Обобщение опыта работы
материал по теме
Обобщение опыта работы по теме : "Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_nazaruk_n.a.docx | 285.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Тема опыта:
"Использование метода проектов на уроках технологии и во внеклассной работе как средство развития творческих способностей учащихся"
г. Белогорск 2012
Содержание.
1. Сведения об авторе опыта
2. Ведущая педагогическая идея опыта
3. Условия возникновения и становления опыта
4. Теоретическое обоснование опыта
5. Актуальность опыта
6. Новизна опыта
7. Возникшие трудности и проблемы
8. Технология опыта
9. Результативность опыта
10.Перспективы использования в массовой практике
1. Сведения об авторе опыта
Назарук Нина Алексеевна
Год рождения: 12.05.1956г
Образование: высшее, Благовещенский
технологический институт (АМГУ) 1987 год.
По специальности: инженер - технолог
Квалификационная категория:
2006 год – высшая квалификационная категория
2011 год - высшая квалификационная категория
Общий трудовой стаж работы – 36 лет
Педагогический стаж - 33 года
Стаж работы в МОУ СОШ № 11 - 20 лет
Общественная активность:
руководитель городского ПМО учителей технологии
Награды:
2009 2011 2010 | Почетная грамота министерства образования и науки Амурской области приказ №1094 от 15. 07.2009 Диплом I степени Пр. от 21.06.2011г. № 469 Диплом 15. 05. 2010 | За многолетний добросовестный труд, преданность избранной профессии, значительный вклад в совершенствование образовательного процесса, высокий профессионализм и творческий подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Победитель городского конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений г. Белогорска 2011 года за 3 место в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучшее учебно-методическое пособие (разработку), по тематике «Пожарная безопасность» | региональный муниципальный региональный |
2. Ведущая педагогическая идея опыта
“Дети не рождаются с пустыми руками,
они несут с собой заряд создания духовных и
материальных ценностей, они в состоянии
сотворить их, потому и рождаются,
чтобы создавать и творить.
Только надо помочь им раскрыться…”
Ш.А. Амонашвили
Цель: создание условий для формирования творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
Задачи:
- дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
- содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и
во внеурочное время;
- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность,
личную инициативу, веру в себя;
- формировать умения учащихся самостоятельно критически
мыслить, видеть возникающие в реальной действительности
проблемы и искать пути их решения;
- развивать способность самостоятельно приобретать необходимые
знания, формулировать свою точку зрения, обобщать,
систематизировать, анализировать материал и применять его на
практике;
- формировать такие качества личности как трудолюбие,
предприимчивость, ответственность, адекватную самооценку;
- готовить учащихся к профессиональному самоопределению и
социальной адаптации.
Ведущая идея данного педагогического опыта заключается в том, что проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:
- личностно ориентирована;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируема, что означает возрастание интереса и
вовлечённость в работу по мере её выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда, развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
- реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
- является платформой для реализации межпредметных связей.
3. Условия возникновения и становления опыта
Федеральный государственный образовательный стандарт определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель школы. Особое внимание в стандарте отведено деятельностному, практическому содержанию образования. Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Считаю, что творческое начало в деятельности учителя и учащихся и есть то искомое, которое способно вывести процесс обучения на качественно новые конечные результаты. В процессе общения с учащимися я наблюдаю и фиксирую проявления их личностных качеств, даю общую оценку их отношения к учению и в зависимости от этого строю свою собственную деятельность.
На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках технологии и во внеклассной деятельности оказали влияние следующие факторы:
- произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования. Для этого потребовались такие методы обучения, которые бы:
- формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
- развивали в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали не просто умения, а компетенции, т.е. умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической
деятельности;
- были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса
учащихся;
- реализовывали принцип связи обучения с жизнью.
- изучение методической литературы;
- активное участие в работе ГМО, изучение опыта коллег.
К сожалению, реальное состояние дел в преподавании технологии в целом еще далеко от желаемого эталона.
Исходя из этого, у меня возникла проблема:
- как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным;
- что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным;
- как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?
Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда обдумывались новые формы работы. Одной из таких удачных находок и стал метод проектов.
4. Актуальность опыта
«… Проектное обучение поощряет и усиливает
истинное учение со стороны учеников,
расширяет сферу субъективности в процессе
самоопределения, творчества и конкретного участия …»
В. Гузеев
Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Необходимы стандарты нового обучения и воспитания, ориентированные на компетентность, построенные на достижение результата, направленные на общее развитие школьников. Ежегодно повышаются требования к уровню технологической грамотности выпускников. Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования выступает в первую очередь развивающая система. Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность. Метод проектов – это одна из конкретных возможностей реализовать воспитательные и образовательные цели. Метод проектов легко "вписывается" в любые программы обучения, используемые в образовательной области "Технология".
Проведенное мной исследование по теме: "Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности" показало, что, если в образовательном процессе используется метод проектов, то в процессе работы удается установить:
- прочные связи между теорией и практикой;
- повышается уровень усвоения ЗУН, технологическая грамотность
учащихся;
- формируется самостоятельность, ответственность, предприимчивость,
способность к самооценке собственных достижений;
- развитие умений работать в команде и отвечать за результаты
коллективного труда.
Проектная методика основывается на личностно - ориентированном подходе. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Ведущие положения проектной методики основаны:
- на учете особенностей личности учащихся;
- на связи идеи проекта с реальной жизнью;
- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников;
5. Теоретическое обоснование опыта
Метод проектов возник и получил распространение еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Разработали метод американский философ и педагог Дж. Дьюи и его
ученик В.Х. Килпатрик.
Главная идея, на их взгляд, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания».
В России идеи проектного метода возникли параллельно с разработками американских педагогов, но в 1931 году метод проектов был осужден и до 80-ых годов XX века в России не предпринимались попытки возрождения этого метода. Однако в других странах метод нашел широкое распространение, а в наиболее развитых странах мира реализуется международный проект Юнеско по технологической грамотности подрастающего поколения.
Историко – педагогический анализ позволил выделить три этапа становления метода проектов в школьном образовании:
- этап доминирования метода проектов. Данный метод рассматривался в качестве основной формы и универсального средства обучения, предполагающего гуманистическую направленность деятельности педагога, построение учебного процесса на активной, деятельностной и интегративной основе (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Киллинг, С.Т. Шацкий и др.);
- этап переосмысления концепции метода проектов (70 – 80-е годы XX века);
- этап полифункциональной ориентации представлений о сущности метода проектов (конец XX века) Этот метод рассматривается как новая педагогическая технология.
При использовании метода проектов в процессе обучения технологии, в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:
- Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…».
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…». «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.
Согласно классификации Е.И. Полант, выделяют пять типов проектов:
- исследовательский;
- творческий;
- ролево-игровой;
- информационный ;
- практико-ориентированный.
Дизайн-петля – алгоритм проектной деятельности
1.Определение
потребности
2.Исследование
(дизайн-анализ)
3. Обозначение
требований к объекту
проектирования
9.Оценка
( (рефлексия)
7. Планирование 4. Выработка
первоначальных
идей
5. Анализ идей
8.Изготовление
6. Выбор одной идеи
Проект предполагает наличие определённых этапов и оценки результатов. В ходе работы над проектом учитель является консультантом, источником информации, координатором и помощником. Он должен помочь в выборе способов работы, но не давать конкретных знаний.
6. Новизна опыта
«Ученик - это не сосуд,
который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
Плутарх
Опыт по характеру продуктивный, так как я использую технологию развивающего и проблемного обучения, опираясь на передовой педагогический опыт учителей – новаторов. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества.
В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Совместная творческая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить творчество других.
7. Возникшие трудности и проблемы
В процессе проектной деятельности возникают трудности:
- большинство проектов требует времени, значительно превышающего
время урока;
- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности,
повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников;
- дети легко увлекаются, поэтому работу начинают с желанием,
энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями могут бросить работу над
проектом;
- в начале внедрения метода проектов в практику работы у ребят был дополнительный стимул – проект – это экзамен, теперь его нет.
8. Технология опыта
Учение вообще есть
«совместное исследование,
проводимое учителем и учеником»
С.Л. Рубинштейн
Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже много лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но интересной работы.
В начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Моя задача показать, насколько полезны и практически значимы, они являются для каждого из них. В организации проектной деятельности очень важен первый этап – выбор темы проекта. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:
- благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
- творческую атмосферу, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;
- постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие
чрезмерной опеки.
Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого ученицами изделия. Для этого использую приемы:
- прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;
- использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении; рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы.
Творческие способности присущи любому человеку, любому ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи.
Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Роль учителя на первом и последних этапах особенно значима. От того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям.
Я определила для себя последовательность выполнения учебного проекта, при этом степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна.
Этапы выполнения проекта
Самая первая ступень в выполнении проекта - выбор проблемы. Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем наиболее существенную. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что - либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникшие проблемы. Предлагаю порассуждать, посмотреть на близких, друзей, с какими трудностями они сталкиваются. Чем помочь себе и им? Какие умения и навыки они хотят развить в себе? Отвечая на эти и подобные вопросы, можно понять, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.
Предлагаю детям составить «звездочку обдумывания».
Для этого надо взять чистый лист и записать все возникшие идеи по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах Выбранную идею можно выделить цветом. В начале занятия я делю детей на группы по 5-6 человек и над такими разделами проекта как «Выбор модели», «Выбор материалов», «Выбор оборудования, инструментов и приспособлений» они работают совместно. Эти этапы мы тоже представляем «звездочками обдумывания». Для этого надо еще один чистый лист. В центре листа необходимо написать название изделия, а дальше по сторонам (как лучики солнца) зарисовать модели или записать материалы. Всем идеям нужно вынести вердикт «да» или «нет». Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность, себестоимость, обеспеченность материалами, трудоемкость.
Когда оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.
Технологический этап требует повышенного внимания и усидчивости. Здесь мы вместе обсуждаем последовательность изготовления изделия, а практическую работу каждый выполняет свою. При изготовлении изделия я обращаю внимание детей на организацию рабочего места, на соблюдение правил техники безопасности. Подготовка учащихся 5-х классов к этой работе требует особого внимания. Они должны понять практический смысл процесса проектирования, что повысит мотивацию их дальнейшей работы над проектом.
Разработан алгоритм работы над проектом, который помогает ученикам в планировании и приучает детей к четкому порядку. Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, предлагаю им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.
Введение.
Тема моего проекта____________
Я выбрала эту тему, потому что ___________
Цель моей работы______________
Проектным продуктом будет ___________________
План моей работы________________
Основная часть
Я начала свою работу с того, что_________________
Потом я приступила к _____________________
Я завершила работу тем, что____________________
В ходе работы я столкнулась с такими проблемами_____________
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я__________
План моей работы был нарушен, потому, что_____________
Но все же мне удалось достичь цели проекта________________
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например_________________
Это произошло, потому что__________________
Если бы я начала работу заново, я бы_____________
В следующем году, я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы_____________________________
Я думаю, что я решила проблему своего проекта, так как______________
Работа над проектом показала мне, что (что узнала о себе и о проблеме, над которой работала)___________________
Описание в 5 классе по шаблону помогает ребенку проанализировать свои успехи и неудачи, отрефлексировать свои чувства и эмоции.
В разработанном алгоритме проектирования фундаментом является мотивация, а вершиной – защита проекта.
Учитывая разную степень подготовки дети получают задания соответствующие уровню их возможностей и способностей. При этом задания постепенно усложняются. Благодаря методу проектов, у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за его пределами. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняются учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности.
Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
Уроки технологии – это уроки жизни. Данный предмет дает учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования.
Использование метода проектов во внеурочной деятельности
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся происходит через активное привлечение детей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, выполнению докладов, проектов, КТД. Творческие работы учащихся использую в учебной и внеклассной работе, что повышает их значимость в глазах учеников.
Моя система педагогической деятельности направлена на формирование у каждого учащегося универсальных знаний, умений, навыков, чувства ответственности, а также важной жизненной установки: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и на этой основе создавать высококачественные изделия в ответ на существующие потребности. При таком подходе ученики приобретают на занятиях навыки решения проблем потому, что сами этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.
Для оценки творческой деятельности учащихся разработаны возможные критерии оценки проекта: оценку качества оформления и выполнения проекта; оценку защиты проекта.
Каждый этап проекта отражается в дизайн - папке, где у учащихся собирается своеобразный портфолио «Мои проекты» по классам.
Сочетание двух технологий: технологии проектного обучения и технологии «портфолио» дает хорошие показатели обучения. Технология «Портфолио» формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
коммуникативные: защищать самые смелые идеи;
личностные: самобытность и гибкость мышления, любознательность;
социальные: способности к коллективной деятельности;
литературно-лингвистические: описание идеи;
математические: расчёт затрат и времени;
художественные: разработка дизайна изделий;
манипулятивные: координация движений;
технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление.
9. Результативность опыта
Вся моя педагогическая деятельность ориентирована на качество образовательного процесса и качество результатов, которое выражается в достижениях учащихся.
Позитивная динамика «качества знаний» учащихся
за 2009 – 2011 годы
Год обучения | Количество учащихся | на «5» | на «4» | на «3» | на «2» | % качества | % успеваемости | |
Технология | 2008- 2009 | 171 | 98 | 53 | 20 | - | 88 % | 100% |
2009-2010 | 130 | 79 | 39 | 12 | - | 90% | 100% | |
2010-2011 | 106 | 62 | 38 | 6 | - | 94% | 100% |
Вывод: система преподавания технологии с использованием метода проектов обеспечивает 100% успеваемость учащихся и позволяет повысить качество обучения с 88% до 94%.
Позитивная динамика уровня обученности учащихся
за 2009 – 2011 годы
Применение проектного метода обучения и других современных педагогических технологий, нетрадиционных форм организации урочной и внеурочной деятельности с учетом психолого - возрастных и индивидуальных особенностей учащихся позволяют мне повысить эффективность образовательного процесса. Динамика эффективности образовательного процесса проводилась по нескольким методикам: через определение процента качества, расчет СОУ-ЭФ-I - степени обученности учащихся (технология В. П. Симонова), ОТ - отклонение от минимальной средней общей успеваемости и ТЕ - тенденции повышения уровня обученности (технология О. Ф. Никонова).
Год обучения | Кол-во учащихся | на «5» | на «4» | на «3» | на «2» | % качества | СОУ-ЭФ I (по В. п. Симонову) | по Никонову | ||
ОТ | ТЕ | |||||||||
Технология | 2008- 2009 | 171 | 98 | 53 | 20 | - | 88 % | 0,64 | 0,95 | - |
2009-2010 | 130 | 79 | 39 | 12 | - | 90% | 0,75 | 1 | 0,05 | |
2010-2011 | 106 | 62 | 38 | 6 | - | 94% | 0,76 | 1,07 | 0,07 |
Вывод: степень обученности учащихся за три года повысилась с 0,64 до 0,76.
Диаграмма отклонения от минимальной средней общей
успеваемости и тенденции повышения уровня обученности
по (О.Ф. Никонову)
Вывод: в период с 2009 по 2011 год показатель ОТ вырос с 0,95 до 1,07; ТЕ (тенденция повышения уровня обученности) - положительная.
Вывод: степень обученности учащихся за три года повысилась с 0,64 до 0,76.
Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по технологии (проектов, исследований и др.)
За три года увеличилось количество творческих, исследовательских проектов учащихся (победителей и призеров), представленных на научных конференциях.
Год | Ф.И. учащихся | класс | Форма творческой работы | Тема творческой работы | Уровень участия |
2008-2009 | Половинина Александра Сучкова Евгения Петрищев Андрей | 5 В 11 А 6 В | проект проект
проект | Народные мотивы в современном фартуке Использование предметов декоративно-прикладного творчества в интерьере жилища Есть такая профессия – Родину защищать | школьный 1 мест. муниципальный школьный 1 место региональный школьный 2 место федеральный |
2009-2010 | Половинина Александра Мороз Светлана Ермакова Анастасия Лапшина Дарья Григорова Юля | 6В 5 Б 7 В 6 Б 6 А | проект проект Исследовательская работа проект проект | Дорога к храму Маленькие шедевры Народные обряды, обычаи, традиции Волшебный лоскуток Интерьер кухни | школьный 1 мест. городской федеральный школьный 2 место школьный 2 место городской школьный школьный |
2010-2011 2011-2012 | Тищенко Людмила Петрищев Андрей Федоров Сергей Пинигина Екатерина Литвинцева Арина Половинина Александра Белозерова Анна Найденова Олеся Денисенко Женя Шамрелюк Олеся Бацеко Люда Мороз Света | 8 В 8 В 8 В 7 Б 6 А 8 В 7 А 6 В 7 В 9 "В" 7 "Б" 7 "Б" | исследовательская работа проект проект
проект
проект проект проект проект проект исследовательская работа исследовательская работа | Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш Портфолио – путь к профессиональному самоопределению «Патриотом быть, а не слыть» "Любимая игрушка" "Новогодний калейдоскоп" Овеянные славою флаг наш и герб «Ретро – елочка» Знаки зодиака О профессии пожарного "Влияние семьи на профессиональное становление подростков" Школьная форма: "за" и "против" "Волшебный мир оригами" | школьный 1 место муниц.» 1 место федеральный школьный 2 место федеральный школьный 1 место муниципальный федеральный школьный 1 место муниципальный школьный 3 место муниципальный школьный 1 место муниципальный 1 место региональный муниципальный 1 место муниципальный 2 место муниципальный 1 место региональный 1 место федеральный победитель |
Лучшей характеристикой результативности моего опыта могут служить показатели участия моих учеников различных выставках, конкурсах.
Приведу примеры творческих исследовательских проектов учащихся, которые были представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места:
краеведческой направленности: «Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш»; «Народные мотивы в современном фартуке»
профориентационной направленности: «Есть такая профессия - Родину защищать»; «Портфолио – путь к профессиональному самоопределению»; «Влияние семьи на мой профессиональный выбор»;
экологической направленности - «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Мусорный карнавал»;
эстетической направленности – «История русского костюма»; «Школьная форма: за и против»;
«Интерьер кухни»; «Маленькие шедевры» (изонить); «Использование предметов декоративно – прикладного творчества в интерьере жилого дома»
патриотической направленности: «Моя малая Родина – Белогорск»; «Овеянные славою флаг наш и герб»; «Патриотом быть, а не слыть»
духовно-нравственной направленности: «Дорога к храму»; «Пробуждение».
В 2011 году учащаяся 8 "В" класса Тищенко Людмила участвовала в городском конкурсе "Интеллектуальная ассамблея", где защищала проект "Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш" - итог 1 место.
Учащиеся 9 "В" класса приняли участие во всероссийских конкурсах центра гражданско-правового образования "Восхождение":
конкурс "Сила мысли" - Федоров Сергей "Патриотом быть , а не слыть"
конкурс социальных проектов: Петрищев Андрей "Портфолио - путь к профессиональному самоопределению" и Тищенко Людмила "Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш".
Межрегиональный конкурс творческих работ "Выбор профессии - путевка в жизнь" город Томск - Шамрелюк Олеся "Влияние семьи на профессиональное самоопределение подростков" - победитель
Количество участников заочного фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио" с каждым годом растет:
2009-2010 - Петрищев Андрей, Половинина Александра
2010-2011 - Федоров Сергей, Тищенко Людмила, Петрищев Андрей
Этих успехов мне удается достигать благодаря индивидуальной работе с учащимися, использованию проектных технологий в образовательном процессе, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Итоги успешности обучения учащихся проектной деятельности по технологии за 2009-2011 учебные года (по О. Ф. Никонову)
Вывод: Глубокое диагностирование и мониторинг уровня развития, овладения учащимися объемом знаний дает возможность оценить даже малый сдвиг успешности в учении каждого учащегося, определить истинное время начала отставания, снижения уровня успеваемости ученика. Анализ показал, что с 2009 года по 2011 год показатели отклонения от социальной нормы и динамики отклонения плавно возросли. Данный анализ показывает, что использование коммуникативного метода обучения приводит к положительным результатам.
Распространение педагогического опыта
на городском ПМО
- «Организация проектной деятельности учащихся »
- Мастер – класс «Организация индивидуальной и групповой проектно-
исследовательской деятельности в рамках преподавания предмета
«Технология» март, 2009 год
Мастер - класс «Система действий учителя и учащихся на разных стадиях
работы над проектом» ноябрь, 2009 год
- Участие в городской ярмарке методических инноваций по теме: «Ведение ФГОС – новый вектор в развитии профессионализма учителя» - 2011 год
Выступление перед слушателями Амурского областного ИРО
- Презентация опыта работы: «Использование метода проектов для развития творческого потенциала личности школьника 2011 год
БГПУ ИПФ областная научно-практическая конференция
- «Возрождение народных промыслов через проектную деятельность
учащихся» 2009 год
- «Использование метода проектов как эффективного средства раскрытия
творческого потенциала личности» 2010 год
Всероссийские научно-практические конференции:
- " Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей у школьников через проектную деятельность на уроках технологии " - Центр гражданско - правового образования "Восхождение".
- "Исчезающие художественные промыслы России: Инновационное измерение" - ФГБОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" Ивановская область.
- "Проектно - исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся" - журнал "Новое образование"
- "Метод проектов в технологическом образовании школьников"-
VIII Международная Интернет-конференция "Перспектива"
г. Железногорск Красноярский край
10. Перспективы использования в массовой практике
Данный педагогический опыт может быть использован учителями технологии и других школьных дисциплин средних общеобразовательных школ, осваивающими новые образовательные технологии. Методу проектов можно найти применение в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод адаптируется к особенностям всех без исключений учебных дисциплин, и в этом он универсален.
Перспективность данного опыта:
- использование больших возможностей для формирования индивидуальных, творческих, интеллектуальных, познавательных, практических умений учащихся; развитие исследовательской деятельности обучающихся.
Использование метода проекта позволяет сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности , развитие её интеллектуальных и творческих способностей.
Литература
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2009.
- Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2009.
- Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. – Из-во «Учитель», 2010.
- Первое сентября www.1september.ru
- Учитель.ru http://teacher2010.ru/about.php
- «http://www.zavuch.info/:
- http://www.proshkolu.ru/user/jrcfyf73/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...