Электронные ресурсы в обучении школьников (обобщение опыта)
проект ( класс) на тему

Тархов Евгений Александрович

В статье отражено использование информационных ресурсов в учебной и исследовательской деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc703.5 КБ

Предварительный просмотр:

Электронные ресурсы в обучении школьников (обобщение опыта).

Автор: Тархов Евгений Александрович,

учитель математики МБОУ СШ №35 имени Героя Советского Союза П.И.Галушина.

Необходимость компьютерной поддержки учебного процесса определяется сегодня стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий, проникновением их во все сферы общественной жизни, в том числе и в сферу образования. Эта необходимость регламентируется сегодня требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, утверждённого 17 декабря 2010 года приказом Министерства образования и науки РФ. Там, в частности, отмечается «Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе, содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые  можно вмешиваться».

Предметы в школе изучаются не только на уроках, но и во внеклассной деятельности. Завлечь предметом становится все сложнее. Поиск мотивов к деятельности становится не простым. Визуализация и компьютерные технологии при изучении материала делают процесс обучения оживленней. Электронные ресурсы существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее, а, как известно, чем интереснее представлен материал, тем интереснее его изучать. Поэтому возможности электронных ресурсов не ограничиваются только изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика в этом, что актуально в настоящее время.

К электронным ресурсам относятся: электронный учебник, электронный справочник, тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры), задачник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система.

Многие электронные ресурсы удобно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Несколько лет назад я включил в свою педагогическую практику новую форму организации самостоятельной деятельности – создание учащимися цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), являющихся источником обобщенных знаний по геометрии за курс основной школы, что помогает при подготовке к ГИА по математике.

 Геометрия – один из разделов математики, который многие учащиеся осваивают с трудом. В апреле–мае месяце учащимся предлагается систематизировать весь учебный материал, который они изучили за год.

В рамках раздела курса информатики за 9 класс «Моделирование и формализация» как раз есть возможность связать построение математических моделей с итоговым повторением геометрии и тем самым параллельно готовиться к ГИА.

Построение моделей на компьютере проходит несколько этапов:

1. Построение описательной информационной модели.

2. Формализация информационной модели

3. Создание компьютерной модели

4. Компьютерный эксперимент

5. Анализ результатов и корректировка исследуемой модели.

Наиболее мощным средством поддержки образовательной геометрической деятельности сегодня являются системы динамической геометрии. К их числу относится и Geogebra, технология использования которой апробируется в настоящее время на пилотных площадках Архангельской области.

Главной особенностью этих программных продуктов является возможность создания виртуальных динамических моделей геометрических фигур (динамических чертежей).

Основными видами этих ЦОР, используемых для организации обобщающего повторения, реализуемых в Geogebra являются:

- компьютерные визуализации способов решения ключевых задач;

- динамические тренажеры для овладения способами решения ключевых задач и формирования обобщенного способа деятельности;

- компьютерные тесты на проверку базовых знаний;

- динамические чертежи для проведения модифицирующих компьютерных экспериментов;

- моделирование прикладных и практических задач.

Примеры ЦОР:

 

   

Пример решения задачи с подсказками о теоретических сведениях, применимых при решении и самопроверкой:

При решении класса задач на одной обобщенной задаче учащиеся могут менять параметры геометрических объектов, проводить анализ решений.

Эффективность применения была очевидна при анализе эксперимента в 2013 году. Класс, готовившийся по геометрии с GeoGebra лучше справился с итоговой работой по геометрии в 9 классе, чем класс без ее использования. Учащиеся смогли прорешать большее количество однотипных задач на одной и проанализировать их.

Также возможности GeoGebra помогли и в исследовательской деятельности школьника. Были разрешены тайны исчезающей площади в задачах на разрезание. Работа заняла в 2014 г. первое место на городской конференции «Шаг в будущее».

При ежедневной подготовке к урокам учащиеся используют различные источники – учебники, справочную литературу, энциклопедии, прибегают к помощи сверстников и взрослых, пользуются ресурсами Интернета.

Просторы Интернета наполнены информацией, в том числе существует множество учебных ресурсов. Интернет  сегодня не является редкостью. Даже современные телефоны, которые есть практически у каждого, имеют функцию мобильного Интернета, что позволяет просматривать информацию с дисплея. Проведенные исследователями эксперименты показывают, что более быстрый поиск информации осуществляется в Интернете.

В последние годы широко рассматривается вопрос о гипербезопасности школьников, ведется просветительская работа о безопасном пребывании в Интернете.  Множество сайтов  содержат не достоверную информацию для учащихся, а также контент с информацией, «причиняющей вред их здоровью и развитию».

Поэтому появляется потребность в достоверных источниках информации и без выхода в Интернет.

Электронные справочники на сегодняшний день являются одним из самых интересных и эффективных инструментов в обучении. Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.

Учащиеся сами могут создать электронный справочник. Средствами HTML может быть создан электронный ресурс в виде Web-страниц, объединенных гиперссылками. В течение года учащиеся могут наполнять его информацией или создание электронного справочника по одному из предметов или по определенной теме может стать результатом исследовательской и творческой работы школьников.

