Аттестация 2014 год
презентация к уроку по теме
Здоровьесбережение - как средство создания образовательной среды в МБОУ "СОШ №4"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение - как средство создания образовательной среды
в МБОУ СОШ №4»
Самое ценное у человека – это жизнь,
а самое ценное в жизни – это здоровье.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная во все времена, а в XXI веке она становится первостепенной.
На протяжении многих лет мы боремся за здоровье, за здоровый образ жизни, но факты говорят о другом.
ЮНЕСКО и Всемирная Организация здравоохранения исследовала проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценила их по 5-бальной шкале. Жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Средняя продолжительность жизни россиян - 59 лет. Россия вымирает со скоростью 1,5 млн. человек в год.
Сейчас физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические.
«Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.
В нашей школе реализуется программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», целью которой является формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, сохранение и укрепление физического здоровья школьников, а так же формирование основ здорового образа жизни.
Основными задачами для нас на пути достижения цели являются:
• оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;
• проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
• реализация системы профилактических мероприятий;
• организация физкультурно-массовых мероприятий;
• оптимизация системы психологической помощи учащимся;
• формирование благоприятного морально-психологического
климата в ученических и педагогических коллективах.
• Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Поэтому наша работа строится в соответствии со следующими принципами здоровьесберегающей педагогики.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип наглядности – для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Один из специфических принципов, выражающих закономерности педагогики оздоровления - принцип «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы
Принцип постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Все здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2.технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Критерий здоровьесбережения оценивается по ряду показателей:
рациональная организация учебного процесса;
рациональная организация режима дня школьников;
состояние здоровья и текущая заболеваемость.
двигательная активность учащихся;
отсутствие травматизма;
пропуски занятий и инфекционные заболевания;
физическое развитие и физическая подготовленность учащихся;
отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Задача | Мероприятия | Результат |
Формирование здоровье- сберегающей инфраструктуры МБОУ СОШ №4 |
|
|
Для рациональной организации учебного процесса проводятся следующие мероприятия.
Задача | Мероприятия | Результат |
Рациональная организация учебного процесса |
|
|
Организация физкультурно – оздоровительной работы.
Задача | Мероприятия | Результат |
Организация физкультурно-оздоровительной работы | 1. Организация занятий по ЛФК; 2. Организация динамических перемен, физ.культ-пауз на уроках, 3. Организация работы спортивных секций, регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т.п.). |
|
Просветительско-воспитательная работа с учащимися.
Задача | Мероприятия | Результат |
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни |
|
|
Организация системы просветительской и методической работы
с педагогами и родителями.
Задача | Мероприятия | Результат | |
Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, родителями, направленная на повышение уровня знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья. | Обучающие семинары по работе с детьми, обучающимися на дому. Родительский лекторий на темы здорового образа жизни. | Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся в 2013-2014 учебном году Включенность родительской общественности в процедуру оценки качества образования, повышение активности структур самоуправления Управляющего совета. |
Для успешности работы школы по разработке модели системной комплексной работы
используются следующие индикаторы:
- безопасность и дружелюбность школьной среды;
- восприятие и понимание учащимися здорового образа жизни;
- принятие всеми участниками образовательного процесса норм и правил жизнедеятельности школы;
- участие и действие самодеятельных организаций и органов самоуправления в политике здоровьесбережения школы.
Системный комплексный подход для создания здоровьесберегающей среды, а также реализация программы «Здоровье» позволил нам достичь следующих показателей
Показатели здоровья обучающихся школы.
Как видно из приведённой диаграммы результатов мониторинга: уровень здоровья растет (83%) , а по отдельным заболеваниям наблюдается положительная динамика, н-р:снизилось количество инфекционных заболеваний с 5,5% до 1,7%, органов дыхания с1,7% до 1%.
А также сократились показатели отставания физического развития с 4 % до 3%.
Динамика изменения физической подготовленности обучающихся МБОУ «СОШ №4» в 2012-2013 / 2013-2014 учебных годах
Воспитание ценностного отношения к здоровью это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции.
Мы считаем, что внедрение в практику работы разнообразных приёмов здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.
Все это, конечно, очень сложно и не всегда можно увидеть результат своей работы. Но, мы стараемся и думаем у нас это получается.
учитель физической культуры
Зотова Марина Георгиевна
МБОУ «СОШ №4»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОГРАММА « Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни » Цель: формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, сохранение и укрепление физического здоровья школьников, а так же формирование основ здорового образа жизни. Задачи: • оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика; • проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий; • реализация системы профилактических мероприятий; • организация физкультурно-массовых мероприятий; • оптимизация системы психологической помощи учащимся; • формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогических коллективах. • Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Принципы здоровьесберегающей педагогики. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося Принцип сознательности и активности Принцип наглядности Принцип систематичности и последовательности Принцип «Не навреди!» Принцип повторения умений и навыков Принцип постепенности Принцип доступности и индивидуализации Принцип непрерывности
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Критерий здоровьесбережения оценивается по ряду показателей: рациональная организация учебного процесса; рациональная организация режима дня школьников; состояние здоровья и текущая заболеваемость. двигательная активность учащихся; отсутствие травматизма; пропуски занятий и инфекционные заболевания; физическое развитие и физическая подготовленность учащихся; отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Задача Мероприятия Результат Формирование здоровье- сберегающей инфраструктуры МБОУ СОШ №4 Косметический ремонт школы. Приобретение учебного оборудования для кабинетов биологии, ОБЖ и химии, физкультурного зала Необходимое оснащение школьной столовой, участие в эксперименте по организации школьного питания Привлечение специалиста (врача-педиатра) к работе в школьном медицинском кабинете Повышение удовлетворенности условиями пребывания в школе со стороны родителей и учащихся Активизация спортивно-массовой и проектно-исследовательской деятельности в школе . Повышение удовлетворенности качеством питания в школе .
Задача Мероприятия Результат Рациональная организация учебного процесса Внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий . Организация учебных занятий с учетом офтальмогигиенических рекомендаций по рациональному выполнению зрительной работы Организация работы по внедрению в учебный процесс интерактивного оборудования . Разработка положений об портфолио учебных достижений учащихся . Повышение результативности основного и дополнительного образования на основе технологий обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся Внедрение программного обеспечения в интерактивной школе. Внедрение портфолио как инструмента оценивания качества образования
Задача Мероприятия Результат Организация физкультурно-оздоровительной работы 1 . Организация занятий по ЛФК; 2. Организация динамических перемен, физ.культ-пауз на уроках, 3. Организация работы спортивных секций, регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.). Полный охват учащихся занятиями физической культурой Эмоциональная разгрузка и повышение двигательной активности учащихся; -Результативность на городских, региональных спортивных мероприятиях.
Задача Мероприятия Результат Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Организация воспитательной работы по формированию позитивной социальной позиции учащихся «Семья – школа – социум » - модель интегрированного подхода к здоровью и устойчивому развитию школы и микросоциума» Включение в систему работы образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; Активизация здоровьесберегающей деятельности учащихся.
Задача Мероприятия Результат Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, родителями, направленная на повышение уровня знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья Обучающие семинары по работе с детьми, обучающимися на дому. Родительский лекторий на темы здорового образа жизни. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся в 2013-2014 учебном году Включенность родительской общественности в процедуру оценки качества образования , повышение активности структур самоуправления Управляющего совета
безопасность и дружелюбность школьной среды; восприятие и понимание учащимися здорового образа жизни; принятие всеми участниками образовательного процесса норм и правил жизнедеятельности школы; участие и действие самодеятельных организаций и органов самоуправления в политике здоровьесбережения школы. Индикаторы успешности работы школы по разработке модели системной комплексной работы
Динамика изменения физической подготовленности обучающихся МБОУ « СОШ №4 » в 2012-2013 / 2013-2014 учебных годах
важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся; для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходим системный комплексный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности; для построения реальной здоровьесберегающей образовательной среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, родителей, представителей местного сообщества с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Выводы:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Утверждена директором
Приказ №____ от _______2013г
ПРОГРАММА
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни »
Югорск, 2013 г.
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………..1
- Цель и задачи программы………………………………………………..1
- Принципы программы…………………………………………………...2
- Направления реализации программы…………………………………...3
- Здоровьесберегающая инфрастуктура………………………………..3-4
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы…6
- Реализация дополнительных образовательных программ…………….7
- Просветительская работа с родителями…………………………………8
- Профилактика детской беспризорности………………………………..8
- Основные мероприятия………………………………………………….9
- Литература……………………………………………………………….10
Приложение 1
Приложение 2
Пояснительная записка
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению
здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе,
обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может
быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным
проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и
всего населения страны в целом;
• активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил
поведения, привычек;
• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью,
существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей
опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и
восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы
(необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать
последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие
ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений,
как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных
потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим
ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Цель программы:
реализация комплексной системы мер по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в условиях школы, создание санитарно - гигиенических условий в сочетании с грамотным просвещением и соблюдением принципов природосообразности и целостности развития личности ребенка.
Задачи программы:
• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать
свой режим дня;
1
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Принципы программы
В школе отдается приоритет здоровью, то есть грамотной заботе о здоровье, соблюдая принципы здоровьесберегающей педагогики:
- Принцип не нанесения вреда;
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть все происходящее в учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей);
- Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);
- Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе);
- Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход;
- Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.
- Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму и является охранительным (щадящим), ниже утомляющего.
2
Направления реализации программы
Системная работа по формированию у обучающихся МБОУ «СОШ № 4» культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков — по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Здоровьесберегающая инфраструктура школы.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая на 84 посадочных места, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время, питание групп продленного дня во внеурочное время. Горячим бесплатным одноразовым питанием обеспечиваются все учащиеся, согласно штатному расписанию. Горячими обедами обеспечиваются 20 учащихся из многодетных и малообеспеченных семей. Питание группы продленного дня происходит за счет родительской платы. Работает буфет. Витаминизация учащихся осуществляется за счет третьих блюд. Разработано перспективное двухнедельное меню, которое утверждено в Территориальном отделе ТУ Роспотребнадзора по ХМАО – Югре в городе Югорске (01.01.10г.). Оборудование столовой соответствует СанПиНу. Рацион питания разнообразный, режим питания рациональный. Есть технологические карты приготовления пищи, используется «С» витаминизация. Медицинская сестра систематически осуществляет контроль за правильностью обработки продуктов, закладкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи. Особенно тщательно контролируется правильность хранения и реализации продуктов. Режим работы столовой: понедельник – пятница с 09-00 до 14-00 ч.; суббота с 08-00 до 10-00 ч.
В школе работают оснащенные спортивные залы, оборудованные необходимым игровым, спортивным оборудованием и инвентарём. Для проведения уроков физкультуры и занятий физкультурой и спортом во внеурочное время созданы все необходимые условия. Соблюдается температурный режим, санитарно-гигиенические требования.
3
Для занятий физкультурой и спортом имеются спортивный комплекс и спортивный зал: спортивный зал – 150,4 м2 , спортивный зал – 540 м2 используются в соответствии с расписанием учебных занятий и графиком дополнительных занятий. Имеется спортивный инвентарь и оборудование для обеспечения занятий по следующим разделам: спортивные и подвижные игры, гимнастика, легкая атлетика и лыжная подготовка. Степень обеспечения материально-технического оснащения физкультурно – оздоровительной работы: спортивный инвентарь - 90%; спортивное оборудование - 75%.
В школе работает медицинский кабинет. Медицинский кабинет оказывает следующие услуги: медицинские (неотложная помощь, первичное обращение заболевших, медосмотры, медицинское сопровождение работы столовой во время учебного процесса, сопровождение учащихся на флюорографическое обследование, обследования допризывников); оздоровительные (иммунопрофилактика, сезонная профилактика, витаминизация, медицинское сопровождение оздоровительных лагерей на базе школы). Режим работы медицинского кабинета: понедельник, четверг с 10-00 до 12-00 ч.; вторник, пятница с 11-00 до 13-00 ч.; среда с 08-00 до 10-00 ч.; суббота с 08-00 до 09-00 ч.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов, состоящий из: учителя физкультуры первой квалификационной категории; психолога первой квалификационной категории, социального педагога, фельдшера.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников «Школа России» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках 1 – 4 классов предусмотрены соответствующие рубрики. Так, в 1 классе в рубрике «Что и кто?» знакомство со здоровьесберегающими факторами начинается с тем «Что нас окружает дома?», «Что вокруг нас может быть опасным?», а также происходит обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Изучаются важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Из рубрики «Как, откуда и куда?» учащиеся узнают о правилах безопасного обращения с электроприборами, знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Во 2 классе рубрика «Здоровье и безопасность», нацелена на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено вопросам гигиены. В 3 классе эти знания расширяются и значительно углубляются при помощи рубрик «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность». В 4 классе вопрос об охране здоровья рассматривается в темах, посвященных Конституции России и правам ребенка в разделе «Современная Россия», и в разделе «Страницы истории Отечества» (рубрика «Родной край – часть большой страны», посвященная продовольственной безопасности страны и производству экологически чистых продукто
4 сельского хозяйства как основы полноценного питания, необходимого для сохранения здоровья человека).
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебниках, перед изучением каждого нового раздела или знакомство с новыми
4
инструментами и материалами, предварительно повторяются правила безопасности труда при работе с колющим и режущим инструментом: ножницами, циркулем, канцелярским ножом, шилом, швейными иглами, а также гигиена труда и организация рабочего места.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Перспектива», «Школа 2100», «Система Л.В.Занкова» в течение всего учебно-воспитательного процесса.
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемые в школе УМК «Перспектива», «Школа 2100», «Система Л.В.Занкова» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки. Расписание уроков и дополнительных занятий обучающихся составлено с учетом гигиенических требований, утвержденных санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН от 28.11. 2002г. Предельно допустимая нагрузка учащихся соблюдается и составляет: 1 кл -20 часов, 2 – 4 кл - 25 часов. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 ч, во 2 классе – до 1,5ч, в 3 – 4 – до 2 ч.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся. В используемой в школе системе учебников «Школа России», «Школа 2100», «Система Л.В.Занкова» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
5
Интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 10-20 минут. Также обращается особое внимание на продолжительность письменных работ с использованием экрана или интерактивной доски. При выполнении письменных заданий учащимся приходится совершать однообразные движения головой (поднимать и опускать ее), перефокусировать зрение с тетради на экран и обратно, адаптироваться то к освещенности экрана, то к освещенности тетради. В результате быстрое утомление. Рациональнее при организации письменных работ на уроке использовать раздаточный материал. Но если учитель использует экран в качестве средства организации письменной работы, продолжительность таких работ не должна превышать 10 минут. Экран монитора должен находиться от ученика на расстоянии 60-70 сантиметров.
Эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
С учащимися 1-4 классов всех групп здоровья ведется полноценная и эффективная работа на уроках физкультуры, в секциях, в группах продленного дня и внеклассных и внешкольных спортивно-массовых мероприятиях. Система этих мероприятий позволяет отследить динамику перехода учащихся из одной группы в другую (основная, подготовительная и специальная).
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010г № 889 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» введен 3 час физкультуры. С целью эмоциональной разгрузки и повышения двигательной активности организованы занятия активно-двигательного характера: динамический час в 1 классе, динамические перемены в 1-4 классах, на уроках - физкультминутки.
Созданы условия для функционирования спортивных секций: гимнастика, группа общей физической подготовки. Гимнастикой 2-4 класс занимаются понедельник – пятница с 14-00 до 15-30 ч.; группа ОФП 1 класс вторник, четверг с 15-30 до 16-30 ч.
В школе регулярно проводятся спортивно – оздоровительные мероприятия: дни здоровья (сентябрь, апрель); турнир по шахматам; «Веселые старты»; турнир по пионерболу; конкурс строя и песни; походы и экскурсии на природу. На базе школы организован оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Планета здоровых ребят», который работает в осенние, весенние и летние каникулы. Спортивно-массовая и оздоровительная работа проводится по отдельному плану работы.
Организована подготовка к городским спортивно – массовым и оздоровительным мероприятиям: «Веселые старты», соревнования по гимнастике, соревнования по шахматам и конкурс «Смотр песни и строя».
6
Реализация дополнительных образовательных программ.
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: «Безопасное колесо», «Полезные привычки».
С целью предупреждения и снижения детского дорожно-транспортного травматизма
ведётся работа школьного кружка «Безопасное колесо», с решением следующих задач:
Образовательные
- Повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
- Помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения для пешеходов и велосипедистов;
- Оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные
- Воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- Сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Учебные занятия имеют теоретическую и практическую направленности.
Теоретическое направление деятельности включает в себя:
- изучение основ оказания первой доврачебной помощи;
- изучение правил дорожного движения;
- изучение основ страхования;
- участие в городских, окружных соревнованиях.
Практическое направление:
- занятия общей физической подготовкой;
- фигурное вождение велосипеда;
- применение правил дорожного движения.
Учащиеся школы в течение 4 лет являются победителями муниципального конкурса «Безопасное колесо», участниками и призерами в личном первенстве окружного конкурса «Безопасное колесо». Не зафиксировано ни одного случая ДТП с участием уч-ся школы
Программа превентивного обучения «Полезные привычки» реализуется классными руководителями с целью формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. В результате реализации программы повышается % учащихся , не имеющих вредных привычек. По результатам анкетирования здоровье в системе жизненных ценностей обучающиеся ставят на второе место.
7
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных
привычек и т. п.
Для родителей учащихся 1-4 классов классные руководители, психолог, социальный педагог, медицинские работники проводят лекции, семинары, консультации по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.
С целью изучения условий воспитательно-образовательной среды для самореализации, самовыражения и самосовершенствования учащихся с ориентацией на общечеловеческие ценности в школе исследуются: «Охват учащихся дополнительным образованием», «Социометрия», «Уровень социальной зрелости учащихся 9, 11 классов» «Психологический климат», «Мотивы учебной деятельности», « Мотивы участия в КТД», «Уровень тревожности», «Уровень удовлетворенности родителей», «Удовлетворенность школьной жизнью учащихся», «Уровень воспитанности», «Приоритет здоровья», «Ценностные ориентиры».
Проводится родительский всеобуч, включающий темы: «Изучение Устава школы», «Правила и техника безопасности для учащихся», « Вакцинопрофилактика против сезонного гриппа», «Возрастные особенности учащихся начальной школы», «Вредные привычки и их влияние на организм младших школьников».
Регулярно ведется совместная работа педагогов и родителей по организации спортивных мероприятий, праздников. Стали традиционными праздники, посвященные Дню защитника Отечества, «8 марта», Дню матери, Дни здоровья.
Систематически проводятся инструктажи по технике безопасности на уроках технологии, физической культуры, информатики; на переменах и в классе – «Правила поведения в школе», «Правила пожарной безопасности», «Правила электробезопасности»; вне школы: «Правила дорожного движения», «Правила поведения в общественных местах», «Безопасность во время гололеда , на водоемах во время таяния снега и льда, схода снега с крыш», «Действия учащихся в результате несчастного случая».
Профилактика детской беспризорности, безнадзорности:
В школе работает социально-психологическая служба, которая решает задачи:
- формирование потребностей у педагогов в простроении программ социальной адаптации детей с девиантным поведением,
- выявление причин возникающих проблем поведения,
- обеспечение охраны прав личности ребенка в семье и школе,
- профилактика социально – психологической дезадаптации учащихся,
- гармонизация социальной сферы школы.
8
Основные мероприятия:
- анкетирование и тестирование классных коллективов;
- индивидуальные обследования учащихся «группы риска»;
- индивидуальные беседы с родителями учащихся «группы риска»
- лекции, беседы, информация на родительских собраниях, педсоветах;
- посещение классным руководителем и социальным педагогом неблагополучных семей
- индивидуальная работа социального педагога и классных руководителей с учащимися и родителями по пропускам уроков без уважительных причин;
- социальное консультирование (малообеспеченных, опекунских ,
неполных семей, семей учащихся, стоящих на ВШК и ВШУ, родителей
детей-инвалидов);
- оказание помощи в организации внеурочного времени учащихся;
- заседания Совета профилактики: разбор персональных дел учащихся (поведение, успеваемость, пропуски уроков)
- лекции, тренинги и беседы с учащимися по теме «Профилактика злоупотребления ПАВ».
9
Литература
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.Г. Савинов. - М; Просвещение, 2010.
- Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. - М; Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Программа общеобразовательных учреждений физическая культура основная школа (5 – 9 классы) – А.П.Матвеев, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заведующий лабораторией содержания образования по физической культуре Института общего среднего образования РАО. (М; Просвещение, 2010).
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов под редакцией В.И. Лях, доктор педагогических наук; А.А. Зданевич, кандитат педагогических наук. М; «Просвещение» 2006.
- «Физическая культура» (Физкультурно-оздоровительная работа в школе): Методическое пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003;
- «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Система заданий: пособие для учителя/ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
10
Приложение 1
Взаимосвязь направлений, ценностных установок, задач, видов и форм воспитания, планируемых результатов
- формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Направления формирования здорового образа жизни | Ценностные установки | Задачи формирования здорового образа жизни | Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий | Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. | Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью). Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей. | Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные секции, туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная). Урок физической культуры (урочная). Подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная). | - у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека; - учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | Организация качественного горячего питания учащихся. Оснащение кабинетов (в т.ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым). | Укрепление материально-технической базы. Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники). | - соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
|
Рациональная организация образовательного процесса | Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности. | Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. | Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию). Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности). | - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы | Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния. | Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. | Организация занятий по корригирующей гимнастике; динамических перемен, физкультминуток на уроках. Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.). | - полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры) - рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования. |
Реализация дополнительных образовательных программ | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность. | Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п. . | - эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс. |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) | Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания. | Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы. | Лекции, семинары, консультации. Проведение родительского всеобуча по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. | - эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. |
Приложение 2
Мониторинг реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.
Школьный мониторинг состояния физического здоровья и развития детей представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья обучающихся, их физического развития.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
- установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья учащихся;
- определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье учащихся;
- прогнозирование состояния физического здоровья.
Мониторинг проводится по следующим показателям:
Заболеваемость учащихся в %
Заболевание | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Грипп, ОРВИ | |||
Бронхит | |||
Пневмония | |||
Ангина | |||
Травмы | |||
Прочие | |||
Всего: |
Диспансеризация учащихся
Заболевание | 2013 г. | 20014 г. | 2015г. |
Бронхиальная астма | |||
Хронические заболевания бронхо-легочной системы | |||
Сахарный диабет | |||
Заболевание почек | |||
Заболевание печени, ЖВП | |||
Заболевание желудка | |||
ВПС, заболевания крови | |||
Ожирение | |||
Всего: |
Распределение учащихся по группам здоровья
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Распределение учащихся по группам физического воспитания
Группа | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Основная | |||
Подготовительная | |||
Специальная | |||
Всего: |
Показатели здорового образа жизни
№ п/п | Виды дополнительного образования | Учебный год | ||
2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | ||
1 | Система физкультурно-оздоровительных мероприятий | |||
1.1 | Спортивные секции: • количество •охват | |||
1.2 | Коррегирующая гимнастика: • количество •охват | |||
1.3 | Физкультминутки | |||
1.4 | Дни здоровья: • количество •охват | |||
1.5 | Спортивные мероприятия: • количество •охват | |||
1.6 | Туризм: • количество походов •охват | |||
2 | Санитарно-гигиенический режим, санитарно-просветительская работа | |||
3 | Учащиеся, имеющие вредные привычки: | |||
3.1 | Курящие | |||
3.2 | Употребляющие спиртные напитки | |||
3.3 | Употребляющие наркотические вещества | |||
4 | Система питания: | |||
4.1 | Охват питанием в школе | |||
4.2 | Диетическое питание | |||
4.3 | Витаминный стол | |||
5 | Система обеспечения жизнедеятельности: | |||
5.1 | Соблюдение правил дорожного движения | |||
5.2 | Соблюдение правил техники безопасности в учебно-воспитательном процессе | |||
6 | Организация учебного процесса | |||
7 | Социальная защита | |||
8 | Уровень учебной и других нагрузок на организм учащихся | |||
9 | Состояние микроклимата в школе и дома | |||
10 | Влияние внешней социальной среды |
Группа показателей | Показатели | Измерители | Ответственные лица, за проведение мониторинга |
Показатели развитости условий, средств сохранения и развития здоровья | Наличие в школе средств и способов оздоровления | Наличие в школе спортзалов, столовой, медицинского кабинета, кабинета социального педагога и психолога. Число оздоровительных мероприятий (иммунопрофилактика, сезонная профилактика, витаминизация, медицинское сопровождение оздоровительных лагерей на базе школы: количество, охват) Число физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий (количество, охват) Наличие материально-технической базы кабинетов, спортзалов, столовой и медицинского кабинета Наличие системы питания (охват горячим питанием, витаминизация). | Директор школы Медицинский работник Учитель физкультуры Педагог- организатор ВР Зам директора по ХЧ Заведующий столовой |
Обеспеченность школы квалифицированными работниками | Наличие медицинского работника, психолога, социального педагога, учителя физкультуры. | Директор школы | |
Мероприятия профилактически-медицинского характера | Количество видов и услуг медицинского кабинета | Медицинский работник | |
Мероприятия санитарно-просветительского характера | Количество учащихся, имеющих вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ). | Медицинский работник Педагог- организатор ВР Классный руководитель | |
Мероприятия социальной защиты | Учет уровня учебной нагрузки и других нагрузок на организм учащегося ( в соответствие с гигиеническими нормами) Состояние микроклимата в школе и дома (анкетирование учащихся) Влияние внешней социальной среды (анкетирование учащихся) | Зам директора поУВР. Педагог- организатор ВР. Социальный педагог | |
Показатели обученности | Уровень валеологических знаний | Анкетирование | Педагог- организатор ВР |
Текущая и итоговая успеваемость учащихся | Результат обученности учащихся | Зам директора поУВР. | |
Степень активного участия школьников в здравотворительной и образовательной деятельности | Результат участия в деятельности | Педагог- организатор ВР | |
Результативные показатели | Соответствие показателей здоровья региональным нормативам | Показатели здоровья учащихся в ОУ | Медицинский работник |
Коэффициент заболеваемости | Пропуски по болезни Характер заболеваемости учащихся | Зам директора поУВР. Медицинский работник | |
Динамика групп риска | Показатели заболеваемости групп риска | Медицинский работник | |
Спортивные достижения учащихся | Число учащихся показывающих высокие спортивные результаты (количество, охват) | Учитель физкультуры | |
Учащиеся занимающиеся физкультурой и спортом | Число учащихся, занимающихся физкультурой и спортом (количество, охват) | Учитель физкультуры |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии на уроках физической культуры
На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. Моя педагогическая деятельность направлена на комплексный подход преподавания физической культуры, так как считаю её важнейшим и эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Решая задачи физического воспитания, я ориентирую свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Учу школьников способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в полной мере, помочь мне максимально реализовать поставленные цели и задачи. И я обратилась к современным образовательным технологиям. Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. Исходя из всего перечисленного, я остановилась на технологии дифференцированного физкультурного образования.
Технология дифференцированного физкультурного образования
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Обучение двигательным действиям
Обучение провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделяю детали техники и разделяю их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, я условно делю детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях. Бывает и так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Например, ученики не могут освоить передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут полноценно проявить себя в учебной игре, и в то время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения в парах. На занятиях по гимнастике я разрешаю хорошо подготовленным детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее подготовленные работают в стандартных условиях. Обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения.
Развитие физических качеств
Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности осуществляю с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная. В результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, использую карточки с индивидуальными заданиями (с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки). Так, на уроках по лыжной подготовке, на этапе усвоения и закрепления навыков передвижения по лыжне, некоторые обучающиеся, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, проходят 2 км, тогда как обучающиеся с высоким уровнем физической подготовленности до 5 км.
В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.
Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями
Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:
- выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности)
- деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности
- деление содержания программы
Обучающимся предлагаю задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, кроссворды более развёрнутые доклады, рефераты, проектная деятельность (презентации), составление комплекса разминки и т.д.
В ходе выполнения упражнений я знакомлю учащихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращаю внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений, даю общий анализ выполнения упражнения и обращаю внимание на технические ошибки. Ежеурочно провожу инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и по правилам поведения.
Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся
При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Временно освобождённые дети и обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занятия проводятся отдельно, во внеурочное время, они выполняют упражнения рекомендованные врачом. Данную работу также оцениваю.
Постоянно ориентирую сильных детей на то, что они должны помогать слабым, предлагаю им шефство над более слабым товарищем.
Всесторонне изучение школьника, сопоставление различных данных позволяет мне выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения. Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями – всё это важнейшие черты моего современного урока физической культуры.
Информационно-коммуникативные технологии
Информатизация системы образования – одно из приоритетных направлений модернизации образования. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников. Благодаря тому, что в Татарстане действует проект «Электронное образование в Республике Татарстан», у меня, как у учителя, есть всё необходимое для использования в своей работе ИКТ. Это позволяет мне в процессе обучения, как в урочной, так и внеурочной деятельности, широко применять цифровые образовательные и Интернет-ресурсы, а именно:
- в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок
- использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями
- использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel
- на этапе повторения пройденного материала
- использование возможности компьютерного тестирования
- использование Интернет-ресурсов, для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности
- использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации
- для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет
- использование учащимися для подготовки домашнего задания
- для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах
Я активно участвую в работе сообществ учителей физической культуры: «Инновационная физкультура», «Методическая помощь учителю физкультуры. Презентации к урокам», «Методическая копилка», где делюсь своими разработками; работаю над пополнением своего сайта; участвую со своими учениками в Интернет-конкурсах; использую цифровые предметно-методические материалы, предоставленные в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века».
Так, например, применение ИКТ с использованием межпредметных связей в процессе преподавания физической культуры помогает мне подготовить интересные уроки, а учащимся более полно и глубоко осмысливать изучаемый материал. На уроке теории в 6 классе по теме: «История Олимпийских игр» прослеживается связь с рядом предметов. Цель данного урока – создать общее представление об Олимпийских играх, способствовать эстетическому отношению к искусству, воспитывать чувство патриотизма. Так как урок спланирован с применением ИКТ, учащиеся могут увидеть всё, о чём я рассказываю. Теоретический материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации. При изучении того или иного двигательного действия, я всегда рассказываю о работе мышц, работе систем дыхания и кровообращения при их выполнении. Также провожу беседы о роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении конкретного действия. Здесь ученикам не обойтись без знаний, полученных на уроках биологии, химии. Такие уроки очень нравятся детям. Многие после занятий идут в библиотеку, другие – на дополнительные занятия или в спортивные секции. Кто-то идёт на дополнительные занятия в кабинет информатики, ведь так здорово быть с компьютером на «ты».
Важно отметить и тот факт, что я не забываю использовать на уроках и методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Одним словом, полагаю, что учитель должен сочетать в своей педагогической практике инновационные технологии и традиционные. Это позволяет устранить все те риски, которые возникают при использовании информационных технологий.
Здоровьесберегающие технологии
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
Педагогическая технология здоровьесбережения в моей деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учеников. Большое значение, как я говорила выше, имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим). Занятия провожу преимущественно на свежем воздухе.
Деятельностные технологии обучения. Проектная деятельность
По словам одного из разработчиков общей теории и методологии проектирования Л.Б. Переверзева, раньше можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принесшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Нужно было только заранее хорошо выучить, в чем состоят эти нормы и как их применять на практике. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентноспособноть на рынке труда зависит от активности человека, гибкости мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В своей деятельности я проявляю большой интерес к деятельностным технологиям обучения.
В начале, я использовала проект, как вид самостоятельной творческой работы учащихся (доклады, рефераты и учебные исследования). Это были работы, выполненные не всегда по правилам, но я не торопилась критически их оценивать, а вместе с детьми потихоньку шла к поставленной цели. Использование технологии проектного обучения, позволяет мне вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группах, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Конкретно на моих уроках – это развитие познавательного интереса учащихся к физической культуре и спорту, а расширение их кругозора способствует развитию творческих способностей, навыков научно-исследовательской деятельности, межпредметных связей, в частности с такими предметами как информатика, химия, биология, история, математика, ОБЖ Учащиеся используют навыки владения компьютерными технологиями и знания по различным предметам для создания проектных работ, рефератов, презентаций, наглядных пособий по разделам учебной программы. Участник проекта собирает информацию по своему плану, что позволяет увидеть или оценить какой-либо процесс с разных точек зрения. Во время подготовки к защите проекта воспитанники изучают обширный материал, проводят анкетирование, выпускают газеты, буклеты, информационные листки, презентации.
Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 4»
Зотова Марина Георгиевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
государственная итоговая аттестация в 9 классе по русскому языку (2014 год)
Структура экзаменационной работы по русскому языку1 часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля).Не менее 70 сло...
Родительское собрание "Подготовка к проведению в 2014 году государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов"
подготовка к проведению в 2014 году государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов...
Итоговая аттестация 2014 (материалы к родительскому собранию)
Данный материал будет полезен при проведении родительского собрания...
Итоговая аттестация 2014
Материалы к родительскому собранию...
Государственная (итоговая) аттестация 2014 года (в новой форме) по ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов для проведенияв 2014 году государственной (итоговой) аттестации(в новой форме) по ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУобучающихся, освоивших основные общеобр...
Аттестация 2014 год
Таблицы для аттестации на высшую категорию...
Документы для аттестации 2014-2015 год
Документ об образовании, курсы, грамоты (копии)...