Личностно ориентированный подход в обучении математики
статья на тему
Работа по обобщению методической темы "Применение личностно ориентированного обучения на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.doc | 459 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Оглавление 1
Самопрезентация 2
Цели и задачи 3
Введение 4
Контекст выбора темы 4
Теоретическое обоснование темы 6
Технология личностно ориентированного обучения 11
Апробация личностно ориентированного метода 14
Внеклассная работа по предмету 25
Результативность 26
Вывод 27
Литература 28
Владимирова Анна Петровна
Год и дата рождения 1 мая 1960 года
- Образование (полное наименование учебного заведения и год его окончания) Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара,1982 год
- Квалификация по диплому Учитель физики и математики
- Место работы (полное наименование образовательного учреждения) МОУ Белавская средняя общеобразовательная школа
- Занимаемая должность и дата назначения на эту должность учитель математики,24.08.2006, зам. директора по УВР 01.09.2007г
- Стаж педагогической работы 17 лет
- Стаж работы в занимаемой должности 4 года
- Учебная нагрузка 19 часов
- Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет 2007г, 144ч, курсы по теории и методике преподавания математики; 2008г, 144ч, курсы по программе « Менеджмент в образовании»
- Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения (если нет категории, то указать разряд ЕТС) вторая,14.12.2007
- Наличие ученой степени, звания нет
- Наиболее значимые награды Почетная грамота отдела образования Воротынского райисполкома, Почетная грамота управления образования Нижегородского облисполкомаи обкома профсоюза работников образования (1991г), Почетная грамота РУ и МП (2008г)
В школе 47 обучающихся. Уроки математики учитель ведет в 8 и 11
классах. Накопляемость классов: 8 кл - 4 ученика, 11классы - 4 ученика.
Цель работы: выявление особенностей и апробация личностно ориентированного подхода в обучении математики.
Задачи:
- Уточнить сущность понятий личностно-ориентированного обучения математике и индивидуализация в обучении.
- Выявить особенности индивидуального процесса обучения и его значение для формирования самостоятельности подростка.
- Апробировать систему методических заданий в контексте личностно-ориентированного обучения.
Введение
Российские социально-экономические, политические и социально-культурные реформы, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям и в системе отечественного образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые дидактические формы организации обучения в современной системе образования.
Одной из центральных проблем, влияющих на подходы и направления реформирования российской системы школьного образования, является всевозрастающее противоречие между увеличивающимся объемом знаний в обществе и возможностями каждого индивида по их усвоению.
Решением этой проблемы является переход к новой парадигме школьного образования. Дело в том, что разрешение этого противоречия лежит только в отказе от культивируемого в сознании нашего общества в советский период образовательного идеала, когда задачей школы было подготовить к самостоятельной жизни «всесторонне развитую личность». Новая парадигма образования требует от школы другого, т.е. школа должна за время обучения максимально развить способности каждого учащегося к самореализации.
Педагоги и вся система образования должны создать в процессе обучения такие условия, которые обеспечили бы учащемуся право самому строить свою индивидуальную образовательную траекторию, как основу своего непрерывного профессионального образования, в процессе всей его активной трудовой деятельности.
1. Контекст выбора темы
1.1. Противоречия, которые привели к постановке проблемы.
Все мы знаем, что наш предмет один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей даже больше. Наша работа связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить всех учащихся нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи.
Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному усвоению знаний?
Я уверена, что каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы и ищет ответы на них в собственной практике, в опыте своих коллег.
Возникшие противоречия между традиционной ориентацией на среднего ученика и индивидуальными способностями и интересами ребёнка; между потребностью общества в самостоятельной личности, способной принимать решение и брать на себя ответственность, дают основание для выбора темы самообразования. Одной из новых форм организации обучения является личностно-ориентированный подход, который является основой традиционного обучения.
1.2.Факторы, которые повлияли на выбор темы.
На протяжении ряда лет наше методическое объединение и я, в частности, работаем над методической темой «Осуществление личностно ориентированного образования на уроках математики».
