Семинар для специалистов на тему: «Способы психологического сопровождения семей с приёмными детьми»
методическая разработка на тему

Цель данного семинара:1) трансляция опыта специалистов по психологическому сопровождению приемных семей; 2)мотивация специалистов, работающих с приемными  семьями к  постоянному самообразованию, повышению квалификации; 3) мотивация повышение  «качества» работы в сфере семейного устройства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка семьи

Рекомендации для специалистов

АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

  • знакомство, выявление проблемы. Первичное анкетирование, интервьюирование членов замещающих семей. Диагностика познавательных, мотивационных; эмоционально-волевых, особенностей ребенка, анализ семейного воспитания.
  • составление плана сопровождения семьи: мероприятия, занятия, консультации.
  • разработка рекомендаций, памяток для членов замещающих семей по результатам диагностики и выявленных проблем.
  • выход специалиста в замещающую семью, учебное заведение (изучение возможностей социума : беседа с классным руководителем, воспитателем детского сада, близкими родственниками);
  •  составление отчета о посещении замещающей семьи; Анализ условий проживания семьи, здоровье и безопасность, социальная адаптация. Оценка комфортности замещающей семьи
  •  промежуточная диагностика по ранее выявленным проблемам, анализ семейного воспитания;
  • индивидуальное консультирование членов замещающих семей; выдача рекомендаций, памяток
  • итоговая диагностика и мониторинг замещающей семьи. Проведение итогового мониторинга воспитания, образования и развития ребенка

                                                                                                   

                                                                                                 

                                                                                                ТОГБОУ «Заворонежский детский дом»                                                    

                                                                                                Наш сайт:zavdetdom.68 edu.ru

                                                                                                Телефон: 8-953-704-05-46, 5-84-14

                                                                                                 Группа в одноклассниках

                                                                                                « Служба по устройству детей в семью»

2015 год



Предварительный просмотр:

Семинар для специалистов на тему:

«Способы психологического сопровождения  семей                                                       с приёмными детьми»

Цель: трансляция опыта специалистов по психологическому сопровождению приемных семей.                                                                                            Задачи:

  1. формирование успешного взаимодействия специалистов, занимающихся семейным устройством;
  2. мотивация специалистов, работающих с приемными  семьями к  постоянному самообразованию, повышению квалификации;
  3. мотивация повышение  «качества» работы в сфере семейного устройства.

Форма проведения: выступление специалистов, упражнения.

Материалы:  анкета специалиста, слайдовая презентация,  краски,  кисточки, стаканчики для воды, буклеты, памятки, листовки, журналы «Семейный причал».

Организационные вопросы: подключение ТСО.

                                           Ход занятия:

Приветствие.

- Здравствуйте, уважаемые  коллеги! Рады приветствовать вас на нашей встрече.  Сегодня мы, поделимся впечатлениями и опытом  о семинаре, участниками которого мы были. Проходил семинар в г. Санкт –Петербурге; расскажем о методах  и способах сопровождения замещающих семей.     

                                                                                                                  Упражнение « Имя».

Цель: формирование успешного взаимодействия специалистов,  обучение  методам психологического сопровождения приёмных семей.                                                                                                   Инструкция.                                                                                                            Участники группы не просто представляются друг другу, а пытаются вспомнить: Что  знают о своем имени? Кто дал  ему это имя?                                                                                                          Как они относились к нему раньше и относятся теперь?                                                         Как  воспринимают отчество и фамилию?                                                                                    - Отношение к своему имени отражает восприятие самого себя. Отношение к отчеству часто соответствует отношению к отцу, а отношение к фамилии – отношение к той семейной группе, которая оказала наибольшее влияние на  развитие.  Ведущий начинает с себя.                                                                      

Данное упражнение будет  поводом для обсуждения:                                    Собираются ли родители менять имя и фамилию ребенку?                             Как они будут объяснять ему, что у них разные фамилии и почему у него такое отчество?

Выступление специалистов - участников семинара, который прошёл в институте  практической психологии «Иматон» г. Санкт – Петербург.

Тема семинара: «Психологическая поддержка семей с приёмными детьми». Ведущий семинара Е.И. Николаева, доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, автор более 300 научных работ.  Данный семинар рассчитан на тех, кому приходится сталкиваться с проблемами приёмных детей и приемных родителей.

Цель семинара:  обучение методам выявления эффективных семей для воспитания приёмного ребёнка, способам психологического сопровождения приёмных семей.  

Программа семинара:                                                                                        Психологическая оценка будущих приёмных родителей.                            Психологическая подготовка семьи к приёму ребёнка.                                            Способы психологического сопровождения семей с приёмными детьми.                    Оценка вероятности отказа от приёмных детей.                                               Психологическая подготовка детей к переходу в приёмную семью.          Психологическая работа с ребёнком ,от которого отказалась приёмная семья.

- Сопровождение - это содействие,  помощь одного человека другому на пути к цели.

                                                                                                                  Упражнение  «Краски»

Цель: обучение  методам психологического сопровождения приёмных семей, организация творческого подхода к работе.                                                  Инструкция.  Приготовить краски, кисточку, одноразовые стаканчики разных размеров, модель дома. Специалист показывает, как наглядно рассказать приемным родителям о связи  ребёнка с кровными родителями,  их роли в его  жизни.

Обсуждение данного упражнения.

Выступление специалистов: « Методики, используемые при консультировании замещающих родителей»

 1.Тест проявлений тревоги Тейлора.                                                                                  2. Тест эгоцентрических ассоциаций.                                                                                                                                      3.  Рисунок семьи (родители и дети).                                                                                 4.   «Геннограмма» .                                                                                                                 5.   «План дома».                                                                                                           6.  Оценка состояния семьи .                                                                                    7.  Осознанность использования родителями наказания и поощрения.                       8.  Эффективность приемных родителей.                                                                               9. Тест незаконченных предложений.                                                                  10. Линия жизни.

Подробное рассмотрение и обсуждение следующих методов:

  • Осознанность использования родителями наказания и поощрения    Вопросник оценивает осознанность или спонтанность поведения родителей в процессе наказания детей, наличие у детей алекситимии (неспособность выражать словами свои чувства),   взаимопонимания в семье, искажение восприятия эмоциональной информации у ребёнка.

  • Рисунок семьи.                                                                                                   Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства

  • Тест эгоцентрических ассоциаций.                

   Тест содержит 40 незаконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывается первое пришедшее в голову окончание незаконченного предложения.

 Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в школе — учителя и некоторые ученики.

                                                                                                                                                                                                       

Упражнение «Ритуал»

Инструкция.                                                                                                                   Участникам предлагается разделиться на три группы.  Каждый член  группы готовит рассказ о семейном ритуале:                                                                                 1.  Ежедневные ритуалы;                                                                                             2.  Типичные государственные праздники;                                                                           3.  Уникальные праздники в семье.

Обсуждение:                                                                                                                   Как использовать для сплочения приемной семьи?                                                      Какие праздники и ритуалы могут быть в приемной семье?

Упражнение «Цепочка пожеланий»

Цель: формирование положительных установок для дальнейшего сотрудничества.

Инструкция.                                                                                                     Каждому участнику  по цепочке  предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий ведущий, подводя определенный итог.

Рефлексия занятия «Продолжи предложение»                                                                       От работы на занятии я приобрел (а) ___________                                                                   

Мне понравилось ___________                                                                                                         

Мне не понравилось ___________                                                                                     

Хотели бы вы еще участвовать в подобных встречах ___________                           

Ваши пожелания и предложения ___________

-На этом мы завершаем наше занятие. Благодарим за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар для специалистов и педагогов ДОО "Взаимодействие специалистов и педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО" 28 января 2015 г.

Мастер-класс "Использования нетрадиционного оборудования в логопедической работе". В основе метода Су - Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в цел...

Выступление на районном семинаре молодых специалистов по теме «Современные формы работы классного руководителя с семьей»

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...

Семинар для специалистов системы профилактики социального сиротства на тему: " Основные ценности и принципы семейно - ориентированного подхода в деятельности по защите прав ребенка"

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падени...

План работы с опекаемыми (подопечными), приёмными детьми

Содержание работыс опекаемыми (подопечными), приёмными детьми...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...