Здоровьесберегающие технологии на уроках с испльзованием компьютера
презентация к уроку по теме
Выступление на педсовете. Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках с испльзованием компьютера". Текст выступления и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.rar | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках с использованием компьютера.
Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером - одна из самых напряженных и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Наибольшая частота функциональных изменений в организме отмечается со стороны органов зрения, дыхания, костно-мышечной и нервно-психической систем. Отечественные и зарубежные исследования утверждают, что более 90% работающих за мониторами жалуются на утомляемость, боли в области затылка, шеи, слезотечение, жжение или боли в области глаз
Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:
- сидячее положение в течение длительного времени;
- воздействие электромагнитного излучения монитора;
- утомление глаз, нагрузка на зрение;
- перегрузка суставов кистей;
- стресс при потере информации.
- аллергические реакции.
Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению, гипертонии и другим заболеваниям сердечнососудистой системы.
Электромагнитное излучение.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Воздействие на зрение.
Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек - пикселей.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
Пыль и грязь: аллергия и кишечные инфекции.
Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".
Влияние компьютера на психику.
Представить современного человека без компьютера и интернета невозможно. Эти достижения техники существенно облегчили нашу жизнь, упорядочили работу, расширили возможности. Но одновременно принесли с собой и ряд новых, ранее неизвестных нам проблем, одна из которых - влияние компьютера, и особенно интернета, на нашу психику. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.
Начнем с отрицательных аспектов воздействия компьютера на психику человека. Всемирная паутина стала причиной появления нового вида зависимости – интернет-зависимости. Основные типы интернет-зависимости:
Игровая зависимость (игромания) – один из наиболее распространенных типов зависимости. При этом интерес к реальной жизни практически утрачивается.
Навязчивый веб-серфинг (бесконечные путешествия) – проявляется данная зависимость в форме постоянного перехода с одной интернет-страницы на другую. Интригующие заголовки и шокирующие анонсы заставляют заходить на новые сайты, кликать по различным ссылкам. Множество ненужной информации перегружает мозг.
Виртуальные знакомства и общение – популярные социальные сети, такие как «В контакте», «Одноклассники» и другие, чаты, форумы, аська и другие способы знакомства в интернете могут таить в себе угрозу. В виртуальном мире можно быть кем угодно – для этого нужно лишь подобрать себе подходящий ник, сделать красочный аватар (любая понравившаяся фотография – даже чужая), и можно предстать в любом образе.
Финансовая зависимость – интернет-магазины, интернет-аукционы предлагают приобрести множество товаров с невероятной скидкой. Такая возможность затягивает, появляется желание покупать все новые и новые (в большинстве абсолютно бесполезные) вещи.
Но нельзя утверждать однозначно, что интернет – зло, ведь всемирная паутина также оказывает и положительное воздействие на психику человека:
Неограниченный доступ к любому виду информации дает возможность интеллектуального развития, самосовершенствования. Если раньше для того чтобы изучить какой-либо аспект, необходимо было перечитать множество книг и журналов в библиотеке, теперь все это можно сделать, не выходя из дому. Притом ограничений нет никаких – любую книгу или журнал на любом языке можно найти в интернете.
Чувство востребованности и самореализации. Интернет – кладезь вакансий. Большинство таких вакансий и разовых подработок доступны для людей, находящихся за сотни и тысячи километров
Интернет - возможность общения. Благодаря скайпу, аське, различным сайтам мы можем реализовывать свою потребность в общении. Можно слышать, видеть человека, находящегося на другом континенте, а создается такое впечатление, что он сидит за соседним столом. Кроме общения с близкими людьми, можно также найти единомышленников, людей, которые дадут вам дельный совет, поймут, научат.
Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья обучающихся:
- Рациональная организация труда учителя и учеников.
- Создание комфортного психологического климата.
- Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
- Чередование различных видов деятельности на уроке.
- Использование аудиовизуальных средств обучения.
Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке.
Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, иметь грамотно оформленный кабинет, удобную мебель. Все это соблюдается у нас в училище: кабинет информатики расположен на втором этаже с северной стороны здания, оборудован жалюзи. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на человека. Электрооборудование заземлено. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки. За каждым РМУ лежат, кроме Правил техники безопасности при работе на компьютере, Комплекс упражнений для глаз и для снятия статического и общего утомления, а также Комплекс упражнений для снятия симптомов синдрома компьютерного стресса.
Во время работы за компьютером предлагаю на минутку прерваться и выполнить следующие действия:
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
Комплекс упражнений для шеи.
- Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
- «Ленивые восьмёрки» :
Медленно нарисовать подбородком в воздухе в «восьмёрки» сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной. Выполнять по 20 сек.
Элементы пальчиковой гимнастики.
Их можно включать как до непосредственного занятия с компьютером, так и после. Из большого многообразия упражнений, описанных в специальной литературе, учитель может выбрать наиболее подходящие к данному уроку.
1) Упражнения для кистей рук учат напрягать и расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время.
- «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.
- «Стряхиваем воду с рук»: пальцы сжать в кулак, затем с силой выпрямить пальцы, как бы стряхивая воду.
- «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.
- Две ладони одновременно сжать в кулаки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу. Повторить 3–5 раз.
- «Приветствие»: ладони плотно прижаты друг к другу. Каждый палец левой руки «здоровается» со своим соседом на правой руке.
Если кто-то не хочет выполнять эти «детские», по их словам, упражнения, предлагаю «обман зрения»: пальцы в замок со скрещенными руками. Затем переплетенные руки вывернуть, не расцепляя замка. В таком положении прошу пошевелить указанным пальчиком. Как правило, с первого раза это не получается, т.к руки «перепутались», правые пальцы оказались слева, а левые – справа. Это тут же вызывает интерес и у соседей. Всем интересно разобраться с «заблудившимися» пальцами. И посмеялись, и глаза отдохнули, и суставы подвигались!
Иногда приходится идти на хитрость. Привлекаю внимание группы, обращаюсь ко всем, прошу повернуться и посмотреть на меня. Когда требование выполнено, делаю какое-то сообщение или объявление. Цель достигнута – взгляд отведен от экрана, глаза моргают, зрачок фокусируется на дальний объект, мышцы шеи заработали.
Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!
Берегите себя и своих учеников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...
Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)
Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейств...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Это важно!...
методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"
материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Цель технологииОбеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии, как средство предупреждения психосоматических расстройcтв
статья по теме Здоровьесберегающие технологии в школе....
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к св...