Выбор данной темы обусловлен рядом факторов:
- актуальность концепции личностно ориентированного образования не вызывает сомнений. Нет, и не может быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Таким образом, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием;
- современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его усвоения, что требует от учителя осуществления индивидуального подхода к учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся, подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся;
- развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования.
Поэтому овладение теорией и технологией развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя.
2. Теоретическое обоснование темы.
2.1. Характеристика ведущих идей личностно ориентированного подхода.
Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”).
Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.
Следовательно, перед каждым из нас постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.
Таким образом, ядром системы образования провозглашается личность обучаемого, а значит, личностно-ориентированные педагогические технологии должны быть основными в учебном процессе.
Плеяда известных российских учёных (Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, Е.И.Казакова, С.В.Кульневич, Т.В.Машарова, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.) направляет свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно ориентированного образования.
Я постаралась систематизировать уже накопленные сведения о данном подходе и на этой основе расширить границы его использования.
Что же такое личностно ориентированный подход?
Приведу несколько тезисов из трудов российских ученых.
«Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка.
Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов». (И.С. Якиманская; 58).
«Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей.» ( Н.В. Борисова; 33).
«Для воспитания свободной личности необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно-ориентированное воспитание. Личностно-ориентированное воспитание - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.» (И.П.Подласый; 65) .
«Личностно ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий; постановка учебной задачи; совместная с учителем поисковая деятельность; оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, "выращивание" этого способа. Роль учителя - в организации поисковой деятельности "изнутри". Учитель - участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо. Основной формой организации поисковой деятельности учащихся является диалог и полилог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализируются пути ее решения. Наиболее удачными формами организации диалогового общения являются работа учащихся в малых группах, дидактические игры и другие нетрадиционные методы проведения уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с индивидуальным опытом учащихся.
Иллюстративно-объяснительный метод обращен в основном к механизмам восприятия и памяти ученика - слушай и запоминай. Поисково-исследовательский метод работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности. Он обращен к обмену не только мыслями, но и чувствами, переживаниями. На уровне восприятия и памяти, без личных переживаний нельзя овладеть предметом как частью мировой культуры человека ("о чем не поплакал - о том не споешь"). В целом, возможности личностного взаимодействия в поисково-исследовательском методе гораздо шире.
Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, их общении в учебно-воспитательном процессе. В массово-традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, "сосуд", который надо наполнять знаниями, исполнитель указаний и предписаний учителя. Исполнительность, послушность - чуть ли не идеал в традиционном обучении. Но послушный ученик-исполнитель не может быть деловым партнером учителя. Учитель, в свою очередь, - снабженец знаний и рецептов. Он ведет ученика к цели, только ему известной, часто не посвящая учащегося в процесс движения (как врач, который лечит, ничего не объясняя пациенту). Для отношений традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика. Довольно типична боязнь ученика отвечать без гарантии правильности ответа, боязнь быть осмеянным. По существу в этом случае надо говорить не об общении, а об информационном процессе - обмене знаниями.
Альтернативой традиционным отношениям является ученик как субъект учения, своей деятельности, "цветок", который выращивает "садовник" - учитель. Учитель обеспечивает, создает условия для самоизменяющегося ученика, для его перехода в новое состояние, придает процессу самоизменения культурные формы. Он заботится о понимании учеником целей и задач обучения, принятии их учащимися, он изменяет постановку учебной задачи в зависимости от потребностей учащихся, учит самостоятельной постановке учебных задач, в том числе задач по самоизменению учащихся. Ученик имеет право на ошибку ("на ошибках учатся"), на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников, открыто демонстрирует свои способности. Несогласие ученика с учителем не рассматривается как сопротивление, которое непременно надо сломить. В личностно ориентированном обучении "сопротивление" считается естественным следствием различного понимания реальности, различий в ценностях и установках ученика и учителя. Более того, сопротивление необходимо им для нормального личностного развития. "Опираться можно только на то, что сопротивляется" (Б.Паскаль). Именно в этом случае можно говорить об общении как об обмене не только знаниями, но и мыслями, чувствами. В результате ребята чувствуют себя уютно в школе, с удовольствием "пропадают" там. Нужно сказать, что в такой атмосфере "растет" и сам учитель, обучение становится развивающим и для самого учителя, он становится "саморазвивающейся системой".» (Кузнецов М.Е)
Вывод:
Личностно - ориентированное обучение- это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
2.2 Цели и задачи личностно ориентированного подхода в процессе обучения
Целью личностно- ориентированного урока является - создание условий для развития личности ученика как индивидуальности и проявление познавательной активности учеников.
Технология личностно - ориентированного обучения математике обусловлена целями:
1. Заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
2.развить творческий потенциал учащихся;
3.развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
4.помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Задачи:
1.Выявить внутренние психофизиологические ресурсы учащихся, позволяющие им реализовывать себя в познании математики.
2.Определить индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности учащихся.
3.Осуществлять реализацию дифференциации и индивидуализации обучения математике на уроках, спецкурсах, индивидуальных занятиях, во внеклассных мероприятиях.
4.Внедрять и совершенствовать новые программы, разрабатывать дидактические пособия.
5.Развивать самостоятельность учащихся, умение организовывать и управлять своей научно - познавательной деятельностью.
6.Развивать интеллектуальные компетенции учащихся:
- выделять в информации существенное, главное;
- систематизировать материал, выражать его в схеме;
- подбирать вступление к собственному ответу; во время ответа делать сопоставления и выводы;
- пользоваться справочной литературой;
- изображать графически поддающийся схематизации текст;
- строить связный рассказ, подчеркивая логические акценты и переходы;
- раскрывать материал в сравнении;
- понять познавательную задачу, содержащуюся в тексте;
- высказывать собственное отношение к изучаемым фактам и событиям;
- самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала или сопоставлением его с уже известными фактами и положениями;
- проводить элементарное исследование на основании нескольких источников, документов, наблюдений, экспериментов);
- формировать, гипотезу, намечать пути ее проверки;
- проводить сравнения, сопоставления, делать выводы; классифицировать информацию по существенным признакам; раскрывать смысл абстрактных явлений.
3.Технология личностно ориентированного обучения.
Многие учителя, работающие в системе личностно-ориентированного урока, испытывают потребность не только в совершенстве знаний по предмету, методики его преподавания, но и в конкретной технологии организации и проведения урока, где учитель одновременно работает и с классом, и с каждым учеником.
Создание такой технологии требует, конечно, особой методической базы, специальной подготовки учителя, критериев оценки эффективности урока, принятия обоснованных управленческих решений.
3.1. Видоизменение педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика при изменении цели (ценности) образования
I. В деятельности учителя
Традиционная цель - ЗУНы по предмету | Инновационная цель - личность, ее способности к самоизменению |
- Отбирает предметный материал, дидактический материал для его изучения, методы работы. Принципы отбора учебного материала не осознаются, учитель, если и руководствуется ими, то на интуитивном уровне. - Новую учебную задачу просто объявляет как новую тему урока ("запишите тему урока"). - При решении учебной задачи: а) сообщает предметные знания, причем чаще всего информационно-объяснительным методом; б) организует осмысление учебной информации в вопросно-ответной форме, проводит опрос при закреплении, проверяет уровень и полноту предметных знаний учащихся; в) корректирует высказывания учащихся, подтверждает или опровергает содержание высказываний (правильно, неправильно), ориентирует на получение правильного результата; г) привлекает учащихся к поиску дополнений, уточнений; д) контролирует объем и качество полученных предметных знаний, стремится выставить за ответы как можно больше отметок (накопляемость отметок); е) задание на дом - (недифференцированного типа), носит узкопредметный характер. | - Выделяет в предметном материале основные идеи и принципы, методы познания и обобщенные способы действий и выстраивает предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров, чтобы каждое предметное знание "работало" на выделенные ориентиры. - Подбирает дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно ориентированные ситуации). - Обеспечивает личностно значимую для учащихся постановку учебной задачи, вызывающую потребность ученика в новом - трудном, но посильном. - Организует поиск решения учебной задачи путем раскрытия субъектного опыта учащихся: в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно-ответной форме, т. е. в личностно ориентированных ситуациях: а) поиск идеи, гипотезы решения; б) составление ориентировочной основы действий для решения; в) максимальная самостоятельность учащихся (подсказка лишь после попыток самостоятельного решения проблемы); г) привлекает учащихся к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, ориентирует на использование разных способов действий, привлекает к анализу собственных затруднений учащихся (рефлексия), поощряет нестандартные учебные действия; д) учит приемам развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом; е) при повторении и закреплении учит способам смысловой обработки изучаемого, не злоупотребляет отметками, чаще прибегает к качественным оценкам, причем оценка деятельности - не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. - Задания на дом - разноуровневые, со свободным выбором уровня, с допущением альтернативы в познании, содержащие предметные и методологические знания (на осмыслении методов и обобщенных способов действий). |
