Комплект настольных игр "Учусь, играя"
методическая разработка по теме

Комплект настольных игр «Учусь, играя»

На сегодняшний день настольные игры переживают своё, второе рождение – современные настольные игры стали разнообразнее, ярче и увлекательнее чем были лет 10 назад.
Традиционные игры с фишками, которые необходимо передвигать по разграфлённому полю, знают все. Только вот многие считают, что они могут лишь разнообразить детский досуг, а вот дидактической пользы от них нет. Однако на самом деле это не так.   В играх с фишками и кубиками ребёнок приобретает множество полезных умений и знаний: во время игры у ребенка увеличивается лексический запас, он учиться правильно произносить звуки, происходит процесс формирования фонематического слуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnye_igry.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Ходилки-бродилки» в коррекционной работе с детьми с ОНР.

 На сегодняшний день настольные игры переживают своё, так называемое, второе рождение – современные настольные игры стали разнообразнее, ярче и увлекательнее чем были лет 10 назад.
Традиционные игры с фишками, которые необходимо передвигать по разграфлённому полю, знают все. Только вот многие считают, что они могут лишь разнообразить детский досуг, а вот дидактической пользы от них нет. Однако на самом деле это не так.  

      В играх с фишками и кубиками ребёнок с нарушением речи приобретает множество полезных умений и знаний.

  1. Развитие речи: во время игры у ребенка увеличивается лексический запас, он учиться правильно произносить звуки, происходит процесс формирования фонематического слуха.
  2. Социальные навыки: ребёнок учится соблюдать правила – ждать свою очередь, делать правильное количество ходов, выполнять определённые условия игры и достойно встречать победу или поражение.
  3. Мелкая моторика и координация движения: правильно бросить кубики, аккуратно передвинуть на нужное количество клеток фишку – это ответственная и серьёзная задача для детей с нарушением речи, у которого пальчики ещё неловкие, а движение неточные.
  4. Произвольное внимание и концентрация внимания: во время игры ребёнку нужно держать в памяти количество и очередность ходов, правила и общий сюжет игры и т.д.
  5. Элементарные математические понятия: во время игры ребёнок знакомится с таким понятием, как количество, осваивает счёт, учится соотносить количество со знаком-цифрой.

При создании игр возникал вопрос «А захотят ли дети играть в настольные игры?». Но практика показала, что детей привлекают яркие, красочные, красиво оформленные коробочки с наличием разнообразных карточек, фишек, мешочков.

Комплект настольных игр «Учусь, играя»

       Игровой набор включает несколько вариантов игр разного уровня сложности для детей дошкольного возраста от 4-х до 7 лет. Игры предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий. Игры проводит ведущий – взрослый (в период обучения), а затем – один из детей.

В комплект входит:

Инструкция – 1 шт.

Мешочки с предметными картинками – 5шт.

Игровое поле – 5 шт.

Кубики – 6 шт.

Фишки – 5 шт. (возможна замена, на усмотрение ребенка)

 «Помоги природе»

Игра помогает воспитывать в детях любовь к природе.

Цель игры: Автоматизация звуков по представлению. 

Описание игры. Данная игра может быть использована для автоматизации любого труднопроизносимого звука  по представлению. Перед ребенком игровое поле, на котором произошла вырубка деревьев. Предлагается  «посадить» в лесу молодые деревья. Для этого необходимо назвать (вспомнить) слово с труднопроизносимым звуком правильно, после чего вырастает молодое дерево (ребенок накладывает картинку с изображением дерева на пенек). Игра считается законченной, когда на всех пеньках «вырастают» молодые деревья.

Это универсальная настольная игра с многообразием выбора, на одном поле можно посадить не только деревья, но и цветы. Таким образом, предлагая ребенку выбирать себе род занятий, педагог решает основные коррекционные задачи.

«Ходилка-Бродилка»

Цель игры: Автоматизация звука [ш] в словах.

Описание игры.  В игру могут играть от 2 до 4 игроков  4-7 лет

Игра состоит из игрового поля (для каждого автоматизируемого звука отдельное поле), с изображением ярко-иллюстрированных картинок, фишек (киндер-игрушки), кубиков.

    Игра начинается с желтого барабана с изображением стрелок, направленных в разные стороны. У каждого игрока есть возможность выбора направления. На пути наших героев встречаются  различные препятствия: переход хода к другому игроку (отдыхающая лягушка), перемещение  по стрелкам и по лестнице на  несколько барабанов назад или  вперед, что делает игру более интересной и захватывающей.

Возвращение игроков на желтый барабан обозначает конец игры.

ВАЖНО!

Для вовлеченности ребенка в занятие используется прием «выбери сам»  самостоятельный выбор игры, и сказочного персонажа, с которым они вместе  будут преодолевать препятствия и вместе доберутся до финиша. По окончании игры рекомендуем проводить оценку работы ребенка: не количество ошибок, а качество работы, разбор ошибок, необходимо проводить сравнение не с другими детьми, а с ним самим.   

 «Болтунишка»

Цель игры: Автоматизация труднопроизносимого звука, опираясь на громкое проговаривание. Определение позиции заданного звука в слове (начало, середина, конец).

Описание игры. Данная игра создана для детей дошкольного возраста, содержит задания, позволяющие определять позицию звука в слове на этапе автоматизации труднопроизносимых звуков.

      В игру могут играть от 2 до 4 игроков  4-7 лет.

Игра состоит из игрового поля (для каждого звука отдельное поле), с изображением ярко-иллюстрированных картинок, фишек (киндер-игрушки), кубиков.

     Право первого хода определяется количеством  точек на кубике. Далее  участники ходят по очереди.

     Ориентируясь на выпавшее число на кубике, ребенок перемещает фишку (выбранную игрушку) на соответствующую картинку, называя ее правильно и определяя место заданного звука в слове (определение места звука в слове зависит от зоны ближайшего развития ребенка и может быть доступно детям с 4 летнего возраста). В зависимости от того, слышится звук в начале слова, в конце или в середине, дополнительная фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть схемы, которая расположена в центре игрового поля. Далее ход переходит к следующему игроку. Игра считается законченной, когда все игроки дойдут до финиша (старт).

 «Логопедическая Мемори»

    Детям предлагается поиграть в веселую игру. В набор входят мешочки с сюрпризом (карточки с предметными картинками), в названии которых встречается труднопроизносимый звук. Для каждой группы звуков, определенный набор картинок.

       Карточки прекрасно подходят для веселых игровых занятий с детьми старшего дошкольного возраста – они помогают автоматизировать труднопроизносимый звук, расширяют словарный запас, укрепляют память, внимание и скорость реакции.

Цель игры: Автоматизация труднопроизносимого звука.

Описание игры:

    В игру могут играть от 2 до 4 игроков  4-7 лет. Все карточки выкладываются на стол, а после того, как ребенок запомнит их расположение, переворачиваются «рубашкой» вверх, чтобы он по памяти нашел пары одинаковых предметов. Игра считается законченной, когда все парные картинки совпадут.

Ход игры:

  1. Разложите 15 карточек рубашкой вверх.
  2. Каждый игрок переворачивает по 2 карточки одновременно.
  3. Если карточки совпадают, игрок забирает их себе и получает второй ход. Если карточки не совпадают, игрок кладет их на прежнее место, а ход переходит к следующему игроку.
  4. Игра считается законченной, когда все парные картинки совпадут.

 

 Играя в настольные игры у детей появляется возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе «киндер-героя», с которым им придется преодолевать препятствия. У детей есть возможность самостоятельно выбирать себе настольную игру (задача педагога сориентироваться на автоматизируемый звук.)

       Играя в настольные игры (овладевая правилами игры), дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учатся договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, разрешать конфликты;

В настольных играх участвуют от 2 и более игроков, таким образом, создается ситуация когда необходимо использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивать речевые высказывания в ситуации общения с партнерами по игре.

     Распространение логопедических настольных игр по автоматизации звукопроизношения в массовые группы, повышает самоконтроль над труднопроизносимыми звуками у детей с нарушением речи. Т.к. у  них  появляется возможность выбирать партнеров по совместной деятельности и это могут быть дети, речь которых соответствует возрасту.

        Первый день знакомства с комплектом настольных игр, правилами игры  получил дальнейшую цепочку…….. На следующий день дети принесли своих  «киндер-героев». Это говорит о том, что эмоции от первой встречи с игрой проживали с ними весь  день… вечер… и утро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольная речевая игра для детей "Читаем и составляем слова"(ИП Бурдина С.В.)

Предлагаем вам занимательную игру для детей дошкольного возраста, занимаясь по которой, детисмогут потренироваться в составлении и чтении различных слов.Кроме того, игра поможет детям ассоцииров...

Настольно-печатная игра "Подбери слова к рассказу"

Уважаемые взрослые! Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтени...

Настольно-печатная игра "Развиваем речь"

Игра – основной вид деятельности ребенка с нарушениями в развитии независимо от возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра влияет на формирование всех основных психических п...

Настольная краеведческая игра "Путешествие по Кемеровской области"

Настольная краеведческая игра "Путешествие по Кемеровской области"...

Настольные печатные игры - основной вид работы при закреплении материала

Из опыта работы с настольными печатными играми на занятиях с дошкольниками...

Настольно-дидактическая игра"Прочитай слово по первым буквам"для младших школьников

Игра поможет закрепить навыки чтения и звукобуквенного анализа слова, разовьет внимание, память, логическое мышление....

Настольная логопедическая игра «РУ-РА-РО» для развития речевого дыхания и автоматизации звуков в слогах и словах

Уважаемые коллеги логопеды!Каждому из нас, естественно, очень знакома обидная ситуация затянувшейся во времени автоматизации вновь поставленного звука. Когда от занятия к занятию приходится многократн...