Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
материал по теме

Панишева Светлана Серафимовна

Материалы к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx59.77 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

Панишевой Светланы Серафимовны

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Ученик никогда не превзойдет своего учителя,                                                                                               если видит в нем образец, а не соперника.

В.Г. Белинский

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

          Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.                                                                            Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.                                                                                            В процессе приобретения учащимися знаний важное место занимает их познавательная активность, умение учителя руководить ею. Результативность обучения напрямую зависит от степени активности учащегося в этом процессе. Современные преобразования в стране, быстрая информатизация общества  и  его динамичность развития  кардинально изменили требования к образованию. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту  школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.  Постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средств, объясняется требованиями времени. Одна из главных задач учителя - не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».                               Активизация познавательной деятельности учеников – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации  освоения знаний не произойдет. Формирование познавательного интереса к учению - важное средство повышения качества обучения     Функция преподавателя – создание атмосферы, при которой учащиеся совместно с преподавателем активно работают, размышляют над процессом обучения, расширяют свои знания. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей.
Известно, что  эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.
 Познавательная активность не является врождённой, она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека, и задача учителя заключается не в передаче учащимся максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить их умению учиться. Именно поэтому я работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».                                                                  Школа сегодня, как и во все времена, призвана нести ученикам свет знания, обучать и воспитывать. Ни дети, ни их способность осваивать русский язык как учебную дисциплину не изменились коренным образом. Однако реальность, в которой живут ученики, кардинально отличается от условий, в которых взрослели поколения их родителей: изменились скорость жизни, информационная среда, количество и качество источников информации. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые  способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений. Проработав в образовании  22 года, я пришла к глубокому убеждению, что мой урок только тогда принесёт практическую пользу ученику, когда окажется содержательным, наглядным, плотным, современным как с точки зрения отбора материала, так и в точки зрения способов его подачи. В этом случае я не просто передам ученикам некоторое количество знаний, но разовью в них способность мыслить логически, доказательно, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Современное понимание качества образования ставит перед каждым, кто причастен к педагогике, главный вопрос: «Как образование может помочь ребёнку добиться успеха в жизни?» Я считаю, что для думающего, творчески работающего учителя применение различных форм и методов обучения, среди которых не последнюю роль играет применение современных информационно – коммуникационных  технологий и актуально, и перспективно, поскольку: процесс обучения русскому языку с использованием интерактивных форм преподавания  показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому предмету; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения русского языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, обеспечивает успешность и конкурентоспособность будущих граждан в современном мире.

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

       Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, для развития мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни, для повышения его познавательной активности. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?                                                                 Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда. Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Это повышает интерес.                                Новый материал должен быть связан с ранее усвоенными умениями и навыками. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть посильным для ребенка.    Работа ученика должна оцениваться. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.                                                       Позитивная психологическая атмосфера урока---стимулирование познавательного процесса. Дети должны верить в успех своей работы. На уроке должна присутствовать ситуация успеха.                                                                               Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.                                                                                                                                 С каждым годом в школе увеличивается количество единиц современной техники, и стало очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет, поэтому для меня естественным было изучение информационно-коммуникационных технологий и системное внедрение их в преподавание русского языка и литературы.  Изучение методической литературы, опыта коллег позволило мне грамотно и методически точно осуществить отбор педагогических технологий, наиболее приемлемых в условиях моего образовательного учреждения.                                                           Немаловажную роль в формировании моего педагогического опыта сыграло также общение с учителями других школ, активно внедряющими новые формы и методы работы, что позволило приумножить собственную методическую копилку эффективными приёмами педагогической техники. Существенную методическую помощь оказали специалисты ГБОУ ДПО(ПК)С «Мордовский республиканский институт образования»:  курсовая переподготовка по теме «Интерактивная доска как средство повышения профессиональной компетентности учителя-предметника»  позволила систематизировать знания, расставить приоритеты, обратить внимание на действенные, эффективные технологии.