II. В деятельности ученика
Традиционная цель - ЗУНы по предмету | Инновационная цель - личность, ее способности к самоизменению |
- Фиксирует новую тему урока. - Воспринимает, анализирует, запоминает предметную информацию, причем подчас без критического осмысления. - Отвечает на вопросы учителя, уточняет свое понимание содержания темы, но не задумывается над процессом понимания - понимает так, как удается. - Сопоставляет свои знания с высказываниями других учащихся, дополняет или уточняет их. - Выполняет задания, одинаковые для всех; при выполнении задания ориентируется на результат - правильный ответ, хорошую отметку. - Свою учебную работу не анализирует, способ достижения результата не выделяет, не анализирует свое психологическое состояние, поскольку этого никто и не требует. | - Участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы. Учитель при этом - ценный источник познания для ученика. - При объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя. - Учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата. - Выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действий. - Охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои "плюсы и минусы". |
Приведенное различие двух подходов не означает, что в конкретной школе обучение осуществляется или осуществлялось по "левой или правой колонке". Реальная практика гораздо богаче и разнообразнее. Различение проведено с теоретической целью отделения личностно ориентированного подхода от массово-традиционного, тех аспектов последнего, которые все еще типичны для российской школы. Сама же "правая колонка" выросла из нарождающегося в школах нового подхода, из теоретического и практического осмысления .
4. Апробация личностно ориентированного метода на уроках математики.
4.1. Создание ситуации выбора
Работая по традиционной программе, я стараюсь использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличающиеся от традиционного урока.
Свою работу по обучению учащихся математике начала с психолого-педагогической характеристики учащихся. В этом большую помощь оказали психолог и учитель начальной школы. Вышеуказанная характеристика помогает мне:
- ориентироваться на ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития,
- создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата
Данная диагностика способствует своевременному устранению “пробелов” знаний учащегося в изучении данного раздела математики;
На следующем этапе провожу диагностику результативности умений и навыков, каждого ученика и класса в целом по каждой изученной теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и классом в целом. Всё это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.
Ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и высокого уровня развития. В пятом классе начала постепенно вводить ситуации выбора в учебный процесс. Поэтому, на различных этапах урока создаю ситуацию выбора.
1.Этап актуализации знаний.
Данный этап обычно сопровождается устной работой. Формы его проведения различны:
- Арифметическая головоломка.
- Игра “Интеллектуальный марафон”: по программе, заданной блок-схемой выполнить вычисления и расшифровать высказывание, выбрать правильный ответ, решить примеры и расположить их в порядке возрастания или убывания и расшифровать слово. Такой материал можно использовать при изучении любой темы, хоть десятичные дроби, хоть обыкновенные, или действия с положительными и отрицательными числами.
- Игра “Проще простого” аналогична игре “Крестики-нолики”
Все задания для устного счёта стараюсь брать занимательного характера, оформляю наглядно, красочно. Такие задания развивают воображение, внимание, память, мышление. Все задания содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у школьников к предмету и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Основу таких заданий составляют задания, связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися. Для проведения устного счёта стала привлекать самих детей. Самое “ценное” для меня то, что ребята сами составляют задания по теме для устного счёта. И на уроке “автор” сам проводит устный счёт.
2. Этап изучения нового материала.
При изучении нового материала стараюсь “заразить” ребят поиском решения той или иной проблемы. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.
Например, тема: “Признаки делимости”.
