Современный урок. Типология уроков по ФГОС.
статья на тему
Выступление на заседании кафедры точных наук.Краткое описание всех типов уроков , соответствующих современным требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.fgos_.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок.
Типология уроков по ФГОС.
Выступление на заседании кафедры точных наук. Сентябрь 2013г.
Важнейшая задача образовательной
системы - переложить ношу ответственности за образование на плечи самого индивида.
Д.В. Гарднер
Урок как форму организации обучения придумал Я. О. Коменский еще 400 лет назад.
Так что урок – это архаика, он объективно устарел за это время и исчерпал себя.
Словосочетание «современный урок» – это нелепость, нонсенс, оксюморон*, что-то вроде современной архаики, что есть абсурд».
«Колесо, еще древнее, но попробуйте без него обойтись»
Е.А. Ямбург,
директор ЦО № 109, д.п.н
оксюморон*- (от греч.oxymoron –букв. остороумно-глупое),
сочетание слов, образующих неожиданное смысловое единство.
Например, «живой труп», «убогая роскошь»
Типология уроков по ФГОС.
1. Урок открытия нового знания (ОНЗ).
2. Урок отработки умений и рефлексии.
3. Урок творчества (урок – исследование).
4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).
5. Уроки развивающего контроля.
- На уроке «открытия» нового знания (ОНЗ) учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами действий и их применением.
- На уроках отработки умений и рефлексии ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
- На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.
- Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.
1. Урок открытия нового знания
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Цель: построить проект выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.
8. Включение в систему знаний повторение.
Цель:
- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
9. Рефлексия УД на уроке
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.
2.Урок отработки умений и рефлексии
Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Основной целью является выработка внутренней готовности к коррекционной деятельности.
Для этого требуется:
-создать условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
-установить тематические рамки и создать основу коррекционных действий («могу»).
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5. Этап реализации построенного проекта.
Основная цель — осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основная цель — индивидуальная рефлексия и создание (по возможности) ситуации успеха.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
3.Урок творчества (урок – исследования)
- Структура урока-исследования может быть следующей:
- I. Актуализация знаний.
- 1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
- 1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
- II. Операционно-исполнительский этап.
- 2.1. Постановка проблемы:
- а) создание проблемной ситуации;
- б) постановка проблемы исследования;
- 2.2. Определите темы исследования.
- 2.3. Формулирование цели исследования.
- 2.4. Выдвижение гипотезы.
- 2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
- 2.6. Составление плана исследования.
- 2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
- III. Оценочно-рефлексивный этап
- 3.1. Интерпретация полученных данных.
- 3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
- 3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
- 3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
- IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.
- Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу.
- 4.Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний. - Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
- Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
- организационного,
- постановки цели,
- оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях,
- подведения итогов и формулирования выводов,
- определения и разъяснения домашнего задания.
- На уроке построения системы знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности.
- Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников.
- Урок построения системы знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности.
- 5.Урок развивающего контроля.
- На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.
- Можно ограничиться лишь одним уроком, включающим в себя первый этап в полном объеме: написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание. Второй этап - в неполном виде – рефлексивный анализ выполненной контрольной работы.
- организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
- предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
«Дети не должны наполняться знаниями механически мы должны научить их добывать знания, научить их учиться.» В.В. Путин
Resource id #4944
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные требования к уроку в рамках введения ФГОС IIпоколения.
Доклад на районном методическом объединении учителей истории и обществознания....
Типология уроков в соответствии с ФГОС
В данной работе предлагается современная типология уроков, соответствующая ФГОС, примерная структура каждого типа урока....
к выступлению на заседании МО "Современная форма планирования урока в свете внедрения ФГОС ООО"
Что такое технологическая карта урока? Ее варианты...
Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...
Педагогическая августовская конференция. Тема: Современный урок. Типология уроков по ФГОС
Педагогическая августовская конференция. Тема: Современный урок. Типология уроков по ФГОС1.Факторы, влияющие на проведение урокаТребования к современному уроку по ФГОС 2. Этапы современного урока...
Типология уроков немецкого языка по ФГОС
Типы классических уроков и уроков по ФГОС. Сходство и отличие....
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Особенность ф...
- Мне нравится (1)