Рабочая программа по специальности "Аккордеон".
рабочая программа на тему
Рабочая программа для Детской школы искусств по специальности "Аккордеон".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по специальности "Аккордеон". | 170.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПРОЛЕТАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ »
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «АККОРДЕОН»
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, детские школы искусств, в том числе детские музыкальные, хоровые, художественные, театральные, хореографические, цирковые школы, школы художественных ремесел, школы эстрадного искусства и другие детские школы по различным видам искусств, получили правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению.
Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Данная программа опирается на новые учебные планы, предусматривающие восьмилетний срок обучения для детей, поступивших в образовательное учреждение с шести лет шести месяцев до девяти лет.
Объём часов: для учащихся с1 по 6 классы – 2 академических часа, для 7,8 классов – 2, 5 академических часа.
Цели программы
1. Раскрытие средствами музыкального исполнительского искусства дарования ученика (эмоционального и интеллектуального), подготовка его к активной творческой работе, реализация всех его творческих способностей.
- Приобщение детей к искусству и приобретение ими начальных профессиональных навыков.
- Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности до уровня самореализации, самовыражения посредством игры на аккордеоне. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, позволяющих выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях музыкального культурного пространства.
- Овладение практическими умениями и навыками в инструментальном музицировании, воспитание музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию: слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Задачи программы:
1. Учебные:
- Овладеть знаниями, умениями, навыками, необходимыми для исполнительской деятельности на аккордеоне, уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения разных жанров и направлений;
- Уметь использовать навыки выразительного исполнения: через чистоту интонирования, расширения тембровых красок, тонкость динамических оттенков, чувство фразировки;
- Выразительно исполнять, уметь слышать и контролировать качество звука, исполнение своей партии в соответствии с художественной трактовкой произведения в
целом, формировать эстетические отношения к качеству звучания;
- Формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.
2. Развивающие:
- Активизировать общее музыкальное развитие ученика, создание специальных условий для расширения музыкального кругозора и воспитания художественного вкуса, раскрытие его творческого потенциала.
- Развивать музыкально-образное мышление, наблюдательность, внимание, интерес и умение работать;
- Развить художественный вкус на лучших образцах народного музыкального творчества, классиков русской и зарубежной музыки, советских и современных композиторов;
- Развивать и выявлять наиболее одаренных в музыкальном отношении детей и готовить их к поступлению в музыкальные училища.
3. Воспитательные:
- Создать на занятиях атмосферу творческого сотрудничества ученика и педагога; укрепить чувство ответственности за результат работы; участие в активной концертной деятельности;
- Создать среду, способствующую расширенному воспроизводству знаний, включение учащихся в социально полезную деятельность, организация содержательного досуга и занятости, адаптации их жизни в обществе.
4 Мотивационные:
- Использование проблемных ситуаций и задач, формирование поиска самостоятельных решений, а так же связи содержания и методов обучения ребёнка, его эмоциональной отзывчивости, так как управление чувственным познанием ученика делает обучение более содержательным и доступным.
- Мотивировать школьника на получение музыкального образования, позволяющее ему приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально; профессионально, личностно;
- Способствовать созданию внутреннего комфорта для делового общения, поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию;
- Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.
Принципы, на которых построена программа:
- Принцип дидактики - основные положения педагогики, связанные с закономерностями познавательной, музыкально-исполнительской деятельностью ученика и целями обучения.
- Принцип индивидуального подхода;
- Принцип технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастных особенностей и способностей учащихся;
- Принцип последовательности и постепенности (от простого к сложному);
- Принцип наглядности обучения;
- Принцип активности – максимальное участие ученика в учебной деятельности;
- Принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Формы и режим занятий.
Основной формой учебно-воспитательной работы с учащимися является урок.
Учитывая, что уроки по специальности проходят два раза в неделю, целесообразно весь изучаемый материал распределить равномерно. Например, во время первого урока работать над гаммами, упражнениями и этюдами, а во время второго - над гаммами и пьесами. Формы проверки проделанной работы учеником могут быть различными. Желательно проверку подготовки ученика подводить ежемесячно. Во время проверки ученик исполняет одну гамму, пьесу и этюд. В выставлении оценки, помимо преподавателя, может участвовать коллега по работе или один, два ученика. Лучшие исполнители включаются в программу предстоящего концерта.
Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические, а также аудиальные. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность учащегося.
Постоянной заботой педагога на уроках специальности является организация правильных игровых движений ученика, контроль за правильной, естественной посадкой. Работа над выразительностью исполнения, качеством звука, интонацией, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащихся в школе, и быть предметом постоянного внимания. Важна не количественная сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении. Работа над овладением различными штрихами должна осуществляться постепенно; успешные результаты могут быть достигнуты при условии, если учащийся будут ясно представлять себе - музыкальное своеобразие звучания каждого штриха и знать приемы, которыми это достигается.
Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации домашних занятий и режима дня. Важно постоянно наблюдать за поведением ученика в школе, поддерживать тесный контакт как с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, так и с родителями учащегося.
