РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАХЩИХСЯ НА УРОКАХ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Изучение родного языка в общеобразовательном учреждении является одним из необходимых условий его сохранения в современном мире. Обучение на родном языке признано мировым сообществом как одно из основных средств повышения качества общего образования.
В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта общего образования, направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся, необходимость выделения этнокультурного содержания в структуре примерного учебного плана обуславливается также значимостью родного языка в развитии духовно-нравственного потенциала личности, раскрытии его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Родной язык – средство не только общения, но и одно из обязательных условий существования народа саха. Потому исключительно важна роль якутского языка, в процессе формирования мировоззрения обучающихся, его приобщения к национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ses.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАХЩИХСЯ НА УРОКАХ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель якутского языка и литературы МКОУ СОШ №9, с.Тас-Юрях, Мирнинского района, Республики Саха (Якутия)
Изучение родного языка в общеобразовательном учреждении является одним из необходимых условий его сохранения в современном мире. Обучение на родном языке признано мировым сообществом как одно из основных средств повышения качества общего образования.
В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта общего образования, направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся, необходимость выделения этнокультурного содержания в структуре примерного учебного плана обуславливается также значимостью родного языка в развитии духовно-нравственного потенциала личности, раскрытии его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Родной язык – средство не только общения, но и одно из обязательных условий существования народа саха. Потому исключительно важна роль якутского языка, в процессе формирования мировоззрения обучающихся, его приобщения к национальной культуре.
Учитель национальной школы в процессе преподавания якутского языка сталкивается с немалыми трудностями. В последнее время у сельского якутского населения отмечается усиленное распространение якутско - русского двуязычия, проявляется нежелание знать и изучать родной язык, снижение культуры речи, которое происходит по объективным и субъективным причинам.В данное время обучение языкам требует своего совершенствования. Многие исследователи объясняют это недостаточной коммуникативной мотивацией изучаемых языков. Следовательно, дети могут полностью развивать свои общеязыковые навыки - не важно на каком языке - только, если их первый язык употребляется хоть частично как язык преподавания или изучения в школе. Необходимы ориентиры, помогающие учителю разобраться в современной методике формирования навыков активного пользования якутским языком как средством коммуникации и познания окружающего мира. Из всех сфер функционирования языка саха основная сфера использования якутского языка для подавляющей части якутского населения — сфера общения в семье и одноязычной среде, где используется устная, разговорная форма языка. Однако и в эту сферу постепенно по мере развития двуязычия и роста языковой компетенции все активнее проникает русский язык также в якутских селах. На современном этапе развития национальной школы учащиеся должны овладеть якутским языком как средством общения /коммуникативная функция/, как средством познания /орудийная функция/, как средством приобщения к достижениям науки, техники и искусства /образовательная функция/. Учащихся нужно научить пользоваться всеми разновидностями и жанрами якутской речи в устной и письменной ее форме в различных сферах общения: учебной, бытовой, общественно-политической и публицистической, профессионально-деловой, социально-культурной.
Достижению указанных целей во многом способствуют стилистическая работа, которая является необходимым аспектом и компонентом обучения якутскому языку в национальной школе. Язык необходимо изучать как функционирующую систему, а языковые средства рассматривать в стилистическом аспекте, т. е с точки зрения их употребления в том или ином виде речи. .
Важна работа по усвоению стилистических синонимов на различных уровнях языках (лексическом и грамматическом), употребление их в речи. Свободное владение языком предполагает высокую культуру речи. Речь должна быть грамотной, правильной в лексическом, грамматическом, орфоэпическом и орфографическом отношениях.
Главная задача каждого учителя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но развивать у них интерес к учению, т.е. научить их учиться. Целью обучения якутскому языку в школе является овладение устной и письменной речью,===== школе.
С помощью упражнений ученики овладевают таким компонентом содержания образования, как способ деятельности. С помощью упражнений, применяемых в работе по развитию связной речи, ученики овладевают способами творческой деятельности, так как они учатся создавать текст, речевые произведения. Чтобы организовать речевую деятельность по развитию связной речи, учитель действует самым различным образом.
Речевая деятельность начинается с анализа мотивов высказывания, анализ речевой ситуации. Если всю работу по развитию речи проводить в рамках –структуры речевой деятельности, то появляется возможность «поднять» работу над речью уровень проблемного обучения, используя проблемно-репродуктивный метод и различного рода проблемные речевые задачи.
Обучение сочинениям или изложениям – традиционный для школы вид работы. И особенно важны упражнения, тренирующие учащихся в создании своего текста. Например:
- Составьте план сочинения, тезисы, выступления;
- Напишите сочинения на какую-то тему или на одну из данных тем;
- Напишите сочинение на данную тему в двух жанрах (заметки и репортажи); в двух стилях (деловые и художественное описание ).
Такие формы уроков по развитию речи оказывают значительное воздействие на формирование положительного отношения учащихся к учебе, на вооружение школьников умением и навыками сознательного и уместного употребления синонимических слов в различных условиях речевого общения в зависимости от целей коммуникации.
Целью данной работы является:
- Повышение творческой активности учащихся на уроках якутского языка:
- Практическое занятие, т.е. написание сочинений по данным темам.
Методы исследования:
- Теоретический: изучить опыт проведения уроков по развитию речи;
- Практический: провести такие уроки в своих классах.
Работа это способствуют развитию чувства языка и приучат детей к самооценке речи. В результате у учащихся расширяется словарь, обогащается активный запас грамматических конструкций, вырабатывается гибкость в общении с языковыми средствами. Системный подход к решению вопросов развития речи открывает возможности более экономного и рационального использования времени.
Таким образом, учителю, для того, чтобы продуктивно работать над развитием письменной и устной речи учащихся, необходимо использовать понятие речевой ситуации и проделать ряд упражнений, формирующих умение ориентироваться в типовой речевой ситуации, оценивать и отбирать языковые средства высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...
Развитие монологической речи учащихся по английскому языку в режиме профильной школы
Перспективные направления интенсификации обучения монологической речи учащихся с учетом актуальности данной проблемы....
РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАХЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Родной и русский языки – средство не только общения, но и одно из обязательных условий существования общества. Потому исключительно важна роль русского языка, как и родного, в процессе формирова...
Развитие устной и письменной речи у детей с ОВЗ, через введение национально-регионального компонента.
Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение да...
Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».
Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...
Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе
В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе. В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности....
Статья. «Развитие устной и письменной речи на уроках математики и физики в коррекционной школе VII вида»
Статья.«Развитие устной и письменной речи на уроках математики и физики в коррекционной школе VII вида»...