  1. Теоретическая база опыта

Проблема познавательной активности — одна из вечных проблем педагогики. Этой теме посвящены многочисленные исследования. Педагоги прошлых веков                      Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.                                                     В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта.                                                                                                         Диалектический подход к обозначению понятия активности находим и в трудах В.Сухомлинского. Известный педагог считал, что только в деятельности проявляется активность человека.                                                                                                                 Под познавательной активностью учёные Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец,                  М.И. Лисина понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.                                          Продолжительный эксперимент грузинского психолога Ш. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых  пассивных детей  можно сделать активными. Метод очень простой: дать ребёнку радость познания, радость преодоления трудностей, научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной  победы.                                                                                                                      Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них видно, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом.

                  Кроме того, в основу педагогического опыта положены также возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изложенные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова; концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский).  Знание возрастной психологии помогает реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. Учитывая, что успехи в учении являются важным источником формирования самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте, я осознанно создаю на своих уроках атмосферу общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося. В этом помогают мне технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегающие технологии.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

     За годы своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.                                                                                                                                                             Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает обучаемых к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, вызывает интерес к изучению русского языка.                                                                                                  Русский язык всегда дети считают предметом скучным, поэтому за  годы работы  в школе моей целью, как учителя, стало -  сделать изучение русского языка для детей доступным и увлекательным. Перечитав массу методической литературы, ознакомившись со статьями педагогов-новаторов, я пришла к выводу, что: во-первых, нужно что-то менять в своей методике преподавания; а, во-вторых, учитель должен сам постоянно совершенствоваться, повышать свою квалификацию.                                                                                                                         В.Г. Белинский писал: «Ученик никогда не превзойдет своего учителя, если видит в нем образец, а не соперника». Эти слова почему-то мне запомнились, и я стала искать пути их реализации в своей урочной деятельности. Путем проб и ошибок я пришла к мысли, что мы, учителя, работающие в старших и средних классах, не учитываем того, что при переходе из начальной школы в 5 класс дети нисколько не изменились, и игра еще имеет в их жизни большое значение. А где, как не в игре, учитель может стать детям соперником? Я стала искать такие формы проведения уроков, на которых бы детям было и интересно, и познавательно. Конечно, невозможно в своей работе использовать все сразу, предложенные в методических разработках интерактивные формы проведения уроков, но кое-что полезное для себя я извлекла и попробовала применять на своих уроках. Выбор форм урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

  • характеристика темы;
  • возрастные особенности учащихся;
  • специфика класса.

       Так, например, в 5-6 классах я часто использую игровые ситуации, загадки, пословицы, ребусы, шарады, кроссворды. Провожу такие уроки,  как: Урок-путешествие ( «Глагол. Путешествие в страну Лингвинию»), урок-сказка, урок-викторина, урок-КВН, урок-зачет.  Нестандартные формы урока предполагают использование различного реквизита: наглядных пособий, компьютерных программ, музыкального и звукового оформления. Задания для нестандартной формы урока должны быть занимательными по содержанию, форме, способу выполнения  упражнений. Они должны  развивать логику, смекалку, сообразительность. Упражнения и задания должны отличаться уровнем сложности. Материал для заданий следует подбирать интересный, поучительный. Полезно давать учащимся задание «Найди и исправь ошибку». Оно развивает орфографическую зоркость учащихся.                                                                     Ученики 5-6 классов успешно овладевают знаниями, если при изучении терминов и правил используется игра, сказка, коллаж и т. д. Дидактическая игра – это еще один из приемов интерактивного обучения. Во время игры, викторины, конкурса дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Я не думаю, что использование на уроке игры  дает возможность учащимся овладеть русским языком легко. Легких путей в науке не бывает. Но, я считаю, необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Для активизации учащихся можно на  отдельных уроках применять взаимную проверку письменных домашних и классных работ. Взаимопроверка – это еще и психологический фактор, т.к. Ученик имеет возможность сравнить свою работу с работой товарища. Смысл проведения взаимных проверок заключается также и в том, чтобы пробудить у учащихся интерес не только к своей работе, но и к работе одноклассника. Взаимопроверка способствует повышению личной ответственности каждого школьника, как перед учителем, так и перед товарищами и коллективом за качество своей работы. Она существенно влияет на воспитание положительного отношения учащихся к учению вообще. Очень нравится детям сверять выполненное задание с правильным ответом и ставить самим себе оценки, особенно, если они совпадают с моими.                                                       Существенным плюсом в своей работе по применению интерактивных форм урока, я считаю, применение компьютерных технологий. Во-первых, это позволяет повысить темп современного урока, увеличить объем заданий. Кроме того, компьютер представляется универсальным средством в решении дидактических задач на разных этапах урока:                                                                                                 1) При проверке домашнего задания может быть проведена демонстрация выполнения упражнения на слайде. Можно намеренно допустить ошибки. Учащиеся должны их увидеть. Так развивается орфографическая зоркость, внимание.                                                                                                                                     2) При опросе можно предложить небольшую самостоятельную работу или тест по изученной теме на 5-10 минут с последующей проверкой. По окончании ребята сверяют свои работы с правильным ответом, выдаваемым компьютером. Он же и оценивает их работу.                                                                                                                           3) При объяснении нового материала ученикам можно продемонстрировать алгоритм применения изучаемого правила, а также, например,  процесс образования новых слов при помощи той или иной морфемы на слайдах.

