Методическая система учителя
статья по теме

Ермоленко Людмила Ивановна

Географии даётся уникальная возможность внести свой вклад в развитие личности ученика, а для этого каждый из них должен овладеть методами геологического, картографического, сравнительно-исторического подхода, искать новую информацию по изученной теме, разрабатывать творческие проекты. Достигаю решения этих задач посредством использования системы личностно-ориентированного и модульного обучения, ИКТ, элементов дифференцированного обучения и метода проектов. Сочетаю их с традиционными методами и формами обучения. Школа обладает достаточными информационными и техническими ресурсами для внедрения новых технологий и творческих идей. Наиболее приемлемым являются использование мультимедиа учебников и создание презентаций. Мною разработано множество уроков с использованием ИКТ по всем школьным курсам географии в 6-11 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema_uchitelya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Считаю, что географии даётся уникальная возможность внести свой вклад в развитие личности ученика, а для этого каждый из них должен овладеть методами геологического, картографического, сравнительно-исторического подхода, искать новую информацию по изученной теме, разрабатывать творческие проекты. Достигаю решения этих задач посредством использования системы личностно-ориентированного и модульного обучения, ИКТ, элементов дифференцированного обучения и метода проектов. Сочетаю их с традиционными методами и формами обучения. Школа обладает достаточными информационными и техническими ресурсами для внедрения новых технологий и творческих идей. Наиболее приемлемым являются использование мультимедиа учебников и создание презентаций. Мною разработано множество уроков с использованием ИКТ по всем школьным курсам географии в 6-11 классах. Свои уроки я представляла для участия во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»:

  • 2009 год -  урок-конференция «Экология жилища и здоровье человека» (диплом и сертификат, подтверждающий публикацию работы на сайте фестиваля)
  • 2010 год - «Золотое кольцо России» - 9класс
  • 2010 год -  «Ветер» - 6 класс.

Как учитель, отслеживаю, своевременность изучения информации и направляю работу в нужное русло, а использование ИКТ позволяет расширить границы целенаправленного педагогического влияния. Мои ученики стали предлагать свои презентации на уроках и внеклассных мероприятиях, наиболее интересные  работы с использованием ИКТ мы отправили в 2010 году на X Педагогический фестиваль «Internet и образование» и на Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»:

  • Рекреационные ресурсы Алтайского края
  • Пищевая промышленность Алтайского края
  • Сельское хозяйство Алтайского края
  • «Трудовые ресурсы и занятость населения

     Благовещенского района»- 9 класс (исследовательская работа)

  •  «Особо охраняемые природные территории Алтайского края и Благовещенского района»  - 9    класс (исследовательская работа)

Эти проекты ребят составили  электронный материал для изучения своего края и района на уроках географии. (Приложение 1)

 Считаю, что нетрадиционные уроки можно рассматривать как способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. Такие уроки способствуют изучению, закреплению, повторению учебного материала, развитию познавательного интереса. Учащиеся получают дополнительную информацию по теме, и оценивается уровень усвоения основного фактического материала. Уроки служат средством разрядки, снимают умственное напряжение, усталость, являются удачным способом переключения с одного вида деятельности на другой.

Работая над темой самообразования «Современные формы и методы организации учебно – воспитательной работы в преподавании географии», уделяю внимание разнообразным формам текущего контроля, организации обратной связи с помощью тестов, географических диктантов, практических работ. Знания учащихся должны сочетаться  с умениями, поэтому особое внимание уделяю обучению работать с картой, схемами, учебником, статистическими материалами, умению пользоваться источниками географических знаний.

Работая учителем географии много лет, считаю важным использовать в каждом курсе школьной географии свои методы обучения. Выбираю их согласно особенностей классов параллели. Начинаю с изучения способностей учащихся традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний. Когда вижу стремление  к творчеству, оригинальности, самовыражению, предлагаю приготовить творческую работу,  свою пусть небольшую по объёму, но своим осознанием задания.

Особый интерес учащихся вижу в использовании листов опорных сигналов при изучении межотраслевых комплексов, они учатся видеть главное и легче запоминают материал. На курсах в АКИПКРО впервые познакомилась с модульной технологией, изучила и теперь использую при изучении темы «Климат» и Алтайского края.  Получаю больше возможности научить учащихся работать самостоятельно и проводить рефлексию своего труда.

 Таблица 20. Использование современных образовательных технологий  на моих уроках

Класс

Образовательная технология

Использование

Что я вижу в результате

7 класс

Проектная технология.

Технология опорных сигналов

Постепенно включаю учащихся в презентационную программу.

Использую при изучении темы «Океаны», создаём лоцию океана.

Учащиеся формируют пространственное видение мира, взаимосвязь между объектами и явлениями, овладевают компьютерной грамотностью.

Вызывает повышенный интерес и возможности для творческой работы учащихся.

8 класс

Модульная технология

(блочно-модульное обучение)

Компьютерная технология и мультимедиа-учебник

Например, при изучении темы «Климат и климатические ресурсы»

«Почвы и почвенные ресурсы»

Урок новых знаний – учебные программы.

Программы – тренажёры  для закрепления умений и навыков (тесты).

Моделирующие программы

Возможность использовать различные источники информации, чётко просматривается практическая часть темы. Вовлекает каждого ученика обучение. Рефлексия.

  Повышает эффективность урока.

Позволяют учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, интересы учащихся. Формирует самооценку личности, своих возможностей.

Дают возможность показать процесс, явление природы.

9 класс

Технология листов опорных сигналов (ЛОС).

Модульная технология.

Тема «Хозяйство России». Межотраслевые комплексы.

«География Алтайского края» - региональный компонент.

Учит выделить главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогает усваивать материал.

Раздел разработан на модули -  уроки, чётко определены цели усвоения материала, указаны источники  и способы. Каждый вовлекается в обучение. Ученик ведёт учёт результатов  и может проверить свои достижения.

11 класс

Технология проектной деятельности

 Учащиеся владеют навыками компьютерной грамотности, имеют выход к образовательным  ресурсам Интернета. Большое внимание уделяю

исследовательскому методу.

Вовлечение учащихся в развитие и обучение, раскрытие творческих способностей, понимание значимости полученных знаний.

Урок более полный, интересный, насыщенный. При этом пересекается несколько наук, такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения

В выпускных классах рядом с проектной технологией  использую в своей практике на уроках географии зачёты, тестирование  и могу видеть результат.

                              Таблица 21. Качество знаний по географии  в выпускных классах

Год

Класс

Всего учеников

На «4-5»

Успеваемость

Качество знаний

2009-2010

11А, Б

42

38

100%

90%

10 А, Б

43

35

100%

81%

2010-2011

11 А, Б

39

37

100%

94%

Рис.11. Успеваемость по географии в выпускных классах

При любой  образовательной технологии помогаю развивать способности, поощряю творчество и  на первое место ставлю работу с картой. «Без географии вы нигде!» - девиз моей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун

Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе

   Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активиза...

Методическая система учителя

Методическая система Учителя русского языка и литературыМКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа №2 Омского муниципального района, Омской области»Погребняк Натальи Борисовны«Формирован...