Этапы самостоятельных действий школьника  при создании электронного справочника.(памятка ученику при создании учебника-справочника) следующие:

  1. Выделить основные разделы, понятия из всего изученного материала в текущем учебном году.
  2. Сгруппировать весь материал по главам, параграфам, пунктам. Не обязательно последовательность изложения материала в справочнике должна совпадать с последовательностью, предложенной автором учебника. Главное при работе над данным этапом: удобство использования справочника в следующем учебном году на уроках.
  3. Продумать, что из теоретического материала будет включено в справочник, в какой форме.
  4. Включить в справочник изображения, которые помогут наглядностью восстановить в памяти материал.

Такая работа может проходить как индивидуально так и в парах.

Дальнейшая работа по созданию учебника – справочника по геометрии продолжается на уроках и дома в парах. На уроках, в кабинете информационных технологий, или на домашних компьютерах в процессе творчества рождаются ряд учебников-справочников, авторами которых являются школьники (семиклассники, восьмиклассники и т.д.). На заключительном уроке обобщения и повторения курса (этот урок проводится обязательно в кабинете компьютерной технологии) происходит защита своих учебников-справочников, находящихся на электронных носителях, учеником – представителем каждой из пар. Защита идёт достаточно быстро, так как страницы справочников учащиеся класса видят на экране. Экспертная комиссия, состоящая из учащихся и учителя, оценивает результат работы (с выставлением отметки) каждой пары и выбирает самый удачный экземпляр учебника-справочника, но чаще окончательный вариант учебника-справочника – это обобщенный экземпляр из наиболее удачных, представленных на защите работ.

Своими справочниками учащиеся пользуются в будущем учебном году (большая часть учащихся класса – обобщенным вариантом, некоторые – своим, лично созданным). В течение всего учебного года учащиеся (например – восьмиклассники) могут использовать свой учебник-справочник не только в качестве справочника (или шпаргалки), но и в качестве записной книжки, в которой появляются новые записи, дополняющие уже имеющиеся. А в конце учебного года на основе учебника-справочника по геометрии, созданного в 7-м классе в результате вышеописанной работы появляется новый учебник-справочник по геометрии с информацией уже за два года изучения предмета: 7–8-й класс

Многие скажут “Создана масса печатной литературы, которой может воспользоваться ученик при изучении предмета». Соглашусь только с тем, что действительно справочники есть. Но главное в этом – это творчество школьника, это его большая самостоятельная работа, а учебник-справочник – это только результат работы, хотя и достаточно полезный.

Что даёт школьнику работа над созданием учебника – справочника по геометрии? Другими словами: какие положительные результаты даёт вся эта большая работа школьников?

  1. Такая форма самостоятельной творческой деятельности дает возможность учащимся не только повторить учебный материал, причем неоднократно, но и увидеть целостную картину предмета в данном учебном году.
  2. Это наглядное пособие для учащихся, которое можно просмотреть даже с телефона.
  3. Самостоятельная творческая деятельность развивает учащегося, помогает ему простроить логическую связующую цепочку между информационными блоками школьного учебника.
  4. Самостоятельность при выполнении работы формирует у школьника общеучебные умения и навыки, а именно: умение выделять главное, проводить анализ и синтез.
  5. Работа на компьютере позволяет совершенствовать умения и навыки применения компьютерной технологии.
  6. Первый опыт оформления “научной” работы будет полезен при обучении в старшей и высшей школах.
  7. Во время создания учебника-справочника на уроках предмета продолжается использование этого справочника.

Результатом проведения такой работы стала в этом году исследовательская работа «Электронный справочник» учениц 7 А класса МБОУ СШ №8 г.Архангельска, которая стала призером (место) на 9 городской научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». В работе для создания электронного справочника был использован язык разметки гипертекста HTML, который в красочной форме и, используя возможности вставки изображений, гиперссылок и форматирование текста, сделать ресурс интересным и доступным. Материал был собран по литературе 7 класса.

   

А также исследовательская работа ученика 6А класса МБОУ СШ №35 «Математический справочник шестиклассника», которая заявлена на 9 региональную научно-практическую конференцию «Научно-исследовательская деятельность школьников в области математики, прикладной математики и информатики», проводимой преподавателями и студентами С(А)ФУ ИМИКТ (апрель 2016). В работе для создания электронного справочника был использован язык разметки гипертекста HTML.

     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Внедрение ИКТ-технологий в обучение математики - обобщение опыта

В данной работе писывается опыт использование информационных технологий на уроках математики его результативность....

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики (Обобщение опыта работы)

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образо...

Развитие мыслительной деятельности учащихся с ЗПР подросткового возраста при обучении математике. Обобщение опыта работы

Развитие мыслительной деятельности учащихся с ЗПР подросткового возраста при обучении математике. Обобщение опыта работы учителя математики....

Электронные ресурсы в обучении лексике английского языка

Применение компьютерных программ на уроках английского языка...

Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии (обобщение опыта)

Психоло­гическая интерференция: сохранение запоминаемого материала ухудшается в результате наложения нового, сходного с ним. И чем больше объем интерфе­рирующего материала, тем больше шансов п...

Повышение эффективности обучения химии. Обобщение опыта 2018-2020

Одним из путей повышения эффективности обучения учащихся химии является организация учебного процесса на основе этапов, выделенных Шамовой Т.И.  Он обеспечивает эффективное сочетание урочных и вн...