 4) При закреплении изученного материала можно использовать диск «Репетитор-тренажер». Когда нужно просто вставить пропущенные буквы в слова с изученной орфограммой – это неинтересно. А вот, когда это слово написано на кораблике и от правильности выбора зависит, утонет он или поплывет быстрее дальше – это бесспорно азарт, ответственность, интерес!          5) Контроль над знаниями и умениями учащихся можно организовать тестированием. Использование тестовой оболочки позволяет учителю сэкономить время на разработку теста. Кроме того, тестовая оболочка позволяет фиксировать ошибку в памяти компьютера и по окончании работы выставляет итоговую оценку, отражающую степень усвоения изученной темы.

    Таким образом, я считаю применение компьютерных технологий на уроке русского языка, на разных его этапах, целесообразным и приемлемым. Ребята очень охотно идут на такие занятия. Им нравится непринужденность обстановки, новые условия, общение с компьютером, возможность повторить программу, изменить ошибочный результат и получить оценку электронного помощника-учителя. Да и ученик самоутверждается, у него появляется вера в свои способности, что очень важно для слабых учеников.

    Нестандартные уроки – это одна из форм интерактивного обучения. Для учащихся нестандартный урок – это переход в иное психологическое состояние; это иной стиль общения, положительные эмоции; ощущение себя в новом качестве; возможность развивать свои творческие способности и личностные качества; оценить роль знаний и увидеть их практическую значимость. Для учителя нестандартный урок, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять детей, оценить их индивидуальные способности; а с другой стороны   - это возможность самореализации творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Процесс обучения русскому языку с использованием интерактивных форм преподавания  показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому предмету; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию изучения русского языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения.                                                                                                Передо мной постоянно стоит вопрос: что сделать для того, чтобы детям было интересно на моих уроках?                                                                                                                                                        С этой целью я использую различные формы и методы обучения. В основном - это традиционные формы и методы проведения урока, но в практику моей работы вошли и нетрадиционные способы обучения, такие как: уроки-соревнования, уроки-лекции, зачеты, конкурсы, путешествия, уроки-презентации,  диспуты и другие. Я стараюсь не просто учить, а развивать мыслительную деятельность учащихся, приучать самостоятельно работать с учебной и художественной литературой, учу выделять самое главное и нужное, высказывать свою точку зрения по той или иной проблеме, делать выводы. Уроки стараюсь проводить на высоком эмоциональном уровне, им характерна обстановка взаимопонимания и сотрудничества. Постоянно ставлю перед детьми проблемные вопросы. Различные подходы в обучении при опросе, закреплении, а также систематический устный и письменный  контроль с моей стороны  приучает учащихся к самостоятельной работе. Изложение теоретического материала сопровождаю демонстрацией иллюстраций к произведениям, таблиц, схем. Поручаю учащимся подготавливать индивидуальные сообщения, рефераты, доклады.                                                                                                                                                                                                                         На уроке стараюсь эффективно применять и индивидуальные карточки дифференцированного содержания, и  опорные схемы, и разгадывание кроссвордов, и выполнение творческих заданий. Ежегодно участвую в проведении предметных недель, для них разрабатываю сценарии праздников, вечеров, конференций, конкурсов; провожу групповые и индивидуальные занятия. Кроме того, сама пишу стихи, визитные карточки на конкурсы, поздравления. Постоянно работаю над совершенствованием самообразования. Слежу за новинками педагогической и методической литературы по своим предметам и стараюсь применять их в своей работе, делюсь своими педагогическими находками на педсоветах и МО учителей  русского языка и литературы.

