эссе "Профессия-учитель"
статья по теме

Пронина Лариса Александровна

ЭССЕ «Профессия – учитель»

Многому я научилась у своих наставников, 
ещё более – у своих товарищей, 
но более всего – у своих учеников. 
Талмуд

 

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Профессия – учитель»

Многому я научилась у своих наставников, 
ещё более – у своих товарищей, 
но более всего – у своих учеников. 
Талмуд

        Много есть профессий на Земле, профессий разных: интересных и однообразных, престижных и не очень, сложных и простых, опасных и обычных, востребованных и рутинных.

Кем быть? Этот вопрос рано или поздно задаёт себе каждый человек. Путь человека начинается с детской мечты. Я всегда знала, что стану учителем. Другой профессии в своём будущем я даже не представляла. Выбор профессии, как и все начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. Мне повезло, что  в выборе профессии мне помогли мои учителя. Они были для меня идеалом доброты, справедливости, требовательности, мудрости. Я стремилась быть на них похожей во всём. Они учили меня познавать мир, искать свое место в нем.  

И сейчас, по истечении более 25 лет работы в школе, я точно могу сказать: мой выбор сделан правильно. Я – учитель, учитель математики маленькой сельской школы, который всю жизнь работает с числами, формулами, теоремами.

Говорят, если хочешь, чтобы тебе понравился человек, найди в нем сходства с собой, а еще - возлюби ближнего, как самого себя. В каждом ребенке я вижу себя и поэтому люблю детей. Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Считаю, что роль учителя не указывать дорогу, а помогать ребенку идти своим путем. Я стараюсь не давать детям готовых знаний, а помогаю добыть их самостоятельно, используя различные источники информации.

Я вижу в каждом ребенке личность, ведь человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Академик, профессор Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка- процесс внутренний, он обусловлен становлением самосознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его личностного саморазвития». Опыт моей работы подтверждает, что образование и воспитание должны быть природосообразным и человекоцентричным.    С годами я поняла, что в ученике необходимо признать творца, равного учителю. И важно, чтобы мой ученик знал об этом признании. Возможно, тогда его зависимость от учителя заменится отношением равенства и свободы, и именно тогда все начнется меняться само по себе.

Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?». Мне также близко мнение Ж.Ж. Руссо об авторитарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял: пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда- нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом.  Он не будет уже рассуждать; он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить-вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому я решила образовательные традиции связать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое развитие детей разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивного»-посредством преподавания перейти к «учению активному»- посредством собственного опыта. Чтобы действовать эффективно, следую правилам:

- всегда работать творчески;

-помогать детям действовать самостоятельно, независимо;

-избегать прямых инструкций;

-не сдерживать инициативу детей;

-не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

-не спешить с вынесением оценочных суждений;

-помогать детям учиться управлять процессом самообразования;

-ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты;

-учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;

- помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем;

-учить детей анализу, синтезу, классификации информации;

-поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

-научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;

Итак, ученик - творец, он получает право на свободный поиск, который не всегда должен заканчиваться удачей. Он получает право на самооценку, самое ответственное, самое серьезное, самое трудное право. У него исчезает страх перед выбором, хотя остается ответственность за выбор, которая теперь возложена на него, но не снята с учителя.

На моих уроках дети любят работать в малых группах. Такая работа, в отличие от фронтальной, позволяет использовать их уникальные способности, дает им возможность самореализоваться. Очень важным является момент представления группе, пусть еще не совершенных мыслей. Когда ты начинаешь говорить, обращаться не к самому себе, а к кому-то, когда видишь глаза собеседника, ощущаешь его интерес, внимание, то поистине осознаешь, как твоя мысль рождается в слове, а оценкой является реакция друзей- одноклассников. После нее становится ясно - высказал что-то не то, молниеносно начинаешь поиск нового пути, или твоя идея принята и начата ее разработка. Работа в группах идет без нажима, без страха ошибиться, без расчета на поощрение со стороны учителя и без наказания. У ребенка возникает потребность в познании, желании учиться, находить и делиться находками с другими.

        Учитель сегодня - каков он? Я считаю, главные профессиональные  ценности современного педагога – это постоянное самосовершенствование, интерес к инновационным технологиям, оригинальность мышления, смелость в поисках решений нестандартных задач. Успешность современного учителя зависит не только от того, насколько педагог владеет предметом и методами работы, но и от личности самого учителя: его культуры, общих знаний, искренности, компетентности, объективности, умения найти подход к ребенку.

        Я часто задумываюсь: «А какой меня хотят видеть дети?» Детям интересны ищущие собеседники, они сами меняются в каждое мгновение и от меня ждут того же. Они хотят видеть во мне помощника, а не «ошибкоискателя».  Они ждут понимания, хотят, чтобы рядом с ними был человек творческий, который не станет торопить, не будет заставлять жить, действовать и думать так же, как он сам.

      Я часто выполняю работу вместе с детьми, а когда сомневаюсь, могу попросить их оказать мне помощь. И я, и дети – мы не перестаем удивляться открытиям друг друга.

Каждый человек вольно или невольно, сам или с помощью других выбирает свой путь в жизни. И хочет того или не хочет-отвечает за свой выбор перед собой. Я не сожалею о выбранном мною пути. Я-учитель! Я нашла школу, в которой живет моя идея, воплощенная в творчество, а дети учатся думать и любить.

     Сейчас мы все переживаем достаточно трудное время. Работа учителя становится все менее привлекательной. Это очень тяжелый труд. Почему же я работаю в школе? Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать как с каждым уроком мои ребята все увереннее и увереннее общаются с «царицей наук». Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. И вообще, математика – это полет мысли, полет фантазии. С годами, с опытом работы моя деятельность все больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. И за это – спасибо вам, мои ученики! 
  Звенит звонок, окончен рабочий день, а завтра снова урок. Сколько будет еще этих звонков и уроков в моей судьбе? Знаю лишь одно, что мое призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь к математике и радость общения! 

        Хороший учитель учится всю жизнь. Я верю, что лучший мой урок – впереди, а продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю, станет ли мой урок для детей уроком Веры, Добра, Справедливости, Чести, Профессионализма? Поэтому я иду вперёд, к своей детской мечте!

       Я надеюсь, что все мои ученики тоже смогут выбрать свой жизненный путь, и их выбор поможет изменить этот мир к лучшему.