Семинар для специалистов на тему: «Способы психологического сопровождения семей с приёмными детьми»
методическая разработка на тему
Цель данного семинара:1) трансляция опыта специалистов по психологическому сопровождению приемных семей; 2)мотивация специалистов, работающих с приемными семьями к постоянному самообразованию, повышению квалификации; 3) мотивация повышение «качества» работы в сфере семейного устройства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_soprovozhdeniyu.docx | 19.72 КБ |
seminar_dlya_spetsialistov_na_temu.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая поддержка семьи
Рекомендации для специалистов
АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
- знакомство, выявление проблемы. Первичное анкетирование, интервьюирование членов замещающих семей. Диагностика познавательных, мотивационных; эмоционально-волевых, особенностей ребенка, анализ семейного воспитания.
- составление плана сопровождения семьи: мероприятия, занятия, консультации.
- разработка рекомендаций, памяток для членов замещающих семей по результатам диагностики и выявленных проблем.
- выход специалиста в замещающую семью, учебное заведение (изучение возможностей социума : беседа с классным руководителем, воспитателем детского сада, близкими родственниками);
- составление отчета о посещении замещающей семьи; Анализ условий проживания семьи, здоровье и безопасность, социальная адаптация. Оценка комфортности замещающей семьи
- промежуточная диагностика по ранее выявленным проблемам, анализ семейного воспитания;
- индивидуальное консультирование членов замещающих семей; выдача рекомендаций, памяток
- итоговая диагностика и мониторинг замещающей семьи. Проведение итогового мониторинга воспитания, образования и развития ребенка
ТОГБОУ «Заворонежский детский дом»
Наш сайт:zavdetdom.68 edu.ru
Телефон: 8-953-704-05-46, 5-84-14
Группа в одноклассниках
« Служба по устройству детей в семью»
Предварительный просмотр:
Семинар для специалистов на тему:
«Способы психологического сопровождения семей с приёмными детьми»
Цель: трансляция опыта специалистов по психологическому сопровождению приемных семей. Задачи:
- формирование успешного взаимодействия специалистов, занимающихся семейным устройством;
- мотивация специалистов, работающих с приемными семьями к постоянному самообразованию, повышению квалификации;
- мотивация повышение «качества» работы в сфере семейного устройства.
Форма проведения: выступление специалистов, упражнения.
Материалы: анкета специалиста, слайдовая презентация, краски, кисточки, стаканчики для воды, буклеты, памятки, листовки, журналы «Семейный причал».
Организационные вопросы: подключение ТСО.
Ход занятия:
Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы, поделимся впечатлениями и опытом о семинаре, участниками которого мы были. Проходил семинар в г. Санкт –Петербурге; расскажем о методах и способах сопровождения замещающих семей.
Упражнение « Имя».
Цель: формирование успешного взаимодействия специалистов, обучение методам психологического сопровождения приёмных семей. Инструкция. Участники группы не просто представляются друг другу, а пытаются вспомнить: Что знают о своем имени? Кто дал ему это имя? Как они относились к нему раньше и относятся теперь? Как воспринимают отчество и фамилию? - Отношение к своему имени отражает восприятие самого себя. Отношение к отчеству часто соответствует отношению к отцу, а отношение к фамилии – отношение к той семейной группе, которая оказала наибольшее влияние на развитие. Ведущий начинает с себя.
Данное упражнение будет поводом для обсуждения: Собираются ли родители менять имя и фамилию ребенку? Как они будут объяснять ему, что у них разные фамилии и почему у него такое отчество?
Выступление специалистов - участников семинара, который прошёл в институте практической психологии «Иматон» г. Санкт – Петербург.
Тема семинара: «Психологическая поддержка семей с приёмными детьми». Ведущий семинара Е.И. Николаева, доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, автор более 300 научных работ. Данный семинар рассчитан на тех, кому приходится сталкиваться с проблемами приёмных детей и приемных родителей.
Цель семинара: обучение методам выявления эффективных семей для воспитания приёмного ребёнка, способам психологического сопровождения приёмных семей.
Программа семинара: Психологическая оценка будущих приёмных родителей. Психологическая подготовка семьи к приёму ребёнка. Способы психологического сопровождения семей с приёмными детьми. Оценка вероятности отказа от приёмных детей. Психологическая подготовка детей к переходу в приёмную семью. Психологическая работа с ребёнком ,от которого отказалась приёмная семья.
- Сопровождение - это содействие, помощь одного человека другому на пути к цели.
Упражнение «Краски»
Цель: обучение методам психологического сопровождения приёмных семей, организация творческого подхода к работе. Инструкция. Приготовить краски, кисточку, одноразовые стаканчики разных размеров, модель дома. Специалист показывает, как наглядно рассказать приемным родителям о связи ребёнка с кровными родителями, их роли в его жизни.
Обсуждение данного упражнения.
Выступление специалистов: « Методики, используемые при консультировании замещающих родителей»
1.Тест проявлений тревоги Тейлора. 2. Тест эгоцентрических ассоциаций. 3. Рисунок семьи (родители и дети). 4. «Геннограмма» . 5. «План дома». 6. Оценка состояния семьи . 7. Осознанность использования родителями наказания и поощрения. 8. Эффективность приемных родителей. 9. Тест незаконченных предложений. 10. Линия жизни.
Подробное рассмотрение и обсуждение следующих методов:
- Осознанность использования родителями наказания и поощрения Вопросник оценивает осознанность или спонтанность поведения родителей в процессе наказания детей, наличие у детей алекситимии (неспособность выражать словами свои чувства), взаимопонимания в семье, искажение восприятия эмоциональной информации у ребёнка.
- Рисунок семьи. Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства
- Тест эгоцентрических ассоциаций.
Тест содержит 40 незаконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывается первое пришедшее в голову окончание незаконченного предложения.
Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в школе — учителя и некоторые ученики.
Упражнение «Ритуал»
Инструкция. Участникам предлагается разделиться на три группы. Каждый член группы готовит рассказ о семейном ритуале: 1. Ежедневные ритуалы; 2. Типичные государственные праздники; 3. Уникальные праздники в семье.
Обсуждение: Как использовать для сплочения приемной семьи? Какие праздники и ритуалы могут быть в приемной семье?
Упражнение «Цепочка пожеланий»
Цель: формирование положительных установок для дальнейшего сотрудничества.
Инструкция. Каждому участнику по цепочке предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий ведущий, подводя определенный итог.
Рефлексия занятия «Продолжи предложение» От работы на занятии я приобрел (а) ___________
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________
Хотели бы вы еще участвовать в подобных встречах ___________
Ваши пожелания и предложения ___________
-На этом мы завершаем наше занятие. Благодарим за активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для преподавателей: Способы психологической защиты
Основы психологической защиты...
презентация к психологическому семинару для педагогов на тему "Конфликты и способы их разрешения
Презентация для проведения психологического семинара...
Практический семинар для специалистов и педагогов ДОО "Взаимодействие специалистов и педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО" 28 января 2015 г.
Мастер-класс "Использования нетрадиционного оборудования в логопедической работе". В основе метода Су - Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в цел...
Выступление на районном семинаре молодых специалистов по теме «Современные формы работы классного руководителя с семьей»
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...
Семинар для специалистов системы профилактики социального сиротства на тему: " Основные ценности и принципы семейно - ориентированного подхода в деятельности по защите прав ребенка"
Детская безнадзорность и беспризорность – следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падени...
План работы с опекаемыми (подопечными), приёмными детьми
Содержание работыс опекаемыми (подопечными), приёмными детьми...
Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...