5. Анализ результативности

        Различные формы,  методы,  новые технологии, используемые в работе, позволяют  получать хорошие результаты при подготовке учащихся к промежуточной итоговой аттестации, развивают творческие способности детей.

Эффективность методической системы подтверждают  следующие показатели: прослеживается динамика участия учеников в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе, а также наличие победителей и    призёров; повышается способность учащихся самостоятельно получать знания, эффективно заниматься самообразованием. Основными параметрами результативности педагогической деятельности являются:

 - результаты ОГЭ по русскому языку в 2015-2016 учебном году: успеваемость – 100%, качество знаний - 64,7%, средний балл – 4,0;

-результаты ЕГЭ в 2015-2016 учебном году: средний балл – 68,6, высший – 88.

Протокол результатов ЕГЭ в 2016 году

МСУ: 230 – Управление образования администрации Ичалковского муниципального района
ОО: 301110 – МОБУ "Рождественская СОШ"


п/п

Код ОО

Класс

ФИО

Дата рождения

Документ
серия-номер

Выбранные экзамены

1 – Русский язык

2 – Математика профильная

6 – Биология

7 – История

8 – География

12 – Обществознание

22 – Математика базовая

29 – Английский язык (устный)

1

2

3

4

5

6

7

8

12

13

14

18

21

22

1

301110

11

Дементьева Алена Владимировна

13.11.1998

8912-264583

59

39

39

 

 

 

 

 

2

301110

11

Кабачий Арина Сергеевна

19.10.1998

8912-264495

66

 

 

54

 

63

4

 

3

301110

11

Карп Кристина Сергеевна

19.11.1998

8912-264611

66

45

40

 

67

53

5

 

4

301110

11

Лукьянов Максим Михайлович

21.01.1999

8912-276547

71

33

 

 

78

49

4

 

5

301110

11

Осипова Дарья Николаевна

16.12.1998

8912-264676

59

27

40

 

 

40

4

 

6

301110

11

Пивцаева Алина Андреевна

13.05.1998

8911-242558

88

70

 

63

 

74

5

10 июн

7

301110

11

Тарасова Ангелина Андреевна

24.11.1998

8912-264608

83

27

32

 

 

54

4

 

8

301110

11

Шабанова Светлана Анатольевна

05.05.1998

8911-242508

57

23

 

 

53

59

4

 

минимальный балл

24

27

36

32

37

42

3

 

средний балл 2016

68,6

33

39

47

66

48

3,9

 

средний балл 2015

61

46

55

50

0

56

4

 

Начальник Управления образования

администрации Ичалковского муниципального района

Н. А. Арбузова

    Нужно отметить, что на протяжении  6 последних лет я работаю ежегодно в выпускных 11 классах, считаю свою работу результативной, т.к. дети успешно сдают экзамены со 100% успеваемостью.

Интерес  к преподаваемому предмету определил дальнейшую профессию 2 выпускников: они учатся в МГПИ им. М.Е. Евсевьева на филологическом факультете.

