Бережем свое здоровье.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Гимназия №1476
Тема: «Бережем свое здоровье».
( выступление на педсовете)
Подготовила и провела воспитатель:
Абкарова Т.Р.
Москва 2014
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблемы:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Цели:
-расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
-формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
-формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
-формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
-формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
-формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
Задачи:
-охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
-объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;
-формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
-воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
-развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту;
-способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
-усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
-закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Участники:
1.воспитатели;
2.родители;
3.медработник.
Предполагаемый результат:
1.Овладение детьми навыками ЗОЖ;
2.Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
3.Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
4.Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
5.Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Сентябрь
«Питание и здоровье»
Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами (лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.).
Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов. Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т.д.; познакомить с витаминами, их значением.
Диагностика направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ.
1.Беседа: овощи и фрукты - полезные продукты.
2.Советы доктора Здоровая Пища. 3.Пальчиковые игры.
4.Игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка», «Угадай витамин», «Назови полезный продукт», Витаминное угощение.
5.Русская народная сказка «Репка».
6. Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», «Робин-Бобин»
7.Загадки: про лук, морковь, капусту, грушу, огурец и др.
8.Занятие «Растения вокруг нас. Овощи».
9.Дидактические игры: «Витамины - это таблетки, которые растут на ветке», «Узнай на вкус», «Наполни баночку витаминами».
Октябрь
Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов.
Ознакомить с правилами питания.
Продолжать знакомить с полезными продуктами
1.Аппликация на тему: «Осенний урожай».
2.Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья.
3.Учим золотые правила питания: а) не переедать; б) есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу; в) тщательно пережевывать, не глотать; г) перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений.
4.Игра-демонстрация «Питание-дело серьезное».
5. Обсуждение с детьми «Законов питания».
6.Практическая часть занятия «Посадка лука».
7.Беседы с родителями.
Ноябрь
«Чистота и здоровье»
Гигиена тела:
уход за руками, лицом, ушами.
Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах. Рассказать о микробах.
Рассказать о роли зубов в переработке пищи. Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта.
Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур.
Продолжать знакомить с санитарно-гигиеническими процедурами.
1.Беседа - как правильно мыть руки и лицо. Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы.
2.Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы.
3.Оздоровительная минутка - самомассаж ушей.
5.Советы - как сберечь органы слуха.
6.Досуг «Осторожно микробы!»
7. «Сказка о микробах».
8.Игры: «Угадай-ка», «Найди правильный ответ».
9.Чтение стихотворений «Как у нашей Любы…», «Мойдодыр» , «Девочка чумазая», «Про мимозу».
10.Беседа: «Зачем человеку зубная щетка?»
11. Практикум «Чистка зубов»
12. Занятие на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности».
14.Рекамендации родителям.
15. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал».
Декабрь-
Январь
«Здоровье и болезнь»
Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний.
Закреплять представления о признаках здоровья и болезни.
Закрепить навыки правильного мытья рук используя игровые ситуации.
1.Беседы по теме.
2.Игры: «Наденем белые перчатки», «Ладошки скрипят- спасибо говорят», «Скорая помощь».
3.Стихи: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит», «Ветрянка», «Простуда», «Тетка Хандра», «Врач по имени Пчела», «У жирафа ангина».
4.Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы», «Вопросы-ответы».
5. Экспериментирование «Растаявший снег».
6. Раскраски «Побеждай микробы, играя!».
7. Зарядка «Чтобы нам не болеть».
8.Загадки про микробы.
9.Консультации родителей о профилактики заболеваний.
Февраль -
Март
«Физкультура и здоровье»
Рассказать о пользе физической подвижности.
Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений.
Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом.
1.Беседа по теме.
2.Утренняя гимнастика.
3.Оздоровительный бег.
4.Физкультминутки: «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка».
5.Тематическое занятие: «Поиграй со мной дружок».
6.Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».
7.Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес».
8.Интегрированное занятие: «Музыкальное путешествие».
9.Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку».
10. Упражнения: «Потягушечки», «Жираф», «Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», «Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора» (для осанки).
11.Праздник посвященный физкультуре.
12.Проведение родительского собрания.
13.Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?».
Апрель-
Май
«Здоровье и окружающий мир»
Особенности жизни в большом городе.
Рассказать о факторах угрозы здоровью (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей).
Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека.
Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Продолжать знакомит детей с другими источниками загрязнений в городе.
Предложить детям рассмотреть кустарники, растущие вдоль забора на территории детского сада. Рассказать о намеренной посадке растений и о защитных функциях ( защита от пыли, шума, палящего солнца).
Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека.
Продолжать знакомить детей с растениями.
Повторение и закрепление пройденного материала о Здоровом образе жизни.
Подведение итогов
1.Беседы по теме.
2.Дать задание родителям - во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог.
3.Проделать опыт с детьми - показать им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдения за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог.
4.Коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдения отражено состояние зеленых насаждений вблизи дорог и автомобильных стоянок.
5.Беседа «Растения в городе».
6. Игра «Холодно -жарко».
7.Кукольное представление «Где Тимошка здоровье искал», «Как природа нам помогает здоровыми быть».
8.Дидактические игры: «Группировка предметов», «Как вырасти здоровым?», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Городок здоровья».
9.Стихи про растения.
10.Загадки о растениях.
11. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».
В завершении своей работы мной было проведено исследование индивидуально с каждым ребенком и их родителями виде бесед, диагностических заданий и наблюдений.
Исследования показали:
1.Дети овладели навыками здорового образа жизни;
2. Повысилась сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям;
3.Улучшились соматические показатели здоровья и показателей физической подготовленности;
4. У трех воспитанников снят диагноз — часто болеющий ребёнок;
5. Развиты умения предвидеть возможные опасности для своего здоровья;
6. Повысилась заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
7. Повысилось внимание дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Предлагаю, для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и ЗОЖ в методическом кабинете детского сада создать подборку книг и материалов по санитарно-гигиеническим, экологическим, социальным, педагогическим аспектам ЗОЖ, а также продолжить формирование у дошкольников представление о ЗОЖ, повысить эффективность воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ ( консультации, практические занятия, наглядная агитация , открытые Дни здоровья).
Литература: Т.А. Шорыгина «О здоровье ». Методическое пособие.
К.Ю. Белая «Я и моя безопасность».
Н.С. Голицына «ОБЖ» . Система работы.
И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 2-7 лет.
М.Ю. Картушина « Зеленый огонек здоровья».
Программа оздоровления дошкольников.
Л.Ф. Тихомирова «Уроки здоровья для детей».
К. Нефедова «Бытовые электроприборы».
Л.В. Максимчук « Что должен знать дошкольник о пожарной безопасности».