Обобщение опыта работы
материал по теме

Назарук Нина Алексеевна

Обобщение опыта работы по теме : "Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_nazaruk_n.a.docx285.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

                     Тема опыта:

"Использование метода проектов на уроках технологии и во внеклассной работе как средство развития творческих способностей учащихся"                                                    

         городской мастер-класс 27 марта 2009 022

г. Белогорск 2012

Содержание.

1.   Сведения об авторе опыта

          2.   Ведущая педагогическая идея опыта

3.   Условия возникновения и становления опыта

4.  Теоретическое  обоснование   опыта

5.  Актуальность опыта

6.  Новизна опыта

        7.  Возникшие  трудности и проблемы

       

           8.   Технология опыта

       

           9.  Результативность опыта

       

          10.Перспективы использования в массовой практике

               

рисунок

  1.  Сведения об авторе опыта

           

      Назарук  Нина Алексеевна

Год рождения:  12.05.1956г

Образование: высшее,  Благовещенский

технологический институт (АМГУ) 1987 год.

По специальности: инженер - технолог

Квалификационная категория:

2006 год – высшая  квалификационная категория

2011 год - высшая  квалификационная категория

Общий трудовой стаж работы – 36 лет

Педагогический стаж - 33 года

Стаж работы в МОУ СОШ № 11 -  20 лет

Общественная активность:

руководитель городского  ПМО учителей технологии

Награды:

2009

2011

2010

  Почетная грамота министерства образования и науки Амурской области

 приказ №1094 от 15. 07.2009 

Диплом

I степени

Пр. от 21.06.2011г.

№ 469

Диплом

15. 05. 2010 

За многолетний добросовестный труд, преданность избранной профессии, значительный вклад в совершенствование образовательного процесса, высокий профессионализм и творческий подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Победитель городского конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений г. Белогорска 2011 года

 за 3 место в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучшее учебно-методическое пособие (разработку),  по тематике «Пожарная безопасность»

региональный

муниципальный

региональный

2.  Ведущая педагогическая идея опыта

“Дети не рождаются с пустыми руками,

они несут с собой заряд создания духовных и

 материальных ценностей, они в состоянии

сотворить их, потому и рождаются,

чтобы создавать и творить.

Только надо помочь им раскрыться…”

Ш.А. Амонашвили

       Цель:  создание условий для формирования творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

 Задачи: 

-  дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;

-  содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и

   во внеурочное время;

-  воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность,

    личную инициативу, веру в себя;

-  формировать умения учащихся самостоятельно критически

     мыслить,    видеть возникающие в реальной действительности

     проблемы и      искать пути  их решения;

-  развивать способность самостоятельно приобретать необходимые

    знания,   формулировать свою точку зрения, обобщать,

    систематизировать,   анализировать материал и  применять его на

     практике;

  •  формировать такие качества личности как трудолюбие,

предприимчивость, ответственность, адекватную     самооценку;

  • готовить учащихся к профессиональному самоопределению и

   социальной адаптации.

  Ведущая идея данного педагогического опыта заключается в том, что проектная  деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она: 

  • личностно  ориентирована;
  • использует множество дидактических подходов;
  • самомотивируема, что означает возрастание интереса и  

            вовлечённость в работу по мере её выполнения;

  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда,   развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

3.  Условия возникновения и становления опыта

              Федеральный государственный образовательный стандарт определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель школы. Особое внимание в стандарте отведено деятельностному, практическому содержанию образования.    Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.  Считаю, что творческое начало в деятельности учителя и учащихся и есть то искомое, которое способно вывести процесс обучения на качественно новые конечные результаты. В процессе общения с учащимися я наблюдаю и фиксирую проявления их личностных качеств, даю общую оценку их отношения к учению и в зависимости от этого строю свою собственную деятельность.

На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках технологии и во внеклассной деятельности оказали влияние следующие факторы:

  • произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования. Для этого потребовались такие методы обучения, которые бы:

    - формировали  активную, самостоятельную и инициативную позицию

        учащихся в учении;
  - развивали в первую очередь общеучебные умения и навыки:  

      исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  - формировали не просто умения, а компетенции, т.е. умения,  

     непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической

     деятельности;
  - были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса

      учащихся;
  - реализовывали принцип связи обучения с жизнью.