К началу первого и второго полугодия составляются индивидуальные планы на каждого учащегося, а в конце каждого полугодия вносятся дополнения и изменения, внесенные в ранее запланированные репертуарные списки.
Хорошей формой воспитательной работы является посещение концертов, музеев, театров, проведение других культурных мероприятий. Так же одной из форм учебно-воспитательной работы с начинающими аккордеонистами является их личное участие в концертах, фестивалях и конкурсах, просмотр видеозаписей концертов аккордеонистов, прослушивания аудио записей высокохудожественной аккордеонной музыки.
Репертуарный список каждого класса состоит из следующих разделов:
- Инструктивный материал - гаммы, этюды, упражнения.
- Произведения крупной формы - сонатины, вариации.
- Пьесы - народные песни, пьесы русских, советских и зарубежных композиторов.
- Полифонические произведения
- Ансамблевые пьесы
- Материал по чтению с листа.
В конце года дается развернутая характеристика музыкальных данных, работоспособности и успеваемости учащихся. При выставлении отметки осуществляется дифференцированный подход к каждому ученику в зависимости от его исходных возможностей и отношения к работе. На протяжении всех лет обучения проводится планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развития учащихся.
Искусство и мастерство обучения заключаются в том, чтобы раскрыв силы и возможности каждого ученика, дать ему почувствовать радость успеха в своем труде. Учитывая индивидуальность ребенка, подготовить его к самостоятельным творческим поискам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ КЛАСС
В течение первого года, педагог должен изучить с учеником:
- 18 – 20 произведений: детские, народные песни и танцы, пьесы песенного и танцевального характера с простым ритмическим рисунком; несложные произведения для овладения начальными навыками чтения нот с листа.
Гаммы :
До, Соль мажор отдельно каждой рукой в одну октаву штрихами нон легато, легато, стакатто в одну-две октавы;
ля минор (натуральный, гармонический, мелодический) правой рукой в одну октаву;
Арпеджио:
короткие (трёхзвучные) двумя руками (допускается: левой рукой –опорные звуки);
Аккорды:
тонические (трёхзвучные) с обращениями - правой рукой.
Примерные программы выступлений
Польская народная песня « Весёлый сапожник»
Калинников В. Тень-тень
Книппер Л. Полюшко-поле
Белорусская народная песня «Перапёлочка»
Шуберт Ф. Лендлер
Чайкин Н. Марш
Бонаков В. Танец
Владимиров А. Колыбельная
Моцарт В. Французская песня
ВТОРОЙ КЛАСС
За год учащийся обязан выучить 12 -14 произведений, в том числе:
- 1-2 полифонических (с элементами полифонии),
- 8-10 пьес различных стилей и жанров,
- 3-4 этюда на различные виды техники;
- произведения для чтения нот с листа и подбора по слуху.
Гаммы:
До, Соль, Фа, Ре мажор – двумя руками основными штрихами в 1-2 октавы;
ля минор (гармонический, мелодический) каждой рукой, ми, ре минор (гармонические, мелодические) – правой рукой в одну – две октавы;
хроматическая от любого звука правой рукой (без нотной записи, как упражнение) в одну-две октавы;
Арпеджио:
короткие – двумя руками ( допускается: левой рукой – опорные звуки); Аккорды:
тонические (трёхзвучные) с обращениями в мажорных тональностях – двумя руками,в минорных тональностях - правой рукой в 1 октаву.
Примерные программы выступлений
Пахельбель И. Гавот
Иванов В. Юмореска
Белорусский народный танец «Бульба»
Даргомыжский А. Песня
Холминов А. Дождик
Украинская народная песня « Ой, дiвчино, шумить гай»
Антюфеев Б. Часы
Блок В. Гармошка заиграла
Грачёв В. (обработка) Отдавали молоду
ТРЕТИЙ КЛАСС
За год учащийся обязан выучить 10 – 12 пьес различного характера:
- 1-2 полифонических,
- 1-2 крупной формы,
- 6-7 пьес различных стилей и жанров,
- 3-4 этюда на различные виды техники,
- произведения для чтения нот с листа и подбора по слуху, импровизации и транспонирования.
Гаммы :
До, Соль, Фа, Ре мажор двумя руками основными штрихами, штриховыми вариантами в две октавы;
ля минор (гармонический, мелодический) двумя руками основными штрихами в одну октаву;
ми, ре минор ( гармонические, мелодические) каждой рукой отдельно;
хроматическая от звука До правой рукой, в одну-две октавы.
Арпеджио:
короткие (трёх, четырёхзвучные) в пройденных мажорных тональностях и в тональности ля минор двумя руками (допускается: левой рукой – опорные звуки);
короткие (трёх, четырёхзвучные) в тональности ми, ре минор – правой рукой;
Аккорды:
тонические (трёх, четырёхзвучные) с обращениями в пройденных мажорных и минорных тональностях двумя руками в одну октаву
Примерные программы выступлений
Шевченко С. Полифоническая пьеса
Штейбельт Д. Сонатина
Бушуев Ф. (обработка) Белолица, круглолица.
Барток Б. Танец в форме канона
Гольденвейзер А. Песенка
Шестериков И. (обр.) Белорус.нар.песня «А ты ехай»
Аарне Е. Полифонический этюд.
