Мастер-класс по сказкам
план-конспект урока по теме
. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
устное народное творчество | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме «Устное народное творчество». (1 слайд)
Подготовила учитель русского языка
и литературы МАОУ Первомайская
СОШ №2 Колесник Е.И.-2013 год.
(2 слайд)Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы с вами вспомним, что такое устное народное творчество, побываем в гостях у любимых героев, поиграем, примем участие в конкурсах.
Тихонечко открываем книгу и попадаем в волшебный мир. Нехоженые тропинки ведут вас на край земли. Там высятся, поднимаются к синему небу прекрасные дворцы из снега. Дикие лебеди летают по бескрайним морям, а в том море отражаются розовые облака…
Сказку нередко наполняют всякие чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку. То гуси – лебеди крадут братика у сестры. То непослушный Иванушка, испив из заколдованного копытца водицы, стал козликом. То яблонька вознаграждает девочку серебряными и золотыми яблоками.
Вот и я хочу подарить вам яблоко, такое наливное, вкусное, румяное…(передаю в зал). А теперь я хочу, чтобы вы меня угостили таким же вкусным яблоком… Что? Нечем? Так я и думала. Именно поэтому сегодня я показываю мастер-класс , чтобы поделиться своим опытом работы с произведениями устного народного творчества , с которыми мы продолжаем знакомство с 5 класса.
(3 слайд) - Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (народная мудрость)
-Что относится к нему? ( Загадки, пословицы, поговорки , скороговорки, песни, прибаутки,
присказки, частушки, былины.)
(4 слайд) В основе загадки лежат:
Сопоставление предметов
Указание признаков или действия того предмета, который нужно угадать
(5 слайд)
Как вы знаете,
пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку.
(6 слайд)
Сейчас вам надо прочитать пословицы, которые написаны вразброс.
Каждому ряду дается своя пословица, каждое слово пословицы написано на отдельной полоске бумаги.
Полоски надо разложить так, чтобы можно было прочитать пословицу.
Задание 1-му ряду: Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Задание 2-му ряду: Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Задание 3-му ряду: Нет друга- ищи, а нашёл- береги.
(7 слайд)
Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. Здесь могут быть и положительные герои, и отрицательные.
(8 слайд)
Как правило, основными мыслями в сказках бывают:
Борьба добра со злом.
Борьба ума с глупостью.
Борьба справедливости с подлостью.
( 9 слайд ) Давайте проверим, как знаете вы сказки.
А сможете ли вы угадать героев сказки?
- Я расскажу о том, почему это со мной случилось. Я круглый, пышный, мягкий. Немного озорной, поэтому не послушался родителей и убежал от них. Но я весёлый и люблю петь. Я спел песни почти всем жителям леса. Но одна рыжая красавица была голодна. Я её пожалел и прыгнул к ней на язычок, чтобы она меня съела. Иначе бы я зачерствел и стал сухарём.
(Русская народная сказка « Колобок»).
- Выходит девочка и плачет. – Что с тобой?
«Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним»
(Русская народная сказка « Гуси-лебеди»)
- Герой этой сказки весёлый человечек. Он всё время, что-нибудь придумывает, всегда находит выход из сложных ситуаций. Он не любит подчиняться девочкам. Автор сказки жил в России. У героя есть друзья и враги. Сделан из необычного материала – дерева.
(Буратино)
(10 слайд) Работа с залом: Продолжи фразы из сказок…
- В некотором царстве, в некотором …. (государстве)
Ни о чем, не спрашивая поднимитесь, пожалуйста, на сцену.
- Жили – были …
Будьте любезны, присоединитесь к тому, кто на сцене.
- И я там был, ….( и мёд я пил)
Послушайте, без Вас нам никак не обойтись.
- Жил мужик и было у него … (три сына)
Слов нет, мы вас ждём здесь.
- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым … (молодцам урок).
Дадим урок вместе? Поможем друг другу?
- Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус …(мотай).
Ваш ум нам точно пригодится.)
- Скоро сказка сказывается, да не скоро … (дело делается).
Пора и за дело. Не правда ли?
Вы все знаете сказку «Репка». Вчера, т.е.27 марта отмечался день театра, поэтому я хочу попрошу вас стать героями этой сказки, но на новый лад, с антиникотиновой направленностью и показать эту сказку
( 11 слайд)
Сказка «Репка на новый лад» (антиникотиновая)
Главные герои – те же, что и в сказке оригинале.
(1)Ведущий : Жили-были бабка с дедом.
Посадили они репу.
Выросла большая репка.
Дед накинул свою кепку,
В зубы трубочку вложил,
С ней он 40 лет дружил.
Тянет репку он, старается,
Ничего не получается.
Никотин забрал все силы.
Вот кричит наш дед унылый:
(2)Дед: Баба, эй, скорей беги,
Тянуть репку помоги!
(3)Ведущий : А те, кто с курильщиками живут
И дым постоянно глотают,
Тоже здоровье и силу теряют.
Пассивными курильщиками их называют.
(12 слайд)
(4)Баба: Хоть я и старалась очень,
Нету сил тебе помочь.
Может, внучку позовём?
Репку вытащим втроём.
(5)Дед и баба: Внученька! Скорей беги,
Тянуть репку помоги!
(6)Ведущий : Внучка - та ещё проныра:
Забияка и задира.
Собирает под заборами
Бычки от "Беломора".
Дымом с юных лет травиться
Так, ребята, не годится.
Виден сразу результат:
Репка ни вперёд, ни взад,
Не идут дела на лад.
(13 слайд)
(7)Внучка: Жучка! К нам, сюда беги,
Тянуть репку помоги.
(8)Ведущий : Жучка сразу прибежала,
Руки деду облизала:
На руках привычный след
Никотин от сигарет.
Никотин - ужасный яд
Для собак и для щенят.
(9)Дед: Раз, два, три, четыре, пять.
Видно кошку надо звать.
(10) Жучка: Мурка! К нам скорей беги,
Тянуть репку помоги.
(14 слайд)
(11)Ведущий : Дед сушил табак на печке,
Там же Мурочка спала,
И всегда на пышной шкурке
Пыль табачная была.
Кошка это не терпела,
Шерстку мыла языком,
И выходит ежедневно
Отравлялась табаком.
Дружно все они пытались
Репу вырвать из земли.
Хоть старались, напрягались,
Сделать это не смогли.
Мимо в спортивных штанишках
Бежала красавица мышка.
(12)Все (зовут): Мышка! Мышка! К нам иди,
Тянуть репку помоги!
(13)Мышка: Вы в дыму привыкли жить,
С физкультурой не дружить.
С вами дело начинать –
Так себя не уважать.
Если бросишь, дед, курить –
Сразу сил прибавится,
И тогда с любой работой
Все мы можем справиться.
Раз, два! Раз, два!
Станет светлой голова.
Три, четыре! Три, четыре!
Будешь самым сильным в мире.
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно дело начинать.
Раз, два, не жалей,
(15 слайд)
(14)Жучка: Дёргай репку веселей.
(15)Дед: Нет - куренью, да - здоровью!
(16)Кошка: Пейте молоко коровье.
(17)Внучка: А из репки сварим кашу,
(18)Бабка: Всю семью накормим нашу.
(19)Все (хором): Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
(16 слайд) Молодцы! Спасибо всем за поддержку! Таким образом мы убиваем сразу двух зайцев: Работаем с устным народным творчеством, вырабатываем артистические навыки и приобщаемся к здоровому образу жизни. Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен, и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным.
(18 слайд)
Сказка - ложь,
да в ней намёк,
и пришедшим всем -
УРОК.
Благодарю за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс поделка "Зимняя сказка"
Эта поделка может быть и коллективной работой в классе. Предполагаемый возраст детей - от 7 лет. Поделка выполняется из однотонных бумажных салфеток разных цветов....
Мастер-класс Доска Городецкая сказка
Мастер-класс Доска Городецкая сказка...
Мастер-класс "Чему учат сказки"
Цель: Знакомство с приёмами работы со сказкой для профилактики и укрепления психофизического здоровья детей школьного возраста.Содержание мастер-класса:Представление собственной системы – описание пре...
Мастер класс "Әкиятләр(сказки)"
Әкиятләр турында белемнәрне ныгыту....
Презентация мастер - класса «Сочиняем географическую сказку»
Варианты использования приема «Географическая сказка». Урок открытия новых знаний «Путешествия по материкам» - 5 класс Урок общей методологической направленности «Материк...
Мастер-класс. Композиция по сказкам Андерсена
Пересказ и переживание литературного произведения. Воплощение художественного образа и событий сказки изобразительными средствами....
Мастер-класс "Путешествие по сказкам"
Спортивный праздник по русским народным сказкам...