Описываю такую жизненную ситуацию: от некоторого финансового документа оторван кусочек, и в результате первая цифра числа X152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырёхзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на 3 бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.
Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся.
Учитель должен быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознано владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности. С этой целью использую самостоятельную деятельность учащихся при изучении нового материала.
1).Выполнить задания по следующей схеме.
1. Нарисовать картинку;
2. Проанализировать изображённую там ситуацию;
3. Подметить закономерность, если она есть;
4. Обобщить полученные результаты.
Так, например, я организую работу при изучении действий с обычными дробями.
Тема: Сложение дробей.
А) Нарисуйте прямоугольник, ширина которого 1 клетка, а длинна 15 клеток.
Б) Заштрихуйте его долю.
В) Заштрихуйте его долю.
Г) Установите, каким действием можно определить, какая часть всего
прямоугольника заштрихована.
Д) Какие доли меньше: пятнадцатые или пятые.
2) Другой вид самостоятельной работы.
Предлагаю семиклассникам самостоятельно ознакомиться с темой по алгебре, геометрии изложенной в учебнике, а затем ответить по выбору на вопросы, записанные на доске, первого или второго варианта.
Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности.
3. Этап применения знаний.
Использую группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.
I уровень - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.
II уровень – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.
III уровень – задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к математике.
Пред началом выполнения, чётко поясняю каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показываю значимость его выполнения, раскрываю критерии оценивания каждой карточки.
Предлагаю выполнять самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника.
Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. Такая форма работы применима к любой теме курса математики. При закреплении решаем задачи, составленные самими учащимися с использованием регионального компонента. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят понятия производительность труда, прибыль, кредит, проценты, т.е. те которые напрямую связаны с нашим селом, областью. Содержательные аспекты личностно ориентированного образования прежде всего акцентируют внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познавательных и практических задач. При этом основным условием выступает вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания и процесса образования.
Мною был проведен урок в 6 классе (2007год) с применением данных методов обучения.
Тема: « Проценты. Решение задач».
Проблема «Жить или курить?»
Данный урок проведен в виде урока-проблемы с постановкой вопроса «Жить или курить?» Это учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Урок проходил в 6 классе, где обучаются 2 мальчика и 2 девочки. Возникает вопрос, почему же именно жить или курить?
Скорее всего, потому, что наше общество резко изменилось по отношению к своему здоровью, к окружающему взрослому населению и, конечно же, в подростковом возрасте происходит большой скачок от детства во взрослую жизнь. И, естественно, подросток, пытаясь самоутвердиться, выражая свое собственное «Я», начинает очень быстро перенимать вредные привычки из взрослой жизни, чаще всего не задумываясь о последствиях.
Данный урок относится к типу урока-обобщения и закрепления знаний и проведен в виде обсуждения проблемы ответом на поставленный вопрос.
В ходе урока на первоначальном этапе была ярко выражена постановка учебных задач: освоение учебных действий прослеживается на протяжении всего урока.
Цели урока:
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы материала «Проценты», помочь развивать познавательный интерес к вычислению процентов.
- Способствовать грамотному усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов.
- Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?»
- Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения понятии «здоровый образ жизни».
Задачи урока:
- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при закреплении умения решения задач;
- Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер. Что отвечает личностным интересами потребностям учащихся;
- Развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение.
На дом вам было задано провести небольшое анкетирование дома (анонимно).
Вопросы анкеты:
1.Курят ли родители?
2. Курит брат или сестра?
3. Пробовал ли ты курить?
4.Куришь ли ты сейчас?
5.Тебе это нравится?
В течение урока мы с вами посчитаем и выясним процентное соотношение ваших ответов.
Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел.
Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это? А может, стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов, закрепив тему «Проценты».
- Повторение раннее изученного материала.
- Устный счет.
Учитель: проведем «зарядку для ума». (Учащиеся отвечают цепочкой)
А). Прочитать число и представать в виде процента.
На доске написан ряд чисел.
0,5; ½; 0,17; 1,01; 2/5; 1/25; ¾; 0,017
В). Следующий ряд чисел – процент представить в виде дроби:
13%; 4%; 25%; 1,35; 112%; 50,3%;
2. К нам пришел старшеклассник. Он решил послушать, как вы умеете решать задачи на процентное соотношение, а заодно узнать ваше мнение о таком «модном» вопросе среди подростков «Куришь ли ты?»
Старшеклассник: У меня к вам просьба – помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме.
Задача 1
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ разрушающих организм. Определите % содержание ядовитых веществ- синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония,- в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет ½ часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода.
Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний.
Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят?
Учитель: Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте.
Задача 2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков-60%, девочек-40%. Определите, сколько курящих детей в школе. Если в ней мальчиков 23 и 30 девочек.
( Задачу решают самостоятельно. У доски решает ученик).
Учитель: Почти половина учеников школы не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, из-за быстрой утомляемости ухудшается успеваемость. При проверке состояния здоровья, группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания органов дыхания и пищеварения. Ну и как вы думаете, нужно ли курить?
(Работа у доски. Задача дана на каточках. Ученик зачитывает условие, записывает краткую запись и решает. Остальные ученики решают самостоятельно)
Задача 3. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет и 47,6 у мужчин. (Обсуждают, стоит ли начинать курит, если срок жизни укорочен).
Учитель: Как вы думаете, кто является примером для подражания?
(На данном этапе оглашаются итоги домашнего анкетирования)
Ученики: В первую очередь – взрослые и, конечно, же родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями.
Учитель: Давайте посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если его родители курят.
Задача 4. Средний вес новорожденного ребенка 3,3 кг. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 0,125 кг. Если курит мать - меньше не 0,3 кг. Определите, каков вес ребенка? Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если:
А) курит мама;
Б) курит папа;
Учитель: Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Так во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего работника. Причину этого может объяснить такой пример.
Задача 5. Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков 1,5 раза больше? (Решают коллективно, у доски ученик)
Учитель: Ну, а теперь попробуем сделать вывод на основе ответа данной задачи. Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека. Ежегодно прирост курящих в России составляет 3%. В 2005 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин - 40. На основе полученной информации задается вопрос задачи для решения по вариантам. (Самостоятельная работа,1 вариант- мужчин, 2 вариант-женщин)
Вопрос. Определите количество курящих людей на конец 2007 года. Ответ округлить до целого числа.
Поверяют коллективно, сравнивают.
3.Подведение итогов
Обсуждение-вывод ученика:
Учитель: Огромный вред курильщик наносит
здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Всемирная Организация Здравоохранения выдвинула тезис: «Право не курящих на чистый воздух выше право курящего на курение».
Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.
(Идет обсуждение данного вопроса).
4. Инструктаж домашнего задания
Учитель: Домашнее задание такое:
Задача. Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на
сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки. Если пачка сигарет стоит 8 рублей, ежемесячная зарплата 3500 рублей.
Учитель: На этом у нас все задания закончились, мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процента и процентного соотношения. Осталось нам сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А все-таки жить или курить?»
(Предлагаются ответы на поставленные учителем вопросы.)
4.Этап проверки знаний.
На данном этапе использую различные тестовые задания. Использую тестовые задания как и на бумажном носителе, так и на компьютере. Детям предоставляется выбор, с помощью какого источника им удобней выполнить задание. Детям также предлагаю набор тестов, состоящий из трёх видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся:
- В тестовых заданиях первого вида (Т-1) требуется установить пропущенный текст, выражения, числа, знаки сравнения, которые заменены многоточием
- Тестовые задания (Т-2) предлагаю набор истинных и ложных утверждений; учащиеся должны установить, какие из них истинны, какие ложны,
- Тестовые задания третьего вида (Т-3) – это тесты с выбором правильного ответа из числа предложенных.
Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым ребёнок обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Для этого, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает. Если вдруг по каким-то причинам ребёнок поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не выставляю, а оставляет за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест.
5.Этап “Домашнее задание”.
При задании на дом указываю не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляю право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала, при этом показываю слабым учащимся посильность поставленной учебной задачи.
Любой урок, как правило, начинаю с взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации по возникшей при проверке проблеме, высказывают свои мнения по вопросу выполнения задания соседом, кратко комментируют допущенные ошибки, обсуждают выполнение задания учащимися у доски, предлагают другой способ решения. Если задание несложное, то проверяем устно. Я во время взаимопроверки домашнего задания обхожу класс, поощряю словом, оказываю помощь в случае необходимости, слушаю ответы учащихся и даю свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика
При проверке знаний учащихся, кроме перечисленных выше методов (тесты, карточки на выбор), выясняю степень усвоения материала учащимися с помощью листов взаимоконтроля, которые содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме. Ученики отвечают на вопросы друг другу по очереди и взаимно оценивают друг друга.
6. Рефлексия
Высказывается каждый ученик, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям. В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа: “С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?”, “Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?”, “Чему учились на уроке? Что помогало при этом?” . Что нового узнали?
Где себя «увидели»?
Что интересного возьмёте на память?
4.2.Создание ситуации успеха
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.
Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха
НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”. |
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | “У вас обязательно получиться..” “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. |
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | “Возможно, лучше всего начать с…..” “Выполняя работу, не забудьте о…..” |
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” |
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | “Только ты и мог бы….” “Только тебе я и могу доверить…” “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” |
Побуждает к выполнению конкретных действий. | “Нам уже не терпится начать работу…” “Так хочется поскорее увидеть…” |
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…” “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”. |
Внеклассная работа по предмету.
Большое положительное влияние на повышения интереса к математике в процессе обучения являются внеклассные мероприятия. В школе проводятся математические недели, математические праздники, КВН, олимпиады, викторины, конкурсы. В этом году в нашей школе проходила неделя науки. Ученица 8 класса Смирнова Анастасия выступила с презентацией на тему « Геометрия в стихах». С 3 класса ученики участвуют в Международном конкурсе «Кенгуру». Участие в районных, городских, краевых математических праздниках дает возможность развиваться ребенку, поднимая свой потолок.
5. Результативность
По данной теме я работаю третий год и буду продолжать работать в дальнейшем, так как видна положительная динамика в обучении и воспитании учащихся. Несмотря на кратковременный опыт по данной проблеме, результативность подобного подхода к преподаванию математики в современных условиях, на мой взгляд, наглядно представляет качество обученности, мотивации учащихся к учебной деятельности
5.1.Таблица результативности уровня обученности и качества знаний
Учебный год | Классы | Успеваемость | Качество ЗУН |
2007-2008 | 6 9 | 100 100 | 75 75 |
2008-2009 | 7 10 | 100 100 | 100 75 |
2009-2010 | 8 11 | 100 100 | 100 75 |
Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение школьника вперёд, постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов ученика подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели.
В ходе освоения личностно-ориентированного подхода при обучении математики, обучающиеся приобретают и совершенствуют свой опыт: самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт; проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников.
Вывод
Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества и развития каждого ученика.
Если в основу процесса обучения математики положить личностно-ориентированный подход к учащимся и на его основе рассматривать принципы, методы обучения и формы контроля качества знаний, то это позволит учащимся на качественном уровне осваивать базовое содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и умений в другие научные области.
Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения у школьников, искоренения неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.
Литература:
1. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. –
М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С.95
2. Якиманская И. С. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы, 1998. - № 2.
3. Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения. / Директор школы, 1998. - № 3
4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36
5.Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994
6.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998
5.
Литература:
- 1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. –
М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С.95
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. // Директор школы, 1996. № 9
- Якиманская И. С. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы, 1998. - № 2.
- Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения. / Директор школы, 1998. - № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся
Статья "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...
Личностно-ориентированный подход в обучении математике и его результативность
Материал посвящен личностно-ориентированному подходу в обучении, способствующему положительной динамике успеваемости школьников. На примере своей экспериментальной работы я рассматриваю вопрос ...
Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...
«Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению математике в режиме ИКТ»
Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволяет создать комфортные условия обучения, такие, при к...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...
Выступление на МО по теме: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике".
Доклад на тему: "Формирование умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении математике"....
План самообразования «Личностно-ориентированный подход в обучении математике».
План самообразования «Личностно-ориентированный подход в обучении математике»....