Бонаков В. Весело скрипач играет
Белорусский народный танец «Мiкiта»
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
За год учащийся обязан выучить: 10-12 пьес различного характера, в том числе:
- 2полифонических, 1-2 крупной формы,
- 5-6 пьес различных стилей и жанров (из них 1-2 для самостоятельного изучения),
- 2-4 этюда на разные виды техники,
- произведения для чтения нот с листа и подбора по слуху, импровизации и транспонирования.
Гаммы:
мажорные гаммы до 3-х знаков при ключе двумя руками в 2 октавы.
минорные гаммы до 2-х знаков при ключе 3 вида двумя руками в 2 октавы.
Хроматическая от звука ДО правой рукой.
Арпеджио:
короткие (четырёхзвучные), длинные двумя руками в пройденных тональностях.
Аккорды:
тонические (трёх, четырёхзвучные) с обращениями в пройденных тональностях.
Примерные программы выступлений
Бах И.С. Менуэт
Григ.Э. Деревенская песня
Акимов Б. (обр.) Ти ж мене пидманула
Бетховен Л. Полонез
Доренский А. Юмористический вальс
Бушуев Ф. (обр.0 «Чаму ж мне не петь»
Гайдн Й. Танец
Гедике А. Инвенция
Гречанинов А. Грустная песенка
ПЯТЫЙ КЛАСС
За год учащийся должен выучить 10-12 произведений, в том числе:
- 2 полифонических. 2 крупной формы,
- 4-5 пьес различных стилей и жанров (из них 1 для самостоятельного изучения),
- 2-3 этюда на разные виды техники,
- произведения для чтения нот с листа и подбора по слуху, импровизации и транспонирования.
Гаммы:
мажорные гаммы до 4-х знаков при ключе двумя руками в подвижном темпе;
минорные гаммы до 3-х знаков при ключе двумя руками в подвижном темпе;
хроматическая от любого звука правой рукой с использованием всего диапазона инструмента.
Арпеджио:
короткие двумя руками а пройденных мажорных и минорных тональностях (допускается левой рукой – опорные звуки);
длинные двумя руками в пройденных тональностях;
ломаные в пройденных тональностях двумя руками(левой рукой опорные звуки)
Аккорды:
тонические трезвучия с обращениями в пройденных мажорных и минорных тональностях двумя руками.
Примерные программы выступлений
Диабелли А. Сонатина
Присс Л. Вальс-шарманка
Писняк Г (обр.) Лявониха
Дербенко Е. Осень наступила
Моцарт В. Вариации
Раков Н. Полька
Бетховен Л. Весёлая, грустная
Гедике А. Инвенция
Яхина Е. Весёлый тарантас
ШЕСТОЙ КЛАСС
За год учащийся обязан выучить 8-10 произведений, в том числе:
- 1-2 полифонических,
- 1-2 крупной формы,
- 4-6 различных стилей и жанров (из них 1 для самостоятельного изучения),
- 2 -3 этюда на разные виды техники, а так же произведения для чтения нот с листа и подбора по слуху, импровизации и транспонирования.
Гаммы:
мажорные гаммы до 5-и знаков при ключе двумя руками в достаточно быстром темпе.
минорные гаммы до 4-х знаков при ключе двумя руками в подвижном темпе.
Арпеджио:
короткие, длинные в пройденных мажорных и минорных тональностях двумя руками;
ломаные в пройденных тональностях двумя руками 9допускается левой рукой – опорные звуки).
Аккорды:
тонические с обращениями в пройденных тональностях двумя руками.
Примерные программы выступлений
для промежуточной и итоговой аттестации
Боккерини Л. Менуэт
Наймушин ю. Матрёшки
Писняк Г. (обр.) Павей ветру
Гайдн Й. Менуэт из симфонии №1
Пахмутова А. Весёлая гармошка
Белов В. Владимирский хоровод
Мендельсон Ф. Детская пьеса
Чайковский П. Нянина сказка
Вальчик Л. Табакерочный вальс
СЕДЬМОЙ КЛАСС
За год учащийся обязан пройти 8-9 произведений, в том числе:
- 1-2 полифонических,
- 1-2 крупной формы,
- 3-5 пьес различных стилей и жанров (из них 1 для самостоятельного изучения),
- 2 – 3 этюда на разные виды техники, так же произведения для чтения нот с листа и подбора по слуху, импровизации и транспонирования.
Гаммы:
мажорные гаммы - до 6-и знаков при ключе двумя руками в достаточно быстром темпе;
минорные гаммы - до 5 знаков при ключе двумя руками в подвижном темпе;
хроматическую гамму от любого звука двумя руками в 1-2 октавы.
Арпеджио:
короткие, длинные в пройденных тональностях двумя руками.
Аккорды:
тонические с обращениями в пройденных тональностях двумя руками.
