Участие в окружной конференции по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ в ХМАО-Югре в 2016 году.
статья на тему
Данный материал содержит выступление на окружной конференции по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югру в 2016 году, отзывы педагогов и сертификат участника конференции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ирина Владимировна Куприяшина, воспитатель
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №1»
89129335277
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, через которую возможно решение задач воспитания и социализации младших школьников, формирования универсальных учебных действий. Особенностями данного компонента является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. В специальном федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе. Материалы Стандарта подводят к выводу: внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, помогает сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций [1].
Основные задачи:
1.Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
2.Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; 4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
5. Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
7.Расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности: а) соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; б) опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы; в) опора на ценности воспитательной системы школы; г) свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Внеурочная деятельность является обязательной частью адаптированной основной образовательной программы образовательной организации, организуется по направлениям (коррекционно-развивающее, спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеурочная деятельность в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования [2].
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются как собственные ресурсы (учителя, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог), так и внешние ресурсы.
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы, объем внеурочной деятельности обучающихся с учетом их интересов и возможностей образовательной организации. В учебном плане определено количество часов в неделю и год, отводимых на внеурочную деятельность. Объём внеурочной деятельности на одного обучающегося составляет не более 10 часов в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут. Но есть занятия и по 20 минут, потому что отличительной особенностью внеурочной работы нашей образовательной организации является включение в неё коррекционно-развивающей области [3].
Большую роль в освоении социального опыта обучающимися с нарушениями слуха играют различные виды деятельности, проводимые педагогами во внеурочное время и отраженные в рабочих программах, которые разработаны в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
1)Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающей области (музыкально-ритмические занятия).
2)Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы».
3)Рабочая программа по социальному направлению «Жестовая речь».
4)Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка».
5)Рабочая программа по общекультурному направлению «Культурный калейдоскоп».
6)Рабочая программа по интеллектуальному направлению «Почемучка».
7)Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Этика взаимоотношений в окружающем мире».
8)Рабочая программа по социальному направлению «Социально-бытовая ориентировка».
9)Рабочая программа по социальному направлению «Я и моя безопасность».
Остановлюсь подробнее на каждом из направлений.
Общеинтеллектуальное направление. Цель: создание условий для расширения интеллектуальных возможностей обучающихся с нарушениями слуха средствами познавательной деятельности. Представлено занятиями «Почемучка» и «Шахматы». Дети наблюдают и оценивают явления природы и общественной жизни; знакомятся с растениями и животными, выполняют практические работы и опыты, занимаются проектной деятельностью, выполняют различные творческие задания; учатся уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, игре в шахматы [4].
Духовно-нравственное направление. Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания и освоение обучающимися с нарушением слуха норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Представлено занятием «Этика взаимоотношений в окружающем мире». Дети знакомятся с моральными нормами и правилами нравственного поведения, учатся быть неравнодушными к жизненным проблемам других людей, сочувствию к человеку, находящемуся в трудной ситуации; уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим; получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества [5].
Спортивно-оздоровительное направление. Цель: формирование основ здорового образа жизни и выполнение элементарных правил здоровьесбережения. Представлено занятием «Здоровейка». Школьники приобретают знания о нормах гигиены; правильном питании, технике безопасности при занятии спортом; играх разных народов, развивают ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, применяют на практике приобретенные знаний о правилах ведения здорового образа жизни[6].
Общекультурное направление. Цель: приобщение к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре народов России; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. Представлено занятием «Культурный калейдоскоп». Обучающиеся знакомятся с названиями и назначением материалов, инструментов, с правилами безопасности труда, учатся изготавливать поделки и сувениры, правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; анализировать изделие, самостоятельно выполнять все этапы изготовления поделки[7].
Социальное направление. Целью данного направления является развитие социальной компетентности школьников с нарушениями слуха и подготовка их к самостоятельной жизни. Представлено занятиями «Социально-бытовая ориентировка», «Жестовая речь», «Я и моя безопасность». Обучающиеся учатся безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, дома; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой; правильно переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора; знать правила посадки и высадки из транспортного средства; учатся правильно вести себя в общественных местах, знакомятся с профессиями.
Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, которая проводится через наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием воспитанников в повседневной жизни; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам, раскрывающим качественную сторону личностного развития детей. Мониторинг проводится воспитателями ГПД три раза в год (сентябрь, декабрь, май). Результаты заносятся в технологическую карту оценки эффективности каждого направления внеурочной деятельности. По результатам мониторинга определяется средний показатель, который позволяет сделать анализ эффективности работы педагога и вовремя внести нужные коррективы [8].
Внеурочная деятельность в школе осуществляется на основе «Программы организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся», разработанной педагогами образовательной организации и имеющей внешнюю рецензию.
Одним из важных условий формирования социальной компетентности обучающихся с нарушениями слуха является проведение экскурсий. Список объектов велик и разнообразен - это профессиональные учреждения, библиотеки, кинотеатры, кафе, парикмахерские, магазины, музеи, стационарные и передвижные выставки, школы искусств и многие другие. Экскурсионная деятельность способствует расширению культурно-речевой среды детей с нарушениями слуха, взаимодействию и сотрудничеству со слышащими сверстниками и взрослыми. Дети осваивают правила, законы социального поведения, что ведёт к более успешной их адаптации в обществе.
Основной задачей обучения и воспитания обучающихся является их развитие и подготовка к жизни. В этом смысле можно сказать, что уроки – это непосредственная подготовка к дальнейшей жизни, а вся внеурочная деятельность - это некая модель самой жизни. Ученик, выйдя из стен школы, безболезненно должен стать полноправным членом общества и это является конечной целью деятельности всех педагогов нашей образовательной организации.
Список литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (для I-III (IV) классов).
2.Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
3.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
4.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Издательство: Просвещение, 2010г.
5.Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
6.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
7.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
8.Положение об оценке эффективности деятельности по направлениям внеурочной деятельности.
Предварительный просмотр:
Окружная конференция по вопросам внедрения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 году 24-25 марта 2016 года,
город Ханты-Мансийск
Ольга Чупрова 24.03.2016 10:47:13
Добрый день! Спасибо Куприяшиной И.В. за полезное и понятное представление организации внеурочной деятельности.
Кондратьева Наталья 24.03.2016 11:40
Доклад Куприяшиной И. В. достаточно интересен. Думаю, что дети Вашего учреждения с интересом посещают не только занятия внеурочной деятельности, но и все учебные часы, поскольку люди, творчески работающие, делают это не только после уроков, но и во время них самих.
Пиунова Елена Василь 24.03.2016 14:01
Доклад Куприяшиной И.В. раскрывает содержание деятельности учащихся начальных классов с ОВЗ во внеурочное время. Я еще раз убедилась, что верно выбрала направления работы с детьми с ЗПР: коррекционно-развивающее и общекультурное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования"
Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процессав условиях реализации ФГОС...
Окружная конференция по вопросам организации образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 году
Заочное участие. Публикация статьи....
Обучающиеся лауреаты премий Губернатора ХМАО-Югры и "Юные таланты Самотлора"
Обучающиеся, проявившие выдающиеся способности в учёбе и творческих мероприятиях, награждены званиями:- Лауреат премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югра: Кристина Серге...
Программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»
Программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»...
Сертификат, подтверждающий участие в региональном конкурсе учителей, использующих цифровые технологии в образовании Учитель будущего - ХМАО -Югра, 2019 г.
Сертификат, подтверждающий участие в региональном конкурсе Учитель будущего - ХМАО -Югра, 2019 г....