"Нравственное обучение на уроках истории и обществознания"
методическая разработка по теме
Формирование у обучающихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_plan_samoobrazovaniya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1»
План профессионального самообразования учителя истории и обществознания Попковой Марины Григорьевны на 2015 -2018 гг.
Тема: «Нравственное обучение на уроках истории и обществознания»
Единая методическая проблема школьной методической службы:
«Формирование базовых умений и компетенций как условие подготовки конкурентоспособной личности».
Индивидуальная методическая проблема:
Формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений.
Цель профессионального самообразования:
Систематическое повышение педагогом своей профессиональной компетентности и совершенствование профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.
Задачи профессионального самообразования:
- совершенствование теоретических знаний и практических умений;
- овладение новыми формами, методами и приемами работы;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической науки, новых педагогических технологий.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Источники самообразования: специализированная педагогическая методическая литература; интернет; семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования: индивидуальная (через индивидуальный план); групповая (через участие в жизни школы, через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет).
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение теоретического и научно-практического уровня профессионального мастерства и компетенции педагога;
- использование в практической деятельности педагога полученных знаний и умений по психопрофилактической работе;
- повышения качества образования школьников.
Планируемые результаты самообразования:
- наработанные педагогом-психологом материалы для психопрофилактического направления деятельности.
План самообразования разработан на 2015-2018 гг. и включает следующие этапы.
I. Теоретический этап: 2015-2016 гг.
1. Определение направления самообразования.
2. Формулирование личной индивидуальной темы: «Нравственное обучение на уроках истории и обществознания».
3. Знакомство с педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.
II. Практическое решение проблемы: 2016-2017 гг.
- Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ.
- Организация коллективного обсуждения прочитанной литературы.
Выступление на заседании МО с темой: «Нравственное обучение на уроках истории и обществознания».
- Посещение уроков коллег.
III. Оценочный этап: 2017-2018 гг.
- Обобщение и анализ наблюдения.
- Оформление результатов.
- Теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
План-график мероприятий
профессионального самообразования учителя истории и обществознания Попковой Марины Григорьевны.
№ | Основные направления для самообразования педагога | Формы деятельности | Сроки выполнения | Форма результатов |
1. | Профессиональное. | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Систематически выписывать журналы « Преподавание истории в школе» и «История. Первое сентября ». 4. Вести каталог статей из этих журналов. 5. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания. | 2015-2017 гг. | Газета: «1 сентября» Журнал: «Преподавание истории и обществознания в школе» Методические пособия, рекомендации учителю истории и обществознания и др. |
2. | Психолого-педагогическое. | 1.Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики. | 2015-2017 гг. | Методические пособия |
3. | Психологическое. | Участие в муниципальном конкурсе «Учитель года» | 2017 г. | Конкурсные материалы |
4. | Методическое. | 1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории. 2. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла. 3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 4. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 6. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 7. Выступать с докладами по теме самообразования. | 2015-2018 гг. | 1. Конспекты уроков 2. Материалы для проведения контрольных срезов, самостоятельных работ, тренировочных работ в форме ГИА, ЕГЭ 3. Материалы для организации индивидуального письменного опроса на уроках. |
5. | Правовое. | 1. Изучение нормативно-правовой литературы, регламентирующей преподавание истории, обществознание (стандарт, программа, учебный план). 2. Изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей прохождение итоговой аттестации за курс основного и полного образования | 2015-2016 гг. | 1. Разработка календарно-тематического планирования по истории, обществознанию. |
6. | Информационно-компьютерные технологии. | 1.Пройти подготовку по программе «ИКТ для учителя-предметника. 2. Овладеть навыками создания презентаций уроков, докладов; 3.Создание презентаций и базы презентаций к урокам силами учителя и обучающихся; 4. Овладеть методами работы с интерактивной доской; 5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. | 2016-2017 гг. | Овладение навыками создания презентаций уроков, докладов; Создание презентаций и базы презентаций к урокам силами учителя и обучающихся. |
7 | Историческое | 1. Проводить предметные недели, викторины. 2. Разработка технологии игровых форм обучения на уроках истории. 3. Разработка рекомендаций по использованию ИКТ на уроках истории. | 2015-2017 гг. | Материалы для проведения предметных недель, викторин. |
8. | Охрана здоровья. | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | 2015-2018 гг. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
• Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
• Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
4. Участие в системе школьной методической работы:
• Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
• Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
• Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
• Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла, педагогических советах.
• Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
• Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
• Повысить качество преподавания предмета до 70%.
• Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
• Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
• создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном и школьном сайтах.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
• Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
- Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Публикация на тему: "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и обществознания"
....
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...
Доклад на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»
Доклад на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»...
Презентация к доклада на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»
Презентация к доклада на тему «Современные методы и приёмы способствующие духовно-нравственному воспитанию на уроках истории и обществознания»...