Примерные программы выступлений
для промежуточной и итоговой аттестации
Вебер К. Вальс
Бухвостов В. Маленькая сюита
Писняк Г. (обр.) Белорус. нар. танец «Бульба»
Валенберг А. Прелюдия
Лядов А. Музыкальная табакерка
Сурков А (обр.) Во поле берёза стояла
Гендель Г. Сонатина
Суханов А. (обр.) У зари-то, у зореньки
Караев К. Игра
ВОСЬМОЙ КЛАСС
За год учащийся обязан пройти 7-8 произведений, в том числе:
- 1 полифоническое,
- 1 крупной формы,
- 4-5 пьес различных стилей и жанров (из них 1 для самостоятельного изучения),
- 1-2 этюда на разные виды техники, произведения для чтения нот с листа, аккомпанемента, подбора по слуху, импровизации и транспонирования.
Продолжение изучения инструктивного материала, предполагает индивидуальный подход к ученику.
Экзаменационные требования
На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:
а) 1 этюд
б) 4 пьесы различного характера, среди которых должны быть: произведения русского, советского и зарубежного композитора, а также произведения народного творчества.
Примерная программа выпускного экзамена
Гендель Г. Куранта
Моцарт В. Соната №5, ч.I
Лядов А. Маленький вальс
Лондонов П. В народном духе
Черни К. Этюд №7, соч.299
Бах И.С. Бурре
Шуман р. Охотничья песня
Свиридов Г. Романс
Цыбулин М. (обр.) Ой, пиду я до млина
Двилянский М. Этюд Ля мажор
Бетховен Л. Сонатина
Григ Э. Вальс
Цфасман А. Весёлый вечер
Воеводин А. (обр.) Чтой-то звон
Лешгорн А. Этюд №14
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Минимум содержания программы должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальное произведение ;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- навыков импровизации, чтения нот с листа;
- навыков подбора по слуху;
- навыков публичных выступлений.
Результатом освоения программы с дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знания основного сольного репертуара для народных инструментов;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения на достаточно художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- навыков подбора по слуху.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний предусматривается осуществлять через зачеты – дифференцированные и недифференцированные, контрольные уроки, экзамены.
Выпускной экзамен - итоговая программа выпускника школы. На выпускной экзамен выносятся 5 произведений: этюд и 4 разнохарактерные пьесы.
В течение учебного года учащиеся выпускного класса выступают на прослушиваниях (декабрь, март). На 1 прослушивании учащимися выпускного класса исполняются наизусть 3 произведения. На втором прослушивании исполняется вся программа выпускного экзамена. Качество подготовки обучающихся фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет» или «незачёт».
Контроль промежуточной аттестации в виде контрольного урока во всех классах осуществляется по окончании 1 и 3 четвертей.
По окончании 2 четверти контроль знаний в 1 – 7 классах осуществляется в виде дифференцированного зачёта.
В 4 четверти формой промежуточной аттестации во всех классах (кроме 8) является экзамен.
Экзамен - итоговое выступление учащихся за год. При проведении экзамена качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Технический зачет (дифференцированный) - это проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, исполнение этюдов и гамм. Проверка технической подготовки учащихся осуществляется со 2 класса в форме контрольного урока и технического зачёта с 3 класса. На технический зачёт выносятся: этюд, 1 мажорная и 1 минорная гамма по выбору педагога.(более подробно в разделе «Методические рекомендации»).
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- Оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его успеваемости;
- Оценка ученика за выступления на экзамене, а также результаты контрольных уроков, технических зачётов;
- Другие выступления ученика в течение учебного года, активность, количество выступлений, их продуктивность и результативность;
- Отношение учащегося к предмету в целом, его заинтересованность, исполнительность, работоспособность, самостоятельность.
Выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки.
О системе оценивания учащихся.
В основе системы оценивания выступлений учащихся лежит трёхуровневая система успешности ученика.
I уровень – необходимый, критериями оценки данной группы учащихся служат культура исполнения, владение основными навыками игры на инструменте, наличие тенденции развития (основной фактор). т.е. это комплекс необходимых знаний, умений и навыков по данному предмету. Наиболее высокая оценка данной группы учащихся – «хорошо», но не «отлично».
II уровень – программный, критерии оценки можно определить следующим образом:
- - 3 классы – культура звукоизвлечения, свобода и естественность игрового аппарата, слуховое восприятие, волевое участие в процессе исполнения;
4 класс – к требованиям 3 класса прибавляется уровень мышления и техническое развитие;
5 - 8 классы – к требованиям 4 класса прибавляется эмоционально – смысловое восприятие, увеличение объёма и сложности исполняемых произведений.
Это уровень функциональной и практической грамотности ученика. Учащиеся, справляющиеся с вышеперечисленными задачами, могут оцениваться оценкой «отлично».
III уровень – максимальный (необязательный), критерии оценки данной группы учащихся предусматривают повышенные, строго индивидуальные исполнительские требования:
3 класс – к требованиям 2 уровня успешности добавляется техническое оснащение, увеличение объёма и сложности исполняемых произведений;
4 - 8 классы – техника ( в широком смысле), стилистическая культура, яркое образное и логически обоснованное мышление, индивидуальное самовыражение (творческое, инициативное отношение к исполняемым произведениям).
Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учащихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- Посадка и постановка инструмента во время игры.
