Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации ФГОС НОО"
статья по теме

Тюфтина Надежда Михайловна

В данной статье приведено обобщение педагогическуого инновационного опыта по теме: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации НОО". Проект – слово довольно популярное в наши дни. Мы охотно употребляем его, когда речь заходит о какой-нибудь внезапно посетившей нас идее, реализация которой при правильно организованном подходе к данному процессу может плавно перейти к воплощению уже «проекта» в жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта воспитателя группы продленного дня

МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск

Тюфтиной Надежды Михайловны

 

 

Тема инновационного педагогического опыта:

«Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации ФГОС НОО"  

Актуальность и перспективность опыта:

Обновление всех сфер общественной жизни выявило потребность изменения форм обучения и воспитания подрастающего поколения. Преимущество метода проекта в данном контексте состоит в:

  • системном закреплении знаний по учебным предметам в рамках внеурочной деятельности в условиях группы продлённого дня (проекты дают дополнительные возможности). Метод проектов не только помогает закреплять полученные по учебным предметам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, «подстегивают» развитие интереса ко многим предметам.
  • развитии когнитивных умений (знаниевых). Учебно-воспитательной процесс в группе продлённого дня через организацию метода проекта развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они ни занимались. Они обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных. У них развиваются навыки дивергентного (различного, вариативного) мышления, которые очень важны для творческой деятельности. У них также развиваются навыки конвергентного (в буквальном смысле это «схождение», «сближение») мышления, которые необходимы для принятия решений. И по мере совершенствования их у учеников развиваются умения выбирать правильную стратегию для разрешения конкретной задачи.
  • развитии социальных и физических умений. Ученики развивают свои физические умения, когда они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой. У них развиваются «социальные» умения, когда они исследуют потребности (может быть, через простейшее исследование рынка потребления), испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развивается умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Самое важное то, что при групповой работе развиваются «социальные» умения работать в команде.
  • развитии уверенности в своих силах. Ученики учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь людей. Они учатся воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.

Гипотеза: 

Метод проектов в условиях группы продлённого дня в рамках реализации ФГОС НОО стимулирует образовательную деятельность младших школьников. 

Практическая значимость: 

Метод проекта нелегко применить на практике, так как он требует огромной предварительной работы. Но эта технология необходима, так как именно она делает процесс обучения и воспитания в группе продлённого дня более эффективным. В связи с этим можно обратиться к высказыванию Анатолия Гина, руководителя международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»: «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется». 

Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологам, воспитателями ГПД в учебно-воспитательной процессе с младшими школьниками для стимуляции их образовательной деятельности.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта):

Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на каждого ученика и воспитанника. В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося и воспитанника. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология проектной деятельности.

Методическая новизна и теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании сущности и специфики развития обучающихся в условиях проектной технологии обучения и воспитания, разработке содержания и способов организации разноуровневого обучения, обеспечивающего развитие интеллектуального и личностного потенциала всех обучающихся с учетом уровня обучения, их продвижение к обучению на более высоком уровне.

Наличие теоретической базы опыта

Проект – слово довольно популярное в наши дни. Мы охотно употребляем его, когда речь заходит о какой-нибудь внезапно посетившей нас идее, реализация которой при правильно организованном подходе к данному процессу может плавно перейти к воплощению уже «проекта» в жизнь.

Логико-семантический анализ сущности понятия «проект» обращает нас к истории и выводит на рассмотрение толкования данного термина в разнородных словарных источниках.