Применение различных интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся положительно влияет на внеурочную деятельность. Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах и добиваются хороших результатов:

за 5 лет участия во Всероссийской предметной олимпиаде (муниципальный уровень): 6 учащихся стали победителями (1место) и 6 – призерами по русскому языку и литературе (2 место – 3, 3 место -  3). 3 ученицы были участницами республиканского уровня олимпиады ( Пивцаева А. – рус. яз., Тимохина А. и Гаврилина Е. – литература).

Позитивные результаты участия обучающихся  в конкурсах различного уровня представлены в таблице:

№ п\п

Ф.И. учащегося

Класс

Где представлена работа

Уровень

Место

2012 – 2013 уч. год

1

Афанасьева Марина

6

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

российский

2

2014 – 15 уч.год

1

Козырева Дарья

6

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

российский

2

2

Чекашкина Мария

6

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

российский

2

Муниципальный уровень

2012 -2013 уч.год

1

Мокроусова Ксения

11

Районный этап VIII республиканского конкурса творческих работ « Святыни земли Мордовской»

муниципальный

2

2

Планкин Сергей

11

Районный конкурс сочинений среди учащихся 11 классов, посвященный 291 годовщине образования прокуратуры России

муниципальный

1

2013 – 14 уч.год

1

Чекашкина Мария

5

Районный этап республиканского конкурса «Защитим лес»

муниципальный

1

2

Шишова Анастасия

5

Районный этап республиканского конкурса «Защитим лес»

муниципальный

2

3

Панишева Екатерина

10

Конкурс детского фото- и киновидеотворчества « Еще дубль!»

муниципальный

2

4

Панишева Екатерина

10

Районный этап конкурса литературных работ «Искусство слова»

муниципальный

1

5

Чекашкина Мария

5

Районный конкурс творческих работ     « Война в моей семье»

муниципальный

1

6

Шишова Анастасия

5

Районный конкурс творческих работ     « Война в моей семье»

муниципальный

1

7

Чекашкина Мария

5

Районный творческий конкурс «Люблю тебя, мой край родной», посвященный 85-летию образования Ичалковского муниципального района

муниципальный

3

8

Чекашкина Мария

5

Мероприятия в рамках республиканской акции «Без наркотиков!» в номинации «Все краски творчества против наркотиков»

муниципальный

3

9

Гаврилина Елена

11

Межведомственный конкурс сочинений среди обучающихся образовательных учреждений Ичалковского муниципального района

муниципальный

3

2014 – 15 уч.год

1.

Чекашкина Мария

6

Районный этап республиканского конкурса «Защитим лес»

муниципальный

1

2

Шишова Анастасия

6

Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

муниципальный

1

3

Чекашкина Мария

6

Районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности

муниципальный

3

              Активное участие моих учеников в олимпиадах по русскому языку и литературе, в конкурсах творческих работ различного уровня позволяет им поднимать свою самооценку, позволяет оценить свои способности. Я радуюсь успехам таких детей, радуюсь тем знаниям, которые они обретают, ведь с ростом ученика растет и сам учитель.

  Заметки, сочинения и стихотворения моих детей не раз опубликовывались в районной газете « Земля и люди» и в республиканской газете « Диагональ».

Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают успешно в  ВУЗы и другие специализированные учебные заведения.

Самым большим достижением в своей работе считаю то, что дети с радостью бегут ко мне на уроки.

   Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Проблема формирования познавательной активности и самостоятельности сложна и многогранна. Не случайно ею занимаются не только исследователи-педагоги, но и философы.  Формирование познавательной активности и самостоятельности

 является одним из механизмов становления активной позиции школьника в учебной деятельности и последующем его  профессиональном образовании.