Правильная посадка учащегося, является основой формирования его исполнительских навыков. Посадка аккордеониста формируется на начальном этапе обучения и контролируется педагогом в процессе всего периода обучения. Правильная посадка аккордеониста, основывается на логике рациональной организации процесса игры на инструменте. Следует обязательно учитывать физические данные ученика, размеры. Вес и качество аккордеона. Поэтому правильный подбор инструмента, является одним из главных факторов его успешного обучения
Ученику следует заниматься на жёстком стуле, сидеть на его передней половине. Необходимо иметь основные точки опоры – на стул и на пол. Инструмент должен устойчиво стоять на бедре левой ноги, параллельно корпусу, гриф – упирается в бедро правой ноги. Ремни тщательно подгоняются педагогом, соответственно телосложению ребёнка. Следует обратить внимание на длину ремня левого полукорпуса: рука должна свободно перемещаться вдоль клавиатуры.
2. Постановка игрового аппарата.
Основным критерием постановки рук на инструменте является - природная естественность и целесообразность движений. Естественного положения правой руки, кисти можно достичь, опустив в свободном падении руку вдоль туловища. Далее, согнув руку в локте перенести это положение на клавиатуру. У современного аккордеониста клавиатура весьма совершенна. Пальцы правой руки следует удобно расположить по звукам:ми, фа#, соль#, ля#,до.
Левая рука устанавливается таким образом, чтобы регулировать движение меха. Ладонь не должна упираться в решетку баяна. Упором при игре являются основание большого пальца и ремень. При движении кисти большой палец свободно скользит по краю корпуса инструмента. Пальцы во время игры, находясь в полусогнутом положении, высоко не поднимаются и резко не отрываются от клавиш.
Правильное положение рук является важным условием нормального развития техники учащегося.
Несоблюдение указанных положений может вызвать чрезмерное напряжение рук (зажим мышц кисти и пальцев).
3.Техника владения мехом.
Выработка техники владения мехом представляет наиболее сложную задачу в процессе обучения игре на аккордеоне.
Очень важно с первых шагов обучения прививать ученикам четкие навыки владения мехом, воспитывать у учащихся понимание правильного движения и смены меха.
При работе над техникой владения мехом необходимо иметь в виду следующее:
1 Распределение движения меха определяется строением музыкального произведения. Смена движения меха должна совпадать с началом мотива, фразы или предложения.
Всякое неосмысленное движение меха при исполнении приводит к неизбежному искажению характера музыкального произведения.
1 Нельзя менять мех на звучащей ноте.
- Необходимо выработать у учащегося плавное, соразмерное движение меха и ровность звучания.
- Учащийся должен овладеть движениями меха, связанными с исполнением основных динамических оттенков – форте, пиано, крещендо и диминуэндо, а также более мелкими движениями, применяющимися при исполнении акцентов, сфорцандо, субитофорте, субитопиано и т.п.
Необходимо уметь выполнять и постепенное усиление или ослабление звучания, и яркие звуковые контрасты.
- Во время игры учащийся не должен доводить мех до крайнего предела как при сжиме, так и при разжиме. Это гарантирует от возможного недостатка воздуха в связи со случайным изменением темпа или характера динамики.
Совершенная техника владения мехом является важнейшим средством достижения содержательного и выразительного исполнения музыкальных произведений.
4. Звукоизвлечение на аккордеоне.
Навыки звукоизвлечения ученики осваивают и совершенствуют под руководством преподавателя на протяжении всего периода обучения в школе, работая над динамикой, штрихами, фразировкой и разнообразными характерными приемами.
Учитывая слабую, еще не развитую координацию движений и двигательную память детей, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и преувеличенной динамикой, что может привести к зажатию рук и станет серьезным препятствием на пути технического и музыкального развития ученика.
5. Об исполнительских требованиях, предъявляемых к техническому зачёту, контрольному уроку по технике.
Техническая подготовка учащихся в течение учебного года осуществляется не только в процессе изучения гамм, а также при изучении этюдов на различные виды техники, пьес подвижного характера, при изучении крупной формы и т.д. Чрезмерное акцентирование работы на гаммах не даёт педагогу возможности рационально распланировать работу на весь учебный год, а также вызывает у учащегося нежелание заниматься аккордеоном. С другой стороны, не все дети в силах пройти равнозначно по качеству полный объём гамм (полный объём технических формул). В связи с этим, программа предусматривает прохождение некоторых музыкальных произведений в порядке ознакомления, что имеет отношение и к гаммам. Таким образом, в течение учебного года учащиеся проходят часть гамм в порядке ознакомления, а в гаммах, представленных на технический зачёт они должны продемонстрировать уровень технической подготовки, соответствующий предъявляемым программным требованиям.
Проверку технической подготовки учащихся на народном отделе ДШИ рекомендуется проводить со 2 класса в форме контрольного урока или технического зачёта. На технический зачёт выносятся: этюд, 1 мажорная и 1 минорная гамма по выбору педагога.