Итак, результаты выполненного анализа энциклопедической словообра-зовательной литературы приводят нас к тому, что в европейских языках, слово «проект» заимствовано из латинского языка и восходит к причастию projectus (образованного от глагола proicere или projicere) и буквально означает: «выброшенный вперёд», «выступающий», «вытянутый», «бросающийся в глаза».         В подобном контексте можно рассмотреть projet (франц.), project (англ.), project (нем.), progetto (итал.), proyecto (исп.). Проведённый анализ позволяет выявить и особенности нашего слова «проект» в разных языковых пространствах. Определяющую линию задают уже французские толковые словари: projet – намерение, которое будет осуществлено в будущем; мысль завершается проектом, последний, в свою очередь, оказывается замыслом, который приобретает ощутимые черты в плане, схеме или программе. Представление о замысле, плане идее хорошо прослеживается и в английском языке (mental conception, notion, speculation). Такой узус возникает не раньшеXVI – XVII веков. Например, известно, что в немецком языке слово Projkt появилось именно в XVII веке и функционировало наряду с Entwurf в значении «набросок», «эскиз». Именно отсюда в петровскую эпоху и заимствуется русское проект, или проэкт, которое в своем семантическом спектре уже имело обычные «план» и «предложение». Например, в «Архиве» Куракина мы находим: «учиня проект, подал к тайному совету».

Итак, современное время предлагает трактовать понятие «проект» как «идею», которой субъект может и вправе распоряжаться как своей собственной мыслью.

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть XX века, связывая все сегодняшние исследования и эксперименты с тем временем. В этом методе, в частности, отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859 – 1952), который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни, оно само по себе является полноценным периодом человеческого бытия. Таким образом, образование должно гарантировать ученику не только знания, которые понадобятся ему в будущем как взрослому, но и вооружить его знаниями, умениями и навыками, способными уже сегодня на данном этапе развития помочь ребёнку в решении его проблем. Школа, по мнению Дж. Дьюи, не должна становится местом подготовки будущих взрослых, она должна стать местом, где ребёнок получит возможность жить в сложном противоречивом окружающем мире, работая и общаясь с другими детьми и людьми, приобретая при этом все необходимые для себя знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка. Основной задачей его образования при этом должно явиться актуальное исследование окружающей жизни, и учитель с учеником должны идти этим путем вместе, осуществляя и воплощая проект за проектом.

Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Педагогические идеи, связанные с именем Дж. Дьюи, впервые реализовал на практике русский педагог С. Т. Шацкий, организовав в 1905 году небольшую группу сотрудников, пытавшихся теоретически обосновать и активно внедрить проектный метод обучения в практику школьного преподавания. Но массовое внедрение данного метода в отечественные школы при советской власти не оправдало себя, поскольку советское воплощение метода проектов состояло, в первую очередь, в подчёркнутой общественно-полезной, трудовой и идеологической направленности реализуемых проектов. Т.е. учебной стороне уделялось крайне малое количество внимания, и это привело к ослаблению содержательного аспекта. Поэтому Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике.

Метод проектов в системе образования России вновь приобрёл своё популярность лишь с конца 90-х годов XX века. В настоящее время проектная деятельность как педагогическая технология является самостоятельным видом  деятельности, овладевать которым нужно не стихийно, а целенаправленно.

Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, то его можно определить как «образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска».

Ведущая педагогическая идея и технология опыта, оптимальность и эффективность средств

При организации проектной работы с детьми младшего школьного возраста в условиях ГПД необходимо учитывать возрастные и психологические особенности их личности.

Проект, который исполняют ученики начальной школы, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других участников образовательного процесса, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить, отчётливо представляя и понимая цель реализуемого проекта.

Учебная программа, если последовательно применять этот метод должна строиться как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Решая конкретные жизненные задачи, строя взаимоотношения друг с другом, выполняя ряд определённых действий в ходе выполнения проекта, познавая жизнь, младшие школьники получают необходимые для этой жизни знания, причём уже не в дискретном, а в синтезированном виде.

Для рациональной организации работы следует отдавать себе отчет в том, что проекты бывают разные. Обычно при классификации учитываются следующие типологические признаки:

  • доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориетированная), ознакомительно-ориетировоч-ная и т.д.;
  • предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
  • характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов);
  • характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;
  • количество участников проекта;
  • продолжительность проекта.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  • начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
  • далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики (сами же проблемы выдвигаются младшими школьниками с подачи учителя посредством наводящих вопросов, ситуаций, способствующих определению проблем и т.д.); на данном этапе уместно использование «мозговой атаки» с последующим коллективным обсуждением;
  • распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
  • самостоятельная работа младших школьников как участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе, в библиотеке);
  • защита проектов, оппонирование;
  • коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Проектная деятельность младших школьников завершается реальным, осязаемым результатом, который:

  • оформлен тем или иным способом (альбом, сборник, путеводитель, план-карта, постер, фильм и т.д.);
  • публично защищён (презентован); должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы;
  • получен при помощи современных методов работы с информацией, добываемой из Интернета и других телекоммуникационных технологий);
  • представлен по необходимости в печатном виде, с приложением диска, на котором указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы;
  • оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль;
  • рассчитан на взыскательное читательское и зрительское восприятие;
  • содержит справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски, выполненные в соответствии с принятыми стандартами.

Параметрами внешней оценки проекта, выполненного детьми младшего школьного возраста должны выступать:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проведённого проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Итак, метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, и не менее тщательной координации всей деятельности учащихся в процессе работы над проектом. Вместе с тем из приведённого выше описания технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его критического и творческого мышления. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т.д.). Все это потребуется им в жизни, так как работа в малых группах сотрудничества – одно из основных направлений социализации личности.

В условиях правильного, с соблюдением всех психолого-педагогических особенностей, подхода со стороны всех участников образовательного процесса к организации проектно-исследовательской деятельности, дети младшего школьного возраста  получают возможность и овладевают основными нравственными нормами, усваивают морально-этические нормы и требования, овладевают трудолюбием, ответственностью, самостоятельностью, предприимчивостью, в их сознании формируются и развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения.

Таким образом, метод проектов действительно можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов, позволяющих достигать поставленной цели современной системы обучения и воспитания, в том числе и в процессе социально-экономического образования младших школьников в условиях поликультурного общества.

  

Результаты опыта:

 Нельзя сказать, что достигнуты большие успехи. Однако, следует отметить, что слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в учебно-воспитательном процессе. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на занятиях.

Результаты освоения образовательных программ обучающимися показывают положительную  динамику.  

Результаты проектного обучения:

  • развитие устойчивого интереса воспитанников к мероприятиям разного рода;
  • расширение и углубление знаний по учебным предметам начальной школы;
  • оптимальное развитие способностей и привитие определенных навыков научно-исследовательской работы;
  • развитие навыков самостоятельной работы с первоисточниками знаний;
  • углубление представлений о практическом значении предмета в жизни общества;
  • создание актива, способного оказать помощь учителю в организации урочной деятельности.

Внеурочные занятия позволяют учащимся применять полученные ими знания на практике, расширять и углублять их; повышать успеваемость и стимулировать интерес к учению. Свои результаты они показывают на олимпиадах и на различных конкурсах:

Дата

Название олимпиады/конкурса

Участники, класс/возраст

Результат

1

2012

Городской конкурс среди учащихся муниципальных образовательных учреждений г.о. Саранск «Фабрика Деда Мороза»

Пантелеев Антон, 2 класс

Грамота

II степени

2

2014

Республиканский фестиваль «Кукла в этнокультурном опыте финно-угорс-ких детей» (Номинация: скульптурный текстиль)

Романенкова Кира, 1 класс

Диплом

I степени

3

Всероссийский конкурс по туризму «Юные туристы»

Кащеев Вадим, 3 класс

Диплом

II степени

4

2015

Всероссийский творческий конкурс для детей «Лира» (Номинация: декоративно-прикладное творчество

Вавилина Ирина, 3 класс

Диплом

I степени

Возможность тиражирования опыта

 

Опытом работы я делюсь со своими коллегами

  • на заседаниях кафедры дисциплин начального образования;
  • на семинарах воспитателей групп продлённого дня;
  • на педагогическом совете.

Материалы из опыта работы размещены на сайте:  http:// nsportal.ru/tyufti-na-nadezhda-mihaylovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования

Тема инновационного педагогического опыта:«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»...

Программа "Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО"

Программа составлена как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО, оформлена в соответствии со всеми требованиями. Расчитана на 3  года (2-4 классы)....

Представление инновационного педагогического опыта по теме "Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу"

При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)

Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС»,

Учитель работает с самым хрупким материалом- личностью ребенка, и его задача – «найти человека в человеке» - как говорил Ф.Достоевский. В этом мне помогают педагогические технологии ...