  • изучение методической литературы;
  • активное участие в работе  ГМО, изучение опыта коллег.

         К сожалению, реальное состояние дел в преподавании технологии в целом еще далеко от желаемого эталона.

     Исходя из этого, у меня возникла проблема:

- как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным;

- что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным;

- как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

  Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда обдумывались новые формы работы. Одной из таких удачных находок и стал метод проектов.                     

                             

                                  4. Актуальность опыта 

 «… Проектное обучение поощряет и усиливает

истинное учение со стороны учеников,

 расширяет сферу субъективности в процессе

самоопределения, творчества и конкретного участия …»

                                                                                                    В. Гузеев   

Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Необходимы стандарты нового обучения и воспитания, ориентированные на компетентность, построенные на достижение результата, направленные на общее развитие школьников. Ежегодно повышаются требования к уровню  технологической грамотности выпускников.        Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования выступает  в первую очередь развивающая система. Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность.     Метод проектов – это одна из конкретных возможностей реализовать воспитательные и образовательные цели. Метод проектов легко "вписывается" в любые программы обучения, используемые в образовательной области "Технология".  

     Проведенное мной исследование по теме: "Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности" показало, что, если в образовательном процессе используется метод проектов, то  в процессе работы удается установить:

- прочные связи между теорией и практикой;

- повышается уровень усвоения ЗУН, технологическая грамотность

    учащихся;

- формируется самостоятельность, ответственность, предприимчивость,

   способность к   самооценке собственных достижений;

- развитие  умений работать в команде и отвечать за результаты

     коллективного труда.

        Проектная методика основывается на личностно - ориентированном подходе. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности.

 Ведущие положения  проектной  методики  основаны:

  • на учете  особенностей  личности  учащихся;
  • на связи идеи проекта с реальной жизнью;
  • на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников;

        

5. Теоретическое обоснование опыта

    Метод проектов возник и получил распространение еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Разработали метод американский философ и педагог Дж. Дьюи и его

ученик В.Х. Килпатрик.

 Главная идея, на их взгляд, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания».

      В России идеи проектного метода возникли параллельно с разработками американских педагогов, но в 1931 году метод проектов был осужден и до 80-ых годов XX века в России не предпринимались попытки возрождения этого метода. Однако в других странах метод нашел широкое распространение, а в наиболее развитых странах мира реализуется  международный проект Юнеско по технологической грамотности подрастающего поколения.

Историко – педагогический анализ позволил выделить три этапа становления метода проектов в школьном образовании:

  • этап доминирования метода проектов. Данный метод рассматривался в качестве основной формы и универсального средства обучения, предполагающего гуманистическую направленность деятельности педагога, построение учебного процесса на активной,  деятельностной и интегративной основе (Дж. Дьюи,  У. Килпатрик, Э. Киллинг, С.Т. Шацкий и др.);
  • этап переосмысления концепции метода проектов (70 – 80-е годы XX века);
  •  этап полифункциональной ориентации представлений о сущности метода  проектов (конец XX века) Этот метод рассматривается как новая педагогическая технология.

    При использовании метода проектов в процессе обучения технологии,  в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:

  • Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…».
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…». «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».

      Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных,  внепредметных и внешкольных.

     Согласно классификации Е.И. Полант, выделяют пять типов проектов:

        - исследовательский; 

        - творческий;

        - ролево-игровой; 

        - информационный ;

        - практико-ориентированный. 

Дизайн-петля – алгоритм проектной деятельности

  1.Определение

потребности

                                                                                  2.Исследование      

                                                                                                       (дизайн-анализ)

                                                                                                   3. Обозначение

                                                                                                                                 требований к         объекту

                                                                                                                                 проектирования

                                                  9.Оценка        

                                                ( (рефлексия)

        7. Планирование        4. Выработка

        первоначальных

        идей

            5. Анализ идей

     8.Изготовление

        6. Выбор одной идеи

      Проект  предполагает наличие определённых этапов и оценки результатов.  В ходе работы над проектом учитель является консультантом, источником информации, координатором и помощником. Он должен помочь в выборе способов работы, но не давать конкретных знаний.

6.  Новизна опыта

        «Ученик - это не сосуд,

который нужно наполнить,

 а факел, который нужно зажечь».

 Плутарх

Опыт по характеру продуктивный, так как я использую технологию  развивающего и проблемного обучения, опираясь на передовой педагогический опыт учителей – новаторов. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества.

В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Совместная творческая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить творчество других.

7. Возникшие трудности и проблемы

     В процессе проектной деятельности возникают трудности:

-  большинство проектов требует времени, значительно превышающего  

     время    урока;

-   неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности,

 повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников;

-  дети легко  увлекаются, поэтому работу начинают с желанием,

   энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями   могут  бросить работу над

   проектом;

-   в начале внедрения метода проектов в практику работы у ребят был дополнительный стимул – проект – это экзамен, теперь его нет.

                               

                               8. Технология опыта

 

                                                                       Учение вообще есть  

                                                               «совместное  исследование,

                                                         проводимое  учителем и учеником»

                                                                                          С.Л. Рубинштейн                                                                          

                                                                                         

       Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже много лет.  За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но  интересной работы.

   В начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Моя задача показать, насколько полезны и практически значимы, они являются для каждого из них.    В организации проектной деятельности очень важен первый этап – выбор темы проекта. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность.  При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

   Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:

  • благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
  • творческую атмосферу, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;
  • постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие

                            чрезмерной опеки.

          Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого ученицами  изделия. Для этого использую приемы:

  • прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;
  • использование в качестве образца наиболее удачных работ и  проектов для показа в обучении; рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы.

      Творческие способности присущи любому человеку, любому ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи.      

     Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Роль учителя на первом и последних этапах особенно значима. От того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе  роль  велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям.

Я определила для себя последовательность выполнения учебного проекта, при этом  степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна.

Этапы выполнения проекта

  Самая первая ступень в выполнении проекта - выбор проблемы. Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем наиболее существенную.  Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что - либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникшие проблемы. Предлагаю порассуждать, посмотреть на близких, друзей, с какими трудностями они сталкиваются. Чем помочь себе и им? Какие умения и навыки они хотят развить в себе? Отвечая на эти и подобные вопросы, можно понять, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

                  Предлагаю детям  составить «звездочку  обдумывания».

Для этого надо взять чистый лист и записать все возникшие идеи по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах Выбранную идею можно выделить цветом. В начале занятия я делю детей на группы по 5-6 человек и над такими разделами проекта как «Выбор модели», «Выбор материалов», «Выбор оборудования, инструментов и приспособлений» они работают совместно. Эти этапы мы тоже представляем «звездочками обдумывания». Для этого надо еще один чистый лист. В центре листа необходимо написать название изделия, а дальше по сторонам (как лучики солнца) зарисовать модели или записать материалы. Всем идеям нужно вынести вердикт «да» или «нет». Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность, себестоимость, обеспеченность материалами, трудоемкость.

Когда оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.

    Технологический этап требует повышенного внимания и усидчивости. Здесь мы вместе обсуждаем последовательность изготовления изделия, а практическую работу каждый выполняет свою. При изготовлении изделия я обращаю внимание детей на организацию рабочего места, на соблюдение правил техники безопасности.   Подготовка учащихся 5-х классов к этой работе требует особого внимания. Они должны понять практический смысл процесса проектирования, что повысит мотивацию их дальнейшей работы над проектом.

          Разработан алгоритм работы над проектом, который помогает ученикам в планировании и  приучает детей к четкому порядку. Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, предлагаю им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

Введение.

Тема моего проекта____________

Я выбрала эту тему, потому что ___________

Цель моей работы______________

Проектным продуктом будет ___________________

План моей работы________________

Основная часть

Я начала свою работу с того, что_________________

Потом я приступила к _____________________

Я завершила работу тем, что____________________

В ходе работы я столкнулась с такими проблемами_____________

Чтобы справиться с  возникшими проблемами, я__________

План моей работы был нарушен, потому, что_____________

Но все же мне удалось достичь цели проекта________________

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например_________________

Это произошло, потому что__________________

Если бы я начала работу заново, я бы_____________

В следующем году, я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы_____________________________

Я думаю, что я решила проблему своего проекта, так как______________

Работа над проектом показала мне, что (что узнала о  себе и о проблеме, над которой работала)___________________

 

    Описание в 5 классе по шаблону помогает ребенку проанализировать свои успехи и неудачи, отрефлексировать свои чувства и эмоции.

   В разработанном алгоритме проектирования фундаментом является мотивация, а вершиной – защита проекта.

 Учитывая разную степень подготовки дети получают задания соответствующие уровню их возможностей и способностей. При этом задания постепенно усложняются. Благодаря методу проектов, у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за его пределами. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняются учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности.

Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

 Уроки технологии – это уроки жизни.    Данный предмет  дает учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования.  

Использование метода проектов во внеурочной деятельности

Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся происходит через активное привлечение детей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, выполнению докладов, проектов, КТД. Творческие работы учащихся использую в учебной и внеклассной работе, что повышает их значимость в глазах учеников.

   Моя система педагогической  деятельности направлена на формирование у каждого учащегося универсальных знаний, умений, навыков, чувства ответственности, а также важной  жизненной установки: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и на этой основе создавать высококачественные изделия в ответ на существующие потребности.  При таком подходе ученики приобретают на занятиях навыки решения проблем   потому, что сами этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.

    Для оценки творческой деятельности учащихся разработаны возможные критерии оценки проекта: оценку качества  оформления и выполнения проекта; оценку защиты проекта.

  Каждый этап проекта отражается в дизайн - папке, где у учащихся собирается своеобразный портфолио  «Мои проекты» по классам.

 Сочетание двух технологий: технологии проектного обучения и технологии «портфолио»  дает хорошие показатели обучения. Технология «Портфолио» формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

     В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

коммуникативные: защищать самые   смелые идеи;

личностные: самобытность и гибкость мышления, любознательность;

социальные:  способности к коллективной деятельности;

литературно-лингвистические: описание идеи;

математические: расчёт затрат и времени;

художественные: разработка дизайна изделий;

манипулятивные: координация движений;

технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление.

                             

                                 9.  Результативность опыта

   Вся  моя педагогическая деятельность ориентирована на качество  образовательного процесса и качество результатов, которое выражается в достижениях учащихся.

                       Позитивная динамика «качества знаний» учащихся

за 2009 – 2011 годы

Год обучения

Количество учащихся

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»

% качества

%

успеваемости

Технология

 2008-

2009

171

98

53

20

-

88 %

100%

2009-2010

130

79

39

12

-

90%

100%

2010-2011

106

62

38

6

-

94%

100%

Вывод: система преподавания технологии с использованием метода  проектов обеспечивает 100% успеваемость учащихся и позволяет  повысить качество обучения с 88%  до  94%.

Позитивная динамика уровня обученности учащихся

за 2009 – 2011 годы

        Применение проектного метода обучения и других современных педагогических технологий, нетрадиционных форм организации урочной и внеурочной деятельности с учетом психолого - возрастных и индивидуальных особенностей учащихся позволяют мне повысить эффективность образовательного процесса. Динамика эффективности образовательного процесса проводилась по нескольким методикам: через определение процента качества, расчет СОУ-ЭФ-I - степени обученности учащихся (технология В. П. Симонова), ОТ - отклонение от минимальной средней общей успеваемости и ТЕ - тенденции повышения уровня обученности (технология О. Ф. Никонова).

Год обучения

Кол-во учащихся

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»

% качества

СОУ-ЭФ I (по В. п. Симонову)

по Никонову

ОТ

ТЕ

Технология

 2008-

2009

171

98

53

20

-

88 %

0,64

0,95

-

2009-2010

130

79

39

12

-

90%

0,75

1

0,05

2010-2011

106

62

38

6

-

94%

0,76

1,07

0,07

Вывод: степень обученности учащихся за три года повысилась с 0,64 до 0,76.          

               Диаграмма отклонения от минимальной средней общей

успеваемости и тенденции повышения уровня обученности

 по (О.Ф. Никонову)

Вывод: в период с 2009 по 2011 год показатель ОТ вырос с 0,95 до 1,07; ТЕ (тенденция  повышения уровня  обученности) - положительная.

Вывод: степень обученности учащихся за три года повысилась с 0,64 до   0,76.

 Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по технологии (проектов, исследований и др.)

        За три года увеличилось количество творческих, исследовательских проектов учащихся (победителей и призеров), представленных на научных конференциях.  

Год

Ф.И. учащихся

класс

Форма творческой работы

Тема творческой работы

Уровень участия

2008-2009

Половинина Александра

Сучкова Евгения

Петрищев Андрей

5 В

11 А

6 В

проект

проект

         

 

         

проект

Народные мотивы в современном фартуке

Использование предметов декоративно-прикладного творчества в интерьере жилища

Есть такая профессия – Родину защищать

школьный 1 мест.

муниципальный

школьный 1 место

региональный

школьный 2 место

федеральный

2009-2010

Половинина Александра

Мороз Светлана

Ермакова Анастасия

Лапшина Дарья

Григорова Юля

5 Б

7 В

6 Б

6 А

проект

проект

Исследовательская работа

проект

проект

Дорога к храму

Маленькие шедевры

Народные обряды, обычаи, традиции

Волшебный лоскуток

Интерьер кухни

школьный 1 мест. городской

федеральный

школьный 2 место

школьный 2 место

городской

школьный

школьный

2010-2011

2011-2012

Тищенко Людмила

Петрищев Андрей

Федоров Сергей

Пинигина Екатерина

Литвинцева Арина

Половинина Александра

Белозерова Анна

Найденова Олеся

Денисенко Женя

Шамрелюк Олеся

Бацеко Люда

Мороз Света

8 В

8 В

8 В

7 Б

6 А

8 В

7 А

6 В

7 В

9 "В"

7 "Б"

7 "Б"

исследовательская работа

проект

проект

        

        проект

        

        проект

проект

проект

проект

проект

исследовательская работа

исследовательская работа

Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш

Портфолио – путь к профессиональному самоопределению

«Патриотом быть, а не слыть»

"Любимая игрушка"

"Новогодний калейдоскоп"

Овеянные славою флаг наш и герб

«Ретро – елочка»

Знаки зодиака

О профессии пожарного

"Влияние семьи на профессиональное становление подростков"

Школьная форма: "за" и "против"

"Волшебный мир оригами"

школьный 1 место

муниц.» 1 место

федеральный

школьный 2 место

федеральный

школьный 1 место

муниципальный

федеральный

школьный 1 место

муниципальный

школьный 3 место

муниципальный

школьный 1 место

муниципальный

1 место

региональный

муниципальный

1 место

муниципальный

2 место

муниципальный

1 место

региональный

1 место

федеральный

победитель

   Лучшей характеристикой результативности моего опыта могут служить показатели участия моих учеников различных выставках, конкурсах.

  Приведу примеры творческих исследовательских проектов учащихся, которые были представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места:

краеведческой направленности: «Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш»; «Народные мотивы в современном фартуке»

профориентационной направленности: «Есть такая профессия  - Родину защищать»; «Портфолио – путь к профессиональному самоопределению»; «Влияние семьи на мой профессиональный выбор»;

экологической направленности - «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Мусорный карнавал»;

эстетической направленности – «История русского костюма»; «Школьная форма: за и против»;

«Интерьер кухни»;   «Маленькие шедевры» (изонить); «Использование предметов декоративно – прикладного творчества в интерьере жилого дома»                                                      

патриотической направленности: «Моя малая Родина – Белогорск»; «Овеянные славою флаг наш и герб»; «Патриотом быть, а не слыть»

духовно-нравственной  направленности: «Дорога к храму»;  «Пробуждение».

 

        В 2011 году учащаяся 8 "В" класса Тищенко Людмила участвовала в городском конкурсе "Интеллектуальная ассамблея", где защищала проект "Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш" - итог 1 место.

Учащиеся 9 "В"  класса  приняли участие во всероссийских конкурсах центра гражданско-правового образования "Восхождение":

конкурс "Сила мысли"  - Федоров Сергей "Патриотом быть , а не слыть"

конкурс социальных проектов: Петрищев Андрей "Портфолио - путь к профессиональному самоопределению" и Тищенко Людмила "Народные умельцы микрорайона Амурсельмаш".

Межрегиональный конкурс творческих работ "Выбор профессии - путевка в жизнь" город Томск  - Шамрелюк Олеся "Влияние семьи на профессиональное самоопределение подростков"   - победитель

Количество  участников заочного фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио"  с каждым годом растет:

2009-2010  -  Петрищев Андрей,  Половинина Александра

2010-2011 - Федоров Сергей, Тищенко Людмила,  Петрищев Андрей

Этих успехов мне удается  достигать благодаря индивидуальной работе  с учащимися, использованию проектных технологий в образовательном процессе, направленных на развитие  творческих   способностей    учащихся.

Итоги успешности обучения учащихся проектной деятельности по  технологии за 2009-2011 учебные года (по О. Ф. Никонову)

Вывод: Глубокое диагностирование и мониторинг уровня развития, овладения учащимися объемом знаний дает возможность оценить даже малый сдвиг успешности в учении каждого учащегося, определить истинное время начала отставания, снижения уровня успеваемости ученика. Анализ показал, что с 2009 года по 2011 год показатели отклонения от социальной нормы и динамики отклонения плавно возросли. Данный анализ показывает, что использование коммуникативного метода обучения приводит к положительным результатам.

Распространение педагогического опыта

на  городском ПМО

  •   «Организация проектной деятельности учащихся »

  •  Мастер – класс  «Организация индивидуальной и групповой проектно-

   исследовательской деятельности в рамках преподавания предмета

   «Технология»      март,      2009 год

  Мастер - класс «Система действий учителя и учащихся на разных стадиях

    работы над проектом»   ноябрь, 2009 год

  • Участие в городской ярмарке методических инноваций по теме: «Ведение ФГОС – новый вектор в развитии профессионализма учителя»  - 2011 год

Выступление перед слушателями Амурского областного ИРО

  •  Презентация опыта работы: «Использование метода проектов для    развития творческого потенциала личности школьника  2011 год

БГПУ  ИПФ  областная научно-практическая конференция

  • «Возрождение народных промыслов через проектную деятельность

                учащихся» 2009 год

  • «Использование метода проектов как эффективного средства раскрытия

                     творческого потенциала личности» 2010 год

Всероссийские научно-практические конференции:

  • " Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей у школьников через проектную деятельность на уроках технологии " - Центр гражданско - правового образования  "Восхождение".
  • "Исчезающие художественные промыслы России: Инновационное измерение"  - ФГБОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет"  Ивановская область.
  •  "Проектно - исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся" -   журнал "Новое образование"
  •    "Метод проектов в технологическом образовании школьников"-

       VIII   Международная  Интернет-конференция "Перспектива"

       г.  Железногорск  Красноярский край

     

  10. Перспективы использования в массовой практике

      Данный педагогический опыт может быть использован учителями технологии и других школьных дисциплин средних общеобразовательных школ, осваивающими новые образовательные технологии.   Методу проектов можно найти применение в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод адаптируется к особенностям всех без исключений учебных дисциплин, и в этом он универсален. 

 Перспективность данного опыта:

- использование  больших возможностей для формирования индивидуальных, творческих, интеллектуальных, познавательных,  практических умений учащихся;  развитие исследовательской деятельности обучающихся.  

Использование метода проекта позволяет сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности , развитие её интеллектуальных и творческих способностей.

             

                                       

                                            Литература

  1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и    информационные технологии в системе образования». М., 2009.
  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2009.
  4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. – Из-во «Учитель», 2010.
  5. Первое сентября www.1september.ru
  6. Учитель.ru  http://teacher2010.ru/about.php 
  7. «http://www.zavuch.info/:
  8.  http://www.proshkolu.ru/user/jrcfyf73/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...