Объём гамм и технических формул, выносимых на тех.зачёт, должен быть известен в начале учебного года, что позволит осуществить качественную подготовку учащихся к техническому зачёту. Игра гамм в младших классах преследует цель не столько развитие беглости пальцев, сколько прочного усвоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков; овладения певучим, плавным legato; достижения чёткой артикуляции пальцев. В старших классах перед учащимися ставится задача приобретения пальцевой беглости, но стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля за чёткостью и ровностью звучания мелодической линии. Учащиеся, развивающиеся более интенсивно, могут изучать гаммы, арпеджио и аккорды в большем объёме, используя материал следующего года.
Исполнительские требования, предъявляемые к техническому зачёту и контрольному уроку аналогичны. Они направлены:
-на развитие ладогармонического и мелодического слуха учащихся,
-на воспитание гибкости игрового аппарата и его пластичности, целесообразности и экономии движений, связи и взаимодействия всех участков аппарата учащегося.
Комплекс требований, предъявляемых к учащимся на техническом зачёте включает в себя:
знание тональностей,
знание аппликатурных формул,
качество звучания – ровность, legato, динамика;
6. Воспитание навыков самостоятельной работы.
Воспитание навыков самостоятельной работы - основная цель обучения. Такие навыки дают возможность хорошо организовать учебный процесс: от успеха их усвоения в младших классах во многом зависит продвижение занятий в старших классах. Получая конкретные сведения, ученик должен одновременно осваивать методы их познания. Объём самостоятельной работы возрастает по мере развития ученика, возрастает и требовательность к нему преподавателя. Преподаватель ответственен за его музыкальное развитие, знания и умения. Освоение навыков самостоятельной работы воспитывает в человеке самоконтроль и уверенность в своих силах.
Приступая к разбору репертуарного произведения полезно сыграть его ученику, проанализировать форму, тональный план. На дом для усвоения текста даётся небольшой законченный отрывок, доступный ученику.
В зависимости от его подготовленности можно задавать разбор произведения отдельно каждой рукой или двумя руками вместе. В дальнейшем следует осваивать произведение постепенно небольшими частями, чтобы нотный текст «отстаивался» в памяти, и все нотные указания выполнялись осмысленно. Отметив на уроке ошибки, нужно работать над ними. Объяснить их значение и смысл, способы исправления, предложить ему рассказать, как он будет работать над ними самостоятельно. Только убедившись, что ученик на правильном пути, можно поручить ему дальнейший разбор произведения. После того, как произведение разобрано по нотам, начинается техническое его освоение и подготовка к исполнению. Попытки самостоятельного осмысления произведения, находки собственных приёмов работы над техническими трудностями, тем самым поможет ученику приобрести уверенность в своих силах.
С первых шагов обучения начинается подбор по слуху простейших мелодий - детских и народных песен. Активизируя слух учащегося и работая над данным направлением регулярно и систематически, педагог прививает интерес к этому виду занятий, способствует развитию навыков подбора транспонирования.
Развивая технику, очень важно научиться работать самостоятельно. При постепенном вооружении ученика приёмами и способами над техническими трудностями воспитывается и умение постоянного технического совершенствования.
Выполнение творческих заданий - самая активная и динамичная форма работы. Такие задания могут быть двух видов: на закрепление элементов музыкальной грамоты и на развитие творческой инициативы.
Творческие задания в большем объёме выполняются в младших классах с целью их последующего перенесения в репертуарную практику. В старших классах много времени уделяется работе над репертуаром. Только при хорошей, чётко организованной работе в младших классах и накоплении навыков самостоятельной работы будет успешно осваиваться репертуар в старших классах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аккордеон в музыкальной школе. Сб. пьес для 1—2 кл. Вып. 4 / Сост. В. Алехин. — М., 1970.
- Аккордеон в музыкальной школе. Сб. пьес для 3 — 4 кл. Вып. 5 / Сост. С. Павин. - М., 1970.
- Аккордеон в музыкальной школе. Сб. пьес для 1—5 кл. Вып. 6 / Сост. Ф. Бушуев. — М., 1970.
- Аккордеон в музыкальной школе. Сб. пьес для 1—5 кл. Вып. 8 / Сост. В. Алехин. — М., 1970.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1 — 5 кл. Вып. 8 /Сост. П. Шашкии. - М., 1971.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 5 кл. Вып. 12 /Сост.
B. Платонов и А. Чиняков. М,, 1972.
7. Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1 —2 кл. Вып. 16 /Сост.
C. Павин. - М., 1974.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 4 — 5 кл. Вып. 4 /Сост. С. Павин. - М., 1975.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1—2 кл. Вып. 24 /Сост. В. Алехин. — М., 1977.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 4 — 5 кл. Вып. 29 / Сост. С. Павин. - М., 1978.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1 — 2 кл. Вып. 30 / Сост. С. Павин. - М., 1979.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1 — 2 кл. Вып. 34 / Сост. В. Грачев. - М.? 1980.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1—2 кл. Вып. 44 / Сост. Ф. Бушуев ~ М., 1983.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 3 — 4 кл. Вып. 45 / Сост. Ф. Бушуев. - Мм 1983.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1—3 кл. Вып. 47 / Сост. С. Павин. - М., 1984.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 4 — 5 кл. Вып. 52 / Сост. М. Двиляиский. — М., 1979.
- Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 4 — 5 кл. Вып. 54 / Сост. М. Двилянский - М., 1987.
- Аккордеон в музыкальном училище. Пьесы для аккордеона. Вып. 1 /Сост. В. Алехин и А. Чиняков. — М., 1972.
- Аккордеон в музыкальном училище Пъесы Вып 3 /Сост С Па-вин - М , 1973
- Аккордеон в музыкальном училище Пьесы Вып 4 /Сост В Бух востов — М , 1974
- Аккордеон в музыкальном училище Пьесы Вып 7 /Сост В На-капкин — М , 1977
- Аккордеон в музыкальном училище Пьесы Вып 8 /Сост В Бухвостов - М , 1978
- Аккордеон в музыкальном училище Пьесы Вып 12 /Сост А Крашенинников — М , 1988
- Аккордеон я музыкальном училище Пьесы Вып 13 /Сост Г Лев-кодимов — М , 1984
- Аккордеон в музыкальном училище Пьесы Вып 15 /Сост Г Лев-кодимов — М , 1986
- Аккордеонисту-любителю Вып 2 /Сост Е Константиновский — М , 1977
- Аккордеонисту-любителю Вып 6 /Сост А Бурмистров — М , 1979
- Аккордеонисту-любителю Вып 8 /Сост С Павин — М , 1980
- Аккордеонисту-любителю Вып 9 /Сост В Грачев — М , 1977
- Аккордеонисту-любителю Вып 10 /Сост С Павин — М , 1981
- Аккордеонисту-любителю Вып 11 /Сост В Бухвостов — М , 1984
- Аккордеонисту-любителю Вып 15 /Сост А Черных — М , 1987
- Альбом начинающего аккордеониста Вып 3 /Сост С Павин — М , 1970
- Альбом начинающего аккордеониста Вып 3 /Сост В Машков -М , 1971
- Альбом начинающего аккордеониста Вып 5 /Сост В Алехин — М 1973
- Альбом начинающего аккордеониста Вып 8 /Сост С Павин — М , 1976
- Альбом тчкнающею аккордеониста Вып 10 /Сост С Рубинштейн - М. , 1978
- Альбом начинающего аккордеониста Вып 13 /Сост А Новиков — М 1980
- Альбом начинающего аккордеониста Вып 14 /Сост М Панкин - М , 1981
- Альбом начинающего аккордеониста Вып 15 — М , 1981
41. Альбом начинающего аккордеониста Вып 16 /Сост Ф Бушусв
М.,1982
- Альбом начинающего аккордеониста Вып 20 /Сост Е Константиновский - М , 1984
- Альбом начинающего аккордеониста Вып 22 /Сост М Цыбу-лин - М , 1985
- Альбом начинающего аккордеониста. Выл. 26 /Сост. В. Грачев. -М., 1986.
- Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 27 /Сост. М. Цыбулин.
- М., 1987.
- Альбом для детей и юношества. Аккордеон или баян. Сост. М. Дви-лянский. М., 2001.
- Альбом аккордеониста /Сост. П. И. Говорушко. — Л., 1961.
48 Альбом аккордеониста, Вып. 3 /Сост. В. Л, Дмитриев. — Л., 1964.
- Альбом для детей, Произведения для аккордеона. Вып. 1 /Сост. Ф. Бушуев, С. Павин. — М., 1986.
- Альбом для детей. Произведения для аккордеона. Вып. 2 /Сост. Ф. Бушуев, С. Павин. - М., 1987.
- Ансамбли аккордеонов 3 — 5 кл. ДМШ /Сост. В. Мотов, Г. Шахов.
-М., 1999.
- Ансамбли аккордеонов. Вып. 10 /Сост. В. Хабаров. — М., 1979.
- Ансамбли аккордеонов. Вып. 11 /Сост. В. Розанов. — М., 1971.
- Ансамбли аккордеонов. Вып. 4 /Сост. В. Розанов. — М., 1973.
- Ансамбли аккордеонов. Вып. 5 /Сост. В. Розанов. — М.> 1974.
- Ансамбли аккордеонов. Вып. 6 /Сост. В. Розанов. — М., 1976.
- Ансамбли аккордеонов. Вып. 7 /Сост. В. Петренко. — М., 1977.
- Ансамбли аккордеонов. Вып. 8 /Сост. В. Розанов. — М., 1978.
- Бойцоеа Г. Юный аккордеонист. Ч. 1. — М., 1997.
- Бойцоеа Г. Юный аккордеонист. Ч. 2. — М., 1997.
- Бажггяин Р. Самоучитель игры «а баяне (аккордеоне). Аккомпанемент песен /Изд-во В. Катанского. — М., 2000,
- Гершвич Дж., Питврсон О. Джазовые композиции в переложении для аккордеона или баяна /Испол. ред. А. Суркова, сост. С. Рубинштейн и Г. Левкодумов. — М., 1987.
- Джоплин С. Регтаймы. Переложение для баяна или аккордеона / Перелож. О. Шарова. — Л., 1988.
- Доренский А. Музыка для детей 2-3 кл. Вып. 2. — Ростов-и/Д, 1998.
- Жемчужины российской эстрады. Вып. 1. Популярные пьесы для аккордеона и баяна. — М., 2002.
- Концертные пьесы для аккордеониста. Р. Бажилии. — Ростов-н/Д, 1998.
- Концертный репертуар аккордеониста /Сост Ю, Драпга. Вып. 1.
- М., 1990.
- Любимые мелодии. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Вып. 2. "Хагакурэ" /Сост. Д. Шабатура. - Ми., 2002.
- Музыка советских композиторов для аккордеона. Вып. 2 /Сост. А. Новиков. - М., 1982
- Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона.Вып.2/Сост.
М Цыбулин. - М.; 1986. - Мелодии прошлых лет для аккордеона или баяна. /Сост. Г. Левко-димов. - М., 1987.
- На досуге: Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып. 3 /Сост. Л. Присс. - М., 1984.
- На досуге: Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып. 4 /Сост. Л. Присс. -~ М, 1985.
- На досуге. Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып. 5 /Сост. Л Присс. - М., 1986.
- Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 2. — М., 1966.
- Народные песни и танцы в обработке для аккордеона.Вып. 8. — М., 1978.
- Народные песий и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 9. — М., 1979.
- Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 10. — М , 1979.
- Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 11 / Сост. С. Павии. - М.. 1980.
- Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 12. — М., 1980.
- Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 13. -М., 1981.
82 Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 18 / Сост. А. Чиняков. — М., 1983.
- Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 20 / Сост. М. Цыбулии. - М., 1984.
- Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 22 / Сост. С. Павии. -- М., 1985.
- Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей в переложений для готово-вы борного баяна или аккордеона. /Сост. С. Лихачев. — М., 2002.
- Популярные эстрадные пьесы для аккордеона или баяна. /Сост. О. Шаров - Л., 1988.
- Популярные эстрадные пьесы для аккордеона или баяна. /Сост. О. Шаров - Л., 1990.
- Произведения для баяна и аккордеона. Старшие классы ДМШ. — Брест: С. Лавров., 2002.
- Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Вып. 3 /Сост. С. Лихачев. - М., 2002.
- Педагогический репертуар аккордеониста. 1 — 2 кл. ДМШ. Вып. 8 / Сост Ф. Бушуев, С. Павии. - М., 1978.
- Педагогический репертуар аккордеониста. 1—2 кл. ДМШ. Вып. 9 / Сост. Ф. Бушуев, С. Павин. - М., 1980.
Педагогический репертуар аккордеониста. 1 — 2 кл. ДМШ. Вып. 10 /Сост. Ф. Бушуев, С. Павин. - М., 1981
93. Пугикйрепко Л. Петербургские ,фанфары> /Переложи, и ясп. ред.
A. Дмитриева. М., 2001.
- Писняк Г, .Аккордернист-импровизатор. — Могилев, 1993,
- Писняк Г. Юный аккрдеонист: путь к мастерству. — Могилев. 1995.
- Педагогический репертуар аккордеониста. 1—2 курсы уч-щ. Вып. 8 /Сост. ML Двилянский. - М., 1978.
- Педагогический репертуар аккордеониста, i—2 курсы уч-щ. Вып. б /Сост. М. Двилянский. — М., 1976.
- Педагогический репертуар аккордеониста. 1—2 курсы уч~щ. Вып. 4 /Сост. Ю. Блинов - М., 1971.
99.Педагогический репертуар аккордеониста для музыкальных уч-щ.
3 — 4 курсы. Вып. 2 /Сост. М. Двилянский. — М., 1972.
- Полифонические пьесы для аккордеона. Вып. 1 /Сост.В. Иванов. - М., 1972.
- Полифонические произведения для аккордеона. Вып. 2 /Сост.
B. Агафонов, В. Алехин. — М., 1975.
- Полифонические произведения для аккордеона. Вып. 5 /Сост. В. Алехин. - М., 1978.
- Полифопичеекие произведения для аккордеона. Вып. 6 /Сост. В. Грачев. - М., 1979.
- Произведения советских композиторов для аккордеона. Вып. 1 / Ред. М. Двилянского. — М., 1971.
- Регтаймы. С. Джоплин. - Л., 1989.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 13. — М., 1968.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 17. — М>, 1969.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 21. — М., 1972.
109 Репертуар аккордеониста. Вып. 22 /Сост. С. Павин - М,, 1971.
110. Репертуар аккордеониста. Вып. 27. - М., 1973.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 29 /Сост. А. Басурманов. — М., 1973,
- Репертуар аккордеониста. Вып. 30 /Сост. В. Грачев. - М., 1973.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 31 /Сост. В. Грачев. - М., 1974.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 33 /Сост. В. Бухвостов. — М., 1975.
- Репертуар аккордеониста. Вып, 35 /Сост. В. Лушииков. — М., 1975.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 36 /Сост. Н. Горлов. — М., 1976.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 39 /Сост. Ф. Бушуев. - М., 1977.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 41 /Сост. В. Алехин. - М., 1978.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 43 /А. Черных - М., 1978.
- Репертуар аккордеониста. Вып. 44 /Сост. С Рубинштейн. — М., 1979. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...