    Познавательная активность и самостоятельность школьника в обучении характеризуются прежде всего направленностью усилий на усвоение знаний, требующих от ученика высокой самоорганизованности, мобилизации душевных и физических сил, внимания, памяти, воли.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

- концентрировать внимание на главном в учебном материале;

- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

- избегать перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

- дифференцировать объем домашних заданий;

- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

 А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

7.  Адресные рекомендации по использованию опыта

Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость.  Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального уровня,  провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий и уроков выкладываю в сети Интернет.

Материалы из опыта работы размещены на сайтах:

Адрес моего сайта: http://nsportal.ru/panisheva-svetlana-serafimovna

   Сайт МОБУ «Рождественская СОШ»: http://rogdestvenno.edurm.ru 


8. Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д. (видео приложение обязательно для тех, кто аттестуется впервые на квалификационные категории)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  русского языка с использованием ЭОР
Правописание суффиксов

 страдательных причастий настоящего времени

ФИО (полностью)

Панишева Светлана Серафимовна

Место работы

МОБУ«Рождественская средняя общеобразовательная школа» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Урок 11.Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

настоящего времени.

Базовый учебник

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А и др. Русский язык

  1. Цели и задачи урока:

- Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

-  Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.

- Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.

- Развивать логическое мышление и языковое чутье.

- Пробуждать интерес к изучаемому предмету

- Прививать осмысленное отношение учащихся к языковому материалу

  1.  Тип урока: урок  изучения нового учебного материала
  1. Формы работы учащихся: индивидуальная; фронтальная, групповая
  2. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, Интернет
  3. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

1

Организация начала занятия

-

Подготовка учащихся к работе на занятии

Учащиеся готовятся к восприятию

1

2

Проверка выполнения домашнего задания

-

Устанавливает правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявляет пробелы и их корректирует

Учащиеся задают вопросы по упражнению: где испытывали затруднения при выполнении его

4

3

Повторение изученного

-

Задает вопросы учащимся по изученному ранее материалу

Учащиеся записывают тему урока, отвечают на вопросы

5

4

Объяснение нового материала

1."Образование страдательных причастий прошедшего времени"

Знакомит учащихся с новым материалом,

демонстрирует интерактивную схему

Слушают

Отвечают на вопросы

Делают записи в тетрадях

15

5

Закрепление знаний

2."Образование страдательных причастие настоящего времени". Вариант 2

3."Словообразование страдательных причастий"

Демонстрирует интерактивное задание

Корректирует  работу учащихся

Выполняют  интерактивное и тестовые задания

10

8

Подведение итогов занятия

4."Словообразование страдательных причастий". Вариант 1

Предлагает выполнить электронное задание

Задает вопросы, анализирует работу учащихся, выставляет оценки

Отвечают на вопросы

Выставляют оценки в дневник

5

9

Домашнее задание

-

Объясняет учащимся, как выполнять домашнее задание

Записывают в дневник, задают вопросы

5

Приложение к плану-конспекту урока

Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

"Образование страдательных причастий прошедшего времени"

Информационный

Интерактивная схема

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/10bb994f-9ddd-4937-927e-69f0b124abf1/view/ 

2

"Образование страдательных причастие настоящего времени". Вариант 2

Практический

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78364cac-a048-444a-a860-cd081d972041/view/ 

3

"Словообразование страдательных причастий"

Контрольный

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/96e64dd8-ba6e-4c42-aeff-bc9b85549c2c/view/ 

4

"Словообразование страдательных причастий". Вариант 1

Практический

Электронное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7c009b78-3b3f-4458-b380-0c90395067e7/view/ 

Список использованной литературы и источников

1. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008;

2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009;

3. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся // Школа и производство. - 2002. - №3;

4. Наумова Т.Н., Шаныгина Н.Т. Формирование познавательного интереса // Специалист. - 2004. - №1;

5. Полуднякова Н. А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников / Н. А. Полуднякова, С. А. Вильцина // Молодой ученый. - 2014. - №4;

6. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1;

7. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы - составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006;

8. Кораблёв, А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2;

9. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001;

10. Дюкарева А. М. Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса // Школьная педагогика. — 2015. — №3. — С. 15-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы....