Проект "Поиск выхода из трудной ситуации"
проект (5 класс) на тему

Антоненкова Ирина

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_poisk_vyhoda_iz_trudnoy_situatsii.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Ярцево

2014 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Я растерялся. Я справился. Поиск выхода из трудной ситуации».
  2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: активизация эмоциональных состояний, способности адекватно фиксировать нюансы переживаний; обучение детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно.
  3. ЦЕЛИ ПРОЕКТА:  
  • обучение детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;
  • знакомство детей с «позитивным переформулированием», как способом изменения отношения к ситуации;
  • содействие  процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха;
  • создание доверительной обстановки, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя и не боялся ошибок.

4. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • активизация эмоциональных состояний обучающихся, способности адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах;
  • обеспечение обратной связи, обучение детей возможности получения знаний о себе, благодаря другим участникам;
  • формирование социальной рефлексии, умения осознавать и выражать свои чувства и эмоции;
  • развитие речи: способности говорить точно, кратко, по существу, расширение словарного запаса обучающихся.
  1. ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОЕКТА: обучающиеся
  2. ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ:  6-7 лет.
  3. РУКОВОДИТЕЛЬ И АВТОР ПРОЕКТА: педагог
  4. ТИП ПРОЕКТА:
  • практико-ориентированный (нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни группы);
  • культурологический ();
  • со скрытой координацией;
  • групповой;
  • монопредметный;
  • непродолжительный;
  • в рамках группы.
  1. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:
  • анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
  • чтение художественной и познавательной литературы;
  • рассматривание иллюстраций; просмотр видеоматериалов;
  • ситуации занимательности:
  • программированные упражнения
  • создание ситуации успеха в учении
  • анализ проблемных ситуаций («Прими решение» т.п.)
  • беседа, информация от взрослых;
  • рассказ из личного опыта;
  • систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.
  1. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: реферат.
  2.  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, НА БАЗЕ КОТОРОГО ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПРОЕКТ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества».
  3.  ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:
  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего       дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  2. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород г. 2011г.
  3. Богатырёва Т.Л. Практическому психологу. Цикл занятий с подростками 10-  12 лет. Москва 2010г.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-М.:Просвещение, 1984
  6. Захаров В.П. Социально-психологический тренинг. Л., 1989г.
  7. Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.
  8. Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2011г.
  9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 2012г.
  10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 2009г.
  11. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль: Академия развития, 2011.
  12. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 2012г.
  13. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.-М.: Владос, 2010г.
  14. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.-Минск: Гамма, 2012.
  15. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.
  16. Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.-М.: Детство-Пресс, 1998.

Интернет-ресурсы:

  1. ГЛОССАРИЙ:

Позитивное переформулирование – ударение на позитивные аспекты, тем самым изменяя способ восприятия самого себя или ситуации.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей – ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.

Шкала (от лат. «лестница») измерительный инструмент в психологических тестах.

Графический тест – тесты, рассчитанные на решение поставленных задач (например, изображение тенденций, изменений, различных фаз процесса или другого взаимосвязей) в форме графиков или же отображение ответа на графическом изображении.

Саморегуляция – (от лат. «приводить в порядок, налаживать») – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическое саморегуляция выражает специфику реализации её психических средств, отражение и моделирование действительности, в том числе рефлексии субъекта.

  1.  КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:

Цель:

  • обучение детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;
  • знакомство детей с «позитивным переформулированием», как способом изменения отношения к ситуации;
  • содействие  процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха;
  • создание доверительной обстановки, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя и не боялся ошибок.

Актуальность:

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкать  к новому коллективу, новым требованиям, повседневным обязанностям.

Обязанность психологии ребенка старшего дошкольного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в жизни ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая всё новые субъективные трудности.

Данный комплекс занятий направлен на решение этих задач.

По одной теме проводятся три занятия. Они строятся в следующей последовательности: введение понятия, отработка и закрепление навыка.

Сюжеты историй объединяет игровой персонаж – мамонтёнок Дима. Дети преодолевают возникающие проблемы и усваивают приёмы саморегуляции вместе с ним. У персонажа был реальный прототип – мамонтёнок, которого нашли в Якутии и назвали Дима. В настоящее время он находится в зоологическом музее в Санкт-Петербурге.

Продолжительность занятия около 40 минут, количество обучающихся в группе -  около 10 человек.

Гипотеза: если проводить с ребенком коррекционно-развивающую работу  по обучению детей поиска выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно, то эмоционально-психологическое состояние ребенка старшего дошкольного возраста  будет благополучным.

Объект: коррекционно-развивающая работа по обучению детей поиска выхода из  трудной ситуации, изменить которую невозможно.

Предмет: обучающиеся старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта: 6 занятий.

Содержание:

Занятие 1.

Поиск выхода из трудной ситуации.

Цели:

        - научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;

        - ознакомить детей с «позитивным переформулированием» как способом изменения отношения к ситуации.

Материалы:                                                                                        

- мягкая  игрушка – мамонтенок Дима;

        - текст рассказа «Вот если бы все было не так…»;

        - плакаты «Такие мысли всегда помогут мне», «Такие мысли мне мешают».

Ход занятия.

Работа с текстом.

Я зачитываю фрагмент рассказа «Вот если бы все было не так…». Мамонтенок Дима был очень удивлен, что можно прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг его научит.

- Итак, ты Дима грустишь из-за того, что твой папа не живет с Вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом. Ты не можешь это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом. Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые.

Дима был удивлен:

- Как это – только светлые? – спросил он.

-Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, - Друг наклонился и сорвал два цветка.

- Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил («вот ели бы все было по-другому…»). Теперь ты говори так: «Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями».

Дима сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

- Неужели это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Степана.

- Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше. Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

- О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

2. Обсуждение.

            После обсуждения рассказа я говорю детям о том, что у каждого в жизни бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях. Вместе с детьми приходим к выводу – мы не можем изменить ситуацию, но можем сами выбирать, о чем думать, и как думать.

 3. Учим  правило.

Для иллюстрации возможности выбора я прошу детей вспомнить, как они собирают цветы на лугу (срывают только те, что им нравятся). И выводим правило: «Мысли нужно выбирать, как цветы, выбирай только красивые (положительные)». Затем я показываю два цветка, один из которых будет называться «Даже если…», а другой – «В любом случае…».

Упражнение «Даже если…» - «В любом случае…».

Дети распределяются на группы по трое.  Группы выполняют упражнение по очереди. Первый ученик произносит название первого цветка: «Даже если…», второй продолжает фразу, называя проблему: «…мне плохо, я невезучий, у меня нет папы…», третий называет второй цветок: «В любом случае…», я заканчиваю: «…я что-нибудь придумаю, но плакать и грустить не буду, это бесполезно».

Каждая следующая группа должна предложить новую, еще не названную проблему. Упражнение проводится до тех пор, пока в нем не примут участие все дети. После этого я подвожу детей к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать по-другому.

4. Домашнее задание.

Нарисовать два цветка и потренироваться при помощи фраз «Даже если…» и «В любом случае…» изменять свое настроение, искать выход из сложившейся  сложной ситуации.

 Занятие 2.

Цель:

- закрепить умение менять отношение к трудной ситуации.

Материалы:

- мягкая игрушка – мамонтенок Дима;

- две баночки с надписями: «Я справился», «Я не справился»;

- фишки;

- текст рассказа «Я не могу этого вынести!» (начало).

Ход занятия.

1. Повторение.

Вместе с детьми рассматриваем рисунки цветков, выполненные дома. Вспоминаем, как меняли свое отношение к трудной ситуации при помощи цветов и фраз «Даже если…» и «В любом случае…».

2. Работа с текстом.

Педагог-психолог читает начало рассказа «Я не могу этого вынести!».

Однажды Степан пришел в гости к Диме, который только что вернулся с прогулки. Дима был в ярости. Когда Друг вошел к нему в пещеру, то услышал, как он кричал: «Я не могу этого вынести!».

- Чего ты не можешь вынести? – спросил Степан.

- Я не могу вынести, когда другие мамонты корчат мне рожи и дразнят меня! Они выводят меня из себя!!!

- Успокойся, Дима, - сказал Друг, ты сейчас очень рассержен, и мы не сможем поговорить, если ты не успокоишься. Мы что-нибудь обязательно придумаем, когда ты сможешь спокойно все объяснить. Я тоже не люблю, когда меня дразнят.

- О, Степан, как обидно, когда другие корчат мне рожи и обзывают меня! Мой светлый ум куда-то прячется от обиды, а темные мысли прыгают в голове, как хищники.

- Дима, разве от тебя зависит, что говорят и делают другие мамонты? Разве можешь ты заставить их думать и действовать по-другому?

- Конечно, нет, - ответил Дима, - это же их мысли и их действия.

- Но ты забыл, Дима, что у тебя есть что-то, что ты можешь изменять, если захочешь. Что это, Дима?

- Да-да, я помню – это мои мысли, но поверь, что когда ты слышишь, как тебя обзывают, то трудно думать в этот момент о чем-то хорошем.

Друг улыбнулся, его глаза заблестели озорными искорками:

- Ты совсем забыл, Дима, что у тебя есть еще и блестящие мысли. Это как раз то, что тебе нужно сейчас! Светлые и блестящие мысли могут очень многое.

Дима и друг стали что-то придумывать, постоянно перешептываясь и хихикая. О чем они шептались, могли слышать разве что бабочки  да луговые цветы. Было заметно, что им весело и что они что-то придумали. Это был план!

     3. Обсуждение.

После того, как дети прослушали рассказ, ведущий просит их ответить на вопрос: «Как помочь Диме найти выход из этой ситуации?» Обсуждаются все предложенные детьми варианты.

Упражнение «Я справился!»

Я предлагаю детям различные ситуации, например: «Тебя дразнят», «Друг не пригласил тебя на день рождения», «Тебе не купили понравившуюся игрушку» и т. д. Дети предлагают свои способы действий, которые затем обсуждаются  всеми остальными. Если ребенку, предложившему свой вариант, удалось, по мнению остальных, справиться с ситуацией, то он бросает  фишку в баночку «Я справился», если нет – в баночку «Я не справился».

4. Графический тест на исследование самооценки.

- Ребята! У вас в руках лист, где изображены разные геометрические фигуры. Это основа для следующих заданий. Я буду последовательно зачитывать каждое задание, постарайтесь быстро и точно их выполнять, ничего не пропуская.

Первое задание. Вы видите восемь кружков, нарисованных в ряд, они условно обозначают ваших друзей, знакомых, родных и вас. Пометьте крестиком свое место среди них.

Второе задание. Вершинами изображенного треугольника являются кружки с крестиком, обозначающие других людей (родителей, учителей, друзей). Разместите кружок, обозначенный «Я».

Третье задание. У вас есть два кружка, обозначающих ваше «Я» и вашего друга. Разместите эти кружки внутри нарисованного большого круга.

Четвертое задание. Вы видите четыре кружка, один из которых заштрихован. Он обозначает самого значимого для вас человека. Пометьте крестиком: «где вы».

Пятое задание. Нарисуйте в любом месте отчерченной части листа два кружочка, обозначающих вас и вашего друга или близкого человека.

5. Домашнее задание.

Прошу детей подумать вместе с родителями, как помочь Диме выйти из трудной ситуации, а также приготовить дома баночки или коробочки с надписями «Я справился», «Я не справился» и опускать в них фишки (пуговки, бусинки): в случае победы над сложной ситуацией – в первую баночку, в случае неудачи – во вторую.

Занятие 3.

Цель:

- дать представление о связи между мыслями и поведением.

Материалы:

- мягкая игрушка – мамонтенок Дима;

- текст рассказа «Я не могу этого вынести!» (окончание);

- баночка с надписью «Я справился»;

- фишки.

Ход занятия.

Повторение.

Дети приводят примеры трудных ситуаций, из которых они смогли выйти с помощью приобретенных навыков. Я спрашиваю у детей, удалось ли им разгадать   план Димы. Дети предлагают различные варианты поведения Димы в сложившейся ситуации:

- дразнить обидчиков;

- пожаловаться взрослым;

- наказать, обратившись к друзьям постарше;

- не обращать внимания.

Я вместе с детьми разбираю каждый предложенный вариант.

2. Работа с текстом.

Я читаю окончание рассказа «Я не могу этого вынести!».

На следующий день Дима снова вышел погулять к другим мамонтам. Самый большой из них, мамонт по имени Боден, который часто задирался и обижал других, вышел вперед и начал обзывать Диму и корчить ему рожи. Обычно Дима старался спрятаться, но только не на этот раз. Он уже хорошо потренировался, поэтому уверенно подошел прямо к обидчику и спокойным, но громким голосом сказал: «Послушай, это же твои глаза, твой рот и твой нос. Все принадлежит тебе, и ты можешь использовать их как угодно: кривляться, гримасничать. Но есть один недостаток, который нужно исправить: твои уши не участвуют в этом деле, хотя они имеют полное право на это. Мне кажется, что ты должен шевелить ушами, когда корчишь рожу». Сказав это, Дима повернулся и ушел, оставив остывшего в изумлении Бодена и всю его компанию.

Позднее Дима и Друг обсуждали произошедшие события.

- Как ты думаешь, перестанет теперь Боден строить тебе рожи и обзывать тебя? – спросил Друг.

- Может быть, перестанет, а может, - нет, ответил Дима. – Это его право, но я уже больше не собираюсь убегать и плакать из-за этого.

- Что же ты будешь делать, если он снова начнет дразниться?

- Я напомню ему про уши, хихикнув, ответил Дима.

Каждый раз, как только Боден начинал дразнить Диму, он был готов ответить ему. В первый день после своей победы, когда Боден попытался снова дразнить его, Дима сказал, что Бодену нужно еще потренироваться шевелить ушами. На второй день он повторил, что нужно еще долго тренироваться. На третий день он воскликнул, всплеснув руками: «О! Ты никогда не научишься!»

И задира Боден, не выдержав, убежал. Он был страшно зол. Вбежав в свою пещеру, он закричал: «Я не могу этого вынести!». Боден топал ногами так сильно, что когда его брат вошел в пещеру, он очень удивился и спросил:

- Что с тобой? Кто тебя так разозлил?

- Я не могу больше терпеть того, что этот маленький Дима не реагирует на мои оскорбления и даже смеется надо мной! Ему безразлично, что я строю рожи, он говорит, что если это мое лицо, то я могу с ним делать все, что захочу. Он даже советует мне, как строить рожи получше, и говорит, что нужно еще и шевелить ушами!

  - Да! Ты здорово разозлился! Что же ты теперь будешь делать? – спросил брат.

- Я поищу кого-нибудь другого, кому можно строить рожи и кого легко вывести из себя.

На следующее утро Дима проснулся в прекрасном настроении и был полон сил и энергии. Он чувствовал себя повзрослевшим. Еще недавно было столько всего, чего он не мог вынести, а сейчас он понимал и ощущал, что сможет выдержать многое, и это было замечательное чувство.

Дима знал, что в этом ему помогают его блестящие светлые мысли. Он улыбался, думая об этом. Все чаще он стал замечать, что его мысли и чувства соответствуют друг другу.

3.Обсуждение.

*Что помогло Диме справиться с трудной ситуацией?

*Как он научился действовать?

*Какие мысли использовал Дима?

*Что еще понадобилось Диме, чтобы научиться так вести себя (смелость, уверенность, юмор)?

4. Игра «Я справлюсь».

Я предлагаю детям различные ситуации. Тот, кто считает, что может справиться, - поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода из предложенной ситуации, прячет руки за спину.

Можно предложить следующие варианты: тебя дразнят; у тебя отобрали любимую игрушку; тебе не разрешают смотреть телевизор; тебе не подарили обещанный подарок; друг обиделся; ты поссорился с братом или с сестрой и т.д.

Идет обсуждение. Ребята рассказывают, как будут себя вести в этих ситуациях. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в баночку «Я справился».

5. Тест на определение самооценки (Дембо-Рубинштейна).

- Вы видите четыре вертикальные шкалы, каждая из которых состоит из 10 делений.

Верх каждой шкалы, обозначенный цифрой 10, будет соответствовать вашему представлению об идеальном человеке. Низ каждой шкалы, обозначенный нулем, будет означать полное несоответствие вашему представлению об идеальном человеке.

А теперь (внимание!) пометьте крестиком:

* на первой шкале – где вы поставили бы себя?

* на второй шкале – куда бы вас поместили друзья?

* на третьей шкале – пройдет двадцать лет…где вы будете находиться?

* на четвертой шкале – если бы все ваши требования и желания были удовлетворены, где бы вы находились?

Когда все дети закончат выполнение заданий, я собираю заполненные бланки и приглашаю ребят в круг в центр зала.

4. Заключительный круг (В руках у меня мяч).

Я, обращаясь к детям, прошу их поочередно сказать о том, что не понравилось им в занятии, и было ли что-то, что не понравилось, и передает мяч ближайшему участнику справа от себя. Он отвечает первым. Далее мяч передается по кругу, чтобы дать возможность высказаться каждому. Я благодарю всех за работу и прощаюсь до новой встречи.

Занятие 4.

Как делать выбор?

Цели:

-ознакомить детей с понятием «выбор»;

- учить детей прогнозировать ситуацию.

Материалы:

- мягкая игрушка – мамонтенок Дима;

- рассказ «Дима выбирает» (начало);

- плакат «Дима выбирает».

Ход занятия.

Работа с текстом «Дима выбирает» (начало).

Однажды вечером Дима лежал у камина. Ему было тепло и удобно.

- Дима, - позвала его мама, - ты уже сделал уроки?

- Еще нет, - отозвался. Он решил взяться за уроки через минуту. «Но сначала я подложу дров огонь», - подумал он. Кинув в огонь последнее полено, он опять вспомнил про уроки, но, услышав голос младшего брата, решил, что тому скучно одному, и пошел немного с ним поиграть. Через некоторое время он, наконец-то, сел за уроки. Он взял в руки карандаш и решил его поточить. «Конечно, у меня есть другой, хорошо заточенный карандаш, но пусть этот будет запасным», - подумал Дима. Когда он закончил точить карандаш, то услышал голос мамы:

- Уже поздно, пора спать!

И Дима отправился спать.

На следующий день учительница собирала тетради с домашним заданием.

- Дима, где твоя тетрадь? – спросила учительница.

Он опустил глаза и ответил:

- Я забыл ее, то есть я хочу сказать, что мне надо было следить за огнем, потом я приносил дрова, а еще моему брату было скучно, и я играл с ним, а когда сел делать уроки, мне понадобилось поточить карандаш. Я помнил про уроки, но делать их было уже поздно, поэтому я не виноват…

2. Обсуждение.

Ребята отвечают на следующие вопросы:

*Что выбрал Дима вместо уроков?

* Сколько раз он выбирал вместо уроков что-то другое?

*Что было для него важнее: уроки или дрова; уроки или карандаши; уроки или игра с братом?

*Что такое выбор?

*Что произойдет в школе?

*Пожалеет ли Дима о своем выборе?

*О чем ему нужно было подумать, чтобы сделать правильный выбор?

*Какую отметку получит Дима за домашнее задание?

В процессе обсуждения я должна подвести детей к пониманию того, что, выбирая, надо, прежде всего, подумать, что будет потом.

После обсуждения я показываю плакат «Дима выбирает».

Необходимо ответить на вопрос: «Какие мысли помогут Диме сделать правильный выбор?»

Учим правило.

Я предлагаю детям записать в тетрадях правило: «Выбирая, думай, что будет потом».

Затем задаю вопросы:

*Подумайте, что будет потом, если…

- не беречь игрушки, книги?

- дергать за хвост собаку?

-не выполнять домашнее задание?

- не обижать других?

-а можно ли этого избежать?

4. Графический тест «Моя семья».

5. Домашнее задание.

Я предлагаю детям ответить на вопрос: «Часто ли приходится делать выбор?» и вспомнить о таких жизненных ситуациях. Я благодарю детей за занятие и прощаюсь с ними.

Занятие 5.

Цель:

- ознакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.

Материалы:

- мягкая игрушка – мамонтенок Дима;

- атрибуты для игры «Магазин» (книги, игрушки и т.д.);

- текст рассказа «Дима выбирает» (окончание).

Ход занятия.

1. Повторение.

Я начинаю занятие с вопросов:

-Приходилось ли вам за эти дни делать выбор хоть один раз?

- Как сделать правильный выбор? (То, что выбрали).

- А сейчас давайте вернемся к нашей истории про мамонтенка Диму.

2. Работа с текстом «Дима выбирает» (окончание).

- Я прочитаю вам текст. А вы внимательно слушайте и постарайтесь поставить себя на место мамонтенка.

- На уроке. Перед самой переменой учительница поставила на парту перед Димой коробку.

- Дима, - сказала она, - кто-то в нашем классе сделал выбор – не делать уроки дома, и он должен будет остаться сделать их на перемене. Подумай, кто это? Напиши его имя на листке и опусти листок в коробку.

Диме совсем не хотелось признавать свою вину. Оставаться на перемене и делать уроки, когда все весело играют и отдыхают. Он начал думать о хорошем: о летних каникулах, праздничной ярмарке.

Он вспомнил, как на летней ярмарке он участвовал в лотерее, где нужно было угадать, под какой из чашек спрятаны ягоды. Он выбрал чашку правильно и получил приз – целую горсть вкусных ягод. Вспомнив об этом сейчас, Дима понял, что это был его выбор, а  ведь ты всегда получаешь то, что выбираешь.

«Я был единственным, кто не сделал уроки дома, это был мой выбор. Значит, работать во время перемены должен я», - подумал Дима. Он написал на листке бумаги свое имя, опустил в коробку и принялся делать уроки.

3. Обсуждение.

А теперь давайте проанализируем ситуацию и подумаем вместе с главным героем истории.

- Как, по вашему мнению, Дима понял, что ему надо отвечать за свой выбор?

- Что он получил?

- Как бы вы поступили на его месте?

- Вместе мы приходим к выводу, что мы всегда получаем то, что выбрали. Давайте крупными буквами запишем это правило на доске: «Мы всегда получаем то, что выбираем».

- А сейчас, чтобы закрепить это правило, поиграем в игру «Магазин». В магазине, как вам известно, есть продавец и покупатели. Кто будет продавцом, мы сейчас решим все вместе. На столе лежат геометрические фигурки, перевернутые обратной стороной. Каждый из вас должен вытащить любую фигурку, у кого оказалась она желтого цвета, тот и будет продавцом. Итак, на прилавке магазина есть книги, игрушки, карандаши,  фломастеры, часы, сладости… ваша задача выбрать любую вещь и купить ее. А плата за вещь будет ваше объяснение выбора покупки.

- А сейчас наш магазин закрывается на обеденный перерыв. А у нас с вами другая, не менее интересная игра, называется «Что изменилось?». Объясняю правила игры: на столе перед вами лежат 10 предметов. Называем вместе со мной: «Карандаши, фломастеры, игрушка мамонтенка, часы, сумка, флажок, мячик, платок, альбом, точилка». Ваша задача: по моей команде закрываем глаза, затем по моей команде – хлопок в ладоши, открываем глаза. Вам нужно увидеть, что изменилось на столе? Возможно, пропала какая-то вещь или поменялись местами. Понятны правила игры? Итак, начинаем играть.

4. Заключительный круг.

- На этом наше занятие подходит к концу, спасибо за работу, а домашнее задание вам такое – подумайте над вопросом: «Помогают ли светлые мысли делать выбор?». До свидания, ребята.

Занятие 6.

Трудное слово «Нет!»

Цели:

- учить детей говорить «Нет!»;

- помочь детям осознать ответственность за свой выбор.

Материалы:

- мягкая игрушка – мамонтенок Дима;

- текст рассказа «Когда трудно сказать «Нет!».

Ход занятия.

1. Повторение.

- Здравствуйте, ребята! Вы помните, чем мы занимались на предыдущем занятии?

- Я вам давала домашнее задание, подумать над вопросом: «Помогают ли светлые мысли делать выбор?»

- Кому-то из вас удалось хотя бы раз  добиться успеха? Расскажите об этом, используя те знания, которые вы получили на наших занятиях.

2. Работа с текстом «Когда трудно сказать «Нет!»

- Хотите узнать, чем закончилась история о мамонтенке Диме?

- Тогда слушаем продолжение истории.

- Когда Дима был маленьким, он очень любил говорить слово «Нет!». Его спрашивали: «Ты вымыл руки?»

- «Нет!», - отвечал Дима.

- «Ты любишь кашу?», - «Нет!»

- «Ты убрал комнату?» опять «Нет!».

Когда Дима подрос, он по-прежнему легко мог сказать «Нет!», если ему предлагали что-то невкусное или заставляли делать уроки и не смотреть долго телевизор.

Но он заметил, что все чаще ему стало трудно говорить «Нет!». Это случалось тогда, когда приятели звали Диму делать что-то, что было по его мнению, опасно, вредно и нехорошо. Если в таких случаях он не мог сказать «Нет!», то потом чувствовал себя очень плохо. Что-то мешало ему сказать «Нет!». Это были мысли: «Если я скажу «Нет!», то я кого-то обижу, то со мной не будут играть, то меня будут считать трусом»

. Эти мысли так надоели Диме, что однажды он не выдержал и все рассказал Другу:

- Я понимаю, откуда идут эти мысли – это мой страх. Я не могу сказать «Нет!» из-за страха и очень злюсь на себя за это. Эти темные мысли управляют моим поведением, портят мое настроение и мешают мне. Я хотел бы знать, смогу ли я сам с этим справиться?

 3.Обсуждение.

  • Как вы считает, что мешало Диме сказать «Нет!»?
  • Подумайте, как бы вы поступили на месте Димы?
  • Бывают ли у вас в жизни ситуации, когда вам трудно сказать «Нет!»
  • Что можно посоветовать Диме?
  • Зачем нужно научиться говорить «Нет!», даже, когда это

нелегко?

- А сейчас поиграем в игру: я задаю вам вопросы, на которые легко ответить «Нет!»:

- Вам хотелось бы спать в ледяном доме?

Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и никогда не выходить на улицу?

- Вы любите горькую пищу?

- Вы любите, когда вам ставят двойки?

- Вы любите, когда на вас кричат и ругаются?

- Вы хотели бы никогда не смотреть телевизор?

- Просто ли вам говорить «Нет!» Почему?

- На эти вопросы легко было отвечать «Нет!», а есть еще вопросы,…. На которые тяжело  ответить отказом и сказать «Нет», даже близким и дорогим людям. А сейчас мы с вами перечислим ситуации, в которых бывает нелегко отказаться, когда предлагают:

- обидеть кого-то,

- сказать кому-то неправду,

- съесть мороженое, когда болит горло,

- покататься на машине с незнакомым человеком.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- что мешает нам быть решительным и сказать твердое «Нет!»?

- что может произойти, если не сказать «Нет!»?

- Поможет ли вам тренировка сделать выбор и сказать «Нет!», когда это необходимо?

