространства на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Здоровьесберегающая образовательная среда определяется следующими характеристиками:

  1. ·общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);
  2. ·технологии обучения;
  3. ·стиль взаимодействия участников образовательного процесса;
  4. ·двигательный режим учащихся;
  5. ·санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
  6. ·медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;
  7. ·питание.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения с помощью формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни должно проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

Правильное использование психолого-педагогических технологий с учетом составляющих формирования ЗОЖ позволяет не только решать проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья учащихся.

Список литературы

1.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2004. - 100с.

2.Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе/ И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005. -№10. - С.84-92.

3.Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье/ И. И. Брехман - М.: ФиС, 1990. - 217 с.

4.Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках / С.В. Бутова // Начальная школа.- 2006.- № 8.- С.98.

5.Вайнер Э.Н. Валеология / Э. Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2005.

6.Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства/Л. Волошина // Дошкольное воспитание.-2004. -№1. - С.114-117.

7.Дорошкевич М. П. Основы валеологии и школьной гигиены / М. П. Дорошкевич. - М., 2003. - 238 с.

8.Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология / Л. Б. Дыхан. - М. : Март, 2005. - 527 с.

9.Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.- №3.- С.52-87.

10.Казаковцева Т.С, Косолапова Т.Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях / Т.С. Казаковцева, Т.Л. Косолапова// Начальная школа.- 2006.- № 4. - С.68.

11.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа.-2005.- № 11. - С.75.

12.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В.И. Ковалько.- М.: ВАКО, 2007.- 297 с.

13.Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя /М.Г. Колесникова // Естествознание в школе.-2005.- №5.- С.52-55.

14.Львова И.М. Физкультминутки / И.М. Львова // Начальная школа.-2005.- № 10. - С.86.

15.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Мечинская - М.: Вентана-Граф, 2008.- 112 с.

16.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е.П. Митина // Начальная школа.-2006.- № 6. - С.56.

17.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы/ Ю.В. Науменко// Педагогика.-2005.- №6. - С.37-44.

18.Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе / Л.В. Нестерова // Начальная школа.-2005, -№ 11.- С.78.

19.Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста / Т.Л. Ощепкова // Начальная школа.-2006, -№ 8.- С.90.

20.Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе/ К. Петров // Воспитание школьников.-2005, -№2.- С.19-22.

21.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2002.- 121с.

22.Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика/Н.В. Тверская // Образование в современной школе.-2005, -№2. -С.40-44.

23.Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования /Т.М. Чурекова, Н.Г. Блинова, А.В. Сапего // Валеология.-2004, - №4. - С.67-70.

24.Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л.Л. Шевченко // Начальная школа.-2006,- № 8. - С.89.

25.Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни/ В. Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С. 79 - 79.

Электронные ресурсы

26. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. [Электронный ресурс] / М.Павлова.- Режим доступа к ст.: http://health.best-host.ru - заглавие с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование привычки к здоровому образу жизни через занятия физической культурой.

Роль физической культуры в формировании привычки к здоровому образу жизни....

Профилактика вредных привычек.Давайте жить! Давайте жизнью дорожить!

Данную презентацию можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях по ЗОЖ....

"Нет - вредным привычкам, да - здоровому образу жизни"

пропаганда здорового образа жизни...

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

Памятка для родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни....

Система работы школы по правовому воспитанию, по профилактике вредных привычек, формированию здорового образа жизни.»

Система работы школы по правовому воспитанию, по профилактике вредных привычек, формированию здорового образа жизни.»...

Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья...