Опыт Кошеваровой Е.Г.
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательного интереса
школьников к изучению математики
через организацию самостоятельной деятельности»
Кошеварова Елена Геннадьевна
учитель математики
первой квалификационной категории
МОУ Собинского района СОШ №1
г.Собинки
2010-2011 учебный год
I. Наименование опыта
«Развитие познавательного интереса школьников
к изучению математики
через организацию самостоятельной деятельности»
II. Условия возникновения и становления опыта
Цели общего образования на современном этапе определяет Концепция модернизации российского образования на период 2010 года. Она ориентирует образование не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. К их числу можно отнести: ответственность и самостоятельность, систему ключевых компетентностей, умение сделать личный выбор. Достижение подобных целей прямо связано с индивидуализацией всего образовательного процесса.
Предпосылкой возникновения опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в обществе. С одной стороны популяризируются развивающие программы, обучение идет на высоком уровне сложности, быстрыми темпами. С другой стороны, обостряющийся кризис в экономике, снижение нравственной культуры привели к тому, что сейчас в школы приходят педагогически запущенные дети; дети, у которых в той или иной мере не развиты познавательные интересы. Как следствие – у детей снижается интерес к учению. Это заставляет искать пути решения данной проблемы.
Большое влияние на возникновение опыта оказал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения с детьми, родителями, учителями, стремлением придать своей деятельности направленный характер.
Становлению данного опыта способствовало то обстоятельство, что работаю я в средней школе № 1 г. Собинки. В нашей школе созданы все условия для организации самостоятельной деятельности учащихся как средствами урока, так и внеурочной деятельности. В ОУ функционируют гимназические классы, преподавание в которых ведётся в развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая предполагает, что самостоятельность это ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами. Школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности – учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.
III. Актуальность и перспективность опыта
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью
Л.Н. Толстой
Проблема организации самостоятельной деятельности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся, обеспечение их самовыражения на рефлексивной основе. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева.
Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, его музыку, его тайные смыслы?
Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать.
Результат нашей совместной работы скажется: научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Я не смогу их всегда опекать, они окончат школу и уйдут, но механизм работы мысли уже приведен в действие.
Вот тогда, может быть, и будет реализовано назначение образования. Появятся новые вопросы. И мы будем жить дальше.
IV. Ведущая педагогическая идея
Нацеленность современного образования на развитие личности выдвигает на первые позиции проблему развития познавательного интереса у школьников.
Поэтому ведущая педагогическая идея опыта – создание условий для развития познавательного интереса учащихся на уроках математики через организацию самостоятельной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.
Реализация данной идеи способствует:
- раскрытию перед учащимися актуальности формирования предметных знаний;
- созданию представлений о процессе познания математики как ценности;
- обоснованию необходимости развития умений и навыков самостоятельной деятельности как основы образования.
V. Теоретическая база опыта
Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания
В.П. Вахтеров
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться", "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: «...Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
По-моему мнению, сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
О чем надо позаботиться, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлеченно, и как использовать это для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса? Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Как именно развить устойчивый интерес к занятиям математикой? Как избежать скуки на уроке?
Считаю, что если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса и, следовательно, качественному росту результатов обучения.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу и апробируя различные виды работы, выявила и изучила наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщила и систематизировала личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Для разработки данного вида деятельности учащихся были использованы следующие понятия: 1) «интерес», его виды и классификация; 2) «познавательный интерес», 3) «самостоятельная деятельность»;
Интерес и его виды
- Интерес – это избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов (С.Л. Рубинштейн).
- Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон).
- Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним (В.А. Крутецкий).
Классификация интересов
· по содержанию
- материальные интересы проявляются в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.;
- духовные интересы – это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т.п., интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру). Характеризуют высокий уровень развития личности;
- общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
· по направленности
- широкие интересы – это разнообразие интересов при наличии основного, центрального интереса;
- узкие интересы – наличие одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному;
- глубокие интересы – потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях;
- поверхностные интересы – скольжение по поверхности явления и нет интереса к объекту по-настоящему.
· по силе
- устойчивые интересы длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности;
- неустойчивые интересы – сравнительно кратковременны: быстро возникают и быстро угасают.
· по опосредованности
- прямые (непосредственные) интересы вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, ее занимательностью и увлекательностью;
- косвенные (опосредованные) интересы вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующим человека.
· по уровню действенности
- пассивные интересы – созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта;
- активные интересы – действенный интерес, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса.
Познавательный интерес как особый вид интересов человека
«Познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина).
Познавательный интерес может быть:
- широким, распространяющимся на получение информации вообще,
- углубленным, направленным в определенную область познания.
Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
Познавательный интерес – это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
• активный поиск;
• догадка;
• исследовательский подход;
• готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:
• эмоции удивления;
• чувство ожидания нового;
• чувство интеллектуальной радости;
• чувство успеха.
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:
• инициатива поиска;
• самостоятельность добывания знаний;
• выдвижение и постановка познавательных задач.
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Для развития познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.
Сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами самостоятельной деятельности Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволяет выделить следующие показатели познавательной самостоятельности в учебной деятельности при изучении математики:
познавательная самостоятельность;
мотивация к самостоятельной деятельности;
творческая деятельность;
развитость творческого мышления;
оценка (самооценка) готовности к самостоятельной познавательной деятельности.
На основе выявленных показателей определились уровни познавательной самостоятельности учащихся в учебной деятельности: высокий, средний, низкий. Высокий уровень характеризуется высокой степенью проявления большинства показателей познавательной самостоятельности. Для него характерны исследовательский уровень овладения знаниями и способами действий и практически полная самостоятельность в учении, самостоятельное выдвижение новых целей деятельности и порождение объективно или субъективно новых идей. О среднем уровне познавательной самостоятельности учащихся свидетельствует в основном средняя степень проявления большинства показателей познавательной самостоятельности, поисковый уровень овладения знаниями и способами действий, а также предельно высокая степень самостоятельности в учении, достижение цели на основе самостоятельного созидания новых способов деятельности. Низкому уровню познавательной самостоятельности соответствует низкая степень проявления большинства показателей познавательной самостоятельности, в основном алгоритмический уровень овладения знаниями и способами действий и частичная самостоятельность школьников в учении.
V. Новизна опыта
Cостоит в создании системы обучения для групп, характеризующихся различными уровнями познавательного интереса; в диагностике уровня познавательной самостоятельности учащихся; в разработке технологии построения системы обучения по формированию самостоятельных умений в выборе элементов познания и способов действий познания. Заключается в его переосмыслении с позиций самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьника. Проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями общеобразовательных школ независимо от преподаваемой дисциплины.
VII. Технология опыта
Математика ум в порядок приводит
М.В. Ломоносов
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики познавательного интереса учащихся в учебной деятельности при изучении математики посредством создания системы формирования самостоятельных умений в выборе элементов познания и способов действий познания при дифференциации обучения. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволила бы ученику выбирать познавательные дифференцированные задания, стимулирующие самообучаемость школьника, его способность к обогащению мыслительной деятельности и рефлексии;
использование наряду с традиционными формами учебных занятий нетрадиционных с целью развития умения школьников самостоятельно осуществлять переносы знаний и способы действий в новую ситуацию;
создание способов и приѐмов, направленных на развитие мотивационной сферы и личностных качеств учащихся, с целью включения в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм самостоятельной учебно-познавательной деятельности, направленных на развитие мотивационной сферы и личностных качеств учащихся;
создание условий для постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным; поэтапное, последовательное и комплексное включение учащихся в различные виды познавательной самостоятельности, в том числе, носящие проектный и исследовательский характер.
Работа по подбору форм, методов и способов обучения осуществлялась совместно с психологом. Были проведены индивидуальные консультации, анкетирование с целью выявления отношения ребят к предмету, учителю, проанализировано состояние развития мыслительных способностей, выявлен уровень творческого потенциала класса и отдельных ребят.
Ученик, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может сам вырабатывать пути решений поставленных проблем.
Одним из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности, является самостоятельная работа.
В ходе работы отметила, что в сохранении активности мыслительной деятельности учащегося к тому, что он делает на уроке и дома, большую роль играет интерес.
Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что самостоятельная работа должна: занимать от 12 до 88% времени занятия. Поэтому для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:
- разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
- совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;
- осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся. Академик Николай Евгеньевич Введенский писал: “Устают и изнемогают не оттого, что много работают, а оттого, что плохо организуют свою деятельность”.
Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у учащихся. Поэтому использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.
Для этого выбираю разные методы работы:
- устный;
- словесно-графический;
- наглядный;
- практический.
Каждый из них реализуется в системе приемов, таких как: фронтальный опрос, устные контрольные работы, построение графиков, диаграмм, фигур на плоскости и в пространстве, работа с ними, с перфокартами, моделями по алгоритму, практические и лабораторные, работа над проектами, сказками, рефератами, презентациями.
Использую дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур и плоскостей, проекты, описание работ, чертежные и измерительные приборы, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.
Провожу самостоятельные работы, которые различаются:
- по дидактическим целям:
- обучающие;
- тренировочные;
- закрепляющие;
- повторительные;
- развивающие;
- творческие.
- по уровню самостоятельности учащихся:
- по образцу (репродуктивные);
- реконструктивные, вариативные;
- эвристические (частично-поисковые);
- исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.)
- по степени индивидуальности:
- общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);
- групповые (в группах, парах);
- индивидуальные.
- по источнику и методу приобретения знаний:
- работа с книгой (в классе, дома);
- решение и составление задач;
- лабораторные и практические работы;
- подготовка докладов, рефератов презентаций.
- по месту выполнения:
- классные;
- домашние.
- по форме выполнения:
- устные;
- письменные;
- тесты.
Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные учеником в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в классе и дома.
Культура мыслительной деятельности ученика значительно повышается, он успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти каждый ученик на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие снижает интерес учеников к работе. Хотя в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно выработать устойчивые навыки. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес учащихся к данным темам.
От того, как организован контроль знаний и умений, зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьезное внимание его методам, приемам, формам и видам.
На уроках применяю следующие виды проверки:
- предварительная;
- текущая;
- периодическая;
- итоговая.
Использую различные формы контроля:
- по способу предъявления (письменный и устный);
- по числу проверяемых (индивидуальный, групповой, фронтальный);
- по месту проведения (в классе или дома);
- по степени дифференцируемости (дифференцируемый или нет);
- по объему контролируемого материала (итоговый – экзамен, промежуточный – зачет, контрольная работа);
- по характеру предъявляемых знаний (вопросы, работа с печатными средствами: карточки, рабочие тетради, тесты, перфокарты; работа над ошибками, схемы, таблицы, диаграммы, графики)
Использую возможности современных информационно-коммуникационных технологий обучения – совокупности современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Регулярное использование разнообразных самостоятельных работ позволило добиться высокой успеваемости по математике и за последние три года роста качества знаний.
VIII. Результативность опыта
Эта целенаправленная работа:
- снижает уровень тревожности до минимума;
- создаёт благоприятный эмоциональный настрой;
- формирует положительную мотивацию к обучению;
- способствует созданию благоприятного психологического климата класса;
- стабильные положительные результаты;
- успешность каждого ученика в обучении, в воспитании, в социализации.
Для подтверждения положительного влияния самостоятельной
деятельности на развитие познавательного интереса, мотивации к изучению математики на уроках была проведена диагностика:
- мотивации к избеганию неудач (автор Т.Элерс);
- развитие познавательной потребности (автор В.С.Юркевич);
- качества знаний по математике
Одним из показателей по данному направлению работы могут служить результаты и факт участия ребят в конкурсах, олимпиадах
IX. Адресная направленность
Данный опыт может быть использован учителями математики и другими педагогами предметов естественнонаучного цикла работающих над развитием познавательного интереса у учащихся через исследовательскую деятельность.
X. Литература
- Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучечения.-М.:Педагогика,1997.
- Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективности учения // Возрастная и педагогическая психология. Пермь, 1974.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального педагогического исследования М.: педагогика, 1986.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
- Новикова Л.И. Компетенции и компетентность - одно и то же? : профессиональный словарик / Л.И. Новикова // Преподаватель. XXI век :общерос. журн. о мире образования. - 2005.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т.- М.: Педагогика, 1989.
- ШамоваТ.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко.- М.2002.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002, с. 370-371.
- Андреева А.Д. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы.//Школьный психолог - 2004. - №8.
.
13. Богданов С. Диагностическая карта как форма содержательной оценки знаний и умений.//Математика. – 2004. - №3.
14. Дробышева И.В. Мотивация: дифференцируемый подход //Математика в школе - 2001. -№4.
15. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников/ Под редакцией Н.И.Чуприковой. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК». 1998.
16. Лаврова Т. Диагностика обучения школьников.// Математика – 2003. - №27-28.
17. Сучкова Т. Развитие мыслительной деятельности учащихся.
// Математика . – 2003. - №45
Приложение 1
Методы, приемы
и средства обучения
средства методы приемы
Приложение 2
Формы и виды самостоятельной работы
Приложение 3
СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приложение 4
6 класс
Тема 8: Округление десятичных дробей.
6.8 – 1 (2)
уровень задания
класс номер карточки
номер темы
Дорогой друг! Данная самостоятельная работа направлена на ликвидацию трудностей, возникших у тебя при выполнении проверочной работы № 1 по теме «Умножение и деление десятичных дробей».
Помни! Все карточки выполнять не надо! Необходимо подобрать «свой» набор карточек (по каждому умению не менее трёх карточек).
Сроки предъявления результатов: 12 декабря.
6.8 – 1(1) К какому из двух крайних чисел ближе среднее число? а) 6 < 6,3 < 7 в) 14,3 < 14,37 < 14,4 б) 9 < 9,6 < 10 г) 20,1 < 20,12 < 20,2 |
6.8 – 2(2) На числовой прямой укажите отрезок между соседними целыми числами, которому принадлежит данное число, и покажите его примерное расположение на числовой прямой: а) 3,3; 5,7; 0,1; 4,8 б) 2,04; 1,52; 6,39; 3,71 |
6.8 – 3(1-2) Какое из приближённых равенств точнее: а) 0,36 ≈0,4 или 0,36 ≈0,3 б) 1,654 ≈1,6 или 1,654 ≈1,7 в) 2,834 ≈2,83 или 2,834 ≈2,84? Почему? |
6.8 – 4(2) Расстояние на море измеряется в милях. В 1 морской миле содержится 1,853 км. Округлите это число до десятых, до единиц. Скольким примерно километрам равна 1 морская миля? |
6.8 – 5(2) До введения метрической системы мер расстояния на Руси мерили вёрстами: 1 верста ≈1,0688 км. Округлите это число до сотых, до десятых. Скольким примерно километрам равна 1 верста? |
6.8 – 6(2) В старину при приготовлении лекарств пользовались специальными единицами аптекарского веса – унциями: 1 унция равнялась 31,1035 г. Округлите это число до десятых, до единиц. Скольким примерно граммам равна 1 аптекарская унция? |
6.8 – 7(2) В английской системе мер для измерения массы используют фунты: 1 фунт = 0,45359237 кг. Округлите это число до тысячных, до сотых, до десятых. Сколько примерно граммов содержится в 1 фунте? |
6.8 – 8(2) Округлите до целых, десятых, сотых: а) 4,823 м; б) 10,356 м; в) 2,098 м. |
6.8 – 9(2) Округлите до единиц: а) 38,459 в) 0,963 д) 9,6004 б) 105,83 г) 0,782 е) 29,48 |
6.8 – 10(2) Округлите до десятых, до сотых, до тысячных: а) 28,3726; б) 43,5285; в) 106,0931 |
6.8 – 11(2) Покупатель приобрёл в магазине несколько покупок. Прикиньте общую массу покупок, округлив числа до единиц, если масса каждой равна: а) 2,05 кг, 3,7 кг и 0,925 кг; б) 0,6 кг, 1,87 кг, 2,2 кг и 3,08 кг. |
6.8 – 12(2) Выполните прикидку результата, округлив десятичные дроби до единиц. Затем найдите точный ответ: а) 2,8 + 3,1 + 0,7 + 3,3 б) 21,51 + 19,92 + 10,06 |
6.8 – 13(1) Не выполняя вычислений, выберите из трёх предложенных вариантов – верный. а) 28,671 + 12,529 1) 0,412 2) 4,12 3) 41,2 б) 60,0348 + 9,6762 1) 6,9711 2) 69,711 3) 697,11 в) 368,036 – 19,836 1) 3,482 2) 34,82 3) 348,2 |
6.8 – 14(3) Округлите число 1,666666 до тысячных; до сотых; до десятых. В каждом случае найдите разность между полученным приближённым значением и данной дробью. |
6.8 – 15(3) Стоимость развесного товара часто приходится округлять. При этом электронные весы всегда выполняют это округление в большую сторону. а) Подсчитайте разницу между полученной суммой действительной стоимостью, если был продан товар на сумму 191,6 руб.; 169,75 руб.; 219,5 руб.; 172,2 руб.; 238,3 руб. и 534,25 руб. б) Подсчитайте эту разницу в том случае, если бы весы округляли по правилам округления. |
Приложение 5
Карта продвижения ученика (цы) 7 «А» класса ______________________________________________
в изучении алгебры
Основные Число умения и навыки | |||||||||||||||||
Уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, с положительными и отрицательными числами | |||||||||||||||||
Уметь находить значения арифметических и алгебраических выражений | |||||||||||||||||
Уметь решать линейные уравнения | |||||||||||||||||
Уметь составлять математические модели реальных ситуаций | |||||||||||||||||
Уметь использовать свойства степеней для вычисления значений арифметических и алгебраических выражений, для упрощения алгебраических выражений | |||||||||||||||||
Уметь приводить одночлен к стандартному виду | |||||||||||||||||
Уметь выполнять сложение и вычитание подобных одночленов, умножение одночленов, возведение одночлена в степень | |||||||||||||||||
Уметь представлять заданный одночлен в виде суммы одночленов, в виде степени одночлена, деление одночлена на одночлен | |||||||||||||||||
Уметь приводить многочлен к стандартному виду | |||||||||||||||||
Уметь выполнять сложение и вычитание многочленов, приведение подобных членов, взаимное уничтожение членов многочлена | |||||||||||||||||
Уметь выполнять умножение многочлена на одночлен и многочлен, деление многочлена на одночлен | |||||||||||||||||
Уметь применять формулы сокращенного умножения | |||||||||||||||||
Уметь решать уравнения, сводящиеся после выполнения арифметических операций над входящими в их состав многочленами к уравнению вида ax= b | |||||||||||||||||
Уметь решать текстовые задачи | |||||||||||||||||
Уметь использовать для разложения на множители методы вынесения общего множителя за скобки, группировки, выделения полного квадрата, формул сокращенного | |||||||||||||||||
Уметь использовать разложение на множители для решения уравнений Для рационализации вычислений, для сокращения алгебраических дробей | |||||||||||||||||
Уметь находить координаты точки в координатной плоскости, строить точку по её координатам | |||||||||||||||||
Уметь строить графики уравнений x=a, y=b, y=kx, y=kx+m, ax+by+c=0 | |||||||||||||||||
Уметь преобразовывать линейное уравнение с двумя переменными к виду линейной функции | |||||||||||||||||
Уметь находить точки пересечения графиков двух линейных уравнений, двух линейных функций | |||||||||||||||||
Уметь находить наибольшее и наименьшее значение линейной функции на заданном числовом промежутке | |||||||||||||||||
Уметь вычислять конкретные значения и строить график функции y=x2 b и функций, заданных различными формулами на различных промежутках. | |||||||||||||||||
Уметь графически решать уравнения вида x2=a, x2=kx+m, находить наибольшее и наименьшее значения функции y=x2 на заданном промежутке, читать графики функций | |||||||||||||||||
Уметь решать примеры на функциональную символику | |||||||||||||||||
Уметь отвечать на вопрос, является ли заданная пара чисел решением заданной системы уравнений или нет | |||||||||||||||||
Уметь решать систему двух линейных уравнений с двумя переменными графическим методом, методом подстановки, методом алгебраического сложения | |||||||||||||||||
Уметь решать задачи, сводящиеся к системе двух линейных уравнений с двумя переменными |
Карта продвижения ученика (цы) 7 «А» класса ______________________________________________
в изучении геометрии
Основные Число умения и навыки | |||||||||||||||||
Уметь применять свойства геометрических фигур при решении задач | |||||||||||||||||
Уметь применять свойства смежных и вертикальных углов в ходе решения вычислительных и простейших задач на доказательные рассуждения | |||||||||||||||||
Уметь доказывать равенство треугольников, т.е. выделять равенство трех пар соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки | |||||||||||||||||
Уметь решать задачи на параллельных прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных и секущей | |||||||||||||||||
на применение теоремы о сумме углов в треугольнике, свойства внешнего угла треугольника, признаков прямоугольных треугольников | |||||||||||||||||
Уметь решать задачи на построение искомой фигуры с помощью циркуля и линейки |
Приложение 6
Математика – 6 Учитель: Кошеварова Е.Г.
Проверочная работа № 6
«Арифметические действия с положительными и
отрицательными числами».
Задание 1. Вычисли: а) 0,43 + (-3,2); д) -0,4 + 2,53;
б) -2,6 – (-0,2); е) - ;
в) -3,87 + (-2,87); ж) -5,63 – 2,5;
Задание 2. Учащийся Петя Иванов не умел выполнять действия с отрицательными числами, и все предложенные задания решил неверно. При этом он производил вычисления по «правилу», которое придумал сам:
Проанализируй характер ошибок и выдвини гипотезу, в чём состояло Петино «правило» вычитания.
Задание 3. Решите уравнение:
а) х – 7 = - 6
б) 12,3 – х = - 3,2
в) – х – 18 = 2,6
Задание 4. Вычисли удобным способом.
а) -1 + 2 – 3 + 4 – 5 + 6 – 7 + 8 – 9 + 10
б) 1 – 2 + 3 – 4 + . . . + 49 – 50
Задание 5. Пусть a > b. Сравни: а) (a – b) . . . 0;
б) (b – а) . . . 0;
в) (а + b) . . . 0;
г) (-а) . . . (-b);
д) │а│. . . │b│.
Приложение 7
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач
(автор Т. Элерс)
Инструкция
Вам предлагаются слова в 30 строках, по три слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно вас характеризует, и отметьте его.
1 | 2 | 3 |
1 . Смелый | Бдительный | Предприимчивый |
2. Кроткий | Робкий | Упрямый |
3. Осторожный | Решительный | Пессимистичный |
4. Непостоянный | Бесцеремонный | Внимательный |
5. Неумный | Трусливый | Недумающий |
6. Ловкий | Бойкий | Предусмотрительный |
7. Хладнокровный | Колеблющийся | Удалой |
8. Стремительный | Легкомысленный | Боязливый |
9. Незадумывающийся | Жеманный | Непредусмотрительный |
10. Оптимистичный | Добросовестный | Чуткий |
11. Меланхоличный | Сомневающийся | Неустойчивый |
12. Трусливый | Небрежный | Взволнованный |
13. Опрометчивый | Тихий | Боязливый |
14. Внимательный | Неблагоразумный | Смелый |
15. Рассудительный | Быстрый | Мужественный |
16. Предприимчивый | Осторожный | Предусмотрительный |
17. Взволнованный | Рассеянный | Робкий |
18. Малодушный | Неосторожный | Бесцеремонный |
19. Пугливый | Нерешительный | Нервный |
20. Исполнительный | Преданный | Авантюрный |
21. Предусмотрительный | Бойкий | Отчаянный |
22. Укрощенный | Безразличный | Небрежный |
23. Осторожный | Беззаботный | Терпеливый |
24. Разумный | Заботливый | Храбрый |
25. Предвидящий | Неустрашимый | Добросовестный |
26. Поспешный | Пугливый | Беззаботный |
27. Рассеянный | Опрометчивый | Пессимистичный |
28. Осмотрительный | Рассудительный | Предприимчивый |
29. Тихий | Неорганизованный | Боязливый |
30. Оптимистичный | Бдительный | Беззаботный |
Вы получаете по одному баллу за следующие выборы, приведенные в ключе подсчета. Другие выборы баллов не получают.
Ключ подсчета:
первая цифра перед косой чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - бдительный.
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Результат:
чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избежанию неудач, защите.
От 2 до 10 - низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 - средний уровень мотивации;
от 17 до 20 - высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов - слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Приложение 8
Познавательная потребность (автор В.С.Юркевич)
Методика, предложенная В.С.Юркевичем, предназначена для изучения познавательной потребности у школьников.
Что такое «познавательная потребность»?
Под познавательной потребностью понимается внутренняя причина, побуждающая школьников к познавательной деятельности.
Описание методики
Методика предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с другими учителями, с родителями школьников должны выбрать ответы на вопросы анкеты.
Инструкция:
Перед Вами анкета с пятью вопросами. Прочтите возможные варианты ответа, и отметьте у себя в бланке ответов решение, которое наиболее всего подходит Вам.
№п/п | Вопрос | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора — для младшего школьника, несколько часов - подряд— для подростков)? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
2 | Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? | а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5
3 1 |
3 | Много ли читает школьник дополнительной литературы? | а) постоянно, много б) иногда много, иногда ничего не читает в) мало или совсем ничего не читает | 5 3
1 |
4 | Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко выражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 |
5 | Часто ли задает вопросы? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
Первичные данные получаются в виде номера вопроса и рядом стоящей буквы (ответа).
Ответы оцениваются в соответствии с таблицей. Полученные баллы суммируются.
Интерпретация полученных результатов:
Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов:
17-25 баллов – потребность выражена сильно,
12-16 баллов – умеренно,
меньше 12 баллов – слабо.
Приложение 9
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»
(автор Г.Н. Казанцева)
Что измеряется из мотивационной сферы?
Методика, разработанная Г.Н.Казанцевой, предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Что понимается под мотивом учения?
Под мотивом учения понимается причина (внутренняя или внешняя), побуждающая человека учиться.
Описание методики
Методика состоит из трех частей.
Инструкция:
Необходимо выполнить нижеследующие указания.
I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
а) любимые __________________________________________
б) нелюбимые __________________________________________
2. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.
№
Люблю предмет, потому что
Не люблю предмет, потому что
1.
данный предмет интересен
данный предмет неинтересен
2.
нравится, как преподает учитель
не нравится, как преподает учитель
3.
предмет нужно знать всем
предмет не нужно знать всем
4.
предмет нужен для будущей работы
предмет не нужен для будущей работы
5.
предмет легко усваивается
предмет трудно усваивается
6.
предмет заставляет думать
предмет не заставляет думать
7.
предмет считается выгодным
предмет не считается выгодным
8.
требует наблюдательности, сообразительности
не требует наблюдательности, сообразительности
9.
предмет требует терпения
предмет не требует терпения
10.
предмет занимательный
предмет незанимательный
11.
товарищи интересуются этим предметом
товарищи не интересуются этим предметом
12.
интересны отдельные факты
интересны только отдельные факты
13.
родители считают этот предмет важным
родители не считают этот предмет важным
14.
у меня хорошие отношения с учителем
у меня плохие отношения с учителем
15.
учитель часто хвалит
учитель редко хвалит
16.
учитель интересно объясняет
учитель неинтересно объясняет
17.
получаю удовольствие при его изучении
не получаю удовольствие при его изучении
18.
знания по предмету необходимы для поступления в институт
знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт
19.
предмет способствует развитию общей культуры
предмет не способствует развитию общей культуры
20.
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире
21.
просто интересно
просто неинтересно
III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.
1. Это мой долг.
2. Хочу быть грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу получить полные и глубокие знания.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся, и я — тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтобы похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения умственного кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.
В каком виде получаются первичные данные?
Первичные данные получатся в виде бланков ответов на сформулированные психологом вопросы.
Обработка первичных данных:
Представляет собой анализ ответов учащихся.
Интерпретация полученных результатов:
В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов учения и предпочтении тех или иных учебных предметов.
Источник, откуда взято описание методики:
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002, С.427-429.
Приложение 10
Мотивация к избеганию неудач
(автор Т. Элерс)
от 2 до 10 баллов – низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов – высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов – слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Приложение 11
Познавательная потребность
(В. С. Юркевич)
Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов:
17-25 баллов – потребность выражена сильно;
12-16 баллов – умеренно;
Меньше 12 баллов – слабо.
Приложение 12
Уровень качества обучения математике
в гимназическом классе
Приложение 13
Результативность и факт участия учащихся
учителя математики Кошеваровой Е.Г. в конкурсах
Наименование конкурса, уровень | Дата | Результативность | Подтверждающий документ |
1. Международный математический конкурс – игра «Кенгуру» | 2007-2008 | Из 8 участников три призовых места в районе | Диплом и сертификат Международного математического конкурса - игры |
2. Международный математический конкурс – игра «Кенгуру» | 2008-2009 | Из 43 участников три призовых места в районе | Диплом и сертификат Международного математического конкурса - игры |
3. Международный математический конкурс – игра «Кенгуру» | 2009-2010 | Из 31 участников два призовых места в районе | Диплом и сертификат Международного математического конкурса - игры |
4. Районная олимпиада по математике | 2008-2009 | Участие | Грамота за участие |
5. Районная олимпиада по математике | 2009-2010 | Участие | Грамота за участие |
6. Школьная олимпиада по математике | 2007-2008 | Призер | Грамота победителя |
7. Школьная олимпиада по математике | 2008-2009 | Призер | Грамота победителя |
8. Школьная олимпиада по математике | 2009-2010 | Призер | Грамота победителя |
9. Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» | 2008-2009 | Представлена работа «Вездесущая математика» (ученицы 6 класса Миронова Ольга, Новикова Алена, Голубева Дарья, Федотова Виктория) | Диплом Всероссийского конкурса |
10. Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» | 2009-2010 | Представлена работа «Комбинаторика» (ученика 7 класса Евдокимова Алексея) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти…»
Моя учительница была не только самой умной, но и самой красивой, самой доброй, самой замечательной. А потом открылся передо мной многообразный и удивительный мир школы....
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию....
Опять война, опять блокада
Сценарий внеклассного мерооприятия,посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...
классный час "Опять война. опять блокада"
: Светлой памяти жителей блокадного Города Ленинграда мы посвящаем наше выступлениеЦель и задачи: Показать на конкретных фактах истории мужество русских...
"Опять война, опять блокада..."
сценарий ЛМК...
Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»
Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...
Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»
Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...