В результате обсуждения мы приходим к выводу, что если вовремя не сказать «Нет!», то это может привести к печальным последствиям, и каждый из нас за это в ответе. Сейчас мы запишем правило: «Если вовремя не сказать «Нет!», то это может привести к печальным последствиям, и каждый из нас за это в ответе».

4. Диагностика личностных особенностей с помощью методики «Незаконченные предложения» Сакса и Леви (В сокращенном варианте).

5. Домашнее задание.

- Для того, чтобы вы закрепили умение говорить «Нет!» в сложных ситуациях я вам предлагаю домашнее задание: Запишите в тетради ситуации, когда вы сказали «Нет!» и преодолели свое желание сказать «Да!».

- А сейчас я прощаюсь с вами, до новых встреч!

 

Полученные результаты:

результатами реализации проекта стали следующие выводы:

  • гипотеза о том, что если проводить коррекционно-развивающую работу  по обучению детей поиска выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно, то эмоционально-психологическое состояние ребенка старшего дошкольного возраста  будет благополучным  – подтвердилась;
  • результаты исследования имеют практическое значение: овладение детьми разнообразными способами  выхода из трудных ситуаций,  умение делать выбор и прогнозировать ситуацию, умение говорить «нет», умение осознавать ответственность за свой выбор, преодоление возникающих проблем и усвоение приемов саморегуляции;    
  • динамика развития личностных качеств   обучающихся отражена на гистограммах                (см. Приложение).

  1.  ПРИЛОЖЕНИЕ
  1. Графический тест на исследование самооценки (Дембо - Рубинштейн).
  2. Тест на определение самооценки.
  3. Графический тест «Моя семья».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Графический тест на исследование самооценки (Дембо - Рубинштейн)

Проведение теста

Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению, находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни, почему?».

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле, и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама». 

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты в сегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой .

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка


            Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Графический тест «Моя семья»

Тест «Рисунок семьи»

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. 

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении. 

                                                             
Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается. 
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется». 
Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

- Порядок заполнения свободного пространства.

- Порядок появления персонажей рисунка.

- Время начала и окончания работы.
- Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
- Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.
- Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. 

Вот вопросы, которые следует задать:

- Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
- Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
- Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
- Кто в семье самый хороший и почему?

- Кто самый счастливый и почему?

- Кто самый грустный и почему?

- Кто больше всех нравится ребенку и почему? 

- Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

- Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку? 

Интерпретация результатов теста 

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. 
Оценка общей структуры

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему. 
Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого. 
Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности. Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее. 
Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных. Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально. Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными. 

2. 
Определение наиболее привлекательного персонажа
Его можно выявить по следующим признакам: 

- он изображается первым и помещается на переднем плане; 
- он выше и крупнее остальных персонажей; 

- выполнен с большей любовью и тщательностью; 

- остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него. 

Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем. 

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой. 

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии. 

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей. 

Дистанция между членами семьи - один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни. 

3. 
Ребенок о себе

Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль. 

Маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания. 

Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей. 

Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец. 

4. 
Дополнительные персонажи

Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных - кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных. 

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности. 

Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека. 

5. 
Родительская пара 

Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился. 

Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался. 

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребенком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет). 

Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола. 

Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например, держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то, скорее всего, его нет и в реальности. 

Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение. 

Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них. 

6. Идентификация

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом. 

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. 

Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. 

Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой. 

7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности. 

Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь. 

Частое явление в детских рисунках - отказ рисовать младшего. Объяснения, такие, как «Брата я забыл нарисовать» или «Для младшего брата места не хватило» не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему. 

Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»

Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...

Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

Классный час "Выход из конфликтной ситуации"

Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители, дети. Конфликты случаются каждый день и важно умет...

Родительское собрание на тему: "Конфликты родителей и подростков и пути выхода из данных ситуаций".

Цель данного собрания выяснить вместе с родителями причины конфликтного поведения подростков и дать рекомендации о возможных путях выхода из данных ситуаций....

Беседа: «Выход из трудной ситуации»

Цель: знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация», осознание стрессовой ситуации и способов поведения в них....